Внимание! Продолжается прием работ на конкурс «РОССИЯ И УКРАИНА: ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ». Тема конкурса особенно актуальна для тех авторов, кто думает о будущем своей Родины.
Николай Вуколов
Рождение ЛИТО "Родник"











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Буфет. Истории
за нашим столом
ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная
Николай Бурмистров
Архив юбилея
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Диана Морева
Объем: 51011 [ символов ]
Признание Павла
Эсфирь Коблер
 
ПРИЗНАНИЕ ПАВЛА
 
Свершилось. Вчера меня перевели из загородного дома, где содержали под стражей, но довольно свободно, так, что я даже и мог говорить с чадами моими, - сюда, в Рим. И вот я в тюрьме. Вместе с Петром. Мы вчера беседовали, благословляли и прощались с теми, кто верил нам, кто не оставил нас в бедах и пришел проститься. Петр спит. На лице его блаженная улыбка. Завтра душа его расстанется с бренным телом и предстанет перед Господом. Петр ясен и чист. Он смело может сказать:
- Господи! Ты сказал, что буду я основанием церкви Твоей. Все, что мог, я сделал, а что не сделал – то по слабости своей. Он надеется на новую встречу с Тобой, как тогда у озера Галилейского.
А я, я узрю Тебя? Припаду ли к стопам Твоим, или только издали, из бездны Свет увижу? Все, что Ты повелел мне, Господи, я, в силу своих малых возможностей, пытался делать. Ты это знаешь – Ты вел меня.
Как часто падал я духом, думал, что не вынесу бед, предназначенных мне, но Ты воочию представал предо мною. Весь в белом, сияя чистейшим первозданным светом, и рукою Своею в мою руку передавал силы, и я знал, что теперь снесу все напасти. Иногда видел я Тебя внутренним взором: в сиреневом хитоне и синем плаще, с непокрытой головой. Твои волосы развевались как будто от сильного ветра при быстрой ходьбе, и Ты шел ко мне, грешному, чтобы поддержать и наставить. Кто такое видел, тот не свернет со своего пути никогда!
Если бы люди могли понять, хоть на секунду представить, какое это счастье – встреча с Тобой, какая благодать исходит от Тебя! О! если бы они это знали! Они бы забросили свою вражду, войны и распри, и все пришли бы к Тебе с раскаянием и открытой душой. Но они не могут. Есть лишь некоторые, а должны быть все. Ведь сказано, что Ты пришел освободить всю вселенную.
Я пытался косноязычным словом моим передать им то, что Ты хотел поведать, но так ли я сказал? Я, или кто другой разве можем знать? Разве можем передать убогими словами то, что Ты даешь нам? Вот Петр и Иаков, и остальные апостолы, проповедуют среди иудеев. Тяжко им, может более, чем мне, - я лишь меньший из них, апостол язычников, - потому, что мы, евреи, народ книги, книжники, саддукеи и фарисеи. Нам проще понять Всесильного, Сотворившего небо и землю, звезды и миры, чем поверить, что Ты жил среди нас как человек, и умер как раб позорной смертью, пригвожденный к кресту.
Мне легче в трудах моих было, ибо я говорил к язычникам, а они привыкли, что их боги живут среди людей, и ничем от нас не отличаются, разве что бессмертием. Но с каким трудом они принимали, что духовное внутреннее очищение есть единственный путь к Тебе. Однако, когда принимали, радовались и шли на любые жертвы, чтобы только почувствовать Твое прикосновение к своей душе.
Правда, всегда, куда бы не направлялся я по Твоему повелению, начинал я благовествовать в синагогах. И нимало евреев в диаспоре, которые уверовали в Тебя благодаря моим проповедям, только всегда возникал вопрос: едины ли они во Христе с язычниками, которые не изучали Закон и не соблюдают заповеди, и не делают обрезание. Не Ты ли, Господи, сказал: «Нет эллина, нет иудея. Я пришел спасти всю вселенную».
Много спорили апостолы в Иерусалиме, как быть нам. Но, благодаря Твоему внушению, Петр и Иаков поддержали меня, сумели убедить остальных, что Благодать Твоя, пришедшая к язычникам, приравнивает их к знанию Закона, а вот иудей-христианин должен соблюдать и Закон и заповеди нового, Твоего, Завета. Симон-Петр изъяснил после долгих споров, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя свое. Ибо сказано у пророков: « Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие».
Потом, рассудив здраво, послали в Антиохию со мной и Варнавою Иуду и Силу, чтобы передать новообращенным, что угодно Святому Духу и нам не возлагать на них непосильного бремени. Они могут не делать обрезание и не соблюдать Закон во всей строгости, а лишь воздержаться от идоложертвенного и крови, и удавленинины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотят. Так сказано в Законе. Ты же проповедовал верным ученикам Твоим: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Значит, не только не делать худого, но всегда и всем делать доброе.
Еще не могу я понять, прости меня, грешного, почему именно сейчас Ты пришел? Воплотился среди народа своего? Тысячи и тысячи лет Ты ждал нашего исправления, - но разве тысячи лет для тебя не один миг? – и вот, в решающий какой-то час приходишь к нам. Что же за час такой, что в нем особенного? Неужели мы так осквернились, что Твое появление – это крик души Господней, призыв к исправлению человека и вселенной, которую мы осквернили? Не научились делать доброе, что и есть Господне.
Римский орел объединил в наши дни все земли, но стали ли мы, люди, лучше? Правда, теперь Единого Всесильного Бога и десять заповедей можно открыть не только городу, но и миру?
О! Я воспользовался дорогами империи! Я прошел всю Малую Азию и Македонию, Грецию, Иудею и Рим. Плыл по морю и шел посуху. Проповедовал везде и на всех языках. Ведь среди апостолов один я говорю языками, именно я знаю Танах как ученый и учитель. Все благодаря моему учителю, светочу знаний, - Гамалиилу. Не потому ли Ты призвал меня, ничтожного, гнавшего Тебя, к проповеди и благовествованию о Тебе, чтобы идти к другим народам?
И еще. Прости меня, грешного, не один раз я уже спрашивал Тебя, и опять спрашиваю, пока в человеческом естестве имею право спрашивать, - почему был лишен я радости видеть тебя воочию, касаться Твоей руки, разделять трапезу? Ведь я ходил по тем же улицам Иерусалима, видел тех же людей, переживал те же события, что и Ты, но не видел Тебя. Неужто я так грешен, - мне страшно даже подумать, - что если бы я встретил Тебя, то гнал бы и преследовал, как гнал и преследовал других.
Благодарю Тебя, Господи, что Ты не допустил этого!
Вся моя жизнь перевернулась после Твоего мне явления перед Дамаском! Ты ослепил мои глаза, но открыл душу. Ты, меня, иудея и знатока Закона, гордившегося тем, что принадлежит к избранному народу и гнавшего христиан, как кучку отщепенцев, принявших самозванца за Мессию, - Ты избрал меня. Ты не посмотрел, как было огромно мое безжалостное рвение против христиан и призвал меня трудиться во имя Твое. И я трудился, трудился, может быть, более других апостолов, ибо я должен был искупить свою вину, и благовествовать всему миру. Разве не сказано у Захарии: «…возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иуды и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами – Бог».
И еще, повторю, сказано в Писании: «…чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое…».
Ты дважды призвал меня, прежде, чем я осмелился нести Благую Весть. Первый раз в Дамаске, когда вернул мне свет очей моих. Второй раз в Иерусалиме, когда я вернулся из Дамаска. Ты сказал мне: «Поспеши и выйди из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне… Я пошлю тебя далеко к язычникам».
Я не осмелился ослушаться. Но и, правда, труднее всего было мне среди собратьев евреев. Они осуждали меня, а я всегда напоминал им, что я еврей из евреев, фарисей и сын фарисея. Иудеянин, родившийся в Тарсе, учившийся у великого рабби Гамалиила, наставленный в отеческом законе. Я фарисей и потому верую в воскресение мертвых, и свидетельствую о Твоем воскресении, Господи! Потому и спорили в Синедрионе обо мне – виновен я или нет. Саддукеи считали, что виновен, фарисеи говорили, что вера в воскресение не есть грех. Но даже фарисеи веруют, как и я раньше, - до того, как узнал Тебя, - как-то от ума. Трудно наставленному в Законе, но лишенному благодати, принять Твое воскресение. И ученые, и простые люди веруют и надеются, что Мессия придет во Славе, и сразит их врагов, и утвердит в народах веру во Всесильного и Единого Бога. Те же люди, что встречали Тебя у ворот Иерусалима и кричали: «Осанна», они же отвернулись от Тебя, когда Ты был схвачен, побит, и распят как раб. Для них ТАКОЙ Мессия невозможен. Как же понять, что Сын Человеческий пришел, чтобы взять на себя грехи мира, очистить и исправить людей. Но тот, кто узнал Твое воскресение, тот наполнил сердце бесконечной радостью, ибо, если Ты воскрес, то и смерти нет! Ты дал нам надежду, принес весть о жизни вечной. А, если бы Ты просто пришел творить суд, но не дал надежду на воскресение, то зачем тогда жизнь? Слава Твоя не в утверждении сей минуты, а в нашем бессмертии. Ты дал нам свободу. Свободу духа, победу над смертью. Смерть – только переход души в иные сферы, к Тебе придет тот, чья душа во имя твое трудится. Где Дух Господень – там свобода!
Я еврей, всей душой любящий свой народ, готов отдать жизнь и кровь мою, капля по капле, как отдаю сей час за Тебя, чтобы мой народ понял – Мессия уже пришел. Ты пришел к нам, Ты нам доверил нести Благую Весть о Тебе, Ты, согласно Писанию, жил среди нас и умер среди нас. Все исполнилось, как и было предсказано. Сказал Исайя. «Нет в нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей, изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас». И в Псалмах сказано то же, но мы не приняли ТАКОГО Мессию, мы ждали Его во Славе, а Ты пришел в страдании и с состраданием.
Неужто нас, евреев, ждет новое рассеяние и страдание, чтобы нести веру в Единого и Всесильного, и проповедовать Мессию, и надежду на воскресение всем народам? Я и другие апостолы обращались к народу своему. Евреям, сомневающемся в Тебе, я поведал в послании об особом Твоем священничестве по чину Мелхиседека, чтобы поняли, в каком священстве Ты пришел.
Если бы совершенство достигалось посредством Левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы нужда была в ином священстве, по чину Мелхиседека? Ясно, что с переменой священства необходима и перемена Закона. Я объяснял братьям, что и по Закону все очищается кровью, без пролития крови не бывает прощения. Я говорил, что Ты был распят, пролил кровь, и вошел не в рукотворное святилище, куда для очищения вступает нога первосвященника, но в самое небо, чтобы предстать за нас пред Лице Божие.
Я говорил им: «Христос, однажды принесши себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения от греха, а для ожидающих Его во спасение».
Господи! Я не присутствовал при муках Твоих, при распятии Твоем. Я был тогда среди гонителей. Но теперь я все так ясно вижу, будто сам стоял там, при кресте!
Я хочу кричать во весь голос слова молитвы:
- Шма, Исраэль! Слушай, Израиль! Господь хранитель твой!
Кому как не тебе, Израиль, нести народам весть о Свете вечном, Сотворившем небо и землю. Христос, Богочеловек, пришел на землю, как Сын Человеческий, чтобы спасти нас!
Знаю, Господи, что я наименьший из апостолов, и не достоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию, но Ты призвал меня, и я пошел за Тобой. Ты сказал мне о духе и о душе, и я повторил за Тобой: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, и есть тело духовное».
Сказано в Писании: «первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
Первый человек - из земли, перстный; второй человек – Господь с неба»
И Ты пришел, и Ты указал, что как мы носили образ перстного человека, так мы будем носить образ небесного! Ты дал нам понять, что наше тело видимое, земное, временно, а невидимое вечно. Потому и говорил я людям: кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Бог во Христе примирил с Собою мир и дал нам слово примирения – вот то, главное, что хотел я донести до людей. Это человеку трудно понять, трудно с такою верою жить, но, если поймет и уверует, как будет счастлив! Весь человек тогда проникнется любовью ко всему сущему. Ты знаешь, Господи, что не только уста мои молились. Ты дал мне силы, чтобы сердце мое не вверглось в грех, чтобы я любил всех чад моих и к Тебе обращался с любовью и трепетом. Но увидел я и воскорбел, Господи, что так мало людей, умеющих любить всей душою. Я опечалился, но Ты внушил мне слова свыше, чтобы мог я сказать:
Если я языками человеческими говорю и ангельскими, но любви не имею, - сделался я медью звучащею и кимвалом звенящим.
И если я имею пророчество и постигаю все тайны и всё знание, и если имею всю веру так, чтобы и горы переставлять, но любви не имею, - я ничто,
И если я раздам всё имение мое, и если предам тело мое на сожжение, но любви не имею, - нет мне никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует любовь, не ревнует любовь, не кичится, не надмевается,
не поступает бесчинно, не ищет своего, не раздражается, не ведёт счёт злу,
не радуется неправде, но сорадуется истине;
всё покрывает, всему верит, на всё надеется, всё переносит.
Любовь никогда не кончается. А пророчества? они будут упразднены; языки? они прекратятся; знание? оно будет упразднено.
Ибо мы знаем отчасти и пророчествуем отчасти.
Когда же придет совершенное, - то, что отчасти, будет упразднено,
Когда я был младенцем, я говорил, как младенец, рассуждал, как младенец. Когда я стал мужем, я упразднил младенческое.
Ибо теперь мы видим гадательно в зеркале, тогда же - лицом к лицу; теперь я знаю отчасти, тогда же познаю подобно тому, как и я был познан.
Но теперь пребывают вера, надежда, любовь, эти три, но большая из них любовь.
Сказано в Писании: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
А разве не Ты дал нам пример величайшей любви. Зная, что пришел Твой час, час мучений и поруганий, и возвращения к Отцу, ты дал пример ученикам своим, омыв им ноги в вечер перед пасхой. Петр рассказывал мне со слезами, и передал слова Твои: «… как Я возлюбил вас, так и вы возлюбите друг друга. Потому и узнают все, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою».
Ты из любви пришел, чтобы умереть за нас, но Ты же из любви и создал всю вселенную. Разве мы, люди, можем так любить?
Господь совершил сокращение, чтобы дать место миру тварному. Каждый иудей знает, что ради человека создан этот мир, и каждый знает: я прах и тлен. Сказано у Иова: «и человек даже не встанет. До скончания небес не пробудятся и не воспрянут от сна своего. И сну нет срока».
Но Ты пришел. Ты умер и воскрес. И потому повторяем слова Господа Бога: «Кто этот, без знания омрачающий замысел?»
Замысел Господень велик, благодеяния Твои неисчислимы. Ты принес нам свет и надежду на жизнь вечную, которую праотцы наши ждали. Сказано у Исайи: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной, свет воссияет».
Свет к просвещению иудеев, и язычников. Меня, недостойного, ты послал к язычникам. И все, что мог – делал. Скажу, как говорил Коринфянам, не в хвалу, а в оправдание перед людьми, ибо Ты и так сердце мое знаешь. Когда смутились Коринфяне, услышав иные слова о Тебе от других апостолов, написал я им:
«Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.
Христовы служители? (в безумии говорю): я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
От Иудеев пять раз дано мне было по сорок ударов без одного;
три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно было стечение людей, забота обо всех церквах всегда была со мной.
Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?
Если должно мне хвалиться перед Богом и людьми, то хвалиться могу немощью моею.
Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знаешь, что я не лгу.
Я трудился и страдал во искупление вины своей и по Откровению Твоему ко мне, и по великой милости Твоей, избравшему меня.
Чем же я, безумный, похваляюсь, что говорю!
Ты умер за грехи наши, по Писанию. После страдания и смерти явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Твоя во мне не была тщетна, но я, мне кажется, более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Я повторял чадам своим неустанно и неусыпно, во всех землях, во всех городах:
если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь любая тщетна, тщетна и вера в спасение.
Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. И, если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Вот в чем свобода и радость.
Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
Последний же враг истребится - смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что, кроме Того, Который покорил Ему все.
Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем».
Вот, что я проповедовал, вот в чем моя вера! А прав ли я – Тебе судить, только проповедовал я от всей души, из глубины сердца. Я даже представить себе не могу, из какой любви создан наш мир, для чего вселенная Тебе, во всем Сущему, Всесильному и Всеблагому. А потом земля для человеков, земля, овеянная дыханием Божьим. В писании говорится: «В начале сотворения Всесильным неба и земли. Когда земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною, а дух Всесильного парил над водою, сказал Всесильный: «Да будет свет». И увидел Всесильный свет, что он хорош, и отделил Всесильный свет от тьмы…».
И Дух Всесильного по сей день в нас и вокруг нас, и все по любви к людям, и с любовью Ты пришел к нам. Вот, где любовь, вот, где жертва! В Твоем попечительстве над тварным миром. Кто тебе ответил тем же?
Адам, в раю увидевший Свет воссиявший, но не выдержавший испытания? Испортивший замысел творения? Авраам, единственного сына своего желавший принести в жертву, по Слову Твоему? Но Ты остановил руку, занесенную над жертвенным камнем. Ты, любовью своею, запретивший любую жертву, кроме духовной.
И уж совсем человеку недоступное: Отец, в момент крещения в водах Иордана, утверждает Духом Святым – «Се есть Сын Мой возлюбленный». И во имя исправления грехов наших, Сын Божий, как Сын Человеческий идет на казнь и муки. Муки-то были человеческие. Ведь говорил со слезами Петр, как молился Ты в саду Гефсиманском: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». И, если Христос умалился, то и мы, грешные, должны умалятся. Умалятся до прощения врагов своих, умалятся перед Его любовью. Не страшится смерти. Смерть есть благо, благо ухода туда, к вечному Свету, и надежда на воскресение, на жизнь вечную.
Мир Твой, Господи, прекрасен: холмы Иерусалимские, со сверкающим на вершине храмом, со склонами, покрытыми виноградниками. Море, ясное при чистом солнце и ночной луне, бурное при ветре и тучах. Храмы, пусть языческие, под чистым небом Афин, дали лесов и полей Македонии. Я люблю этот мир, но все ничто перед духовными Твоими дарами, перед жизнью бесконечной, дарованной Твоим воскресением.
Я не боюсь смерти, но все же позволь мне последний раз спросить Тебя в телесном моем обличии, еще раз спросить – почему, все-таки, не встретил я Тебя, пока Ты был с нами, на земле? Хуже язвы, признаюсь Тебе, наконец, эта мысль не давала мне покоя. О, я не ропщу, Ты столько благодеяний соделал мне, столько раз мне, грешному являлся! Но тогда, в Иерусалиме, я разошелся с Тобою, не услышав ни шагов Твоих, ни слов Твоих. Всю жизнь в сердце моем сидела тоска по Тебе, и вот я, грешный, иду на встречу с Тобою.
Уже совсем скоро тело мое погибнет, а душа освободится. Вот солнечный луч, - я вижу это в окошке под потолком темницы, - чуть позолотил небо, еще серое, но в розовом уже оперенье. Сейчас придет Тимофей. Я передам ему этот свиток. Но он не для кого не предназначен. Только для меня самого.
Я во всем покорен Тебе. Да будет воля Твоя на небе и на земле!
Сказал Давид, псалмопевец: «Да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные перед лицом Господа; ибо идет, чтобы судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине своей».
 
Эсфирь Коблер
 
Эссе. Из книги «Истоки европеизма»
 
АЛФАВИТ
 
КНИГА БУКВ
 
Немного об Иосифе Бродском.
 
В прекрасном эссе о творчестве английского поэта Одена «Поклониться тени» Иосиф Бродский пишет, как поразили его строки Одена, со стихами которого он познакомился в ссылке: «Время… боготворит язык…» «…если время, – которое синонимично, нет, даже вбирает в себя божество, - боготворит язык, откуда тогда происходит язык?» - спрашивает Бродский.
 
В современном техногенном мире человек утратил чувство слова как связи с Творцом, а между тем, не только слово, но и каждая буква имеют в мире духовном колоссальное значение. Разрушая мир божественных слов, мы разрушаем свой духовный мир и создаём в себе мир нечистых сил. При сотворении мира каждая буква являлась к Творцу, предлагая своими свойствами создать мир, считая, что её свойства помогут возвысить мир и достичь цели творения. Каждой букве Творец объяснял её предназначение и какую духовную ступень занимает она. Все эти ступени в нас самих, в нас борется добро и зло, высший и низший мир, чистые и нечистые силы. Буквы и слова – это отражение борьбы каждого с самим собой, какой путь самосовершенствования или самоуничтожения проходит он.
Древнейший буквенный алфавит - буквы иврита. Вот как их толкует раби Амнон-Саба в каббалистической книге «Зоар», и мы хотим показать, что подобное толкование имеет прямое отношение к нам и современному миру.
Вулканический сплав каббалы, иудаизма и христианства в данном тексте употреблён только для того, чтобы решить задачу философско-филологическую. Язык есть отражение духа народа. Унижение языка – это унижение народа.
 
Буква ТАВ
 
Когда Творец решил сотворить мир, первой пришла к нему последняя буква алфавита – буква ТАВ
 
что означает «истина», «правда». Чтобы достичь её уровня, необходимо постичь свойство истины-правды. «Если человек постигнет мои свойства, - утверждала перед Творцом буква ТАВ, - то он сможет анализировать и точно знать, что есть добро, а что есть зло. Отвергнет нечистые свои желания, исправит весь свой эгоизм и приблизится к цели творения – исправлению своих желаний».
Ведь сказано: «Близок Творец только к тем, кто вправду просит о Его помощи».
Но ответил ей Творец, что она недостойна стать основой творения, потому что от неё произойдут слишком большие силы правосудия, настолько, что даже совершенные праведники должны быть наказаны, потому что не уничтожили всех грешников. И, кроме того, Он отказывает ей, сказал Творец, потому что она является печатью смерти. Её силой родилась в мире смерть. Змей подделал печать и обманул этим Адама и Еву. С тех пор Древо познания не познано человеком, а в мир пришла смерть.
 
Глубокая мудрость заключена в этой притче. На земле, которая является средой обитания человека, не может быть абсолютной истины. Она может быть только у Бога. Истина-Правда появляется только как Христос, кратковременно и как путеводная звезда для постоянной жажды самоисправления. Во всех остальных случаях – бойтесь тех, кто говорит, что утверждает последнюю истину. Это всегда тот путь, который ведёт к кровопролитиям и войнам.
Истина, которую пытается утвердить человек, всегда так или иначе – ложь. Фёдор Михайлович Достоевский приводит сон Раскольникова на каторге. «Но никогда, никогда люди не считали себя такими умными и непоколебимыми в истине, как считали заражённые. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нём одном заключалась истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал руки. Не зная, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе».
Если бы люди в своих неисправленных свойствах вдруг, как-то нечаянно, узнали последнюю истину, они не пришли бы к цели творения, а поубивали бы друг друга. Поэтому Творец и не создал мир со свойствами абсолютной правды. Наш путь – путь самосовершенствования и исправления себя. А поскольку мы познаём себя через слово, то это наш единственный инструмент на пути к Творцу.
 
Буква ШИН
 
Буква ТАВ определяет свойство «правда», являющееся печатью Творца. Но она же является и печатью смерти, ибо змей, подделав печать творца, соблазнил Адама и принёс смерть. Человек обязан умереть. И нет с тех пор большего зла в мире.
Тогда предстала перед Творцом буква ШИН и сказала: «Творитель мира, мною подобает сотворить мир, потому что мною начинается твоё имя Шадай (одно из имён Творца, обозначает Его силу). Ответил ей Творец: «Хотя ты хороша, красива и правдива, но так как буквы-свойства слова «шекер» – ложь взяли тебя с ними, не могу я твоими свойствами создать мир, потому что ШеКеР-ложь существует только потому, что буквы КОФ и РЕШ взяли тебя».
Буква ШИН – правда, как и буква ТАВ, она печать, знак самого Творца. Но важность буквы ШИН превышает важность буквы ТАВ, потому что ещё означает Шадай – Его силу. Весь мир может существовать благодаря букве ШИН, на ней заканчивается распространение света Творца. Сказал Творец: «Остановись, творение, на букве ШИН и не распространяйся более до буквы ТАВ». Иначе нечистые миры получили бы слишком много света Творца, и не было бы у человека силы сопротивляться им и прийти к цели творения – исправить свои эгоистические свойства на альтруистические, стать подобным Творцу, насколько это возможно.
Однако от буквы ШИН произошло и усиление нечистых сил. Буквы КОФ и РЭШ
взяли её и поставили рядом с собой: получилось слово шекер – ложь. Не было бы сил существования лжи в мире, если бы буквы КОФ и РЭШ
не поставили во главу букву ШИН. А когда во главе слова свойства-лжи стоит правда, то человеку трудно понять, где правда, а где ложь, очень часто ошибается в этом человек.
Лев Николаевич Толстой в одном из центральных эпизодов «Войны и мира» так напишет об этом.
«Пьер спрашивает князя Андрея: «Верите ли вы в будущую жизнь?
-В будущую жизнь? – повторил князь Андрей, но Пьер не дал ему времени ответить и принял это повторение за отрицание, тем более, что он знал прежние атеистические убеждения князя Андрея.
- Вы говорите, что не можете видеть царства добра и правды на земле. И я не видал его; и его нельзя видеть, ежели смотреть на нашу жизнь, как на конец всего. На земле, именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды – всё ложь и зло; но в мире, во всём мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно – дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного гармоничного целого?..
- Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, - говорил Пьер, - что живём не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всём (он указал на небо)».
Для человека верующего вечная жизнь в Духе и есть правда. На земле, где утвердилась смерть, только вера помогает преодолеть смерть. Истина не есть смерть, Истина есть жизнь. Многие из нас могут воскликнуть: «Нет правды на земле», но только разуверившийся скажет: «Но правды нет и выше». Происходит это оттого, что мы перепутали правду и ложь.
 
Буквы КОФ И РЭШ
 
Из вышесказанного следует, что если кто-либо желает сказать ложь, преуспеет, если вначале скажет правду как основу, на которой затем вырастет и станет действовать ложь. И это потому, что буква ШИН – это буква правды, в которой объединились праотцы, потому что три линии в начертании буквы ШИН –Ш – означают трёх праотцов. А буквы КОФ и РЭШ указывают на плохую сторону, потому что из них состоит нечистая сторона, КаР-холод, лишена тепла и жизни, лёд, а не живая вода. Но чтобы была возможность существовать, эти буквы берут себе букву ШИН и создают сочетание КеШеР – связь, узел, олицетворяющий собой силу и выживание. КеШеР – взаимная связь чистых и нечистых сил, узел, который нелегко разрубить.
И наступают времена, когда всё перепуталось. Нельзя отличить правды от лжи, истины от фарса, чести от предательства, смысла от иллюзии. В эти времена мы живём и должны пройти по тончайшей нити, предоставленной нам Творцом.
О нас уже сказано:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию – презренные рабы.
 
Буква ЦАДИ
 
Предстала буква ЦАДИ перед творцом и сказала: «Создатель мира, стоит мною сотворить мир, потому как мною отмечаются цадиким-праведники. Также и Ты называешься Цадик-праведник, Ты сам записан во мне, потому что Ты Праведник и любишь праведность. Поэтому подходящи мои свойства, чтобы создать ими мир.
Ответил ей Творец: «ЦАДИ, ты цадика-праведница, но должна ты быть скрыта и не раскрываться настолько, чтобы тобою начать сотворение мира, чтобы не давать повод миру».
Мир должен пройти все стадии падения и совершенствования, прежде чем он перейдёт к праведности. Сказал Творец: «И в ином месте возвысишься ты быть такой, но не в начале творения».
Митрополит Антоний Сурожский в своих Беседах так это объясняет. «Первое, на что я хотел бы обратить ваше внимание, это то, что между началом Ветхого Завета, парой первых глав, и дальнейшим его содержанием существует абсолютная, категорическая разница, потому что содержание первой главы и начала второй, подводящее нас к падению человечества, очень своеобразно: это рассказ языком падшего мира о том, что было когда-то, когда мир ещё не пал…
Мы должны его читать как метаисторию, то есть не как историю, где описано всё, что было, а где в данной форме описаний падшего мира говорится о мире, которого больше нет и которого мы не знаем. О мире, которого даже никогда больше не будет, потому что, когда кончится время, когда наступит окончательная победа Божия и, по слову Апостола, будет Бог всё во всём, мы, однако, не сможем вернуться к тому моменту, когда на земле ещё никогда не было греха».
 
Буквы ПЭЙ и АЙН
 
Вошла буква ПЭЙ и сказала: «Владыка мира, хорошо мною создать мир, потому как будущее освобождение мира вписано во мне, ибо слово Пдут – освобождение, избавление начинается с меня. То есть освобождение – это избавление от всех страданий. И потому стоит мною сотворить мир. Ответил ей Творец: «Хоть ты и хороша, но с тебя начинается и тобою втайне обозначается слово Пэша-прегрешение, подобно змею, жалящему и прячущему своё тело. (Эти слова связаны с начертанием буквы ПЭЙ).
И так же ответил Творец букве АЙН, что непригодно её свойствами создать мир, хотя её свойства есть в слове анова – скромность, но главное её свойство Авон – грех.
Освобождение от греха – это и есть избавление от страданий. Но пока грех и страдание существуют в нашем мире, то бесконечно порождаются слёзы, огромное море слёз, появившееся от наличия нечистой силы в нашем низшем мире вследствие прегрешения Адама.
Потому так страшен и так человечен вопрос Ивана Карамазова, который допускает, что это море слёз и страданий человеческих – следствие нашего греха, но дети–то за что страдают? «Бога-то я принимаю, но мира этого божьего, построенного на слезинке хотя бы одного замученного ребёнка, мира этого не принимаю». Бунт Ивана – есть бунт против нашего низшего, несовершенного мира. Сам Достоевский прозревал и знал иные, высшие миры. Не как Владимир Соловьёв или Лев Толстой, изучавшие Каббалу, а как провидец, через страдание и Благодать.
Н. Лосский в книге «Бог и мировое зло» пишет: «Молитвенное общение с Богом у Достоевского было подлинным возвышением над земною действительностью. Однажды в 1873 году, работая в типографии Траншеля с корректором «Гражданина» Варварою Васильевной Тимофеевой, Достоевский спросил её, как она понимает Евангелие. Варвара Васильевна ответила, что видит значение Евангелия в «осуществлении учения Христа на земле, в нашей жизни, в совести нашей»
- И только? – тоном разочарования протянул Достоевский.
- Нет, и ещё…- добавила Тимофеева, - вся эта жизнь земная – только ступень… в иные существования…
- К мирам иным! – восторженно сказал Достоевский, вскинув руки вверх к раскрытому настежь окну, в которое виднелось тогда такое прекрасное, светлое и прозрачное июньское небо».
 
Буква САМЕХ
 
Предстала перед Творцом буква САМЕХ и сказала: «Творец мира, хорошо моими свойствами создать мир, потому как есть во мне Смиха-поддержка для падающих». Ответил ей Творец: «Потому-то необходима ты на своём месте и не сходи с него. Но если сдвинешься со своего места, что в слове Самех-поддержка, потеряют опору в тебе падающие, потому как они опираются на тебя – твои свойства».
И опять же провидел это Достоевский. Не будь в мире такой поддержки, как Соня Мармеладова, «вечная Соня», никто бы не выдержал – ни Раскольников, ни Дуня, ни Лизавета, никто из нас.
Потому и сказал Творец букве САМЕХ, что её роль в поддержке падающих и защите низших в моменты их духовного падения, она должна быть только на этом месте и не двигаться с него.
Наверное, наивысшая сцена в мировой литературе, объясняющая каждому, как нужна поддержка в самый страшный момент жизни, описана у Достоевского в «Преступлении и наказании». Это сцена, когда Соня читает Раскольникову отрывок из Евангелия «воскресение Лазаря».
«- Всё об воскресении Лазаря, - отрывисто и сурово прошептала она и стала неподвижно, отвернувшись в сторону, не смея и как бы стыдясь поднять на него глаза. Лихорадочная дрожь её ещё продолжалась. Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги. Прошло минут пять или более.
- Я о деле пришёл говорить, - громко и нахмурившись проговорил вдруг Раскольников, встал и подошёл к Соне. Та молча подняла на него глаза. Взгляд его был особенно суров, и какая-то дикая решимость выражалось в нём.
- Я сегодня родных бросил, - сказал он, - мать и сестру. Я не пойду к ним теперь. Я там всё разорвал.
- Зачем? - как ошеломлённая спросила Соня. Давешняя встреча с его матерью и сестрой оставила в ней необыкновенное впечатление, хотя и самой ей неясное. Известие о разрыве выслушала она почти с ужасом.
- У меня теперь одна ты, - прибавил он. – Пойдём вместе… Я пришёл к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдём!
…Она смотрела на него и ничего не понимала. Она понимала только, что он ужасно, бесконечно несчастен.
- Никто ничего не поймёт из них, если ты будешь говорить им, - продолжал он, - а я понял. Ты мне нужна, потому я к тебе и пришёл».
И дальше, когда Раскольников признаётся ей в убийстве.
«Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури, выброшенные на пустой берег одни. Он смотрел на Соню и чувствовал, как много на нём было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят».
Раскольников ощутил «бремя любви», но это бремя и было его единственным спасением, его поддержкой. А без этого и мир не стоит.
 
Буква НУН
 
Вошла буква НУН и сказала Творцу: «Хорошо мною устроить мир, потому как мною написано Нора тэилот – великие хваления, а также сказано: «Восхвалением праведников».
Ответил ей Творец: «Вернись на своё место, потому как для тебя вернулась буква САМЕХ на своё место. И опирайся на неё. Потому что буква НУН находится в слове Нэфила – падение, исправить которое может буква САМЕХ. РАДИ ЧЕГО ДОЛЖНА ВЕРНУТЬСЯ НА СВОЁ МЕСТО, ЧТОБЫ УКРЕПИТЬ НИЗШИХ. Немедленно отошла от него буква НУН.
Творец ответил ей: «Неправильно думаешь, что ты достойна своими свойствами привести мир к полному исправлению, чтобы не было впредь присасывания нечистых сил».
Удивительное дело, сколько было желающих исправить мир, но как-то вот обходясь без Творца. Достоевский в «Дневнике Писателя» говорит о подобных желаниях и учениях.
«Мне скажут, пожалуй, что эти господа вовсе не учат злодейству; что если, например, хоть бы Штраус и ненавидит Христа, и поставил осмеяние и оплёвывание Христианства целью всей своей жизни, то всё-таки он обожает человечество в его целом, и учение его возвышенно и благородно как нельзя более. Очень может быть, что всё это так и есть и что цели всех современных предводителей европейской и прогрессивной мысли – человеколюбивы и величественны. Но зато мне вот что кажется несомненным: дай всем этим современным высшим учителям полную возможность разрушить старое общество и построить заново, - то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое и бесчеловечное, что всё здание рухнет под проклятиями человечества, прежде чем будет завершено. Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов».
 
Буквы МЭМ и ЛАМЕД
 
Вошла буква МЭМ и сказала: «Владыка мира, хорошо создать мир мною, потому что мною называется Мэлех-царь». Ответил ей Творец: «Верно это, но не сотворю мир тобою, потому что миру нужен царь. Вернись на своё место. А также не сотворю Я мир буквами ЛАМЕД и ХАВ, составляющими слово МЭЛЕХ-царь, потому что не может существовать мир без царя.
 
Буква КАФ
 
В это время снизошла с Кисэ-трона Творца буква КАФ и предстала перед Творцом. Вострепетала и сказала Ему: «Сотворяющий мир, достойна я стать своими свойствами основой мира, потому что я Кавод – величие Твоё. Когда спустилась буква КАФ с трона Творца, вострепетали все миры и сам трон, почти до разрушения. Сказал ей Творец: «КАФ, что тебе делать здесь, не создам я тобою мир, вернись на своё место, ведь ты в слове Клая-истребление и в слове Кала-невеста».
Сказал Творец букве КАФ, что вследствие её падения с трона величия Творца вострепетали все миры и находятся под угрозой полного падения и разрушения, без всякой надежды на восстановление, а потому обязана буква КАФ вернуться на своё место в троне величия Творца.
Возвращение буквы КАФ на своё место в троне Творца происходит вместе с ответом Творца букве МЭМ, что не создаст ею мир, потому что миру нужен царь.
В сознании христианском Царство Божие и Величие Его имеют вполне определённые понятия. Русская философия почти реально отобразила его в работах Соловьёва, Бердяева, Лосского, Ильина и многих других. Современная драма в том и состоит, что философия эта не была доступна народу, её создавшему, целый век, а теперь оказалось, что через три поколения она, философия, почти никому не нужна.
А между тем вот как пишет Н. Лосский о Царстве Божьем и величии мира Его в книге «Бог и мировое зло»:
«Строение этого царства, духовные свойства и тела лиц, находящихся в нём, глубоко отличны от нашего царства бытия… Вся деятельность Царства Божия имеет целью усвоение и осуществление только абсолютных ценностей – созерцания славы Божией, творение красоты, нравственного добра, познание целостной истины, созидание полноты жизни. Бытие, воплощающее в себе чистые абсолютные ценности, состоит из таких благ, например: красоты, истины…»
Всё Величие Творца отражено в этом мире, отблеск которого иногда падает и на наш низший мир.
 
Буква ЮД
 
Вошла буква ЮД и сказала: «Творитель мира! Хорошо мною сотворить мир, потому что мною начинается твоё святое имя». Ответил ей Творец: «Достаточно того, что ты вписана в моё имя, в Меня и все твои стремления ко Мне, и нельзя удалить тебя из всего этого».
Так как ЮД – это первая буква имени Творца АВА, Я (юд-хэй-вав-хэй), то есть начало открытия Творца созданиям, первая ступень высшего святого света, то, утверждала ЮД, чтобы её свойствами был создан мир, поскольку будет тогда полностью гарантировано полное его исправление. Но Творец возразил ей. Потому что в дни существования мира проявляется неисправность, происходят постоянные изменения. Творение может получить Высший свет только в случае полного исправления.
Антоний Митрополит Сурожский пишет: «Мы призваны на Божий пир. Этот пир должен был начаться на земле, если бы человек не изменил себе и не изменил Богу. Когда Бог создавал мир, Он его создавал прекрасным, в полной гармонии с Собой и в гармонии всех тварей между собой. И этот мир мог бы устоять в первозданной красоте, мог бы вырасти из красоты невинности в стройную и уже непоколебимую красоту святости, - но человек изменил себе и Богу. Он был призван быть вождём всего мира от невинности к святости; но сам отступил от этого пути, и весь мир заколебался и стал таким, каким мы его видим».
Исправление мира является непременным условием распространения Света и установления Царства Божия, но что-то тёмное в человеке перетянуло, осквернило первоначальный замысел Божий. Мы оказались беспомощны, и без появления Сына Божия, Света от Света рождённого, стоящего между грехом человека и Высшим миром, в глубоком сострадании сошедшим к нам, исправление оказалось невозможным.
 
Буква ТЭТ
 
Вошла буква ТЭТ и сказала: «Создатель мира, хорошо мною создать мир, потому что мною Ты назван Хорошим». Ответил ей Творец: «Не создам Я тобою мир, ибо твоё хорошее скрыто в самой тебе и невидимо. И потому нет ему части в этом мире, который я желаю создать, а только в будущем мире раскроется оною. А поскольку твоё хорошее скрыто в тебе, утонут в земле врата дворца, потому что буква ХЭТ напротив тебя, а когда соединитесь вместе, получится слово ХэТ-прегрешение. И потому не записаны эти две буквы в именах святых колен». Немедленно отошла в сторону буква ТЭТ.
 
Буква ЗАЙН
 
Вошла буква ЗАЙН и сказала: «Творец мира, хорошо сотворить мною мир, потому что мною соблюдается шаббат по сказанному Зхор – запомни день субботний, дабы соблюдать его». Ответил ей Творец: «Не создам тобою мир, потому как есть в тебе сила войны, потому что делаются тобою сабли и мечи, называемые «кли-Зиун» - вооружение. И ты как буква НУН, которой не создан мир, потому что есть в ней Нэфила- падение». Услышав это, вышла от него буква ЗАЙН.
В будни каждый должен победить в себе нечистую силу, и только тогда он заслуживает субботы. Но в течение 6000 лет сам свет субботы недостаточен для полной нейтрализации нечистых сил, потому что возвращаются после субботы вновь будни и окружают субботу. И так до окончательного исправления, когда станет один субботний день, без будней, как день полного совершенного состояния, навечно.
Иудаизм и христианство по-разному видят пути спасения, но цель одна – совершенное состояние мира, как задумал его Творец.
 
Буквы ВАВ И ХЭЙ
 
Вошла буква ВАВ и сказала: «Хорошо мною создать мир, потому что я буква из твоего имени АВА, Я (юд-хэй-вав-хэй)». Ответил ей Творец: «ВАВ! И тебе и букве ХЭЙ должно быть достаточно того, что вы находитесь в Моём имени. И потому не сотворю Я мир вашими свойствами».
 
Буквы ДАЛЕТ И ГИМЭЛЬ
 
Предстали перед Творцом буквы ДАЛЕТ и ГИМЭЛЬ. Но сразу же ответил им Творец: «Достаточно, что вы обе вместе, чтобы пока не исчезли бедные с земли, было кому лиГмоль хэсэд – делать им милосердие. ДАЛЕТ же называется от слова далут – нищий, а ГИМЭЛЬ – Гомэлет хасидим – делает ему милосердие. Поэтому не можете вы расстаться, и достаточно вам помогать друг другу.
 
Буква БЭТ
 
Вошла к Творцу буква БЭТ и сказала: «Создатель мира, хорошо мною сотворить мир, потому что мною Благословляют Тебя и высшие, и низшие. Ведь БЭТ – это браха-благословение». Ответил ей Творец: «Конечно, тобою Я создам мир, и ты будешь началом мира!»
Буква БЭТ является свойством хохма-мудрости, потому что свет милосердия – это дворец для света мудрости, и он является браха-благословением. Этот свет совершенно не уменьшается, проходя все миры от Творца до последней ступени самого низшего мира.
Поэтому буква БЭТ претендовала на то, чтобы её свойствами создать мир, потому что свет благословения одинаков и вверху, и внизу. А потому свойство милосердия (хасидим) – самое подходящее для сотворения мира.
Но Творец не определил свету милосердия властвовать в мире, а предназначил его только для хорошего начала, достаточного для приведения мира к всеобщему совершенству. Свет милосердия недостаточен для рождения новых душ. Уменьшить Свет Милосердия невозможно, но для рождения новых душ, совершенствования мира необходимы добрые действия низших.
Иными словами, милосердие Божье разлито повсюду, его нельзя изменить или уменьшить, а вот могут ли слиться, или хотя бы ощутить Его наши души?
Фёдор Михайлович Достоевский в романе «Идиот» пишет о чувствах князя Мышкина:
«Это было в Швейцарии, в первый год его лечения, даже в первые месяцы. Тогда он был ещё совсем как идиот, даже говорить не умел хорошо, понимать иногда не мог, чего от него требуют. Он раз зашёл в горы в ясный, солнечный день и долго ходил с одною мучительною, но никак не воплощавшеюся мыслью. Перед ним было блестящее небо, внизу озеро, кругом горизонт, светлый и бесконечный, которому конца-краю нет. Он долго смотрел и терзался. Ему вспомнилось теперь, как простирал он руки свои в эту светлую, бесконечную синеву и плакал. Мучило его то, что всему этому он совсем чужой. Что же это за пир, что же это за всегдашний великий праздник, которому нет конца, и к которому тянет его давно, всегда, с самого детства, и к которому он никак не может пристать. Каждое утро восходит такое же светлое солнце; каждое утро на водопаде радуга, каждый вечер снеговая, самая высокая гора, там, вдали, на краю неба, горит пурпуровым пламенем; каждая «маленькая мушка, которая жужжит около него в горячем солнечном луче, во всём этом хоре участница: место знает своё, любит его и счастлива»; каждая травка растёт и счастлива! И у всего свой путь, и всё знает свой путь, с песнью отходит и с песнью приходит; один он ничего не знает, ничего не понимает – ни людей, ни звуков, всему чужой и выкидыш».
Это вот «абсолютно положительный человек» чувствует с такою силой отчуждённость от Благословения Божья, разлитого во всём, и осознаёт с такой силой, почти молитвенной, «тоску ко Господу», жажду слияния, получения высшего благословения. Грешное же человечество вовсе забросило и забыло путь исправления. Между нами и Господом, и путём совершенствования мира встала техногенная цивилизация. Оттого мы и чувствуем себя чужими на Божьем пиру, в Божьем мире. Мы не можем почувствовать Божье Благословение, мы отказались от мира, созданного милосердием.
 
Буква АЛЕФ
 
Стояла буква АЛЕФ и не вошла предстать перед Творцом. Сказал ей Творец: «Почему ты не входишь ко Мне, как все остальные буквы?» Ответила Ему: «Потому что видела, что все остальные буквы вышли от Тебя без желанного ответа. И, кроме того, видела я, как ты дал букве БЭТ этот большой подарок». Ответил ей Творец: «Хотя с буквой БЭТ я создам мир, но ты будешь стоять во главе всех букв, и не будет во мне единства, как только через тебя, с тебя будет расчёт всего и все деяния этого мира, а всё единство только в тебе».
Буква АЛЕФ с начала и до конца исправления никогда не возбуждается вознести свою просьбу вверх, подобно другим буквам, свойствами которых происходит исправление. И только если снизойдёт свыше свет, дающий силу для духовного подъёма, возбудится буква АЛЕФ, что произойдёт в конце исправления.
«Поэтому, - сказал Творец, - Моё Единство проявляется в мире только свойствами буквы АЛЕФ. И более того, всё вознаграждение и всё наказание, отдаление и сближение, стремление к духовному исправлению, благодаря которому происходит конечное исправление, произойдёт только свойством АЛЕФ. «Но свет в тебе, АЛЕФ, - продолжил Творец, - прямым образом связан с действиями низших. И если грешат, то немедленно исчезает свет мудрости, а если исправляют свои поступки, то возвращается свет. А единство Моё со всеми созданиями в конце исправления осуществится только буквой АЛЕФ».
Антоний Сурожский в «Уроках Ветхого Завета» пишет: «Слово «Адам» значит глина, земля, почва. Бог как бы создаёт Адама из самой сущности творения… Адам создан, призван жить любовью Божией, которая себя ему открывает. И тут, по слову митрополита Московского Филарета, он стоит как бы на хрустальном мосту между двумя безднами. Одна – бездна небытия, откуда его вызвало творческое слово Божие: с другой стороны – над ним ширится, раскрывается до ужаса бездна Божественной жизни…
И таково положение каждого человека на земле… Каждый человек может узнать себя в Адаме, и каждый человек стоит именно перед этим выбором: героически перерасти себя самого ради такого приобщения к Богу, чтобы Божественная жизнь в нём ликовала, действовала, его преображала, или отказаться от этого, но зато рано или поздно распасться в прах».
 
Разбирая Ветхий Завет, Антоний Сурожский указывает: «Во всех переводах говорится, что сотворил Бог небо и землю… слово «творить» употребляется только один раз: Бог сотворил небо и землю… А дальше употребляется другое слово. А что случилось потом? Случилось то, что прозвучало СЛОВО, то есть Бог сказал: «Будь! Существуй!» - и никогда до того не бывший мир вдруг оказался перед Лицом Божиим».
Дата публикации: 17.04.2009 20:40
Следующее: "Алфавит. Книга букв"

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Сергей Семёнов
Застенчивый снег
Владимир Голубчиков
Встречи с отцом
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Презентации книг наших авторов
Cергей Малашко.
Гусиное Эльдорадо - параллельный мир
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта