Расстрел при отсутствии доказательств вины «Верхневолжье православное», № 1 (61), январь 2007 г., стр.7 1 декабря 1934 года в России, истерзанной борьбой советской власти против собственного народа, случилось очередное печальное по своим последствиям событие. Вышло Постановление ЦИК и СНК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик». Изменения касались расследования и рассмотрения в судах дел о террористических организациях и терактах против работников советской власти. Новые требования были и неоправданно жестоки, и ничего общего не имели с презумпцией невиновности. Заключались они в следующем: 1. Следствие по указанным делам заканчивать в срок не более 10 дней (курсив здесь и далее мой. -Т.М.). 2. Обвинительное заключение вручать обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде. 3. Дела слушать без участия сторон. 4. Кассационного обжалования приговоров и подачи ходатайств о помиловании не допускать. 5. Приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение немедленно по вынесении приговора. Жестокость эта удивит только тех, кто до сих пор считает разговоры о чудовищных политических репрессиях советского времени выдумкой недавних «демократов» - в их понимании, естественно, в кавычках. В сборнике документов «Возвращение к правде» (Тверь,1995 г., архивный отдел администрации Тверской области и Тверской центр документации новейшей истории) есть несколько убедительных страниц. Начнём с фрагмента отчёта уполномоченного по духовенству Губчека товарища Виноградова: ещё 5 мая 1921 года в Твери закрыт Всероссийский съезд кружков христианской молодёжи. По делу задержано 46 человек, 7 из них приговорены к пребыванию в концлагерях. В частности, к трём годам концлагерей приговорён Иван Проханов, получивший богословское образование за границей, и «благовестник» Иван Беляев. Дальше – больше. В декабре 1930 года у группы священнослужителей при аресте изъято стихотворение «Доля средняка». Вот опубликованный фрагмент из него: Очень сильно ненавидит кулаков совет, А у нас по району кулаков и нет. Ведь не купишь же на рынке этих кулаков, Значит власть берёт в работу снова средняков. Рой канавы, правь дороги, починяй мосты, А на выборы в советы – кандидат не ты. Группа бедных всё уладит, подберёт своих, Одному чего не справить, выберут двоих. Что заставляет нас сейчас всматриваться в те судьбы и то время, обобщённо называемое теперь 1937 годом, и когда закончился этот затянувшийся год? Вот выписка из протокола постановления тройки УНКВД по Калининской области о расстреле архиепископа Фаддея (И.В. Успенского) 29 декабря 1937 года: «Дело № 134604 отд. УББ УНКВД по обвинению Успенского Ивана Васильевича (Фаддея) 1872 года рождения, уроженца села Наруксово, бывшего Лукьяновского уезда Горьковского края, прож. г. Калинин, сын священника, сан архиепископа, один из 11 заместителей патриаршего престола, быв. архиерей по калининской области, осужден органами ВЧК в 1921 году к высылке из УССР, в 1923 году постановлением коллегии ОГПУ был выслан в ссылку на 1 год в Усть-Сысольск Коми области. Обвиняется в том, что являясь руководителем контрреволюционной церковно-фашистской организации в г. Кашине (участники которой в числе 50 человек приговорены к высшей мере наказания), давал задания участникам на организацию и насаждение к/р церковно-монархических групп и повстанческих ячеек по Карельскому национальному округу через своего посланца Орлова Митрофана, осужденного к ВМН – расстрелу, осуществлял руководство по сбору средств на построение нелегального монастыря и руководил организацией систематической агитации. Постановили: Успенского И.В. (Фаддея) – расстрелять». Тут же – выписка из акта о приведении в исполнение постановления тройки УНКВД по Калининской области о расстреле И.В. Успенского (Фаддея): «Постановлением тройки УНКВД по Калининской области от 29 декабря месяца 1937 года о расстеле Успенского Ивана Васильевича, 1872 года рождения, приведено в исполнение 31/XII месяца 1937 года 1 час. Начальник 8 отдела УГБ и УНКВД КО Нач-к АХО УНКВД КО Нач-к внутренней тюрьмы». В это трудно поверить, но фамилии исполнителей при публикации документа опущены. Да и само дело № 134604 находится в Тверском центре документации новейшей истории на такой длительной обработке, что получить его для ознакомления в ближайшие годы не представляется возможным. Что ж, воспользуемся другими опубликованными страницами, тем более, что сборник подобных документов так, кажется, и остался единственной данью более активному прошлому десятилетию. Архимандрит Стефан (Светозаров Леонид Михайлович) – родился в 1890 году в семье дворянина, окончил естественно-историческое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Четыре года провёл на фронтах и в окопах Первой мировой войны, награждён орденом святого Станислава. В годы гражданской войны служил в армии Врангеля, с войсками которого эмигрировал за границу в 1920 году. В 1930 году окончил Парижский Богословский Православный институт и пострижен в малую схиму. В 1939 году на общем собрании благочинных – представителей русских и французских приходов, подчинявшихся непосредственно Московской патриархии, избран на должность благочинного русских и французских приходов Русской Церкви во Франции. В 1945 году в качестве представителя Православной церкви встречался в Париже с Молотовым, после чего решился на получение гражданства СССР и возвращение на Родину. В 1947 году вернулся, был настоятелем прихода в Осташкове. Однако после перевода священником в церковь Белая троица города Калинина столкнулся не только с реальной советской действительностью, но и со служителями культа, которые по своим взглядам и поведению не соответствовали церковному назначению. Именно в этот момент он и допустил ряд «антисоветских высказываний», ставших поводом для его ареста. 16 марта 1953 года арестован вместе со священником Арсением (Булыгиным Петром Фёдоровичем), и ещё семью пожилыми женщинами, прислуживавшими в церкви. Все они по приговору Калининского областного суда 22 июня 1953 года, то есть уже после смерти Сталина, были признаны виновными в том, что в 1948-1953 годах состояли в контрреволюционной организации, которая проводила «антисоветскую агитацию и распространение среди верующих литературы контрреволюционного религиозно-монархического содержания». На основании ч.II ст. 58-10 и ст.58-11 УК РСФСР, с учётом Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года «Об отмене смертной казни», священник Арсений приговорён к 25 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере с конфискацией всего имущества и поражению в правах сроком на 5 лет. Кроме того, признан виновным в том, что, будучи офицером армии Врангеля и эмигрировав за границу, вступил в антисоветскую организацию и проводил враждебную деятельность против советского государства. Только через четыре с половиной года - по протесту Генерального прокурора СССР - приговор Калининского областного суда отменён пленумом Верховного суда за отсутствием состава преступления (выпустили на свободу). Но в промежутке определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от 20 июля 1953 года приговор в части осуждения его по ст. 58-4 отменён. Постановлением от 12 ноября 1955 года Президиум Верховного суда РСФСР (по протесту заместителя прокурора РСФСР) исключил из приговора обвинение по ст. 58-11, а наказание снизил до 10 лет лишения свободы. Из копии постановления № 08/251 с-57 пленума Верховного суда СССР от 12 декабря 1957 года: «Из дела видно, что все обвиняемые были арестованы при отсутствии каких-либо доказательств, подтверждающих их антисоветскую деятельность, все они виновными себя не признали. Следствие по делу проводилось с нарушением процессуальных норм, обвиняемые допрашивались много раз по одним и тем же вопросам, по два раза в сутки. Длительность этих допросов составляла 5-10 часов. Светозаров допрашивался свыше 40 раз и признал себя виновным только на 16-м допросе, то есть спустя 20 дней после ареста. В процессе предварительного расследования допрошено в качестве свидетелей 43 человека, в суд же вызваны всего 6 свидетелей, из которых только двое подтвердили факт антисоветских суждений. Экспертиза произведена с нарушением установленных правил. Из протоколов обыска видно, что указанная в них литература издана в период 1870-1912 годов и является литературой религиозного содержания. Таким образом, все указанные лица осуждены фактически за религиозную деятельность, которая не давала основания для применения ст. 58-10 УК РСФСР». Другое, более мягкое время? Или православные не смирились и после десятилетий гонений? Смотрим стенограмму V пленума Калининского обкома ВКП(б) 16-17 января 1950 г.: «Совершенно неблагополучно положение в области с антирелигиозной пропагандой… Активность церковников проявляется в настойчивых ходатайствах об открытии церквей. За 1949 год просили открыть дополнительно к 94 действующим ещё 148 церквей… В Осташковском районе активно действует группа евангелистов в 60 человек, которая 2 раза в недклю собирает большое количество населения, призывая его не посещать общественные места и собрания, созываемые органами Советской власти, призывает молодёжь не служить в Советской Армии и не брать оружия! В результате влияния церковников большая часть молодёжи Осташковского кожевенного завода посещает церковь… В Весьегонском районе церковники летом 1949 года организовали коллективное крещение молодёжи… Что мы противопоставляем усилению деятельности церковников? У лекторов обкома и Калининского горкома ВКП(б) нет ни одной лекции на антирелигиозную тему. Из 546 действительных членов областного отделения общества по распространению научных и политических знаний только двое имеют подобные темы». Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» был принят только 18 октября 1991 года – в то время, которое «иваны, не помнящие родства» теперь так яростно поносят везде, включая СМИ православного направления. Вчитаемся хотя бы в пару его статей: «Ст. 3: Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были… подвергнуты уголовным репрессиям по решению органов ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД-НКВД, МГБ, МВД, «особых совещаний», «двоек», «троек»… Ст. 5: Признаются не содержащими общественной опасности антисоветская агитация и пропаганда, нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви, посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов…». 31 декабря, в день расстрела репрессированного (и позднее канонизированного) архиепископа Фаддея, во всех православных храмах России празднуется память священномученика Фаддея, истинного патриота России. Чего не скажешь об агрессивных призывателях нового Сталина на русские – и без того многострадальные – головы. |