ЖАСМИНОВЫЙ ЗАБОР. Помнишь, как-то давно, лет двадцать назад, еще во времена учебы в университете, ты оказался возле какого-то монастыря на крутом морском берегу, оградой которого служил цветущий жасмин. Ты стоял возле этой ограды, было солнечно, по-летнему тепло и легкий морской бриз пронизывал все тело густым запахом цветов жасмина. То был нелегкий период в твоей жизни – гнетущее состояние оторванности от всех и одиночества из-за больших и неожиданных потерь, резко изменивших твою жизнь, затянулось до давящей боли в сердце. Длился этот период уже около года. Ты стоял возле жасминовой ограды и вдруг почувствовал, как все твое тело словно растворяется в этой необыкновенной гармонии голубого неба, моря, жасмина и тишины. Это состояние сладкого блаженства усиливалось с каждым мгновением. Какая-то неведомая сила сбросила с тебя всю тяжесть твоей души и освободила ее для полета. Казалось, наступает вечность. Ты вспомнил, что где-то читал, как от необычного сочетания облаков Рамакришна впервые впал в состояние самадхи. Трудно предположить, что бы ты еще успел почувствовать и осознать, если бы вдруг не увидел перед собой монаха, вперившего в тебя свой пронизывающий, насыщенный ненавистью взгляд. Продолжая какое-то время прищурено смотреть на тебя, он злобно выдавил: «Вам сюда нельзя!», показывая костлявым указательным пальцем на территорию монастыря за оградой. Он словно окатил тебя холодной водой. Это было так неожиданно, что ты, обладая острой и мгновенной реакцией на любое действие, не знал, как отреагировать, что сказать. Когда ты окончательно пришел в себя и монах исчез так же, как и появился, твои взорвавшиеся эмоции нашли только один выход сопровождаемые фразой, брошенной в ответ: «А тебе сюда нельзя!» и ты точно также указал пальцем за оградой на своей стороне. Ты потом сожалел об этом - не нужно было тебе так реагировать на существо, заслуживающее сочувствия. Спустя время, размышляя об этом случае, ты пришел к выводу - бесконечность нельзя ограничить забором, даже если он жасминовый. Ограничение может быть как необходимость, но не как основное и единственное условие духовного поиска, духовных занятий, духовной эволюции. Можно спрятаться за забором из страха и чувства неполноценности и превратиться в такого вот монаха, который неосознанно всегда будет чувствовать свой проигрыш вызову, который делала ему жизнь по этой стороне забора. Прими он этот вызов и пройди испытания судьбы, тогда, возможно, сознательно принимая необходимость монашеской жизни, эта встреча носила бы другой характер. Его бы тогда не пугала та сторона забора, куда ему действительно уже не попасть, которая для него всегда будет препятствием достижения духовного величия. Бесконечность нельзя ограничить забором, пусть даже жасминовым. |