Сюжет повести оставляет ощущение непродуманности, словно автор сам не знает, что случится с его героями дальше. Кто бы что ни говорил и ни писал, так быть не должно! Повествование в духе «потока сознания» давайте оставим для людей более искушенных и начнем с чего-то попроще. Любая крупная форма – это путешествие из пункта А в пункт В со всеми остановками. Читатель не должен теряться в догадках, почему герой делает это или внезапно оказывается вот здесь. Если вы не хотите говорить прямо – нужно хотя бы намекнуть. Способ выстроить четкий сюжет прост: нужно написать подробный план развития событий от начала и до финала (в точности как в школьном сочинении). Звучит не очень вдохновенно, но зато реально помогает на практике. Писательство, как и любое другое творчество, на 80% состоит из ремесла. Постарайтесь придумать, найти опытным путем свои приемы работы над текстом. Например, самый примитивный вариант выглядит так: написать подробный план текста; заранее определить характер, внешность, особенности речи и поведения каждого героя. Это минимум. Другой вариант – учиться у других. Почитайте классиков. При этом отнеситесь к тексту как профессионал, попробуйте проанализировать его как «собрат по перу»: как автор выстраивает сюжет, как «преподносит» читателю героев, почувствуйте особенности стиля, интонации, почему события развиваются именно так, а не иначе и т.д. За подходящим примером далеко ходить не придется, ведь сюжет вашей повести отчасти напоминает «Невский проспект» Н.В. Гоголя. Вот с него и рекомендую начать. Прямое подражание советовать не стану, хотя многие литературные гении начинали именно с этого. Но, даже учитывая все вышеизложенное, браться за крупную форму вам, на мой взгляд, пока рановато. Попробуйте написать короткий рассказ, например, с теми же героями. Объем текста жестко ограничьте одной страницей. Это научит избегать многословия, поможет понять, как сказать о многом «короткой строкой». Книжная жизнь намного ярче, насыщеннее реальной, так постарайтесь уместить события и эмоции месяца в один день, в один час! Еще один важнейший аспект, о котором нельзя умолчать – читателю должно быть интересно то, что вы ему рассказываете. Модное сегодня самовыражение мало что стоит, поскольку обычно не интересно никому, кроме самого автора. Если вы не пишете «в стол» и хотите быть услышанным, значит, вы пишете не для себя, а для других. Старую формулу «слово, характер, боль» никто не отменял. Пожалуйста, постарайтесь осознать, обдумать ее и применить на практике. Рассуждения, философские и жизненные воззрения и прочие «лирические отступления», которых в тексте довольно много, стоит сказать особо. На мой взгляд, их стоило вложить в уста героев, причем каждое из них должно быть выстраданным, завязанным на судьбу конкретного человека. Другой путь – нарочно выделить их в качестве прямого обращения автора к читателю, тогда текст нужно сделать более живым, эмоциональным, разговорным. Наставительного тона (которым я несколько злоупотребил в этой рецензии) нужно избегать любыми способами. Глобальная катастрофа, превратившая всех людей в безликие манекены, также происходит неожиданно и не понятно, зачем. Полагаю, этот сюжетный ход нужно очень хорошо продумать и аргументировать (пример – рассказ Бориса Виана «Любовь слепа»). Одиночество в толпе, обезличивающее влияние социума на индивидуума – предельно избитые темы, в обращении с которыми нужна большая осторожность. |