Наши юбиляры
Татьяна Ярцева
Поздравления юбиляру
И это все о ней.
Информация к размышлению








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Критические суждения об одном произведении.
Читаем и критикуем.
Презентации книг
наших авторов
Анна Гранатова
Фокстрот втроем не танцуют.
Приключения русских артистов в Англии
Конкурсы Клуба Красного Кота
Мой смешной любимец
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Республика Крым
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: РазноеАвтор: Юлия Артэ
Объем: 6510 [ символов ]
Эта странная дружба
Говорят, ты больна. Говорят, нездоровье твое, начавшееся еще до нашего с тобой знакомства, приобрело тяжелые формы. Но ты ведь помнишь меня, Юлька, помнишь?..
 
Ты часто приходила в мой дом – в шапке из растянутых цепочек шерстяных петель, со старенькой гитарой, бережно упакованной в серый чехол. Я завидовала твоей всегдашней уверенности в том, что тебя ждут, этой легкости, с которой ты, на ходу снимая пальто и продолжая фразу, начатую еще в дверях, проходила в комнату. Хотелось улыбаться тебе навстречу, хотелось вслушиваться в твои радостно-запутанные громкие истории, всматриваться в живое круглое личико, отвлекаясь от собственных «невеселостей». Теперь я понимаю: твое весеннее обострение удивительно естественным образом накладывалось тогда на мое очередное «воспаление души», и нам удавалось прятаться в тени друг друга от одиночества, пугающего бредом. Теперь я понимаю: воспринимая свое отношение к миру как игру, приобретаешь бесценные навыки, чтобы суметь выйти из своего боя живым, с минимальными потерями. Если бы ты только могла услышать мое искреннее «Спасибо!»…
Когда тебя держали на уколах по целой неделе – сопротивляться родителям-психиатрам не имело смысла – твои глаза становились пугающе черными. Ты все время говорила – взахлеб, повторяясь, сбиваясь и начиная снова, будто хотела успеть сказать как можно больше. Тогда я приходила к тебе, и мы беспрестанно пили чай и разглядывали твои рисунки на стенах. Застревая на очередной фразе, потерявшей свое предполагаемое окончание где-то в глубинах твоего расшатанного сознания, ты растерянно прижимала к груди гитару, и на все оборванное и недосказанное ложились твои незатейливые песенки, словно снежная пелена на неубранное поле. Пять аккордов, простая мелодия, слова, рифмованные взрослым ребенком…
…Дорогою-рекой я побреду из дома,
И приведет река в тот дом, где море слез.
И я в соленой мгле пройду по дну морскому,
И в океан тоски войду сигналом «SOS»…
 
Слушая тебя, у меня получалось незаметно удаляться мыслями куда-то в свою сторону, и тогда, на расстоянии, я ощущала эту страшную обнажившуюся пустоту где-то совсем рядом – и понимала, что попасть в ее засасывающую безнадежность до смешного просто. Мы вообще много и нездорово смеялись. Отключая больные мысли, мы учились простому восприятию действительности: просто ходить, совмещая движения рук и ног, переводить взгляд с одного предмета на другой, не таща за собой ворох прилипающих ассоциаций и воспоминаний. Открывать и закрывать рот для извлечения звуков, слегка, на живульку сметывая несложные диалоги. «Прости, что-то я не вполне…» – стучала ты себя пальцем по лбу и грустно улыбалась. «Ты знаешь, я, похоже, тоже!» – и мы опять хохотали, прогоняя, отталкивая страшное и неприятное. По-детски держа меня за руку, предано заглядывая в глаза, ты словно отодвигала границу, ставшую для меня тупиком, словно выводила на свою, особенную дорогу, в которой нет печалей и нет проблем, придуманных, мешавших. И я замечала: быть ненормальной – здорово. Быть ненормальной – весело. Стоит только попробовать – и сразу становится легко…
Помнишь, как мы шатались по гостям? Припоминаются скорее не лица, а двери, в которые мы с тобой стучали. Коричнево-дерматиновые с кривыми заплатками, деревянные, с разорванными волдырями старой краски – разномастные и разноцветные, с неработающими пуговицами звонков и добротно ввинченными крючками. Мы бодро входили, раздавая оторопевшим хозяевам одинаково нелепые начальные фразы – шли мимо, давно не виделись и т.д. По роли, отводимой мне в нашем странном дуэте, я обычно тупо молчала, и, чувствуя нашу с тобой безнаказанность, с удовольствием, без стеснения, разглядывала незнакомых людей. Мне нравилось наблюдать за растерянными лицами хозяев, обычно пытающихся выровнять неловкие ситуации предложением попить чай. А ситуации иной раз действительно были комичными – мы ломились поздним вечером, разрушая интим, прерывали будничные и празднично-кровавые семейные разборки, вклинивались в многорюмочное застолье…
Сидели обычно недолго – ты рассказывала две-три истории, забавные на твой взгляд, смеялась громче всех и добросовестно поглощала предложенные сладости. Как было здорово, соблюдая серьезный вид, не замечать, вслед за тобой, неловкость явно не готовых к приему хозяев, не реагировать на красноречивые намеки. Ты смотрела расширенными зрачками куда-то в сторону и – продолжала рассказывать. Хозяева сосредоточенно кивали, болтая в чашке остывший чай… Но вот, наконец, пара песен на финал – и мы стоим в дверях, старательно выслушиваем мятые скороговорки – заходите, будем рады и все такое – и вновь проваливаемся в глубину перепутанных маленьких улочек, подыскивая очередную жертву.
Иногда я покупала в соседнем магазине какую-то сладкую многоградусную дрянь, помещала ее во внутренний карман куртки, и мы болтались с тобой по городу, регулярно присаживаясь на пустые скамейки. Ты произносила трогательные и нелепые тосты, а я прихлебывала из горлышка, ощущая то прилив новых сил, то смертельную усталость.
«Юлька, спой!» – просила я, когда становилось совсем плохо. Когда ощущение собственной никчемности и ненужности снова прибивало меня к тебе, как разорванный бумажный кораблик. Ты с готовностью, не спрашивая ни о чем, пела – про доброго фонарщика и хитрого клоуна, про улочки Арбата и лошадей в океане… Ты пела, и я чувствовала, как во мне пускает корни какая-то безразмерная нежность, разрастается неправильно, поперек, и застывает, перекрывая доступ к самым отчаянным мыслям. Меня тянуло к тебе, к твоей неестественной искренности и непрактичности, к твоему миру, напрочь лишенному логики. Мне, совершенно здоровой, не нужен был здравый смысл, меня тошнило от уговоров, советов и умных слов. Я всегда знала, что все могу объяснить себе сама. Мне нужно было только удержаться, просто подождать, просто пережить. И именно ты, рассказывая свои странные для взрослого человека истории об алых парусах, проплывающих за окном или о домиках на крышах, населенных толстыми человечками – именно ты, не осознавая того, беспрестанно предлагая чай и сжимая мою руку, сделала то, что не мог никто другой. Знаешь, Юлька, ты тогда спасала меня. Спасала – и спасла…
Спасибо за то, что была мне настоящим другом. Спасибо за тот мир, который отдавала мне, не глядя, не задумываясь. Мир всеочищающей и всепрощающей доброты, в который нам, взрослым и здоровым, путь заказан.
«Мне руку подадут, и снова я согреюсь.
Завертится земля, закружит листопад…
Покажется вдали оранжевый троллейбус,
Который увезет в оранжевый закат»…
Copyright: Юлия Артэ,
Свидетельство о публикации №140458
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Григорий Беркович[ 01.07.2007 ]
   Ввы отлично пишете!
   Спасибо!
   С уважением
   Григорий
 
Юлия Артэ[ 01.07.2007 ]
   Огромное спасибо, я очень рада, что вам понравилось! Читайте мой "Цветок Солнца" - это мой любимый этюд из последних!
Михаил Лезинский[ 01.07.2007 ]
   Слушая тебя, у меня получалось незаметно удаляться мыслями куда-то в свою сторону, и тогда, на расстоянии, я ощущала эту страшную обнажившуюся пустоту где-то совсем рядом – и понимала, что попасть в ее засасывающую безнадежность до смешного просто. Мы вообще много и нездорово смеялись. Отключая больные мысли, мы учились простому восприятию действительности: просто ходить, совмещая движения рук и ног, переводить взгляд с одного предмета на другой, не таща за собой ворох прилипающих ассоциаций и воспоминаний...
   +++
   Не кажется ли вам , Юленька , фразы , из которых соткан этот хороший рассказ , несколько тяжеловаты ?.. Впрочем , читаю первый ваш опус , может быть у вас такой стиль ?
 
Юлия Артэ[ 01.07.2007 ]
   Почитайте еще, если есть желание - я выложила еще два, один из которых - на конкурс. Не знаю, может, вы и правы. Но я пишу так же, как думаю. А что значит - тяжеловаты? Сложновоспринимаемы?­ Знаете, я стараюсь писать как можно короче, малая проза, так сказать, потому как заставить человека прочитать многостраничное произведение гораздо сложнее. Поэтому, бывает, когда нужно многое сказать, заправляю все в одно-два предложения. От этого, бывает, много разных слов, и все это - "тяжеловато". Если не сложно, почитайте меня еще!
   С уважением, Юлия

Конкурсы на премии
МСП "Новый Современник"
   
Буфет. Истории
за нашим столом
Поговорим о русском языке
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Патриоты портала
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов