ПРЕДИСЛОВИЕ Когда пишешь сам, всегда интересно посмотреть, как это делают другие, сравнить, оценить, поучиться. Следует заметить, что стране бывшей всеобщей грамотности под конец века и тысячелетия повезло (прямо не знаю, ставить это слово в кавычки или нет) – нашим людям разрешили высказываться. А поскольку в России каждый второй считает себя самым умным, народ понесло! Понесло в поэты, писатели, мыслители и исследователи человеческих душ. Короче, галопом в незаурядные личности. Мотивация у всех примерно такая: Меня слегка талантом пучит, В душе сплошная кутерьма. А мыслей! Мыслей просто тучи! Уверен: это от ума. Часть из этих умников прямиком направилась в потомственные дворяне, и теперь они с жаром пишут свои родословные. Другая часть открыла в себе таланты колдунов и целителей, унаследованные от предков, которые, впрочем, об этом ни сном ни духом не ведали. Эти усердно пишут заговоры и рецепты, пытаясь всеми силами навязать их нам со страниц бульварных изданий; причём в конце доверительно сообщают, что самые „крутые“ заклинания готовы поведать нам при личной встрече, но за отдельную плату. Многие зарубежные бизнесмены, довольно быстро прочувствовав ситуацию, снабдили наших полиграфистов отличной бумагой, производимой из нашей же древесины, а потенциальных авторов прекрасным набором ручек – от простых шариковых до „Паркеров“ с золотым пером. А техника! С её помощью „самиздат“ в последнее время реально конкурирует с ведущими издательствами. Число писателей перевалило за двести тысяч! Одних только поэтов в Интернете зарегистрировано тысяч шестьдесят, не считая тех, кто творит по старинке, за кухонным столом. Если эта тенденция сохранится, лет через пять число пишущих превысит число читающих. Слава Богу, у читателей тоже есть свобода: хочешь – читай, хочешь – нет. Но новоявленные „гении“ толпами идут в народ, насильно навязывая свои „шедевры“, неся, по их мнению, недоразвитым гражданам свою правду и свой поэтический дар. Конечно, можно было бы на этих культуртрегеров не обращать внимания, если бы… Очень удручает, когда они начинают затрагивать самое святое – любовь к Родине или память о погибших. Ещё в 1940 году поэтесса Елена Ширман выступила против спекуляции графоманов святыми понятиями и чувствами: Я верю силе трудовой руки, Что запретит декретом Совнаркома Писать о Родине бездарные стихи. В те годы хоть была надежда на Совнарком. А сегодня ни одна писательская организация не высказывается по этому поводу. Я не сторонник цензуры, но считаю, что подобные „произведения“ без внимания оставлять нельзя – они опошляют подвиг и оскорбляют святое. Количество подвизающихся на поэтическом поприще растёт в геометрической прогрессии. Эта волна похожа на цунами. Я бы разделил толпы, мечтающие оседлать Пегаса и взлететь на поэтический Олимп, на три основные группы. Первые – это местечковые поэты, не теряющие связи с землёй, проживающие в сельской местности или в малых городах. Своё восприятие мира они ограничивают пределами родного посёлка, города или района, называют себя народными поэтами и перед сном мечтают о публикации в местной „районке“. Вторые, слегка оторвавшись от земли, стачивают свои подмётки об асфальт больших городов и считают себя преемниками Гомера и Сафо, Пушкина и Байрона. Очень уверенные в собственной одарённости, эти „пииты“ мнят себя продолжателями дела наших и не наших великих и кучкуются, подогревая друг в друге эту уверенность. Они страдают от зависти к следующей иерархической категории, печатающейся в литературных изданиях, и в пику за невнимание к своим персонам издают собственные газеты и альманахи. Но третьи держатся от них на расстоянии, пытаясь не допустить эту лавину в оставшиеся на плаву литературные издания. Третьи – это наш нынешний литературный бомонд. Массовое снижение интереса к поэзии, падение тиражей художественных периодических изданий сделало эти фигуры менее заметными. Зато поэтов стало больше, а вместе с массовостью растёт и количество союзов, академий, конкурсов, премий. Здесь идёт нешуточная борьба за место под солнцем. Ярких личностей в поэзии сейчас раз-два и обчёлся, но претендентов на „трон“ хватает. С творчеством первых я знакомился по их самиздату и местным поэтическим сборникам. Творения вторых широко представлены в питерских альманахах „Рог Борея“ и „Остров“, а также в газете „Русь“. Журналы „Новый мир“, „Москва“, „Знамя“, „Октябрь“ и „Звезда“ открыли мне творческие изыскания третьих. Скажу честно, ознакомившись с этой лавиной рифмованных и полурифмованных слов, я пришёл в замешательство. Вот, например, для Владимира Маяковского поэтическое творчество было тяжёлым трудовым процессом: Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. А современные графоманы эти самые тысячи тонн обрушивают на читателей, предлагая им самим их перерабатывать. Не каждый осилит. Я попытался. Труд, скажу вам, неблагодарный. Найти там новую мысль или удачную рифму очень сложно. Хотя кое-что интересное я всё же отыскал. К примеру, в „Роге Борея“ наткнулся на неосознанное полупризнание Александра Лазаревского: Когда язык длинней положенного роста, Его сдержать во рту не так-то просто. В таком случае я тоже не могу молчать. Исследовав творчество новоявленных и признанных классиков, я обрёл темы для пародий и подражаний с собственными вариантами раскрытия заданных тем. За снизошедшее на меня вдохновение выражаю авторам оригиналов сердечную благодарность, но думаю, что и они должны быть мне не менее благодарны за такое внимание к их творчеству. Сама книга опубликована в Прозе.ру |