«Через Вселенную – это история страстной и трогательной любви, рассказанная под легендарную музыку группы «Битлз»» Аннтоация к диску Я не кинокритик, и никогда не стремился им стать. Но этот фильм заставил меня немедленно броситься к клавиатуре. И я буду смотреть его еще не раз, он того стоит! С критическо-кинематографической точки зрения, казалось бы, ничего нового нет – фильм-настроение, фильм-символ, фильм-зарисовка, фильм-срез эпохи, смена планов и операторский сумбур – но это вовсе не второй Lucky Man (в нашем прокате – «О, счастливчик»), хотя первое впечатление именно такое. И неважно, что со времени съемок того фильма прошло сорок лет: все новое – это хорошо забытое старое. На это намекают и элементы бродвейского мюзикла (танец офис-менов с кейсами, ряд других групповых сцен). Как и следовало ожидать, сочинители аннотации к коробке с фильмом толком его не смотрели и определенно ничего не поняли. Потому что слишком молоды. Здесь не только история любви – кстати, не одной, а многих, закрученных, как в калейдоскопе. Восприятие фильма требует определенной подготовки – нужно знать не только произведения The Beatles, но и историю 60-х, только тогда впечатление от фильма будет полным. Я протащился... И неважно, что в то славное время меня сначала не было и в помине, а потом я пешком под стол ходил – осталось немало свидетельств эпохи, и у меня было время досконально их изучить. А тем, кто постарше, фильм принесет еще больше впечатлений. Сразу оговорюсь: мое видение фильма – взгляд старого битловского маньяка, и что меня особенно порадовало – хоть в фильме нет ни одного оригинального саундтрека, но все римейки сделаны не просто грамотно, а очень даже душевно. Уж на что я не люблю перепевки – но придраться было не к чему! И тонкие намеки на битловские обстоятельства присутствуют в фильме постоянно: автобус, на котором толпой едут в Нью-Йорк герои фильма, перекликается с фильмом Magical Mystery Tour, Пруденс якобы влезла через окно в ванной – вот вам сразу две песни: Dear Prudence и She Came In Through The Bathroom Window. («Дорогая Пруденс» и «Она влезла в окно ванной комнаты»). Героя фильма зовут Джуд – пожалуйста, в одной из сцен звучит знаменитая Hey, Jude! И это только то, что лежит на поверхности – а сколько еще вложено во второй и третий план! Незнакомому с оригинальным песенным текстом зрителю восприятие таких моментов облегчает неожиданно грамотный перевод, данный в субтитрах. Хотя в паре мест можно и придраться, но в целом неплохо. В песенно-текстовом контексте стоит отметить массу тонких ходов режиссера, играющих на многоплановость: длинноволосый старый мэн в метро, поющий первый куплет Come together (там упоминаются длинные волосы). Сцена призыва в армию буквально повторяет аналогичную сцену из «Диктатора» Чаплина, но уже без гротеска – с трагизмом. За кадром в это время звучит She’s So Heavy (дословно – «она так тяжела») и в следующем эпизоде несут, как на кладбище, статую Свободы. Съемка сверху – определенная режиссерская находка. Фильм вообще полон символов – например, сжатая в кулаке клубника превращается в сердце (в том же кулаке), а в следующем кадре – в гранату. Помимо этого, немало и прямых намеков – по ряду признаков гитарист определенно тянет на Джимми Хендрикса, а певица Сайди – на Дженис Джоплин. Хотя именно намеками всё и ограничивается – репертуар исконно битловский. И заканчивается фильм знаменитым эпизодом из биографии группы – концертом на крыше студии Abbey Road, только перенесено это действо в Нью-Йорк. Ну не беда, поскольку в финале звучит жизнеутверждающая All You Need Is Love! (Все, что тебе нужно – это любовь!). И это то, чего нам действительно не хватает, и чем пронизан весь фильм… |