АГЕНТСТВО КОТА МАТРОСКИНА ТЯ-ПОТЯ − ВЫ НЕ МО! Как-то одного известного скульптора спросили: «Как вы создаете свои шедевры?» − «Очень просто, − ответил он. − Беру глыбу мрамора и отсекаю всё лишнее». Что и говорить, рецепт универсален и применим к другим областям искусства. Например, если пролистать самые знаменитые и до сих пор пользующиеся успехом у читателей романы, то нетрудно заметить тот же самый подход: ничего лишнего! И пусть романы XIX века кажутся нам излишне пространными − на это есть масса объективных причин того времени − однако пустословием классики не страдали. Даже злые нападки на Дюма-старшего неубедительны. Он, мол, умышленно писал длинные диалоги, потому что получал построчный гонорар за своих «Мушкетеров». Может быть… Но с каким мастерством и блеском те диалоги написаны! Если кто-то считает, что он тоже может грести деньги лопатой, придав диалогам своих персонажей подобную краткость и выразительность − пусть пробует… В действительности же мы видим обратную картину: герои современных романов и повестей страдают словесным недержанием. Доходит до абсурда: пустопорожнее недержание принимает форму хронической диареи. Кому такая «патология» нравится больше, читателю или издателю, сказать сложно. Особенность нашего времени: эта напасть характерна для девяти десятых современной литературы. То же самое можно сказать и о современных сериалах, поставленных по таким «романам». Название жанра взято в кавычки не случайно: даже сами авторы, как правило, не могут определиться с тем, что же они всё-таки «наваяли». Роман? Повесть? Рассказ? Любопытно, но и авторы опусов вовсе не настаивают на том, чтобы их считали писателями, предпочитая оставаться просто авторами. По принципу: ну, раз уж написал, то, стало быть, автор. Скромно, но без вкуса. Бездарность, беспомощность и элементарная безграмотность современных авторов, незнание ими жизни, характеров людей просто поразительное. Но раз их лабуда издается, да еще такими тиражами, значит, это кому-то нужно. Создается впечатление, что читателей умышленно и планомерно оболванивают. Зачем? А вы не догадываетесь? Всё очень просто: чтобы и дальше кормить их такой же лабудой в точном соответствии с народной мудростью: «Третий сорт − не брак, пятый − не последний!» Писателей-то у нас мало, а вот авторов − как грязи. И надо отдать писучим авторам должное: они способны загрузить своими «шедеврами» издательства на годы вперед. К этому следует добавить и то, что написание подобной «макулатуры» давно поставлено на поток: «штатные авторы» пекут свои «романы» как блины. Издатели в этом тоже кровно заинтересованы: с каждого, даже самого посредственного блина «второй свежести» они получают хорошую прибыль. Ну а раз здесь замешаны деньги, то и придираться к качеству полуфабрикатов для общественного «читания» им как-то не с руки. Деньги не пахнут! Ведь если авторы начнут «экономить» на словах, абзацах и страницах, то и все их так называемые романы ужмутся до размеров небольшого рассказа. А вот это издателю точно не нужно: даже самый заурядный рассказ должен быть объемом страниц в триста. Зачем? Чтобы ту писанину можно было назвать повестью или романом. Согласитесь, что роман… это звучит гордо. Таковы навязанные нам правила жанра. «Посадил дед репку… Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может…» Это известная русская народная сказка «Репка» и, казалось бы, тут ничего нельзя придумать − это уже классика. Однако это не так. Из этой сказки можно сделать бесконечный сериал, а можно и наоборот − сократить ее до семи строк. Например, вот так: «Посадил де ре. Вы ре бо-пребо. Тя де ре, вы не мо! Позвал де ба. Ба за де, де за ре. Тя-потя, вы не мо! Позвала ба вну. Вну за ба, ба за де, де за ре − тя-потя, вы не мо! Позвала вну Жу. Жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре − тя-потя, вы не мо! Позвала Жу ко. Ко за Жу, Жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре − тя-потя, вы не мо! Позвала ко мы. Мы за ко, ко за Жу, Жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре − тя-потя и вытянули ре!» Краткость сестра таланта, но мачеха гонорара. И потому шансов увидеть полнометражный серил под интригующем названием «Репка без прошлого» или под весьма банальным − «Родные репки», у нас несравнимо больше. Именно эти «шедевры» и сотни им подобных сейчас и пережевывают на телевидении: там ведь тоже есть «штатные» режиссеры и «штатные» сценаристы. Только вместо издателей там продюсеры. Но это не принципиально. Идея та же самая. Или как утверждала одна известнейшая рок-группа: «Шоу должно продолжаться!» Кот МАТРОСКИН (фамилия такая, не путать с моим знаменитым тезкой!) P.S. Портал Союза писателей "Что хочет автор" отличается бурной и насыщенной внутренней жизнью, да вот беда: не любят его читатели. Мои опусы, к примеру, месяцами обходят стороной, и уже год я теряюсь в мучительных догадках: что ж такого плохого я им сделал? Чем обидел? Почему по пять месяцев нет ни одного нового читателя? Ведь даже размещение старого рассказика на каком-нибудь богом забытом заурядном сайте всё равно гарантирует хотя бы одно прочтение в неделю. А здесь - месяцами полный штиль... Не берусь отгадывать причины сего феномена - не кошачьего ума это дело, но сдается мне, что мы с хозяином не туда попали. А потому не стоит путаться под ногами у других авторов и отбивать у них штучных читателей - воистину на этом портале они на вес золота. Прощайте и не поминайте лихом! К.М. |