III Девочка в голубом платье, так я называл свою задумку, которая на какое-то время стала не только моей мечтой, но и целью. Я и не предполагал, что мое решение вылепить девочку в голубом платье из пластилина изменит многое в моей детской жизни. По существу я придумал для себя игру, в которой было все, что мне нужно было. Во-первых, в этой чудной игре была тайна, которая так важна для взросления любого ребенка. Во-вторых, в ней было то, чего нет ни в одной другой игре – это игра была только для меня. *** Индивидуальность – это то, что отличает нас от других. *** В детстве все складывалось как-то так, что у меня не было друзей. Маленький мальчик в очках с толстыми линзами почему-то раздражал моих сверстников и поэтому я, чаще всего, был предоставлен сам себе и играл где-нибудь в стороне от всех, и, как правило, один. Но, всем известно, что играть одному и скучно, и неинтересно. Интерес в игре появляется тогда, когда у играющего есть возможность с кем-то пообщаться, спорить или хотя бы просто разговаривать. Мое желание создать себе друга, ту самую Девочку в голубом платье, было не случайно, оно как-то совсем незаметно выкристаллизировалось из постоянно сопровождавшего меня детского одиночества. Но, я не знал, что эта детская фантазия займет меня сильно и надолго. *** Одиночество – друг творчества. *** На следующий день после разговора с братом я нашел деревянную дощечку и алюминиевую проволоку, которые должны стать каркасом для создания фигурки девочки. Мне, еще совсем маленькому мальчику, казалось, что стоит мне сделать все точно так, как описано в книге - и все остальное получится само собой. Но, на самом деле все оказалось далеко не так. Одно дело знать, как делается что-то и совсем другое это что-то делать. Как только я начал лепить фигурку из пластилина, оказалось, что я ничего не умею. Мои многократные попытки заканчивались неудачами. Фигурка человека, точнее девочки, у меня никак не получалась. Слепить что-то похожее на человечка – это одно, а слепить Девочку в голубом платье, ту девочку, о которой я мечтаю, это нечто совсем другое. Я понял, что я ничего не умею и что мне еще надо учиться лепить людей. В свои шесть лет, я еще не знал, что по существу, та игра, которую я себе придумывал и, которая вот-вот должна была выйти на режим начало, это нечто, что уже случалось в жизни других людей. Тогда я еще не знал истории про древнего скульптора Пигмалиона, царя Кипра, который влюбился в созданную им статую женщины по имени Галатея. Не знал и про писателя-летчика, который потерпев крушение в пустыне, выжил благодаря придуманному им Маленькому принцу. Все это мне еще предстояло узнать позже, через много-много лет. А пока я жил желанием вылепить для себя самую главную игрушку в своей жизни – Девочку в голубом платье. *** Девочка в голубом платье олицетворяла собой все то сокровенное, о чем нельзя никому рассказать. *** Шли дни. Мои многократные попытки вылепить Девочку в голубом платье по технологии, описанной в книге, заканчивались не удачно. Фигурка, похожая на человека у меня получилась, но, не более того. Я, как это ни странно, оставался недоволен тем, что у меня получалось. Вылепленная мною Девочка в голубом платье, которая показалась моему брату похожей на Снегурочку, казалась мне лучше, чем все другие вылепленные фигурки. По правде, фигурки, которые я лепил позже, ориентируясь на предыдущий опыт и на технологии лепки, о которых мне прочитал брат, казались мне какими-то не настоящими. Я долго не мог понять, почему так получается. Для того, чтобы понять причину своих неудач я много раз перелистывал страницы книги по изобразительному искусству, в которой впервые открыл для себя такие понятия как каркас, подставка, скульптура и пропорция. Но, понять причину своих неудач мне не удавалось. Разгадки неудач стали приходить ко мне сами собой. Опыт открывает тайны, а ключ к тайнам неудача, которая и признана, и изучена. Как-то, гуляя на улице, я заметил в руках соседской девочки Майи странную длинноногую куклу, которую она называла Варвара. Мне в какой-то миг показалось, что именно такой я и представлял себе свою Девочку в голубом платье. Я не знал, что понравившееся мне кукла – это новая игрушка, которую производили где-то очень далеко, за океаном. Но, то, что пропорции этой куклы особенные, я почувствовал интуитивно. Оказалось, что у этой куклы была своя тайна. *** У каждого из нас есть свои тайны, сопровождающие нас по жизни, порой они для нас тот крест, который мы несем на себе на свою Голгофу *** Девочка Майя имела родственников, которые жили и в Польше, и в США, что совсем не удивительно для девочки, родившейся в Западной Белоруссии. Как-то во время посещения родственников, которые жили в Польше, гостившая в это же время там родственница из США, подарила ей эту куклу. Куклу на самом деле звали Барби. Но, девочке взрослые настойчиво внушали никому об этом не говорить и назвать куклу Варварой. Времена тогда были такие, что даже неправильное имя куклы могло доставить взрослым массу самых неожиданных проблем. О том, что кукла соседской девочки Майи на самом деле имела имя Барби, я узнал намного позже, когда стал взрослым. Тогда же, в детстве, мне эта кукла показалась самой чудесной куклой в мире. Я и не предполагал, что мое восприятие этой куклы близко к истине. Заокеанские создатели куклы в качестве прототипа выбрали девочку-подростка, в то время как наши, отечественные куклы напоминали кривоногих голышей. Маленькие бесполые голыши не очень-то восхищали девочек, которые чаще предпочитали играть с куклами, которых они делали из бумаги. Надо сказать, эти куклы обладали одним несомненным преимуществом – они были более взрослыми и, как правило, уже носили бюстгальтеры. Кроме того, их можно было одевать и переодевать в придуманные и сделанные девочками наряды. Эти бумажные куклы, плоские нарисованные на плотном картоне и вырезанные по контуру были самыми лучшими игрушками для игры в семью. Кроме того, их наряды, тоже нарисованные и вырезанные из бумаги, можно было надевать на них в соответствии с ситуацией. Среди нарядов были купальники, разные платья и, конечно же, свадебные. Платья крепились к кукле при помощи клапанчиков. Бумажные куклы, так или иначе, были первым этапом в изучении мною пропорций тела человека. Именно рисуя их, я впервые заметил, что между мальчиками и девочками существуют различия, которые срываются под их одеждой. Бумажные куклы мальчики-парни изображались, как правило, в трусиках, в то время как девочки-девушки помимо трусиков всегда изображались с бюстгальтерами. *** Девочки для мальчиков - тайна, которую рано или поздно им захочется разгадать *** Но, до понимания всего этого мне еще нужно было дорасти. В далеком детстве, в тот самый момент когда, я принял решение вылепить из пластилина Девочку в голубом платье, я имел твердую убежденность в том, что она станет самой главной моей игрушкой, по крайней мере должна стать такой. Некоторое время я был увлечен изучением устройства куклы Варвары. Как только я замечал во дворе соседскую девочку Майю с куклой, я сразу же бросал все свои занятии и спешил к ней. Мне очень-очень хотелось подержать в руках ее куклу, которая казалась мне самой лучшей в мире куклой. Было в этой кукле что-то, что я должен был разгадать, кроме того, мне важно было знать, как у куклы сделаны руки, ноги и лицо. Еще более важным мне казалось необъяснимое желание попытаться раздеть ее, снять все одежки, чтобы рассмотреть, как выполнено у нее тело, туловище, как стыкуются к туловищу руки и ноги. Так или иначе, но это желание преследовало меня довольно долго. Однако, случай подержать в руках куклу Майи не представился. Как-то Майя загулявшись, забыла свою куклу на скамейке рядышком с песочницей. Когда ее мать позвала домой, Майя рванула домой, оставив свою Варю и ведёрко на скамеечке. Я получил редкую возможность не просто подержать ее куклу в руках, но и ощупать ее и осмотреть. За каких-то пять минут, я смог очень многое. Правда, раздеть куклу удалось лишь частично, но я успел заглянуть ей под одежду и рассмотреть ее живот, груди, ноги и руки. Для себя я отметил, что кукла Варвара очень сильно отличается от бесполых кривоногих голышей, которые были почти у всех девочек из нашего двора и выглядит она, как девушка-подросток. Все эти, сделанные мною в детстве открытия, я осознал намного позже. А тогда, в далеком детстве, эти открытия представлялись мне тайной, которую разгадал только я. Меня переполняло желание слепить из пластилина девочку, которая бы была похожа и на соседскую и девочку Майю, и на ее куклу Варвару, и на мою мечту о самой красивой в мире девочке. Первые попытки воплотить все это в фигурке, вылепленной мной из пластилина, показали, что я не то чтобы не знаю, как лепить человека, я даже не представляю, как это делается, если к этому подходить серьезно. Первые шаги в реализации задуманного показали, что для того, чтобы вылепить человека нужно знать о том, как и то, как устроено тело человека, и то, что есть такое понятие, как пропорции человеческого тела. Если же при лепке не обращать на это внимание, то фигурка получается ужасной и уродливой, которую даже человечком назвать нельзя. *** Иногда трудно понять то, чего хочется в данный момент потому, что понятие хочется часто не имеет образа. *** В конце концов, я придумал то, какой должна получиться моя Девочка в голубом платье. Я, почему то, был уверен, что от моего придумывания до реализации задуманного осталось совсем немного. Девочка в голубом платье виделась мне длинноногой, такой же, как кукла Варвара девочки по имени Майя. Я был уверен в одном - у нее должны быть кучерявые волосы, светленькие, мягкие, как нежный шелк. Глаза у нее должны бы были быть вишневые. Темные. Платье у девочки должно бы было быть легким-легким. Мне даже показалось, что еще немного, и я смогу нарисовать эту девочку на белом листе в альбоме для рисовании. © Copyright: Ан Леере, 2010 А.Leere. |