ХАРАКТЕРИСТИКА В. Н. Известно, что люди неодинаково ведут себя в разных условиях. К примеру, находясь на природе, человек испытывает ощущение гармонии, душевного равновесия, чувство глубокого покоя. Соответственно действия его будут носить относительно спокойный характер. Совсем другое влияние оказывают искусственные условия, например - обстановка университета. Здесь каждый ощутит сильное давление, исходящее из многих источников. Это и сравнительная ограниченность пространства, и строгая регламентация времени семинаров и лекций, и разнообразное влияние со стороны других людей. Поэтому неизбежна была и какая-то реакция на все это. Кто-то смирялся, исправно посещая лекции, усердно читая всю литературу к экзаменам и готовясь к каждому семинару. Кто-то махал на всё рукой, появляясь лишь на сессиях. Володя Н. не стоял ни на одной из этих крайних позиций. Его отношение к учебе было сложным. С одной стороны, как и многие другие люди, Вова тяготился оковами системы обучения. «Я вообще протестую !», - часто повторял он, когда его что-либо возмущало. Против пороков общественной системы Володя выступал особенно яро. Он не стоял в рядах диссидентов, нельзя сказать, что он был борцом за права человека или анархистом. Скорее, в Вове просто говорила та дикая, первобытная страсть к неограниченной свободе, которая так характерна для некоторых людей. С другой стороны, пребывание в стенах университета давало возможность общаться с другими людьми. А общение играет особую роль в жизни каждого человека. Ведь это и способ получения информации, и возможность самовыражения, и механизм решения различных проблем. Вова любил поговорить и о себе и о других. Причём к обсуждению своей персоны он относился особенно серьезно. Я как-то упомянул о его сходстве с одним человеком. Но Вова почему-то не согласился. «Если мы оба бьем фонтанами, это ещё не значит, что мы похожи» - воскликнул он возмущенно. В другой раз речь зашла о духовной сфере человека. «Что у тебя внутри ?» - задал я риторический вопрос. «Кишки», - сразу ответил Вова. – «Еще мозги и печень». Особенно охотно Володя делился своими знаниями о некоторых видах спорта. Его суждения на эту тему были настолько детальными и исчерпывающими, что нередко собеседнику даже нечего было сказать в ответ. В разговорах Вова открыто высказывал свою точку зрения. Он охотно раскрывал свои сокровенные размышления, в том числе на достаточно щепетильные темы. Правда, его откровения бывали подчас несколько странными. «Я не токсикоман», - как-то сказал он с особым искренним пафосом. – «Но мне очень нравится запах краски». У Вовы были свои особые стили общения, зависевшие от его настроения. Будучи относительно спокоен, он вел беседу, слегка переминаясь с ноги на ногу или облокачиваясь рукой о стену. Разговор с ним в таком случае протекал достаточно размеренно и неторопливо. Однако ситуация резко менялась, если он был взволнован или расстроен чем-либо. Тогда бушующая в нем гневная энергия нередко вырывалась наружу и существенно влияла на его поведение. Почти у каждого человека есть своя особая манера вступления в разговор. Вова не был исключением. «Чо, как жизнь ?» - с какой-то мрачной бодростью обычно говорил он, здороваясь. При этом он бросал на человека испытывающий взгляд, словно стараясь уловить его состояние, и одновременно заводил беседу. По ходу разговора Володя также время от времени впивался глазами в собеседника и буравил его взглядом, словно пытаясь просканировать его мысли. Это придавало общению с ним характерный колорит. Следует сказать и о некоторых особенностях поведения Володи среди коллектива. Например, во время выступления на семинарах Вова представал в несколько необычном амплуа : подбоченясь, он слегка покачивался и придавал голосу особое нейтральное выражение. Всё это должно было отгородить его от аудитории, в каком-то смысле даже защитить. Ведь не секрет, что, выступая перед публикой, оратор становится психологически более уязвим. Если, конечно, для него имеет значение мнение этих людей. Что касается неформальных отношений с коллективом, то тут не обходилось без явных трений. Связано это было с тем, что Володя охотно давал волю своим чувствам, мало заботясь о реакции окружающих. А реакция часто была вполне адекватной. Одни непонимающе косились, другие усмехались, а некоторые проявляли ответную антипатию. Немаловажным качеством человека является самообладание. Надо признать, что нередко контроль над собой давался Вове лишь ценой напряженной внутренней борьбы. Эта борьба отражалась на его внешнем виде. Вова замирал, черты его лица каменели, а взгляд концентрировался на одной точке. Только лишь внимательный наблюдатель мог заметить, какие усилия прилагает Вова, чтобы сдержать бушующую в нем силу. Усилия эти не всегда оканчивались успешно. В таких случаях таившаяся в нем энергия начинала буквально кипеть и бурлить. Это выражалось и в словесной форме, и в изменении поведения - Вова начинал закатывать глаза, трясти головой и раздраженно стучать ладонями о стены. Необходимо добавить, что для Вовиного темперамента были характерны резкие перепады. Его настроение нередко радикально менялось - от негодования и возмущения он переходил к сравнительно спокойному состоянию. Временами Володя впадал в некую сосредоточенную задумчивость. В такие моменты от него веяло каким-то особым умиротворением и безмятежностью. Своеобразие человека проявляется в самых разных деталях. Например, многое можно сказать, понаблюдав за чьей-либо походкой. Именно в ней раскрываются настроение человека, многие его мысли и даже черты характера. Походка Вовы была обычно стремительной и быстрой, особенно когда ему приходилось продираться сквозь толпу, - в таком случае Володя становился раздраженным и долго потом делился полученными неприятными впечатлениями с окружающими. Если же пространства вокруг было достаточно и спешить было не обязательно, тогда характер передвижений Вовы становился другим. Опустив голову, он ходил тихо, слегка сутулясь и немного пошатываясь. В жизни почти каждого человека есть какое-нибудь увлечение или хобби. В жизни же студента такое увлечение часто бывает связано с его учебной деятельностью. Иногда оно даже совпадает с ней. Но когда происходит подобное совпадение, нередко появляется конкуренция. Именно это произошло с Володей на первом курсе. «Эх, люблю я античность !», - часто говаривал он, мечтательно улыбаясь. Трудно сказать, чем собственно привлекала его эта эпоха, но интерес к ней явно был искренним. Леонид Г. и Вова не питали друг к другу особого расположения, однако их интересы иногда пересекались, и им приходилось как-то взаимодействовать. Так произошло на одной из лекций по истории античности. Н. К. Титова, которая вела занятия, предложила взять некоторые темы для прочтения самим студентам. Рассказать историю греко-персидских войн вызвались Леонид с Володей. Правда, как выяснилось, их интересы к различным аспектам этой темы не совсем сходились. Повествование начал Вова. Встав у доски около большой карты Древней Греции, он приступил к описанию географии места событий. – Вот Фессалия, - говорил он, указывая карандашом. - Вот Аттика… Здесь Киклады… Южнее Крит находится. На севере Македония и Фракия… Было видно, что произнесение этих названий доставляет докладчику особое удовольствие. Все внимательно смотрели на карту. Правда, глядя на лица некоторых слушателей, можно было подумать, что они впервые слышат эти названия. Леонид Г. смотрел на Володю несколько странно. Его явно изнуряло желание поскорее произнести заготовленную речь, но он старался замаскировать это желание доброжелательной улыбкой. Вначале это получалось, но по мере того, как выяснялось, что в Эгейском море было очень много островов, а побережье Греции изобиловало городами, улыбка Леонида становилась всё более искусственной. - Вот здесь располагаются города Фивы и Спарта, - продолжал перечислять Володя, бережно произнося каждое слово. – На юге Пелопоннеса располагаются области Лаконика и Мессения . . . Тут Леонид не выдержал, подошёл к Вове и осторожно похлопал его по плечу. - Так, Володя, - сказал Леонид тихо. - Давай я сейчас продолжу немного . . . Володя угрюмо сел на краешек ближайшей парты и печально сидел на нём в течение следующих 15-ти минут. Именно столько времени продолжались бурные овации Леонида по поводу вооружения греческих воинов. . . . Греки, построенные в фалангу, были защищены медными корсетами – кирасами . . . у персов была тяжелая конница и ламиллярные чешуйчатые доспехи . . . -– слышали мы. Эмоции забили из Леонида фонтаном. Ожесточенно жестикулируя и слегка приплясывая на месте от возбуждения, он постепенно распалялся, и по манерам поведения всё больше смахивал на американского певца Майкла Джексона. - . . . Когда они шли, перья колыхались, и это представляло красивое зрелище . . . , - говорил он , тяжело дыша. - Их великолепная конница была просто неотразима . . . Леонид Г. был из тех людей, которым нравится быть на виду. Имея задатки профессионального актера, он довольно искусно их использовал. Напускная бравада и апломб очень помогали ему имитировать желаемый образ. Создавалось впечатление, что Леонид сам был на поле сражения во время боя, своими глазами видел великолепную неотразимую конницу, колыхающиеся перья . . . Однако далеко не все в аудитории разделяли воодушевление оратора. Одним из таких людей был Вова. Он даже не выказывал равнодушия к восторженной речи докладчика - напротив, чем больше эмоций исходило от Леонида, тем отчетливее и громче становился гневный шепот Володи. Однако, это мало кто замечал, и меньше всего сам Леонид. Он вообще уже мало на что обращал внимание. Весь уйдя в свое повествование, Леонид старался дополнить описываемую им картину жестикуляцией и мимикой - усиленно размахивая руками, он притоптывал на месте, часто вскидывая голову, и иногда поднимал вверх свои брови, чтобы подчеркнуть важность сказанного. - . . . ! - вдруг отчетливо сказал Вова. Но никто не обратил на это внимания. - Некоторые историки считают, и я в принципе с ними согласен... - важно сказал Леонид и поднял вверх указательный палец. Далее он поведал о тонкостях стратегии греческих полководцев и деталях битвы при Фермопилах, взмахнул кулаком и перешел к описанию сражения при Саламине. - . . . Всё было уничтожено и продано в рабство . . . - Леонид сделал печальную паузу, чтобы придать своему рассказу трагичность и перевести дух. В аудитории повисла тишина. - А вот как вы думаете, - вдруг сказала Н. К. , воспользовавшись этим. - Извините, что перебиваю . . . Как вы думаете, почему Спарта после победы над Персией не пошла на неё войной ? Володя отвернулся и ухмыльнулся. - Так это понятно ! - сказал он затем, презрительно усмехаясь. - Всё-таки Спарта не была идиотами, извините за выражение . . . - Да ! - вмешался Леонид. - Персия всё-таки была ещё очень мощной державой, а Спарта была очень ослаблена войной . . . Под снисходительными взглядами докладчиков Н. К. виновато развела руками и закивала головой, соглашаясь со сказанным. Эрудиция обоих была слишком внушительна. ...В жизни всякого человека возникают различные затруднения и проблемы. У студентов проблемы нередко возникают во время сессии. Такова закономерность учебного процесса. Экзамен по социальной философии зимой 1999 года. Мы с Володей были в числе сдающих. Порядок был обычный - кто-то один отвечал экзаменатору, а остальные сидели и готовились, ожидая свой черед. Ещё перед началом экзамена у меня возникло ощущение, что не всё пройдет ровно и гладко. Дело в том, что мы с Вовой поговорили перед этим. И я достаточно подробно узнал, что он думает о социальной философии. Время шло, и вот наступила его очередь отвечать. Сев перед В. П. Бобковым, Вова с каким-то унылым презрением произнес несколько общих фраз, даже не пытаясь прикрыть своё незнание учебного материала. Затем он замолк, и, понурившись, стал глядеть в какую-то точку на полу. Прошло несколько мгновений. В. Б. барабанил пальцами по столу и с нескрываемой усталостью смотрел на опущенную голову Володи. Его взгляд не был взглядом хищника, следящего за своей беспомощной жертвой, - скорее, он напоминал взор инквизитора, глядящего на свою очередную ведьму, когда вина уже доказана и остается лишь решить её участь. - Ну в чём проблема ? - вопрос В. П. прозвучал жестко и сурово. Таким же тоном, наверное, допрашивал своих жертв Т. Торквемада. Володя молчал. Несмотря на некоторую подавленность , он всё же не считал себя обреченным. Но в воздухе уже чувствовалось напряжение. - Честно ? - наконец спросил Вова тихим драматическим голосом. Снова возникла пауза. - Ну давайте честно, - сказал В. П. несколько удивленно. Он явно не ожидал такой реакции. Вова помолчал ещё немного, явно борясь с чем-то в душе. - Я вообще считаю, - сказал он быстро секунд через десять. – Что в жизни всё это не пригодится. . . Вот зачем знать, что такое «эмпирическое» ? В. П. откинулся на спинку стула и довольно улыбнулся, словно предвкушая приятную беседу. - Да-а, - медленно произнес он. – Вы затронули важную проблему о научной лексике. Многие ученые выступают за русификацию научных терминов . . . «Эмпирическое» - это то же самое , что «фактическое». Слово «факт», правда, тоже не совсем русское . . . - В. П. задумчиво помолчал , о чем-то размышляя. Вова напряженно сидел, слегка сутулясь и опустив голову. - Вот вы честно сказали, что думаете, будто в жизни всё это не пригодится. Между тем я не раз подчеркивал универсальность материала лекций. . . В основе курса, который я читаю, лежит концепция деятельностного подхода. Деятельность включает в себя три составляющих : цель, средство и результат. Результат всегда опредмечивается . . . В. П. говорил с явным удовольствием, то отчеканивая, то растягивая произносимые слова. Было видно, что он серьезно относится к сказанному. Вову же это явно не волновало. Чувствуя некоторую тревогу и обеспокоенность за исход экзамена, он к учебному материалу был, мягко говоря, равнодушен. Фразы типа «категория деятельности фиксирует качественную специфику субъекта» или «общественные отношения редуцируются к субъекту» звучали для Володи бессмысленными каббалистическими заклинаниями. - Что нужно субъекту для преобразования материальной среды ? - вдруг спросил В. П. Вова печально пошевелился. - Вот Окладников, помните, такой археолог был, - он как делал ? Вот едет он, например, с коллегами, едет, раз - останавливается, говорит : «копайте здесь !». Почему он это говорит ? В ответ раздался радостный смех. - Я его не знаю ! - торжествующе воскликнул Вова. – Я с Худяковым на практику ездил . . . Там такое было . . . Ну, это неважно . . . - Ну, всё равно, - сказал В. П., помолчав. – Худяков - его ученик. Это сообщение повергло Вову в тягостное состояние. Он принялся прилагать мучительные усилия, пытаясь найти связь между вышесказанным, вздохнул, возвел глаза на пол . . . Но ответа не выдал. - Или вот художник. У него всё есть для работы - краски, кисть, бумага. Чего не хватает ? Что ещё нужно ? Вова обречённо молчал. - Ему необходим художественный стиль, которому он учился. Знания. - сказал В. П., почему-то вздохнул и забарабанил пальцами по столу. - Ну, вот пчёлы. Когда они собирают мед, они летят куда-то. Почему ? - Я не биолог, не знаю. - В голосе Вовы послышалось тихое отчаяние. - Потому что они чувствуют, - терпеливо произнес В. П. – Им ведь тоже нужны знания, информация . . . Не надо быть биологом , чтобы сказать это . . . Итак, для преобразования материального необходима духовная деятельность. Духовная деятельность определяет практику . . . Правильно я говорю ? - В. П. обратился к нам. При этих словах совсем было уже поникший Вова оживился. - Ну давайте, покивайте ещё - «да, да, конечно !» - негодующе воскликнул он. В. П. откинулся на спинку стула и искренне, от души, рассмеялся. - Знаете, что я вам скажу . . . - сказал он затем задумчиво. - У вас три проблемы . . . Первая - чувство справедливости. Вторая - культ силы. Это сейчас распространено у молодежи. Отсюда - скрытая агрессия. - Не совсем скрытая, - добавил Вова. В. П. снова рассмеялся. Ему явно импонировала такая честность. Довольно улыбаясь, он хитро прищурился и подпер кулаком бороду. - Вы извините, - обратился он к нам. - Тут надо разобраться . . . Вот иракцы . . . - Эти сумасшедшие ! - вдруг воскликнул Вова, усмехаясь. Его лицо выражало презрительное торжество, так как тема политики была ему отнюдь не чужда. Последнее неожиданное замечание явно слегка выбило В. П. из намеченной им колеи беседы. - Вот вы говорите «ненормальные» . . . - начал он. - Я сказал «сумасшедшие» ! - перебил Вова. - Ну, всё равно . . . - В. П. снова вздохнул. - Вы так безапелляционно говорите, а ведь у всех . . . как бы это сказать . . . даже если вы кого-то ненавидите, надо искать положительные стороны . . . - Если я кого-то ненавижу, зачем мне искать у него положительные стороны ? - задиристо спросил Вова. - Ну, это уже моральная проблема . . . - ответил В. П. Он постепенно всё больше увлекался беседой и извинялся перед нами всё реже и реже. Вскоре разговор перешел на глобальные темы. В общем прошло уже около 3-х часов с начала экзамена, когда В. П. спохватился и предложил Володе прийти на следующий день продолжить беседу. |