Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Алексей Аимин
Объем: 10535 [ символов ]
Тайна имени
Что же значит для нас наше имя? Одни считают, что это просто персонификация человека, проще сказать – ярлык, который удостоверяет нашу личность. Другие видят в имени некий сакральный смысл и пытаются разобраться в его дословных переводах. Предлагаю окунуться в историю русских имен, может, там мы найдем ответы.
В древности имя говорило о человеке значительно больше, чем сейчас, и отражало главную черту или умение. Когда-то в детстве мы зачитывались романами Фенимора Купера „Следопыт“ и „Зверобой“. Имена индейских вождей и воинов там говорили о многом: Верная рука, Быстрый олень, Ястребиный коготь. Сразу ясно, кто может точно стрелять, кто быстро бегать, а кто цепкий и хваткий. И наши славянские предки тысячу лет назад использовали имена, применяя точно такой же принцип.
Но стоит заглянуть еще глубже. Более двух тысячелетий назад, когда люди жили среди природы и не наделяли себя божественной сущностью, они называли друг друга именами зверей, рыб или птиц: Волк, Олень, Ерш, Жаворонок, Заяц, Соловей. Все эти имена и были краткими характеристиками человека: ерш колючий, заяц трусливый, жаворонок раньше всех просыпается. Многие из этих имен просуществовали очень долго, и в писцовых книгах XVI-XVII веков часто встречаются Заяц, Муравей, Голуб.
Кроме представителей животного мира, в именах была представлена и окружающая природа, что тоже характеризовало их обладателей. Например, Горыня – подобный горе, громадный, Зима – суровый и беспощадный, Дубыня – подобный дубу, несокрушимый, Орех – твердый и скрытный, Береза – светлая и стройная. Богатырь Горыня – герой русских былин, а один из атаманов Стеньки Разина носил имя Зима. А вот еще одно интересное имя – Борщ. Неизвестно, какую оно несло информацию о человеке, но это слово в древности означало ботву растений.
С развитием языка у славян стали появляться имена, в основе которых лежали определения (качественные прилагательные) относящиеся к чисто человеческим чертам. Например, имя Кощей говорило о костлявости и худобе, Мал – о невысоком росте его обладателя или младшинстве в родне. Замкнутого и неразговорчивого нарекали Молчаном, храброго Храбром, любимого Любимом. Конечно же, такие имена как Искрен (искренний) или Смел (смелый) вряд ли давались сразу же при рождении, существовали первоначальные (предварительные) имена. Богдан – Богом данный, Ждан – долгожданный, Голован или Милан вполне могли быть даны сразу при рождении. Очень часто детей называли по счету: Первуша или Первак, Вторуша или Вторак и т.д.
Историки утверждают, что до появления обряда крещения у славян имя ребенку присваивали в возрасте от 7 до 12 лет. При обряде инициации предварительные имена обычно заменялись, однако если ребенок ничем особенно не выделялся, имя могли и оставить. Чаще всего это случалось в неполных семьях, где мужчина погибал на войне или охоте и шанс у отроков выбиться в „люди“, овладев навыками отца, был мал. Так и дошли до нас номерные имена Третьяк, Осьмин, Девятко, а с ними и первоначальные материнские – Любим, Желана, Забава.
Совсем другое отношение было к именитству детей в семьях мужчин, владеющих ремеслом или воинским искусством. Это и неудивительно, в те времена отец должен был передать свое ремесло и умение сражаться сыновьям. Сыновья уважаемых родителей получали имена Горазд – искусный, способный, Воислав – славный воин до того, как они это могли доказать.
Самые древние женские имена нам известны из легенд: Лыбедь (Лебедь – олицетворение красоты) – сестра основателя Киева Кия. Порусья – жена Руса, брата Славена. А вот имя Лада, видимо первоначально было общим определением – милая жена и лишь потом стала именем славянской богини.
Примерно половина женских имен произошла от мужских. Вначале девочек называли по отцу: Светлан – Светлана, Боян – Бояна, Искрен – Искра. Героиня „Слова о полку Игореве“ Ярославна была наречена по отцу князю Ярославу. В летописях зафиксирован исторический случай производного имени: жена киевского князя Игоря (до замужества Предслава) взяла себе имя Ольга в честь князя Олега Вещего.
Другие древнерусские женские имена не имеют аналогов среди мужских: Снежана – беловолосая, холодная, Чернава – темноволосая, смуглая, Злата или Златоцвета – золотоволосая, Рада – радость, счастье. С тех же времен до нас дошли не требующие пояснений имена Вера, Надежда и Любовь.
Современного человека удивляет, что славяне называли детей неблагозвучными именами. Таковых было не менее ста. Одни из них считались оберегами. Например, имя Дурак (Дур) должно было уберечь ребенка от дурных поступков, а Чертан (Черт, Сатана) – оградить от нечистой силы. Другие же – это были имена-прозвища – давались их носителям позже: Блуд, Злоба, Крив – нечестный, Невзор – подозрительный.
В VII-IX веках стали появляться составные (двойные) имена. В них обычно входили основное название народа, к которому принадлежал человек, и имя главного языческого бога, почитаемого племенем. Например, имена Берислав, Борислав, Гудислав и еще добрый десяток им подобных говорили о том, что их обладатели были славянского роду-племени.
Главными богами у древних славян были Род и Мир. Род являлся прародителем богов и людей, а Мир олицетворял общее устройство мира. Отсюда имена Родан, Родислав, Родогор, Родолюб, Родомил, Родомысл, Родосвет, Родослав, Миробог, Мирогость, Миронег, Миролюб, Мироног, Мирослав. В наше время остались имена Родион и Мирон, сохранившие эти очень древние корни.
От бога скотоводства Велеса (Волоса) были образованы слова великий и величина, а от них произошли имена Велемир, Велемудр, Велибуд, Велигор, Велигост, Велимысл, Велислав, Велизар; последнее преобразовалось в Елизар.
От имени правнука Рода Радигоста – бога торговли и гостеприимства – в славянском языке появилось слово радость. Пришедшее на Русь с территории Польши племя именовало себя радимичами. Думается, имена Радей, Радивой, Радим, Радимир, Радислав, Радобрат, Радолюб, Радомил, Радомысл, Радосвет принадлежали выходцам из этого племени.
Не меньшее количество имен произошло от Световида – бога света и Ярилы – бога солнца и землепашества. В имена богатырей Светозара и Светогора и князей Яромира, Ярослава, Ярополка и др. вкладывались понятия светлый, яркий и яростный.
В IV-V веках от берегов Балтики пришли западные славяне ванты (венты, венеты). Это племя упоминается в различных источниках. В Киевской Руси их называли вятичами по имени вождя Вятко. Вятичи жили на обширных территориях к юго-востоку от Москвы. В хазарских и арабских источниках они не раз упоминаются как вантиты, или сокращенно ваны. По одной из версий, с этим этнонимом связано имя Иван. Некоторые исследователи считают, что люди этого племени были просты и бесхитростны и представлялись примерно так: я – ван или просто ван. Действительно, можно найти ряд примеров совмещения личных имен с названием племени: у прикарпатских дулебов самым распространенным именем было Дуло, на Северном Кавказе у аланов-русов – Руслан, от западных славян вентов в Польше до сих пор сохранилось имя Венцлав (Вентслав). Но более аргументированной остается версия происхождения имени Иван от канонического Иоанн. Первые Иваны среди Рюриковичей появились в начале XI века вместе с Андреями, Юриями (Георгиями) и Даниилами.
В период царствования Ивана Грозного православная церковь начала активно вытеснять древние славянские имена, заменяя их при крещении каноническими. При этом предлагались имена поминаемых святых, указанных в месяцеслове (по-народному в „святцах“) на день крещения. Иоанн там упоминался чаще других – 64 раза.
Через сто лет древние имена вышли из обихода и стали забываться, и нам знакомы лишь имена первых русских князей и воевод. Хотя в княжеских родах переход на канонические имена произошел раньше, но и здесь он растянулся надолго. После крещения и получения новых имен многие князья предпочитали именоваться прежними славянскими, в том числе Владимир Святой (Владимир Красно Солнышко), получивший при крещении имя Василий, и его сын Ярослав, получивший имя Юрий (Георгий). Среди русских князей древние имена были в ходу вплоть до XIV века, последний Святослав из рода Рюриковичей умер в 1386 году.
Сегодня список восстановленных древнеславянских имен довольно обширен. Их собирали по берестяным грамотам, писцовым книгам и другим древним документам. При выборе имен существовал определенный порядок. Только дети князей могли быть наречены такими значимыми именами, как Владимир – владеющий миром, Всеволод – властелин народа, Святослав – священная слава, Яромир – солнечный мир. Определенные имена были у боярской знати и полководцев: Добромысл – добрый и разумный, Борислав – борец за славу, Горислав – горящий во славе, Ратибор – защитник. Горожане и ремесленники брали еще менее громкие имена: Добролюб – добрый и любящий, Доброжир – добрый и богатый, Милорад – милый и радостный, Путимир – разумный и мирный, Тихомир – тихий мир.
В сельской местности имена были совсем простые, двойные встречались редко. Наряду с оставшимися с самых древних времен именами Ворон, Сом, Ерш, Тур встречались ласковые Любим и Милан. Были и деловые: Путята – знающий дороги и тропы, Ворошила – хорошо и быстро работающий и даже „инструментальные“: Топор, Ворот, Гусля, а также неблагозвучные: Беско, Быкодер, Голяш, Жадок, Злоказ, Злыдень, Мордач, Свищ, Чудород и др. Многие из них существовали до середины XVII века.
Древние имена продолжают жить в нашем языке и сегодня. Одни остались в виде прозвищ: Балда, Горюн, Воротила, Забияка, Плакса, другие: Безобраз, Долговяз, Глум, Жизнерад, Догада, Докука – перешли в прямые определения: безобразный, долговязый, глумливый и т.д. Отдельные имена получили совершенно новую жизнь, например, Баян – имя сказителя и певца, стало названием музыкального инструмента; от имени Бульба, означавшего в древности водяной пузырь, в белорусском языке образовалось название картофеля. Скорее всего, имя Валуй, означавшее несуразность и бесформенность, перешло в название гриба.
В ХХ веке в СССР попытались создать новые имена, придав им общественно-смысловую нагрузку. Вот несколько из них: Авангард, Владлен, Ким (Коммунистический интернационал молодежи), Электрофикация, Революция, Октябрина, Марлен (Маркс, Ленин). Естественно, имена эти в России не прижились.
Периодически в моду входят иностранные имена. В сочетании с русскими отчествами и фамилиями они звучат несуразно, например, Артур Петрович Козлов или Агнесса Федоровна Пузырева. Намного гармоничнее звучали бы в России древние славянские имена Мирослав, Добромир, Добрыня, Всемила, Милана, Голуба. Некоторыми из них россияне уже нарекают своих детей.
Дата публикации: 30.08.2009 17:10
Предыдущее: Зеркало душиСледующее: Нищий

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Алексей Аимин[ 15.09.2009 ]
   Ну, если читать советских и постсоветских профессоров и академиков...
   Там имя Дмитрий образовано от греческой богини Деметры. Если учесть, что в Киеве в конце 11 века ни одной книги о греческих богах в помине не было, а от женских имен никогда мужских не производили, то эта чушь кому-то была на руку. Поклонение богу Митра (Миру) - на окраинах римской империи повсеместным, отчего и были они названы митрополиями. Первых священников в них и называли митрополитами. Митра - бог мира и согласия. Но надо было срочно вытравить его из памяти, вот и все.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта