Криптограммы и вкусы ”Молчание движется быстрее пятниц. 3 раза Стакан воды несет смерть миру. 3 раза. Птица поет пальцами. 1 раз” Ж. Кокто “Смерть Орфея” Пищеварение, если оно работает не вполне исправно, становится замет-ным и влияет на все, что происходит с вами, даже на ваше восприятие музыки. Не исключу, что и музыка, может влиять на пищеварение многих и даже заранее соглашусь, что это может служить предметом, для вполне оправданного интере-са медиков. Но уверены ли вы, что вас надолго могут заинтересовать авторы, всерьез обращающиеся к вашему пищеварению, в надежде разбудить в вашем сознании сколько-нибудь сложные чувства. Никто ведь не собирается воздейст-вовать на сознание через коленные рефлексы. Впрочем, это тоже до поры до времени. Отчего же тогда мы безропотно соглашаемся, что искусство по большей части воздействует на нас через подсознание? Эдак, можно договориться, что оно воздействует через спинной мозг. Но только ли от природной лени напря-гать наш головной мозг, мы не можем разобрать, почему нам нравится то, а не это? Ведь еще римляне, опустив руки, отказались спорить о вкусах. В наши дни подобная слабость интеллекта уже не вызывает негодования, его почти повсе-местно стараются от искусства отлучить. Что делать, нет в человеческих отношениях, а потому и в искусстве ни простых, "вечных" законов ни логики, в привычном понимании этого слова, а потому и нельзя, вооружившись простыми шаблонами, отличить там истину от предрассудка и вчерашний закон от сегодняшней моды. Лучший навоз для произрастания дурного вкуса - невежество. Желая по-стичь все враз и не желая тратить на это ни сил, ни времени, относится оно ко всяческому искусству как криптограмме, оттого и пользуется такими чуждыми несвойственными искусству словами, как “понимать” и “разбираться”, считая, что надо заучить набор клише и правил, а затем можно будет не только свобод-но читать (расшифровывать), но и других вразумлять при случае. *** «Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам, ибо она Не для тех, кто, играя в шарады, Надевает колпак колдуна» Н.А. Заболоцкий «Читая стихи» Не знаю как вам, но мне нечего возразить поэту – не для тех. Но вот от-ветить на вопрос «для кого же?» едва ли поэт смог бы ответить. Безапелляцион-ные высказывания о том, что «прекрасно», а что «дурно» свидетельствуют ско-рее не о хорошем вкусе, а о неуверенности в суждениях. Если невозможно спорить с тем, что прекрасное вечно, то нельзя не со-гласиться и с тем, что разработанные лучшими умами рецепты и формулы, по-зволяющие его создать или даже определить, недолговечны и редко переживали авторов. То, что сегодня человеку с развитым вкусом кажется неуклюжестью и изъяном, завтрашнему эстету может показаться откровением, а то и образцом. Вчерашние каноны и традиции, усвоенные прилежными простофилями, позволяющие им с невиданной легкостью истолковывать тонкости и секреты техники признанных шедевров, освященных благословением знатоков "рас-шифровывать" богатую символику живописи старых мастеров только отвлекает от истинного понимания их живописи, только мешают им различать что-то сколько-нибудь новое. Не то чтобы их вкус не развивался совсем, нет, но развивается он лениво и вяло, повинуясь скорее моде и капризам окружившей их среды. Даже если ко-му-то случается нечто угадать или, скажем, рассмотреть что-нибудь, как бы ни старался он быть убедительным, как бы ни нанизывал он слова, ничто не может изменить порядок вещей и опровергнуть идеи, вбитые в головы, всё будет наво-дить скуку на людей непосвященных. Перед ними даже не встает вопрос: "сле-дует ли предпочесть хороший вкус хорошему произведению", они предпочита-ют вкус. Не надо думать, что недоступны им тонкие нюансы душевных пережива-ний. Все есть, но только в рамках канонов, отклонения их коробят как извраще-ния. Они едва, да и то с большим раздражением, могут рассмотреть "предмет" разговоров, легковозбудимых энтузиастов, хорошим вкусом не располагающих. Точь-в-точь, как стареющий, хотя и безусловно гениальный математик, заклю-чил, прочитав труды Лобачевского: "То, что ново, то неверно, то, что верно, то не ново". |