Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Карамазов
Объем: 7043 [ символов ]
Лошадей забывать стали...
Скрипнула ржавыми петлями массивная дверь, и пустую избу заполнил запах осеннего тихого утра и табачного дыма, который всегда и везде сопровождал вошедшего в избу старика. Старик был в стареньком потёртом пальто, шапке и в старых, но крепких солдатских сапогах, покрытых осенней грязью. В руках, прижав к груди, он держал охапку собранных где-то чурочек, досок и брёвнышек, подходящих, как ему казалось, для дела. Прислонившись боком к стене, он попытался стянуть левой ногой сапог с правой. Покачнувшись, потерял равновесие и с грохотом упал, разбросав свой груз по половицам. Охая и проклиная себя за неуклюжесть, старик поднялся, сел на лавку и снял, наконец, сапоги; вставая, небрежно зашвырнул сапоги в угол у двери. Вместо правой ноги из под военных галифе выглядывало серое, отполированное до блеска дерево протеза. Дубовый протез был специально изготовлен стариком так, чтобы можно было надевать на него сапог. Стукнув о непокрытые доски деревянной «ногой», старик сполз на пол и, передвигая коленями, начал собирать то, что упало. Собрав, сложил свою ношу в угол между стеной и печкой, около большой вязанки берёзовых, потрескавшихся от печного тепла дров, чтобы просушить мокрые, найденные по всему городу доски. С трудом поднявшись, тихонько кряхтя от обострённого радикулита, старик прошёл, медленно переставляя ноги, в большую комнату за печкой. Комната была освещена тусклым ленивым светом, проникавшим в неё сквозь три незанавешенных окна, с облупившейся краской на рамах; комната, от того, была вся жёлтая : и брёвна стен, большая кровать, застеленная лоскутным одеялом, стулья и стол, заставленный поделками старика, и картины-аппликации на стенах, сделанные когда-то давно стариком, а также образа святых со старых икон, и лампадка в красном углу, не горевшая с тех пор как старуха, жена старика, померла, и сломанный патефон, привезённый стариком с войны – всё это отливало и светилось мягким неназойливым светом, словно от пламени большой свечи, горевшей за окошком… В комнате повсюду, куда не взгляни, были лошади, лошади из дерева в виде детских игрушек и объёмных композиций и сюжетов : тройки с каретами, искусно выстроганные из досок, просто кони, расписанными неуверенной рукой под хохлому, картины на стенах также изображали коней. Если бы в этот дом зашёл кто-нибудь, то наверно бы растерялся под взглядами искусно созданных старым мастером лошадиных глаз, ожидая звонкого ржания со всех сторон. Но в этом доме никто не бывал и никто не жил, кроме старика и его лошадей…
Старик сел на массивный табурет около стола, заваленного заготовками, незаконченными поделками и инструментами, отстегнул протез, который упав, загромыхал на полу; достал трубку, которую давным-давно сделал сам, быстро забил табаком и закурил. Поднявшийся от трубки дым, быстро окутал его. Старик, поглядывая в окно, за которым тихо и безропотно умирала природа, задумался, редко моргая постоянно слезящимися глазами. Лицо его было изрыто крупными морщинами, безвозвратно изменившими его облик властью времени; множество морщин на лбу, будто собрали всю кожу его лица. Седые, редкие волосы на затылке – все, что оставило время от некогда густой и непокорной шевелюры.
Он вспоминал… Сидел, бывало, и вспоминал подолгу всю свою жизнь. Воспоминаний хватало – жизнь ему выпала большая и, всё-таки, по его мнению, счастливая. Воспоминания эти, по свойству памяти, были прекрасны и дороги в своих неожиданных, неизвестно, по какому принципу оставшихся в сознании мелочей; всё в его памяти, даже беды, оставляло в душе какую-то необъяснимую разумом счастливую горечь, заставляя старика глубоко вздыхать. Он сидел вечерами в облаке табачного дыма, и клубы того дыма медленно складывались в причудливые образы памяти, будто исповедовавшейся в тишине при тусклом свете керосиновой лампы сквозь закопченное стекло… То жена, то сын, то лошади…
Когда-то давно, бесконечную вереницу дней назад, старик, будучи молодым парнем, пошёл на войну. Служил в кавалерии – любовь к лошадям там зародилась. На войне потерял ногу – оторвало осколком снаряда ( войны в подробностях он не помнил, не мучили его сцены военных ужасов (которые всё-таки происходили с ним), не вспоминал он товарищей убитых, забыл всё, будто и не было, но общее душевное состояние от происходящего помнил, как отдельную жизнь свою, мрачную и страшную, одну из тысячи прожитых им жизней, в конце каждой из которых он умирал).Демобилизовали. Вернулся в родной город, но не узнал тот город, из которого ушёл, где родился и рос. И себя не узнавал на фоне этого чужого города. Долго пил… Потом женился, работать пошёл. Извозчиком. К лошадям поближе, любил уж очень их. Бывало, обнимет лошадь, приласкает, на ухо пошепчет- она и рада. Жена его была из семьи священника, против воли отца пошла за него замуж, набожная - и ложилась и вставала с земными поклонами. Детей им Бог не дал, как бы слёзно ни молилась жена. Так и состарились в одиночестве. А пять лет назад старуха-жена померла, оставив своего деда наедине со старостью. С тех пор он увлёкся по дереву резать. Сначала так, всякие безделушки, потом оконные наличники, потом решил лошадей начал вырезать. В руки кисти за всё жизнь ни разу не брал, а тут, рисовать начал, получалось не так хорошо, как вырезать, но с душой.
После раздумий и воспоминаний, неторопясь, приступал старик к работе: надевал очки со сломанными душками, и самозабвенно отсекла широким сапожным ножом всё лишнее с дерева, непременно дымя трубкой. На столе коптила старая керосинка. Проходящий мимо дома редкий прохожий, мог наблюдать старика ,внимательно трудящегося за столом, в жёлтом свете огня лампы, в ту пору, когда все уже спят…
Старик уже стал заговариваться. Говорит сам с собой, вопросы задаёт, отвечает, кивает…
По воскресеньям старик брал подмышки свои поделки и шёл на базар. Шумно, весело на базаре. Калачи, бусы, яблоки, картузы и арбузы в лавках по обеим сторонам мощёной крупным булыжником площади. Народ гуляет: музыка и пляски вокруг. Старика торговцы узнавали, кое-кто посмеивался втихую, но каждый здоровался и снимал шапку перед ним. Он здоровался, ковыляя по мостовой к своему всегда свободному месту. Вставал за прилавок, расставлял лошадей и спокойно ждал. Подходили люди, видевшие раньше старика, здоровались, смотрели на лошадей и уходили прочь. Какой-нибудь впервые пришедший на базар человек подходил, смотрел долго и подозрительно на коней, выискивая изъян в работе, приценялся, обращаясь к старику:
- Почём, отец, лошадки-то?
- Не продаю, сынок.
- А зачем…?
- Я показать приношу, лошадей мне жалко. Лошадей забывать стали…
Человек недоумённо пожимает плечами и уходит. Старик же, пробыв на базаре до закрытия, отправляется домой, забирая своих лошадей. Идёт по сумеречным улицам, хромая и вздыхая от тяжести ноши в руках. Идёт и бормочет без перерыва: «Лошадей забывать стали». Бормочет и смотрит своими добрыми непременно слезящимися глазами на всё вокруг: «Лошадей забывать стали. Лошадей…»
Дата публикации: 28.05.2008 19:28
Предыдущее: Безвозвратные потериСледующее: эти Двое

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Лев Ланский[ 25.06.2008 ]
   И сильно, и профессионально!
   Действительно, Нобелевский лауреат!
   Спасибо!

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта