Действие повести "Евангелие от Антона" происходит в деревеньке под Рязанью в XII веке, куда неким образом попали герои повести – атеист Артём и священник Антон.
Артём: – Я бы не стал называть это сказкой. Мы же даже не можем себе представить, какими возможностями будут обладать люди через сто лет, не говоря уж – через тысячу. Конечно, как Идея для человечества, да и для человеков тоже, такая задача, цель решала бы проблему поиска смысла своего существования. Но ведь многие скажут, что коллективное бессмертие человечества безразлично каждому живущему свою жизнь индивидууму. Мне один из знакомых в разговоре на эту тему так и сказал: "Оттого, что одного муравья сменит другой, такой же муравей, живущему сегодняшним днём и чувствующему существу не легче, а только тоскливей: муравейник станет больше и совершеннее, а его – сегодняшнего муравья – не будет. Ценнее личное бессмертие. Понимание того, что без личного бессмертия всё теряет смысл, двигало Николаем Фёдоровым, верившим в неизбежность воскресения мёртвых. Иначе, но о том же говорил Ницше. Вечное возвращение. Если посмотреть изнутри, личное бессмертие достигается тем, что смерти не существует, потому что она за пределами жизни. Это лучше всего выразил Арсений Тарковский: "Я бессмертен, пока я не умер...". Антон: – "Коллективное бессмертие человечества безразлично каждому живущему свою жизнь индивидууму". Неправда, что КАЖДОМУ. Это зависит от того, как и на что человек настроен, к какой собственной жизненной философии он в процессе своей жизни приходит. А это зависит от множества факторов. И одним из наиболее значимых из них является философия общественная, немаловажную часть которой как раз и составляет религия, по которой действительно, получается, что важно только личное бессмертие, а после нас хоть потоп. Неправда, что индивидууму БЕЗРАЗЛИЧНО коллективное бессмертие человечества. Не в том смысле неправда, что он живёт только в мыслях об этом, и что только это примиряет его с конечностью его собственной жизни. А в том смысле, что хотя он и умрёт (абсолютно бесспорной является лишь эта истина), но будут жить другие, кто его ещё будет помнить. А если он способен сделать что-то значимое, о нём будут помнить ещё больше людей, и даже ещё и после смерти тех, кто его знал лично. Могут помнить десятилетиями, кого-то веками, а кого-то и тысячелетиями. "Память – преодоление времени, преодоление смерти", Дмитрий Лихачёв. "Память – это оплата за самое дорогое, что отнимают у человека. Памятью природа расквитывается с нами за смерть", Юрий Трифонов. И, конечно же, для истинных творцов (в любом виде деятельности) это важнейший стимул в их творчестве и в их жизни, вплоть до самопожертвования. Этим они обретают душевное спокойствие, что выше страха смерти. "Трать свою жизнь на то, что переживёт тебя", Б.Форбс. Если бы не было этого, так и не было бы шедевров и высших достижений в искусстве, в литературе, в науке, да даже и в политике и в государственной деятельности. Творение может пережить творца: Творец уйдёт природой побеждённый, Однако образ им запечатлённый, Веками будет согревать сердца. (Микеланджело) Что это, как не пример веры в коллективное бессмертие? Если же у человека нет стремления творить, оставлять для людей результаты своих трудов, тогда человек перестаёт быть Человеком. "Если у человека нет цели, то жизнь его есть не что иное, как продолжительная смерть", Пьер Буаст. Есть ведь ещё и такой вариант – человек становится разрушителем. Это когда его жизненная "философия" заставляет его искать спасение от страха смерти в самой смерти. Наиболее наглядный пример – Герострат (Клеон: "Твое имя будет забыто", Герострат: "Нет! Теперь оно останется в веках" – из пьесы Григория Горина "Забыть Герострата"). Во многом при совершении многих терактов, именно комплекс Герострата играл немаловажную роль для их исполнителей, обрекающих на смерть и себя. Так что вот тебе ещё и такой пример веры в коллективное бессмертие. Эта вера есть. Задача в том, как её выправить, сделать её конструктивной. Для этого надо и к Новой Вере, и к критике существующих религий заведомо подходить с нормальных и гуманных рационалистских, позитивистских позиций. Оставшиеся же нам с прошлых тысячелетий "духовные" учения на самом-то деле лишь используют наш страх перед смертью, ещё более культивируют его. И так веками, из поколения в поколение. Надо ли удивляться тому, каковы мы есть, каково наше общество, и почему мы не становимся лучше? Только Новая Вера, Новое Духовное Учение, основной идеей которых является бессмертие не индивида, а сообщества существ разумных, может спасти нас и цивилизацию. Личного же физического бессмертия отдельного индивида не существует. И его не должно и быть, как бы мы о нём не мечтали и не надеялись на то, что оно будет достигнуто. Это не только против естественных законов природы (на победу над которыми надеяться-то вроде как и можно), это (что даже более важно) против законов существования и развития всего сущего. "Достаточно ну просто чуть-чуть подумать о том, что это такое – вечная жизнь, чтобы прийти в ужас или испытать беспросветно тоскливое чувство. Быть обречённым на вечность (что бы это ни значило) в чём-то страшнее, чем быть обречённым на смерть. Хотя в чём-то и заманчивей. Но в любом случае в идее вечности есть какое-то недоразумение. Может быть, потому, что рождается она не от ума, а от жаждущей жизни плоти и безумного в своем эгоизме и завистливости ума?" (Атеистические мысли о жизни и смерти, Валерий Кувакин). "Всё печально, что катится мимо, всё банально, что вечно живёт", Булат Окуджава. Предстоящая неизбежная смерть активизирует творчество, благодаря чему возможно существование и развитие цивилизации. Смерть является условием продолжения жизни, её развития, "вечная" жизнь – это угасание жизни. Это и есть Основной Закон Природы. |