Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Marina Leuschel
Объем: 12763 [ символов ]
"Игрушка в стихотворстве". Из истории триолета.
Триолет обязан своим происхождением и названием французским поэтам, которые в 13-ом веке стали использовать для шутливых посланий и эпиграмм однострофное стихотворение особой формы.
Классический триолет - это восьмистишие, в котором первые две строки точно воспроизводятся в конце строфы, а первая строка, кроме того, повторяется в четвeртой. Таким образом, заглавная строка повторяется трижды, а вторая, она же заключительная, - дважды. Стихотворение строится на двух рифмах - одной мужской (ударение на последнем слоге) и одной женской (ударение на предпоследнем слоге). Порядок рифмовки, как правило, следующий: АВаАавАВ, реже АВвАавАВ; иногда встречаются и другие варианты. В повторяющиеся строки нельзя вносить даже незначительные изменения:
 
В моeм аккорде три струны,
Но всех больней звучит вторая
Тоской нездешней стороны,
В моeм аккорде три струны:
В них детства розовые сны,
В них вздох потерянного рая.
В моeм аккорде три струны,
Но всех больней звучит вторая.
(Мирра Лохвицкая. Триолет)
 
Искусство триолета состоит в том, чтобы повторы воспринимались по возможности как естественные и необходимые, чтобы "повторяющиеся стихи (два первых в конце, как седьмой и восьмой, и первый ещe, как четвeртый) не были только припевом, но появлялись каждый раз с видоизменeнным значением" (Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7 томе. - Т. Ш. - М., 1974. - Стр. 542).
Во Франции триолеты использовали Жан де Лафонтен (La Fontaine), Леже Мари Дешан (Deschamps), позднее - Теодор де Бавиль (Banville), Альфонс Доде (Daudet).
В 18-ом веке триолет проник в Англию и Германию, где большого распространения не получил, хотя и здесь причудливую стихотворную форму не обошли своим вниманием такие авторы как У.Э.Хенли (Henley), Фридрих фон Хагедорн (Hagedorn), молодой Иоганн Вольфганг фон Гeте (Goethe), Август фон Платен (Platen), Альберт фон Шамиссо (Chamisso). Однако отношение к триолету даже среди приверженцев строгих канонов стихосложения было весьма скептическим. Наиболее ясно своe пренебрежение к "французским стишкам", вошедшим тогда в моду, выразил немецкий поэт Иоганн Вильгельм Людвиг Глайм (Gleim) (1719 - 1803), написавший в форме триолета:
 
Ein Triolett soll ich Ihr singen?
Ein Triolett ist viel zu klein,
Ihr großes Lob hineinzubringen!
Ein Triolett soll ich Ihr singen?
Wie sollt' ich mit der Kleinheit ringen,
Es müsst ein großer Hymnus sein!
Ein Triolett soll ich Ihr singen?
Ein Triolett ist viel zu klein!
 
Я должен спеть Ей триолет?
Но триолет тот слишком мал,
Чтобы раздался хор похвал!
Я должен спеть Ей триолет?
Ничтожен для неё куплет,
Ей гимн великий б написал!
(Перевод М.Лёйшель)
 
И вариация на ту же тему:
 
Ich kann ein Triolett nicht singen,
Das Triolett ist mir zu klein,
Verstand und Geist hineinzubringen!
Ich kann ein Triolett nicht singen!
Franzosenwitz geht nur hinein;
Ich mag im deutschen Musenhain,
Ich kann ein Triolett nicht singen,
Das Triolett ist mir zu klein!
 
Я не могу прославить триолет,
Он слишком мал для выраженья чувства,
Французской шутки жалкое искусство.
Я не могу прославить триолет!
Немецких муз мне радостен букет,
В нём дух и разум, и фантазий буйство.
Я не могу прославить триолет,
Он слишком мал для выраженья чувства.
(Перевод М.Лeйшель)
 
Очевидно, триолет не пришeлся по вкусу немецким поэтам не только из-за их тяготения к крупным эпическим формам (балладам, одам) и презрения к чуждой поэтической моде, но и в силу чисто лингвистических проблем, неизбежных при строго фиксированном порядке слов, характерном для грамматики немецкого языка.
 
В свою очередь, свободный порядок слов, употребительность безличных предложений и огромное словарное богатство русского языка способствовали гораздо более широкому распространению триолета в русской поэзии. Можно было бы составить целую подборку хвалебных "триолетов о триолете", принадлежащих разным авторам:
 
Мне мил капризный триолет
С его упорным повтореньем.
Подобно женственным веленьям
Мне мил капризный триолет.
Нейдут терцины и сонет
Душе, разметанной по звеньям,
Мне мил капризный триолет
С его упорным повтореньем.
(А.Курсинский. Триолет, 1906)
 
Какая сладкая отрава
Легко звенящий триолет!
Его изящная оправа,
Какая сладкая отрава
И вечно детская забава,
Когда владеет ей поэт.
Какая сладкая отрава
Легко звенящий триолет.
(Иосиф Калинников. Триолет,1915)
 
Триолет пришeл в русскую поэзию в конце 18-го века. Классическим образцом старинного триолета считается стихотворение Н.Карамзина:
 
"Лизета чудо в белом свете, -
Вздохнув, я сам себе сказал, -
Красой подобных нет Лизете:
Лизета чудо в белом свете!
Умом зрела в весеннем цвете",
Когда же злость еe узнал...
"Лизета чудо в белом свете!" –
Вздохнув, я сам себе сказал.
(Н.Карамзин. Триолет Лизете, 1796)
 
Ему же принадлежит и фраза, определявшая восприятие триолета на протяжении долгого периода: "Триолет есть игрушка в стихотворстве". (Карамзин Н.М. Примечание к стихотворению "Триолет Алете в тот день, как ей исполнилось 14 лет", 1795).
 
Действительно, вплоть до 20-го века триолет использовался в "лeгких" жанрах лирической поэзии (послания друзьям, поздравления, эпиграммы) - изящный, грациозный, иногда с элементами эротики.
 
Лицеист Антон Дельвиг, к примеру, накануне выпуска написал триолет, посвящeнный приятелю:
Тебе желаю, милый князь,
Чтобы отныне жил счастливо,
Звездами, почестьми гордясь!
Тебе желаю, милый князь,
Видать любовь от чeрных глаз:
То для тебя, ей-ей, не диво.
Тебе желаю, милый князь,
Чтобы отныне жил счастливо!
("Триолет к Горчакову", май 1817)
 
Предпринимались попытки использовать триолет и как повторяющуюся строфу. Так, поэт карамзинской ориентации П.А.Пельский обратился к наиболее сложной форме сдвоенного триолета на одну и ту же пару рифм:
 
В любовь коль дружба обратится,
Прости, спокойство наших дней!
Тоскою жизнь вся отравится,
В любовь где дружба обратится.
Пусть всяк премены сей страшится!
Сердец союз опасен сей –
В любовь где дружба обратится,
Прости, спокойство наших дней!
 
Любовь коль в дружбу обратится,
Прости, утеха наших дней!
Унынье, томность поселится,
Любовь где в дружбу обратится;
Веселье скукой заменится.
Страшитеся премены сей!
Любовь жбу обратится,
Прости, утеха наших дней!
("Любовь и дружба", 1797)
 
В 1881 году была опубликована аллегорическая сказка Константина Фофанова "Триолет", состоявшая из пятнадцати строф-триолетов. Приводим первые три:
 
Царевич пылкий Триолет
Расцвeл в краях душистых юга
И был восторжен, как поэт.
Царевич пылкий Триолет
Любил цветы, а в ночь досуга
Мечтал смотреть на лунный свет.
Царевич пылкий Триолет
Расцвeл в краях душистых юга.
 
В сады цветущие к нему
Мороз, царь полюса седого,
Послал раз кумушку-зиму
В сады цветущие к нему...
И просит гостя дорогого
К себе пожаловать во тьму;
В сады цветущие к нему
Пришeл царь полюса седого.
 
Не соглашался Триолет
На приглашения Мороза.
Боясь покинуть юг и свет,
Не соглашался Триолет,
Но царь сказал, что дочка Греза
О нем тоскует много лет.
И согласился Триолет
На приглашение Мороза...
 
Несмотря на неоспоримую оригинальность идеи, "упорное повторенье" мешает развитию сюжета, затормаживает действие. Чтобы каким-то образом оживить повествование, автору приходится использовать неполные повторы стихов, что само по себе является отклонением от канона и вызывает сомнения в необходимости избранной стихотворной формы.
Привычной формой триолета была и остаeтся наиболее подходящая для него одиночная строфа, строфа-произведение, содержащая в себе кратко сформулированную мысль, основным носителем которой являются первая и вторая строки (они же заключительные).
Поистине ошеломляющую популярность триолет приобрeл в русской поэзии начала 20-го века. Поэты Серебряного века в корне изменили отношение к стихотворной форме, переставшей после них быть внешним, случайным и малосущественным элементом поэтического творчества. По достоинству оценили они, в частности, и эстетические возможности триолета.
Между 1915 и 1918 годами вышли в свет три сборника Иосифа Калинникова, содержащие не только отдельные триолеты, но и поэмы в триолетах.
Автором двух книг триолетов и статей о твeрдых строфических формах в "Литературной энциклопедии" 1925 года стал поэт-символист Иван Рукавишников:
 
Пропал прелестный триолет,
Забытый в суете всегдашней.
На мысль мгновенную ответ
Пропал прелестный триолет.
Кем снова он увидел свет?
Портретом? Лаской? Песней? Башней?
Пропал прелестный триолет,
Забытый в суете вчерашней.
(Иван Рукавишников. Триолет, 1922)
 
Из известных поэтов с триолетом особенно продуктивно работал Фeдор Сологуб, сознательно допускавший отклонения от канонической формы (неполные повторы стихов). В его книге "Очарование земли" (1913) содержится 178 триолетов. Вот один из них:
 
Стихия Александра Блока –
Метель, взвивающая снег.
Как жуток зыбкий санный бег
В стихии Александра Блока.
Несемся - близко иль далеко? –
Во власти цепенящих нег.
Стихия Александра Блока –
Метель, взвивающая снег.
(28 декабря 1913)
 
Новации Ф.Сологуба высоко ценил Игорь Северянин:
 
Как дряхлый триолет им омоложен!
Как мягко вынут из глубоких ножен
Узором яда затканный клинок!
(Игорь Северянин. Сологуб, 1926)
 
Сам И.Северянин пошeл в "оживлении" триолета ещe дальше своего поэтического наставника - повторяющиеся строки в его стихах изменены порой до такой степени, что триолетами по сути дела эти восьмистишия не являются:
 
За струнной изгородью лиры
Живeт неведомый паяц.
Его палаццо из палацц –
За струнной изгородью лиры...
Как он смешит пигмеев мира,
Как сотрясает хохот плац,
Когда за изгородью лиры
Рыдает царственный паяц!..
("Интродукция". Триолет, 1909)
 
Ты мне желанна, как морю - буря,
Тебе я дорог, как буре - штиль.
Нас любит море... И, каламбуря
С пурпурным небом: "как морю - буря,
Она желанна", - на сотни миль
Рокочут волны, хребты пурпуря
Зарей вечерней: "...как морю - буря...
...Как буре - штиль..."
(Триолет, 1910)
 
Ближе всего к каноническому стоит "Трeхцветный триолет" И.Северянина (1915), который даже по своему характеру напоминает старинные образцы:
 
Пойдeм, Маруся, в парк; оденься в белый цвет
(Он так тебе идет! Ты в белом так красива!).
Безмолвно посидим на пляже у залива, -
Пойдем, Маруся, в парк; оденься в синий цвет.
И буду я с тобой - твой рыцарь, твой поэт,
И буду петь тебя восторженно-ревниво:
Пойдем, Маруся, в парк! Оденься в алый цвет:
Он так тебе к лицу! Ты в алом так красива!
 
Приверженец ясной и строгой поэтической формы Владислав Ходасевич опубликовал всего два триолета, объединeнных одним названием, но зато поистине великолепных:
 
КАК СИЛУЭТ
 
1
 
Как силуэт на лунной синеве
Чернеет ветка кружевом спаленным.
Ты призраком возникла на траве –
Как силуэт на лунной синеве, -
Ты вознесла к невнемлющей листве
Недвижность рук изгибом исступленным...
Как силуэт на лунной синеве,
Чернеет ветка кружевом спалeнным.
 
2
 
Из-за стволов забвенная река
Колеблет пятна лунной пуантели.
О, как чиста, спокойна и легка
Из-за стволов - забвенная река!
Ты темная пришла издалека
Забыть, застыть у светлой колыбели.
Забыть, застыть у светлой колыбели.
Из-за стволов забвенная река Забыть, застыть у светлой колыбели.
Колеблет пятна лунной пуантели...
(1907)
 
В руках большого мастера триолет перестаeт быть "игрушкой", а становится изысканной поэтической миниатюрой, выражающей и страстное чувство, и спокойную отрешeнность вечного забвения. Триолеты В.Ходасевича можно без преувеличения назвать шедеврами стихосложения.
 
С тех пор прошло почти сто лет. "Пропал прелестный триолет..." Забыты и другие твeрдые формы стихосложения - терцины, октавы, рондо... Пожалуй, только сонет встречается иногда на страницах литературных журналов и поэтических сборников.
Между тем, триолет таит в себе особую магию, способную помочь поэту полнее раскрыть свои творческие возможности: в нeм рифма и повторы стихов сами по себе становятся смыслообразующими элементами. В триолете угадывается круговорот жизненных событий и явлений: всe на свете повторяется, но в новом качестве; сменяются времена года, рождаются и умирают люди, приходят новые поколения; вспыхивает и гаснет любовь, у каждого своя, но и общая для всех... Здесь и магическое число "три" - триединство слова, значения и чувства, вызываемого словом...
Триолет - остановленное пером поэта мгновение жизни, прекрасное или трагическое, которое легко воскресить в памяти, пережить и прочувствовать заново. Незаслуженно "забытый в суете всегдашней", пусть он вернeтся в поэтическое пространство наполненным современным содержанием, но и сохранившим своe строгое очарование, аромат ушедшей эпохи, волшебную чистоту и красоту русской поэтической речи.
Дата публикации: 05.03.2008 01:46
Предыдущее: СтихоплётыСледующее: Яблоко с червячком

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Bella Jordan[ 08.03.2008 ]
   Спасибо, Марина! Читала с большим интересом. Вы ясно, доступно и вполне профессионально, с точки зрения литературоведения, сумели рассказать читателям об этом изящном жанре поэзии. Думаю, что после прочтения Вашей работы, многие из поэтов попробуют своё перо в этой стихотворной форме. Я - так точно.
   
   Успехов и удач на литературном Олимпе!
 
Marina Leuschel[ 08.03.2008 ]
   Спасибо, Бэлла!
   
   Вот увидите, начнёте заниматься триолетами - не оторвётесь.
   Бесконечно увлекательно, оттачивает перо, организует мысли. Я эту форму просто обожаю.
   
   С уважением,
   
   Марина Лёйшель
Валентин Алексеев[ 23.03.2008 ]
   Марина, с большим интересом прочитал Вашу статью. Сам неравнодушен к триолету.
   И Вы правы, сегодня поэты, на мой взгляд, настолько неоправданно сужают свои возможности отказом как от твердых форм, так и от терцин, секстин, октав, что становится просто скучно, когда видишь одни только безликие катрены... Дело доходит до того, что как только редкий современный поэт создает произведение по старинным канонам, его сразу же упрекают во вторичности и неоригинальности, а то и вообще в графомании, даже не вникая в собственно поэзию; как только поэт пишет какую-то эпическую вещь a la Гете или по мотивам, к примеру, Сервантеса, так не то что не приходит признание, но даже и внимания почти никто не обращает. Остается констатировать, что как поэты, очевидно, не могут дорасти до этого, так и читатели.
   
   И напоследок такой вопрос - а какими источниками Вы пользовались? Безумно интересно было бы с ними познакомиться.
 
Marina Leuschel[ 23.03.2008 ]
   Уважаемый Валентин!
   
   Спасибо Вам за внимание, которое Вы уделили моей небольшой статье. Действительно, отношение к твёрдым формам если не совсем пренебрежительное, то во всяком случае равнодушное. И сами поэты не умеют или не хотят развивать твёрдые формы, и читатели обходят такую поэзию стороной. Мне часто пишут, что триолет старомоден, что это "писание ради формы", показывающее лишь желание "похвастаться познаниями в теории литературы". В то же время немало людей, которые находят и понимают красоту строгой формы, способных оценить умение поэта выразить в нескольких строчках сложные мысли и чувства.
   
   Что касается источников, то с ними тоже проблема. Пришлось собирать отовсюду понемногу. Посмотрите учебники по стихосложению, литературную энциклопедию, словари литературных терминов, если какие-нибудь вообще найдёте. Такого рода литература выпускается крайне редко и малыми тиражами. Есть кое-что в воспоминаниях поэтов Серебряного века, например, И.Одоевцевой. Как автор-экспериментато­р­ незаменим И.Северянин. Недавно я отыскала у него очаровательную сказку в триолетах "Принцесса Мимоза", о которой в статье не упоминается.
   
   Желаю Вам успехов ! Ещё раз спасибо за Ваш отзыв.
   
   Марина Лёйшель
Валентин Алексеев[ 23.03.2008 ]
   Того, что Вы мне порекомендовали, у меня и дома довольно имеется, и читано в библиотеках многажды. :) Я, признаться, отчасти Ваш коллега - филологическое и педагогическое образование. Мне подумалось, что Вы опирались на какое-то специальное исследование по триолетам, неизвестное широкой публике, потому и спросил.
Marina Leuschel[ 23.03.2008 ]
   Мне такое исследование, к сожалению, неизвестно. Я бы сама его с удовольствием прочла. Наверное, есть какие-то кандидатские диссертации или публикации в университетских сборниках, но они мне недоступны.
   
   Очень рада встретить коллегу! Обязательно к Вам зайду и почитаю Ваши работы.
   
   Марина
Инна Дорогова[ 24.03.2008 ]
   Очень интересная, а, главное, полезная статья! Особенно для начинающих. С рондо, октавами, терцинами… не близко, но, все-таки, знакома, а вот про триолеты, стыдно, но слышу первый раз.
   Спасибо Вам, Марина! Вы впечатлили меня своими триолетами (особенно венком) и так увлекательно написали об этой форме, что точно не удержусь и попробую.
 
Marina Leuschel[ 24.03.2008 ]
   Инна, обязательно попробуйте себя в триолете! Они как-то особенно организуют мысль, заставляют подобрать самое нужное слово - рамки настолько узкие, что не разговоришься. Между прочим, в этом прелесть, но одновременно и противоречие твёрдых форм. Не все из известных поэтов их жаловали именно из-за этих строгих канонов - они многих сковывают.
   
   Спасибо Вам за внимание к моей скромной работе.
   
   Марина Лёйшель

Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта