Разбираемое произведение: Души замело. Автор Роман Казимирский. Оригинал произведения:
Текст произведения: Души замело. Разбоем выбит крайний правый – тот, что в центре, мнит себя непобедимым. Зрачками выжженных степей глядеть сквозь масляное жирное пятно. Стегать нестеганое тело свежесобранными листьями крапивы. Молчать, подобно кобелям, которым дымом течки души замело. Ветер сушит взгляд. Проститься засветло друг с другом – ночь храпит под боком запахом бензина. Просить прощения у звезд за пошлый свет сырых несбывшихся свечей. Как напивались вслед за «Отче…» за здоровье недоразвитого сына. Как запрещали петь внахлест своих прорвавшихся нарывами идей. Ветер сушит взгляд. Бодливый план многонебесья провалился после первой остановки – законным браком сочетать желанья двух неоперившихся птенцов. Посыпать пеплом помело да из котомки ловко вытащить обновки: постельный хлам да бубенцы из самых белых свежевыдранных зубов… Ветер сушит взгляд. Заставлен прошлыми дарами стол – просел в плечах под судорожным гнетом. Перрон со взмахами платков давно не виден за бетонным взмахом стен. Еще один подводный вечер верен чьим-то сверхъестественным заботам. Еще один прожитый день срубает дерево возможных перемен. Ветер сушит взгляд. Часть первая, заупокойная Поначалу прочтение текста, представленного Романом Казимирским, не вызывает ничего, кроме недоумения. Сумбур и туман; ни рыба, ни мясо, а какой-то сырой фарш из Тузика вместе с будкой. Общего ритма не наблюдается, рифм тоже, все время какие-то сбои стихотворного размера, у каждой строки - свое лыко... Ну ладно, допустим. В конце концов ритм и рифма в стихотворении необязательны: существует на свете и верлибр, и свободный стих... Но тогда тем более важна образность, поэтичность, лица необщее выраженье... А у Романа с первой же строчки – Разбоем выбит крайний правый – тот, что в центре, мнит себя непобедимым. Крайний правый, простите, кто? Глаз? Но тогда тот, что в центре – это уже получается третий глаз Шивы, а восточной мистикой в тексте и не пахнет. Или, может быть, крайний правый – это нападающий? Но тогда при чём здесь разбой? Робин Гуды и Стеньки Разины не в футбол-хоккей играют, у них как крайним, так и правым становится любой. Или крайний правый – это в политическом смысле, экстремист? Еще менее стыкуется с последующими строками. Непонятно, однако... Посмотрим дальше. Молчать, подобно кобелям, которым дымом течки души замело. Насколько я знаком с кобелями, они при запахе течки от суки отнюдь не молчат, а очень даже сварятся, отбивая конкурентов. Далее: ...ночь храпит под боком запахом бензина. Храпеть запахом? Может быть, заодно еще и оглушительно сиять? Шершаво благоухать? Человеку дано пять чувств, но все-таки уши отдельно, а нос отдельно. И так – сплошь и рядом по всему тексту. Похоже на стихотворный текст, сочиненный компьютером – существительные и прилагательные стыкуются в произвольном порядке, в претензии на многозначительность: "петь внахлест", "бодливый план многонебесья", "посыпать пеплом помело"... С таким же успехом можно петь встык, веник посыпать сахарной пудрой, а план заставить мяукать... Или просто выкурить: если план качественный, замяукаешь сам. ...пошлый свет сырых несбывшихся свечей. Опять абсолютно мимо реальности. Свечи сырыми не бывают: их изготовляют из парафина, который влагу просто отталкивает. Далее анализ можно было бы не продолжать – просто прочитать и забыть. Часть вторая, криптографическая Но что-то в тексте Казимирского не позволяет просто так от него отмахнуться. У автора, несомненно, есть образы-находки: Стегать нестеганое тело свежесобранными листьями крапивы. Или законным браком сочетать желанья двух неоперившихся птенцов. А вот еще: ...постельный хлам да бубенцы из самых белых свежевыдранных зубов… При третьем, четвертом или пятом прочтении (в зависимости от внимательности читателя) обнаруживаются еще более интересные подробности. Да, в пределах одной строфы у каждой из восьми строк – собственный ритм и размер. Однако же этот размер – сложный, неудобоваримый – с АБСОЛЮТНОЙ ТОЧНОСТЬЮ повторяется во всех четырех строфах: 1) 5-стопный ямб с урезанной последней стопой (кажется, это называется "каталектический", 2) 6-стопный хорей, 3) Четкий ("акаталектический") 4-стопный ямб, 4) 6-стопный ямб, 5) снова 5-стопный ямб с урезанной последней стопой 6) вообще 3-стопный гипердактиль, с ударением на каждую четвертую стопу 7) еще раз 4-стопный ямб, и наконец 8) снова 6-стопный ямб. Потом замечаешь и намёки на рифму, хотя и приблизительную: "непобедимым – крапивы", "пятно – замело", "птенцов – зубов"... Наконец, начинает угадываться и общая композиция текста: первую строфу можно, при наличии воображения, отнести к детству, вторую - к юности, третью – к зрелому периоду жизни лирического героя, а четвертую – соответственно, к его старости. То есть нечетко и туманно, но определенно прорисовываются какие-то структуры и закономерности. Причем сложный ритм строф вопроизведен настолько точно, что всякие подозрения в неряшливости или неаккуратности автора необходимо с негодованием отмести: Роман Казимирский сказал именно то, что хотел сказать! Так в чем же загадка "заметенных душ"? Часть третья, резолютивная Как мне кажется, ларчик открывается просто: "Души замело" – это не стихотворение, а текст песни. Я бы сказал, что баллады в стиле панк-рок. И как текст песни, он вообще не подлежит ПОЭТИЧЕСКОМУ суду вне сопровождающей музыки. Рассматривать его по законам стихосложения – все равно что выкинуть из "Евгения Онегина" все четные строки и разбирать оставшийся "нечетный полутекст". Поэтому в заключение моей критической статьи могу только повторить сентенцию, ставшую ее заглавием: слова (в данном случае Романа Казимирского) без музыки мертвы. Так вдохнем же в них жизнь! |