По дремучим северным лесам ходит уверенной поступью хозяина бог Велес. Никто точно не знает, где и когда начался его путь. Видимо произошло это в те делекие-далекие времена, когда появились в лесу первые люди-охотники. Они одевались в лохматые шкуры, маскируясь под зверя, и молили об удачной охоте неведомую им силу. Будет добыча – продолжится жизнь. Представлялся им Велес в обличье огромного косматого медведя. Почитали и боялись люди лесного хозяина, не решались называть его истинным именем, пользовались иносказательным прозвищем: «мед-вед» - «мёд ведающий». А медвежью лапу считали сильнейшим магическим символом: давала она необходимую каждому охотнику несокрушимую силу и крепость. Думали люди, что когда-то человек и медведь были в близком родстве, и устраивали праздники, посвященные могучему предку и покровителю. До настоящих дней дошли отголоски тех праздников, сохранились они в святочных и масленичных гуляниях ряженых. Было у Велеса медвежье обличье, было и человеческое. Изображали его как волосатого (волохатого) и бородатого мужчину, одетого в медвежью шкуру, никогда не расстающегося с верным охотничьим оружием – рогатиной. А в подчинении у Велеса были не только твари дикие, но и духи – лесные, водяные, домашние. Лес издавна почитался людьми, как особое место. Давал он пищу, жилье и убежище от врагов. А еще здесь находили свое последнее пристанище души умерших предков Менялась жизнь людская, уже не одной охотой существовал человек, научился он разводить скот, и щедрый бог Велес принял на себя заботу не только о звере лесном, но и о звере домашнем. Стал Велес «скотьим богом», охранял и умножал стада, следил за людским благополучием и богатством, потому как напрямую зависели они от этого самого стада, насколько оно велико да тучно. Ведь все, что нужно было человеку для жизни, обеспечивал ему скот: и шерсть, и шкуру и кожу для одежды, молоко, масло, и мясо для еды, рог и кость для поделок. Да и землю под посевы без скота не вспашешь. Коли некого в соху запрячь, некуда будет и хлеб сеять. Появилось у Велеса еще одно обличье. Предстал он в виде могучего быка – тура. А в руках у Велеса-человека появился огромный рог, хранилище всех благ земных. Прочно занял древний бог видное место в народных календарных обрядах. Теперь в день зимнего солнцестояния и на масленицу не только рядились в мохнатые одежды, изображая медведя и прочих лесных зверей, но и надевали рогатые маски. В святки водили по селам быка, выпекали из теста фигуры коровок. Все делали для того, чтобы снискать велесово покровительство, чтобы не оставил он домашний скот без своей заботы, чтобы отвел голод и болезни. Был и особый день, посвященный богу Велесу – день первого выгона скота. После зимы впервые выводили стадо на пастбище, да не просто так, а с определенными обрядами, магическими действиями, и пользовались при этом велесовым оружием – рогатиной. Просили у бога благополучия в летнем выпасе, богатого приплода, защиты от главного врага – волка. Особая честь в этот день оказывалась пастухам – велесовым преемникам. Но был Велес не только пастырем земных стад, но и пастырем стад небесных. Приглядывал он за звездными россыпями в облике месяца – пастуха рогатого, и связывали с ним целое созвездие - Волосыни (Плеяды), сияние которого издавна предвещало удачную охоту. Развивалось земледелие, неразрывно связанное с животноводством, и Велесу был передана забота о плодородии земли. Разве срезанные земледельцем колосья не та же добыча, что и дичь у охотника? Раньше жертвовали Велесу животных, а теперь приносили в дар и хлеб из только что собранного урожая. Оставляли в поле несжатый пучок колосьев, заплетали, обвязывали лентой, говорили про него: «Волосу в бородку». Пустело поле, будто умирала земля до следующей весны, до следующей пахоты. Ровно, как и медведь, залегающий на зиму в берлогу, а по весне пробуждающийся, воскресающий. По-прежнему принимал к себе Велес души убитых животных, поддерживая связь с миром мертвых, и постепенно связь эта становилась все шире и крепче. Умершие предки, предаваемые земле, помогали вырастить урожай, земля была хранительницей их праха, а покровителем земли считали Велеса, а значит и покровителем мертвых. Но не только сельские жители почитали скотьего бога. Поклонялись ему и купцы, люд торговый, ведь словом «скот» до самого средневековья обозначали еще и имущество, деньги, богатство. Именем Велеса клялись наравне с именем громовержца Перуна. И, если считали Перуна богом княжеской дружины, Велес был богом всего русского народа. Много обрядов посвятили люди Велесу, и в каждом из них звучали ритуальные песни и стихи, вновь сочиненные и передававшиеся от поколения к поколению. Вот и стал скотий бог покровителем поэтов и сказителей, и, признавая их божественное родство, называли в народе последних «велесовыми внуками». Для поклонения Велесу создали люди каменных и деревянных идолов, чтобы молиться перед ними, чтобы приносить дары. Гордо стояли они на земле русской, обещая страждущим заступничество и участие. Но наступили времена, крестился князь Владимир, а за ним крестилась и вся Русь, и оказались под запретом языческие боги, отвергла их новая религия. Идолов сокрушили, а на месте капищ построили православные храмы. Но не исчез старый бог из народной памяти. Явственно и несокрушимо проступили велесовы черты сквозь облик христианского святого Власия, нового покровителя домашнего скота. Даже имена у них созвучны: Велес – Влас. Не забывают русские люди свои корни, свою историю. |