Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Проект литературной критики
Анна Вебер, Украина.
Девочки с белыми бантиками
Обсуждаем - это стоит прочитать...
Буфет. Истории
за нашим столом
КО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Критик 105
Объем: 17069 [ символов ]
Заявка Автора: Ребекка Либстук. Отрывок из повести. (срок выполнения - по 31 мая 2008)
******
Мне казалось, что я нахожусь в какой-то глубокой тёмной яме, из которой никак не могу выбраться. Где-то вдали слышался знакомый голос:
- Света! Светочка! Доченька!
До меня вдруг дошло, что это голос Мани, а темнота вызвана тем, что у меня закрыты глаза. Открыть их удалось почему-то с большим трудом, и я увидела заплаканную мать, трясущую меня за плечи.
- Ну, наконец-то, - сказала она, когда наши взгляды встретились.
- Мам, почему ты плачешь? – удивилась я.
- После того, что здесь обнаружила, удивительно, как я вообще до сих пор жива, - Маня закатилась плачем со всхлипами и завываниями.
Я озиралась по сторонам, пытаясь понять, что здесь можно было обнаружить.
- Ты лежала абсолютно голая и почти не дышала, - на секунду успокоившись, пояснила Маня.
- Но я же укрыта, – моё тело скрывало старое пикейное покрывало.
- Это я тебя сейчас прикрыла.
Двигаться было тяжело, но любопытство взяло верх, и руки мои слегка приподняли покрывало. Взору предстало голое тело. Скрипнула дверь, в зал вошёл Борис.
Переводя удивлённый взгляд с меня на Маню, он недовольно спросил:
- Ну, что тут у вас на этот раз произошло?
- Свету изнасиловали, - перестав плакать, тихо произнесла Маня.
- Что-о? – лицо Бориса приобрело какой-то землистый оттенок, и он замер так, что стал похож на памятник. Постояв несколько секунд неподвижно, отец от чего-то вздрогнул, потом, почти шёпотом, спросил, - Ты уверена?
- К сожалению, да, - Маня снова погрузилась в рыдания.
Услышав слово «изнасиловали», я сочла его однокоренным со словом «нести» и, как в тумане всплыл образ Коли, притащившего меня против моей воли на диван.
- Да, - эхом повторила я за Маней.
- Как?! Кто это сделал?!! Кто здесь был?!! – внезапно закричал Борис, в упор глядя на меня, а я, с трудом соображая, что ему надо, и постепенно вспоминая всё произошедшее, не смогла удержать слёз и совсем по-детски разревелась.
- Зачем ты кричишь? – укоризненно обратилась к мужу Маня, - Ты же её напугал, - повернувшись ко мне, она ласково добавила, - Доченька, успокойся, не надо плакать, папа не на тебя сердится.
- Конечно, я не на тебя сержусь, а на того, кто это сделал, - помягчевшим голосом добавил Борис.
Я ему верила, однако остановить свой плач не могла. Всхлипы судорожно перехватывали воздух в моей груди, не позволяя произнести ни слова. Вдруг я почувствовала острый приступ тошноты и, не успев никого предупредить, выдала всё на пол.
- Быстро принеси стакан воды, - крикнула мужу Маня, и через несколько мгновений вода была у меня в руках.
По приказу матери я сделала несколько мелких глотков, предотвратив тем самым очередную рвоту. Потом Маня заставила меня выпить всё до дна.
- Мам, почему я чем-то красным вырвала, - удивилась я, глядя на лужу на полу, - я, ведь ничего красного не ела?
- Принеси ведро воды и тряпку, - попросила Маня Бориса, как бы не слыша мой вопрос.
Отец вышел, но очень быстро вернулся.
- На веранде две чашки, - отдавая Мане ведро, сказал он взволнованно, - Кто здесь был? С кем ты пила чай?
- С дядей Колей.
- Так это он сделал?!! - снова заорал Борис
- А что он сделал?
Я не понимала Бориса. Он всегда был равнодушным к тому, что со мной происходило, даже когда от Эдькиных кулаков оставались синяки. От Колиных побоев наверняка синяков не осталось, ведь он бил меня в живот, как когда-то учил тому Эдика. И всё-таки отец сейчас зол на Колю, потому что, тот что-то сделал... Может быть Коля уходя, пока я спала, что-то разбил или поломал?
- Оставь её в покое, - требовательно произнесла Маня, суетливыми движениями подтирая пол, - не видишь что ли, ребёнок немного не в себе.
Борис вышел в соседнюю комнату.
- Почему сервант раскрыт? – услышала я недовольное его ворчание, и вдруг поняла, что Коля всё-таки что-то натворил, - О Боже! – раздался вопль отца, словно в комнате рухнул потолок, - Он украл глубинные часы! Он их украл!
Маня молча смотрела на дверь. Борис тоже какоё-то время не издавал никаких звуков, потом зашёл в зал.
- Зачем ты позволила ему ковыряться в наших вещах? – сердито спросил он меня.
- Я ему не позволяла.
- А зачем ему вообще понадобилось лезть в сервант? Что он при этом сказал? – поинтересовалась Маня.
- Не лез он при мне в сервант. Он, наверное, сделал это, пока я спала.
- Спала? – удивился Борис.
- Я же тебе сказала, ребёнок немного не в себе. Возможно, это был не Коля, она просто не может сейчас всё объяснить. Я застала её без сознаниия. Похоже, в таком состоянии она валялась здесь несколько часов, за это время кто угодно мог зайти и вынести отсюда полдома. Я сейчас пойду и приведу Колю. Ещё не известно, действительно ли он здесь был...
- Так он тебе во всём и признался, - со злой усмешкой произнёс Борис, - нужно вызывать милицию. Пусть снимают отпечатки пальцев, и пусть не ты, а они приводят сюда Колю...
- А если это он взял глубинные часы и обо всём милиции расскажет? – тихо спросила Маня, резко выпрямившись и заглядывая Борису в глаза, - Ты представляешь, что тебя тогда ждёт?
Наступила тишина, нарушаемая лишь шарканьем тряпки по полу. Потом Маня заговорила:
- Пойди, вынеси ведро и давай, не будем гадать. Я сейчас схожу за Колей. Мы должны сначала сами во всём разобраться. А потом, если ты посчитаешь нужным... Что ж, тогда конечно вызовем милицию.
- Придёт он сюда, как же, - не глядя на Маню, тихо пробубнил Борис, хватаясь за ручку ведра.
 
- Я обещаю тебе, что через полчаса Коля будет здесь! – уверенно заявила Маня, когда Борис снова вернулся в дом. - Только мне сначала Свету надо в прядок привести. Она очень слаба, возможно, самостоятельно до душа не дойдёт, надо, что б ты её туда отнёс.
Я мысленно удивилась: откуда Маня знает, что я слаба, ведь с того момента, как меня стошнило, она в мою сторону даже не смотрела.
- Сейчас. Я только одежду ей свежую возьму, - сказала мать и прошла в спальню, - О, господи! А здесь что творится? – раздался её возглас, - Света, ты, что, что-то в шифоньере искала?
- Нет, - отозвалась я, с любопытством резко поднимаясь с дивана. Сильная боль внизу живота заставила меня снова лечь.
- Не надо самой вставать, сейчас я тебе помогу, - сказал Борис, заметив, как я скривилась.
В спальне хлопнула крышка от кушетки.
- Слава Богу, сюда он не добрался, - прокомментировала Маня.
Разумеется, в кушетку Коля не полезет, там же одно старьё и ненужные вещи, а ещё лоскутки ткани – обрезки от сшитых нарядов. Но он же не девчонка что б интересоваться подобными вещами, - мысленно рассуждала я, пока Борис, аккуратно завернув меня в покрывало, брал на руки. Уже из-за его плеча я увидела, что на диване после меня осталось большое, тёмно-бордовое, слегка блестящее пятно.
- Что это, мам? Кровь что ли?
- Не смотри туда, - взвизгнула Маня, - тебе нельзя на это смотреть!
 
Помыть меня, мать решила сама, как будто мне было не одиннадцать лет, а всего лишь три годика. Мне это не нравилось, но противиться сил не было. Хотелось прямо в бане, свернувшись где-нибудь в углу калачиком, уснуть.
- Сейчас папа тебя заберёт. Сама в дом не иди, - приказала Маня и скрылась за дверью.
Я присела на табуретку в ожидании отца. Наконец, он появился и на руках отнёс меня в дом. Диван Маня застелила белоснежной простынью, когда я прилегла, она укрыла меня другой. Всё вокруг поплыло, и вскоре я уснула.
Проснулась от лая собаки, рядом со мной никого не было. Мне пришло в голову, воспользовавшись моментом, заглянуть под простынь. Пятно там было уже не бордовое, а просто тёмное. Что бы это могло значить, и почему нельзя на это смотреть? Мои рассуждения прервались тем, что в комнату ввалились Белла Наумовна с Колей и Маня с Борисом. Белла Наумовна взяв стул, села у моего изголовья, остальные, попятившись, отошли в дальний угол комнаты. По шатающейся походке Коли, и тому, как он врезался в стоящий посреди комнаты стол, я поняла, что родственник сильно пьян.
- Ну, рассказывай, что здесь произошло, - Белла Наумовна была бледной, голос её - недовольный.
Её оторвали от каких-то важных дел, поэтому она такая сердитая, подумала я. Но что нужно ей рассказывать: То, что Борис кричал? Что было кровавое пятно, а потом исчезло? Жаловаться на Колю, мне казалось, ни к чему. Уже много лет я не ходила к Шрамко в гости. С моей точки зрения, Белла Наумовна всегда знала, почему.
- Светочка, тётя Белла – врач. Ей можно всё рассказать - раздался из глубины комнаты голос Мани.
После такой фразы, я поняла, что взрослые ждут рассказа о чём-то постыдном.
- Меня мама голой на диване нашла.
- А почему она нашла тебя голой? - начала задавать вопросы Белла Наумовна.
- Я не знаю, я спала. А когда проснулась, то была уже укрыта, - все события, произошедшие в течение дня, вырисовывались в моём сознании, как в тумане, соображалось туго.
- Вот видите! - произнёс довольным голосом Коля, - Я здесь не причём. Я попил чаю и ушёл. И кто всё это с ней сделал, я не знаю.
Ненавистный мне голос, вырвал меня из тумана. Услышав его, я, не обращая внимание на боль, резко поднялась и закричала так громко, что у меня даже горло заболело:
- Неправда! Ты не ушёл! Ты обманул меня! Ты сказал, что пойдёшь домой, а сам стал меня бить! Ты раздевал меня, чтобы я не успела никому пожаловаться! Но я сейчас всем всё расскажу!
- Тише, тише, успокойся - зашипела Белла Наумовна и, взяв меня за плечи, снова уложила, - Так ты, говоришь, что дядя Коля тебя раздевал?
- Да. Чтобы я не смогла соседей позвать и на него пожаловаться. Я сначала сильно кричала, думала, что кто-нибудь всё равно придёт, а он тогда сказал, что если я не перестану, то ударит меня головой об стенку.
- А потом что? – продолжала задавать вопросы родственница.
- Я сначала кричать перестала, а потом снова закричала, и он тогда меня ударил.
- Ты после этого продолжала кричать? Или испугалась и молчала?
- Я молчала не потому, что испугалась, а потому, что сразу же уснула.
Белла Наумовна посмотрела в сторону стоящих сзади, потом повернулась ко мне и после некоторой паузы, вздохнув, сказала:
- Нда. Так значит, ты уснула. А потом, когда мама пришла – проснулась.
- Нет, я ещё один раз проснулась, а он сказал, чтобы я глаза закрыла. А потом я снова уснула.
- Понятно. А ты знаешь, кто здесь это сделал? - она слегка кивнула головой, и её взгляд упал на середину дивана, как раз на то место, где ещё недавно красовалось бордовое пятно.
- Мама, - ответила я.
- Что я сделала? - воскликнула Маня.
- Диван помыла. Раньше там кровь была.
- А кто эту кровь сделал? – допытывалась родственница.
- Не знаю.
- Так ты не знаешь, кто там тебе всё это наделал? - на этот раз Белла Наумовна дотронулась конкретно до того места, где внутри я испытывала боль при резких движениях.
- Кто там сделал, знаю. Это он, - я показала пальцем на Колю, и до меня вдруг дошло, что кровь была моя.
- Откуда ты знаешь? - рявкнул тот. - Ты же сама сейчас сказала, что уснула!
- А я во второй раз не сразу уснула. Я только глаза сразу закрыла, а уснула потом, - тихо, но агрессивно уставившись на Колю, ответила я и, повернувшись к Белле Наумовне, всё-таки начала жаловаться, - Он там меня бил... Очень сильно бил... Не просто так, а чем-то.
- Чем?
- Я не знаю. Но я у себя там какую-то штуку чувствовала. И чувствовала, как он меня этим бил.
В углу что-то выкрикнули, но поскольку Маня и Борис сделали это одновременно, ни того, ни другого я не поняла.
- Всё, - добавил Борис, обращаясь к Коле, - я пошёл вызывать милицию. И не вздумай куда-нибудь смыться, пока меня не будет!
Он решительными шагами направился к выходу и был уже в дверях, когда Коля, со слегка заплетающимся языком, выкрикнул:
- Иди-иди. Сидеть вместе будем. Если сдашь меня сейчас милиции, я им тоже сдам ту железку, которую с собой прихватил.
Борис остановился и резко развернулся.
- Понятия не имею, что ты там прихватил.
- Это ты мне сейчас такие сказки рассказываешь, а железку-то ты с работы принёс, - Коля громко засмеялся, - Не так уж много в нашем городе нефтяников... Так что они там быстро вычислят, откуда она у меня, даже если я ничего не скажу. Да и отпечаточки, небось, и внутри, и снаружи...
Неужели отец украл на работе глубинные часы, и теперь его за это посадят в тюрьму, удивилась я и взглянула на Бориса. Его руки тряслись мелкой дрожью, цвет лица был, как у мёртвой бабки, за которой мне однажды пришлось наблюдать, сидя вместе с Катей на дереве. В комнате воцарилась такая тишина, что кроме собственного дыхания, я ничего не слышала.
 
- Расскажи, что ты сегодня с утра делала, - тихо возобновила расспросы Белла Наумовна.
Обрадовавшись, что её интерес, в отличие от остальных, ко мне не пропал, я стала по-порядку всё излагать, она по-прежнему уточняла вопросами.
- А о чём вы говорили, когда пили чай? - спросила Белла Наумовна, когда мой рассказ подошёл к визиту Коли.
- Он сказал, что я его боюсь.
- А ты?
- А я сказала, что не боюсь.
- Потом что было?
- Он говорил, что надо идти спать.
- А ты?
- А я спать не хотела, потому что днём обычно не сплю. Он собирался уже домой идти, но вдруг стал меня целовать.
- Ну, да, - раздался отвратительный, хрипловато-бубнящий пьяный голос, - Хотел её в щёчку поцеловать и уйти...
- Неправда! - выкрикнула я, и, заглядывая Белле Наумовне в глаза, в которых мелькнуло желание что-то понять, сообщила, - Он целовал меня так, как целует маму, когда с командировки приезжает.
- Ты что?!! - взвизгнула Маня, - С какой командировки? Ты что, доченька? Это наш папа ездит в командировки. Ты что-то перепутала.
- Да-да, - сказала Белла Наумовна, и её помягчевший до этого взгляд стал снова холодным и недовольным, - Дядя Коля работает в поликлинике и ни в какие командировки не ездит.
- Нет, ездит! - настаивала на своём я, - А когда возвращается, мама ему очень радуется, и они целуются.
- Не забывай, что я тоже, ведь, к вам прихожу вместе с дядей Колей, и я ни разу не видела, чтобы твоя мама так радовалась, как ты это сейчас рассказываешь.
- Ты вместе с ним у нас бываешь только по праздникам. А когда он один приходит, то приходит, потому что из командировки приехал.
- И часто он, по-твоему, ездит в командировки? Когда последний раз был? - сердитый голос вдруг стал удивлённым.
- Я не помню, какой это день был, но мы потом от Эдика телеграмму получили, - задумавшись, сказала я, пытаясь, в начинающей болеть голове, привести в соответствие дни и события.
- Белла Наумовна! - закричала вдруг Маня. - Я поняла, я всё поняла! Света сама себе это наделала! Вы посмотрите, она же мужчин сейчас путает. Боря ездит в командировки, а когда возвращается, я, конечно, радуюсь. А она сейчас в Коле Бориса видит. Мы вот с Борей перед ней часто целовались, да не подумали, что девочка-то уже выросла. Видно глядя на нас, она тоже чего-то такого захотела.
- Вы же с папой не целуетесь, - удивилась я, уловив в громком монологе Мани смысл только одной этой фразы, потом задумавшись добавила, - только когда он из командировки приезжает.
- Вы слышали? – Маня всплеснула руками, - Теперь, оказывается в командировки ездит всё-таки Борис. Да, для неё сейчас все мужчины слились в одно целое. Я давно уже заметила её повышенный интерес к подобным вопросам, и, конечно же, при ней больше никаких нежностей ни себе, ни Борису не позволяла. Но кто ж мог подумать, что она всё это в голове держит? Попили с Колей чай, он ушёл, а она здесь на диване довела себя до такого состояния.
- Значит, ты не видела, как твои мама и папа целуются? – спросила Белла Наумовна, глубоко вздохнув.
- Видела, но очень давно, - уточнила я.
- А теперь очень хочется посмотреть ещё раз? Тебе это действительно интересно? – её взгляд стал неподвижным, она как бы пыталась в моих глазах что-то прочесть, но ответить, я не успела.
- Я, вот, не хотел сразу говорить, - оживился вдруг Коля, и мерзкая улыбка самодовольства растянула его лицо, - но она, когда мы пили чай, предложила мне: «Дядя Коля, давай пойдём вместе спать». А я увидел, что что-то с ней не то, уложил её на диван, и ушёл.
- Это не правда! - крикнула я и снова села.
- Так, Света, а ну-ка помолчи, - оборвала меня Маня, - Наслушались уже тебя! Нарассказывала нам сказок! И не стыдно? Четверо взрослых выслушивают, что она тут мелет. Как будто, дел у нас других нет!
Белла Наумовна медленно встала и направилась к выходу, потом резко обернулась к, последовавшей за ней, Маней.
- Ты должна быть, прежде всего, матерью. Надеюсь, твоё материнское сердце тебе всё-таки подскажет, как надо правильно себя в дальнейшем вести. Я же, всего лишь, как врач, могу посоветовать, дать ей на ночь таблетку пенталгина или две таблетки анальгина. Завтра с утра придёшь ко мне на работу, и опять же, только как врач, я скажу, что тебе делать дальше, - тихо, но делая почти после каждого слова паузу, сказала она, сильно сощурив свои огромные тёмные глаза. После этого оба гостя исчезли.
Дата публикации: 28.04.2008 15:31
Следующее: Заявка Автора: Игорь Осинных. Там (срок выполнения - по 31 мая 2008)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Критик 105[ 06.05.2008 ]
   Ну что же, уважаемый Автор, приступим к «разбору».
   Вначале сделаю несколько пояснений. Я тоже не сторонник «построчного» разбора. Сначала всегда читаю от начала до конца. Пытаюсь охватить произведение в целом, понять замысел автора. Но запоминаю места, на которых «споткнулся». Если цель чтения – рецензия, перечитываю второй раз. И уже потом вместе с Автором перечитываю заново, показывая ему, что помешало мне получить удовольствие от чтения (прочесть, как говорят, «запоем»). А вот тут удобнее идти последовательно по строкам. Автора ведь интересует - где конкретно, в какой строчке? Вот давайте и перечтем вместе с Вами еще разок.
   
   У отрывка, несомненно, есть сюжет. Давайте начнем с него.
   Девочка просыпается от оклика матери (чаще называемой Маня – К5). Осматривается по сторонам. В зал входит Борис (иногда называемый «отец» - К5). Мать говорит ему, что дочку изнасиловали. Пытаются выяснить, «кто это сделал». Борис выходит в другую комнату. Там видит, что кто-то украл из серванта глубинные часы. Предъявляет претензии девочке. Мать идет в спальню. Спрашивает дочь, кто рылся в шифоньере. « Слава Богу, сюда (до кушетки – К5) он не добрался». Борис несет девочку в ванную. На диване остается кровавое пятно. Девочку моют, укладывают, она засыпает. «В комнату ввалились Белла Наумовна с Колей (подозреваемый – К5) и Маня с Борисом.» Коля сильно пьян. Диалоги, в ходе которых выясняются детали содеянного. Девочка показывает на Колю, который, очевидно, опоил ее, поскольку она быстро уснула и толком не помнит произошедшего. Борис собирается идти за милицией. Но Коля предупреждает, что в таком случае он выдаст Бориса за кражу глубинных часов. Борис никуда не идет. Продолжаются расспросы, переходящие в личные разборки взрослых. Расспросы заканчиваются обвинением девочки матерью: « Так, Света, а ну-ка помолчи, - оборвала меня Маня, - Наслушались уже тебя! Нарассказывала нам сказок! И не стыдно? Четверо взрослых выслушивают, что она тут мелет. Как будто, дел у нас других нет!» Белла Наумовна и Коля уходят.
   
   Сюжет последователен, внутренне логичен, но динамики в нем нет. Рассказ ведется от первого лица (девочки). А это очень сложная задача. Думается, это тот эпизод повести, в котором Автор должен был показать внутренний драматизм ситуации художественными средствами. Уточним, показать Читателю ситуацию глазами пострадавшей девочки, почувствовать хотя бы долю того, что чувствовала она. Посмотрим, как Автору это удалось.
   
    Первая строка.
    «Мне казалось, что я нахожусь в какой-то глубокой тёмной яме, из которой никак не могу выбраться.» И первая моя секундная остановка.
   «… в какой-то глубокой тёмной яме». Это же художественный текст? Тогда откуда это невзрачно-беспомощно­е­ «в какой-то»? А «темной»? Или есть светлые ямы? Делаю пометку в памяти – первый минус. А также вывод – со словарем синонимов Автор, скорее всего, не дружен.
   Читаем дальше.
   «До меня вдруг дошло, что это голос Мани, а темнота вызвана тем, что у меня закрыты глаза. Открыть их удалось почему-то с большим трудом, и я увидела заплаканную мать, трясущую меня за плечи.»
   В первый раз появляется Маня. Потом оказывается, что это мать героини. Поскольку читаем мы отрывок из повести, делаю скидку на то, что где-то раньше Автор объяснил эти странные отношения дочери с матерью. Называть мать по имени для меня очень непривычно. Но Бог с ним, наверное, какие-то непростые отношения в этой семье.
   А вот канцелярское «вызвана тем, что» заставляет вновь нахмуриться. И дальше – «Открыть их удалось почему-то с большим трудом» опять приводит к знакомому ощущению некой вторичности. Где-то я это уже видел. А, вспомнил! Таким псевдо-научным (псевдо-литературным­)­ языком писали подростки в одном, издаваемом ими на папины деньги, журнале. «Данный, какой-то, почему-то (подразумевая иронию – К5)» - этими словами они пытались отойти от обыденной речи, приукрасить ее, хотя уверен, и сами чувствовали собственную ущербность.
   Давайте продвинемся чуть вперед.
   «- После того, что здесь обнаружила, удивительно, как я вообще до сих пор жива, - Маня закатилась плачем со всхлипами и завываниями.»
   Простите, дорогой мой Автор, но здесь воскликну сакраментальное «Не верю!» Так не говорят обычные люди (а ведь Ваши герои – обычные люди). Откуда опять эта канцелярщина: «После того, что здесь обнаружила…»,?! Так пишут в милицейских протоколах. «Вообще до сих пор…» В экстремальных ситуациях речь всегда сокращена. Она жива и неожиданна. Подсознание подсовывает языку такие обороты, что …А вот так, «как бы» связно и, повторюсь, псевдо-грамотно говорят герои в подростковых пробах пера.
   Наверное, это будет главной моей претензией Вам. Давайте сразу выложу все, что бросилось в глаза.
   
   Канцелярщина, псевдо-литературност­ь,­ ненужные украшательства:
   «…пытаясь понять, что здесь можно было обнаружить», «ты лежала абсолютно голая», «приобрело какой-то землистый оттенок», «отец от чего-то вздрогнул», «я сочла его однокоренным со словом «нести» (какое там «сочла»! девочку изнасиловали, а она, видите ли, «сочла однокоренным»), «я почувствовала острый приступ тошноты и, не успев никого предупредить …», «предотвратив тем самым», «… почему я чем-то красным …», «ребёнок немного не в себе», «тоже какоё-то время не издавал никаких звуков», «Что он при этом сказал», «Я застала её без сознаниия», «Похоже, в таком состоянии она валялась…», «Я сейчас пойду и приведу Колю. Ещё не известно, действительно ли он здесь был…», «Я мысленно удивилась», «мысленно рассуждала я».
   А как вам такая прямая речь:
   «-Только мне сначала Свету надо в прядок привести. Она очень слаба, возможно, самостоятельно до душа не дойдёт…» Ну, сказала бы просто: «Света сама не дойдет, слаба очень». А так, как у Вас, люди не разговаривают. Наверное, так будут говорить первые андроиды.
   Или вот такой диалог. Я такого в быту не слышал.
   «- Зачем ты позволила ему ковыряться в наших вещах? – сердито спросил он меня.
   - Я ему не позволяла.
   - А зачем ему вообще понадобилось лезть в сервант? Что он при этом сказал? – поинтересовалась Маня.»
   
   Штампы, банальщина:
   «любопытство взяло верх», «Взору предстало …», «лицо … приобрело … землистый оттенок», «стал похож на памятник», «как в тумане», «эхом повторила», «в упор глядя на меня», «с трудом соображая», «совсем по-детски разревелась», «Наступила тишина, нарушаемая», «Всё вокруг поплыло» …
   
   Достаточно? То же самое встречаем на каждом шагу. А ведь мы не дошли и до середины текста. Но вывод уже можно сделать. У меня создалось ощущение, что это действительно проба пера, и Автор пытается писать как бы литературным языком, думая, что сюжет оправдает отсутствие собственного стиля. Не скажу по этому поводу ничего нового. Дорогой Автор, в наше время, в условиях жесточайшей конкуренции сетевых авторов, заманивайте своего случайного читателя с первых же строк. Подбирайте слова, как рыбак подбирает удачливую наживку. Чуть-чуть фальши – и все, ушел от Вас читатель, сорвался. Пошел искать дальше. Благо, выбрать, что почитать, не проблема. Так же, например, как ушел от Вас я. Желания прочесть повесть целиком у меня не возникло, увы. Вот такой я эстет, уж простите 
   А ведь речевые недостатки, Ребекка, как раз и не позволили Вам передать невидимый, постепенно осознаваемый девочкой ужас произошедшего. Именно этот язык превратил сцену с глубокими переживаниями в протокол какой-то канцелярии. В общем-то, трагизм ситуации и состояние всех героев читателю понятны, но они схематичны, они картонные, они НЕ ЖИВЫЕ. Пошел, сказал, поднял, понес, вытер … И даже «заорал» как-то не по-настоящему.
   Завершу рецензию цитатой из Вашего отрывка:
   «-Завтра с утра придёшь ко мне на работу, и опять же, только как врач, я скажу, что тебе делать дальше, - тихо, но делая почти после каждого слова паузу, сказала она, сильно сощурив свои огромные тёмные глаза. После этого оба гостя исчезли.»
   
   Исчезну и я. Конечно, я не врач, и глазки у меня, как Вы, наверное, уже вообразили, маленькие и злые  Да и давать советы – не моя задача. Но если Вы придете ко мне «на работу» (на эту страничку) и зададите любой вопрос, я с удовольствием отвечу.
   
   С уважением, Ваш Критик 5
 
Ребекка Либстук[ 08.05.2008 ]
   Уважаемый, Критик 5! Я оченьблагодарна Вам за рецензию. Какие у Вас глазки - не знаю, но вообразить их маленькими и злыми не получается.:)
   Пожалуй Вы во многом правы, и в частности в том, что текст не отличается высокой литературностью. Но с другой стороны, очень часто насыщенные красивыми оборотами тексты утомляют настолько, что нет терпения дочитать их до конца.
   То, что Вы сравнивили мой язык с языком подростка, представьте себе, меня ничуть не огорчило, наоборот - я восприняла это, как комплемент. Ведь текст и представлен от лица девочки-подростка.
   А вот критика диалогов вызывает ироническую улыбку. Они все взяты из жизни и представлены в таком виде, в каком однажды прозвучали. Если лично Ваш разговорный лексикон иной, ещё не означает, что нет людей, которые употребляют совершенно другие слова. Невольно вспоминается поговорка: "Если хочешь, чтобы тебе не поверили - напиши правду"
   Странно также, что Вы не знаете, что ямы бывают глубокие и мелкие, тёмные и освещённые, а словом "какой-то"­ вполне прилично подчеркнуть неопределённость, возникшую в сознании ребётка, постепено приходящего в себя.
   Лишь одна фраза вашей рецензии вызвала у меня некоторую волну возмущений:
   "(какое там «сочла»! девочку изнасиловали, а она, видите ли, «сочла однокоренным»),"­;­
   До Вас, что, так и не дошло, что девочка НЕ ПОНЯЛА, что её изнасиловали, поскольку не имела ни малейшего понятия, что это такое? Для неё это было жестокое избиение, от которого она постепено очухалась.
   Возможно мой текст скучный и не интересный, но мне кажется, по какой-то другой причине Вам не удалось понять, что психика и воприятие мира взрослого человека и ребёнка сильно отличаются. И с моей точки зрения, имено поэтому, у Вас не возникло желание прочитать всю повесть. А я и не настаиваю. Потратьте лучше время на просмотр какого-нибудь Голливудского триллера - представленная там динамика, Вам, наверное больше по вкусу.
   Не смотря, на то что с некоторыми вещами не согласна, остаюсь Вам благодарна,
   С уважением, Ребекка.
Критик 105[ 08.05.2008 ]
   Ребекка, благодарен Вам за благожелательный отклик на рецензию.
   Хотя вижу, Вы немного обиделись. Предлагаете мне посмотреть голливудский триллер. А ведь я просто констатировал факт - сюжет нединамичен, поэтому требует особых художественных средств языка, чтобы поддержать интерес читателя.
   Если Вам любопытно, сейчас я смотрю фильмы-оскароносцы, которые в свое время прошли мимо меня. Триллеров среди них нет. Пишу об этом только для того, чтобы объяснить Вам свой главный интерес в жизни - поиск совершенства. У нас с Вами одна и та же задача - сделать Вашу повесть интересной и захватывающей для читателя. Потому я и сгустил краски (немного). Зато и Вы увидели все, что я хотел сказать.
   Ваше право - писать так, как Вам того хочется. Моя обязанность - писать честные рецензии. Опять же, Ваше право - прислушиваться к ним или оспаривать.
   В любом случае Вы меня услышали, и я очень тому рад.
   
   Успехов Вам!
   Ваш Критик 5

Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта