Безумие за отступничество от веры - такое наказание Господь дает иногда Своим избранным. Недаром в Священном писании сказано: кому много дано, с того и спросится много. На Степана Носова возлагали большие надежды, когда он был мальчишкой. И все они были связаны с будущим духовным званием и служением Богу. Его мама, Матрена Михайловна, и сама была грамотна, и сына научила. Однако в школу тот никогда не ходил, а учился читать и писать по старинным книгам, в которых были тексты Священного писания и жития святых. Воспитывался парень в старообрядческом ските. Женился, как и все тогда, рано. К службам в церкви со временем охладел, как сейчас бы сказали :"быт заел". Но это не совсем точно, ведь мы живем не только в материальном, но и в духовном мире. Просто очень уж велика была охота у бесов над избранником божьим поглумиться, и одержать этим самым хоть временную, но победу. Да и время было такое: советчина, коллективизация. Повсеместно насаждался атеизм. Превратился Степан из верующего человека в проповедника атеизма. Выписал журнал "Безбожник", читал и обсуждал вместе с соседями. Когда пришло время поплатиться за грех отступничества, и Степана, как психического больного заперли в барак на лесозаводе, где тогда содержали безумных, в первом же видении показали ему этот журнал. Он пишет: -...Поместили в маленькую комнату, дверь закрыли на замок. Едва успел затихнуть лязг железа и завхоз не отошел от двери, вдруг на дверях показалось изображение журнала "Безбожник"... И увидел Степан, как по двери прыгает огненный шарик, и невидимая сила заставила его этот шар гасить, твердя на ухо неотступно : "Угаси шарик своим языком: он разжег, он же должен угасить". Помимо воли открыл бедняга рот, лизнул шарик, да и потерял сознание. Очнулся на холодном полу, язык болел, как ошпаренный кипятком, вокруг бегали мыши и крысы. Видения, описанные Степаном Носовым через двенадцать лет после исцеления кому-то могут показаться обычными галлюцинациями психически больного человека или просто выдумками. Но все, кто знал его при жизни, в один голос утверждают - никогда неправды от него не слышали. Его дочь, Роза Степановна Носова, вспоминает, что детей отец воспитывал в строгости, но никогда не кричал, приучал к правдивости, отвественности за свои поступки только своим собственым примером. Трудолюбивый и целеустремленный, он пользовался авторитетом везде, куда бы не забрасывала судьба. Об этом пишет в своих воспоминаниях еще одна дочка Степана Афиногеновича, Устинья Степановна: - Люди всегда приходили к нему за советом. Он никому не отказывал. Писал заметки в окружную газету "Няръяна Вындер" о колхозной жизни. В Отечественную войну отец сражался под Ленинградом, был контужен, выздоровел, и снова был на фронте...Награжден двумя медалями "За оборону Ленинграда" и "За победу над Германией". В 1946 году наша семья переехала в Нарьян-Мар. Отец стал работать бухгалтером в кинофикации... В 1956 году отец тяжело заболел (нервной болезнью). Никто толком вначале не понял, что за беда приключилась с уважаемым человеком. Откуда взялась невиданная ранее сила, и на что он смотрит с таким ужасом и отчаянием, не замечая ничего вокруг. Обо всем этом дочь Роза пыталась у него узнать, когда отец выписался из больницы, но тогда он сказал ей : "Не знаю, Божье это или дьвольское...Пока ничего не могу рассказать". Долгое время он считал произошедшее с ним бесовской прелестью. Но показанное ему в тех видениях сбывалось. И только через двенадцать лет Степан Афиногенович описал, что происходило с ним, когда однажды ночью он проснулся, как от чьего-то прикосновения : -... Повернул голову налево, в сторону, где изголовье койки, и вижу: стоит ростом до потолка (2,5 метра) человеческий скелет, что похоже на Смерть, изображаемую на рисунках художников и в старых лицевых книгах. Покрыта она была белым покрывалом, которое называется саван. Стараюсь разглядеть страшное зрелище, уверяюсь во всем, что не сон ли есть: нет, это действительность без сомнения и свет проникаает именно от стоящего скелета-Смерти. И вижу: Смерть медленно раздвинула сухие кости своих щек и едва слышно как из могилы, полушепотом сказала: "Готов ли?"... (здесь и далее отрывки из книги С.А.Носова "Видения, письма, записки"-И.А.) Так началась болезнь. Вначале Степан не понял, что это за видение явилось ему на пятьдесят третьем году жизни. Но в одну из мучительных ночей болезни он почувствовал, что руки и ноги коченеют, и вот он уже не может пошевелиться, а значит - сочтены его дни на Земле. Вот и ответ на вопрос Смерти - не готов... Понял Степан: не так он прожил жизнь, как дано было Богом: - И особенно горестно стало умирать без бороды, чем нарушил образ Божий: застал, думаю, конец жизни меня во всех грехах не токмо в тайных и неведомых, но и с поличными, протекали десятки лет без исповедания, и многое другое вспомнилось грехопадение. Однем словом, осознал себя, что подготовил адскому огню, да и только. Как буду терпеть бесконечное горение, когда не выдержал испытания при лизании огнено раскаленаго шарика, упал без чувствия, и боль языка во рту, как ошпаренный...Вскрылась передо мной всякая неподготовленноость к смертной встречи, льются слезы из очей без перерыва, сознаю, что наступили последние минуты моей жизни. И как последний раз и навсегда ложусь на невыносимо холодный голый пол, стараюсь непрерывно сотворять молитву Иисусову - восемь положенных слов... И когда сложил наш герой пальцы для крестного знамения, непереносимый холод стал отступать: рука стала теплой. Сделал он то же и с левой рукой: пальцы так же согрелись. Тогда Степан стал молиться со слезами молитвой Иисусовой, и потерял счет времени. И Господь откликнулся: - ... И слышу, говорит внятно, мягко слова: "Грехи заглаживаются покаянием и добрыми делами, Дух же Божий о каждом верном промышляет, слышит его всегда и разумеет, как у человека язык чует касание волоса". Слыша сие, я тайно, в темноте коснулся волосом своим языка. И мне с высоты говорит уже и знает о сем и как бы поправляет меня: "Вот, вы слышите на своем языке ваш волос. Так же Дух Свят слышит и знает вас"... Видения, муки за грехи, покаяние и непрерывные молитвы длились сорок дней. Многое из того, что увидел Степан Афиногенович в эти дни в видениях, сбылось до последней мелочи через несколько лет. Выйдя из больницы,он пошел работать плотником, но ровно через сорок дней вернулась боль. Он пошел к доктору, но тот никакой болезни не нашел, а посоветовал лечиться дома в бане. Из бани вытащили полумертового. Никакие другие лечения тоже не помогали, пока не понял Степан самого главного: - ...Потрясение, как видно, дано изволением Божьим и как последнее испытание грешнику: 30 лет с годиком блуждал я делами и мыслями, не зная предела ограничения, и мысли были продолжать жить в подобных делах до 60 лет, а тогда искать правду Царствия Божия. Совершенно забыл о том, что буду ли жить завтрашний день. Вот, очевидно, поэтому-то Бог, не хотя смерти грешником, остановил мое греховне направление, послал видение Смерти с вопросом :"Готов ли?", и затем, через три дня как бы подтвердило слова пророка: Смерть грешником люта... И когда понял это Степан Афиногенович, решил уйти от греховной жизни. Вернувшись домой, сжег светские греховные журналы и книги, стал собирать созданные им раньше списки из старинных церковных книг. Где их найти по прошествии стольких лет, было показано ему в видениях. Удивительно, но все совпадало в точности: приходя в указанное место, он находил там свои рукописные книги с церковными текстами. Все, что написано им былоо мирского, Степан Афиногенович уничтожил. Вот как об этом пишет его дочь Устинья: - ...До болезни у него было восемь исписанных мелким почерком толстых тетрадей. Там было все: разные предания старины, наша родословная, возникновение некоторых селений, о знатных людях... Помню, хорошо была описана поездка отца в Москву на ВДНХ, в августе 1939 года. Он был послан от имени колхоза "Северная звезда" Нижнепечорского района как передовик колхоза. К сожалению, во время болезни отец сжег все это "богатство" как "безбожные деяния". После покаяния Степан Афиногенович прожил еще двадцать шесть лет, и умер только в 1981 году. Все подаренные ему Господом годы он уже не отступал от веры, выписывал старообрядческие журналы, переписывал особенно редкие старообрядческие книги. Дочери вспоминают, что в последние годы к нему часто приезжали исследователи старины из Санкт-Петербурга и Москвы. Его письма, записки, рукописи хранятся в музейных хранилищах Москвы, Сыктывкара. Немало материалов есть и в Ненецком окружном краеведческом музее. Но помимо культурной ценности у всего, что оставил нам в наследие Степан Афиногенович Носов есть несомненная высшая духовная ценность. Каждого из нас Бог не раз предостерегает на жизненном пути, но не всем дано понять эти знаки. И когда мы узнаем о нелегких духовных путях наших современников, у нас вновь есть возможность задуматься и есть шанс изменить свою жизнь, наполнив ее добром и светом Божьего присутствия. |