Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Валерий Сердюченко
Объем: 9133 [ символов ]
Конец литературы
Когда ты последний раз заходил в книжный магазин, приятель? Когда и какую книгу ты там приобрёл?
Вот видишь, ты задержался с ответом. Не смущайся, автор этих строк тоже не помнит этого. Сегодняшний Парнас напоминает палубу тонущего "Титаника", откуда бегут все, кого Бог или природа наградила ещё какими-нибудь умениями и талантами, кроме складывания словес. Если бы не гонорарная копейка, ваш покорный слуга дав-но забросил своё перо за окно и провёл остаток дней в дзен-буддистском перекапыва-нии огородных грядок на даче, открывая рот только для принятия пищи и виртуаль-ных поцелуев ручек у здешних дам. Лев Толстой сравнивал поэта с пахарем, идущим за плугом и на каждом третьем шагу делающим танцевальное па. Сегодня эту аналогию можно расширить на всех пишущих. Заявите-ка в современной компании, что вы пи-сатель, и вокруг вас образуется озадаченная пустота: "Смотри, мы думали, что он, как все.., нормальный.., а он, оказывается, пи-са-тель. Ну его!"
- А Б. Акунин? А Виктор Пелевин, Виктор Ерофеев, Вячеслав Курицын, Влади-мир Сорокин? - возразят присутствующие. На это ответим, что оные Сорокины и про-чие пернатые Курицыны не писатели, а прохиндеи-пиарщики, вешающие лапшу ин-фантильным головастикам-переросткам из гуманитарных вузов. Автор себя к их числу не относит и хочет надеяться, что аудитория "Лебедя" тоже.
С другой стороны, в каждом человеческом поколении рождается определённый процент особей, для которых сочинительство является одним из смыслов жизни. Это генетический закон, он неопровергаем. "Бей, но дай говорить" - вот его библейская ре-дакция. Переселите такого на необитаемый остров, заставьте стоять одной ногою на утёсе во мраке вечной ночи среди бущующих волн океана - он и там станет "говорить стихами".
Вот менее апокалиптический прогноз израильского литератора Якова Шехтера:
 
"Пишущие в Израиле на русском языке оказались в совершено удивительных, благодатных для литературы условиях. Все посторонние мотивы, могущие повлиять на творческий процесс, полностью устранены - писательство не приносит ни денег, ни славы, ни даже популярности. А это значит, что в литературном процессе участвуют лишь те, кому это действительно нужно, те кто не может без него жить. Искусство ради искусства в масштабе отдельно взятой страны."
 
Не знаю, как кому, а вашему слуге этот диагноз показался скорее клиническим, нежели литературно-критическим. Допустим, среди упомянутых Яковом Шехтером литераторов возник бы новый Достоевский, Лев Толстой или, как минимум, Шолом-Алейхем. Добились бы они сегодня гонорарного признания? То-то и оно.
В девятнадцатые века дело обстояло не совсем так и даже совсем не так. Дворян-ство требовало для себя доброкачественной художественно-литературной пищи и со-глашалось эту пищу щедро оплачивать. Чрезвычайно поучительны в этом смысле обидчивые ламментации Достоевского:
 
"За что же я-то, с моими нуждами, беру только 100 руб. (за печатный лист - В.С.), а Тургенев, у которого 2000 душ, по 400?"(Д, 28[1], 325);
 
"Лев Толстой продал свой роман в “Русский вестник", в 40 листов, и он пойдет с января, - по пяти сот рублей с листа, т. е. за 20 000. Мне 250 не могли сразу решиться дать, а Л. Толстому 500 заплатили с готовностью! ”(Д, 29[1], 370);
 
Как тебе эти гонорарные "двадцать тысяч" серебрянных рублей, читатель? В том и дело, что для существования литературы нужны те, для кого "читать" - значит то же самое, что для упомянутых Яковом Шехтером - "писать". Причём первых долж-но быть в десятки тысяч раз больше, чем вторых. Если эта пропорция нарушена, писа-тельство превращается в тунеядство, а писатель в пустопляса, выделывающего танце-вальные "па" под горестные вздохи домочадцев и издевательские ухмылки прохожих, крутящих за его спиной пальцем у виска.
Упомянутая пропорция существовала не только в дореволюционные, но и в со-ветские времена. Более того, в советскую эпоху она была максимальной. "Культурная революция", "самая читающая в мире нация " - никакой не агитпроп, а реальное дос-тижение большевистской власти. Писатели пользовались тогда общественным почё-том, уважением и ходили в Героях Социалистического Труда. "Инженеры человече-ских душ" - вот как они именовались.
А сейчас?
Сейчас на Парнасе российской словесности возобладали всевозможные Никифо-ры Ляписы, Хины Члек и прочие домотканные постмодернисты, которых Лев Аннин-ский сумел убить единственной фразой: постмодернизм - "Это когда супермены с трес-ком вонзают свои члены в задние проходы своих друзей и подруг, а до того всё это ню-хают".
Заодно процитирую, пожалуй, самого себя: "Дело в том, что иногда духовная жизнь народа оскудевает настолько, что у одаренных Богом и природой одиночек по-просту не возникает желания предъявлять свой дар обществу. Ничто не свято: граж-данские добродетели объявлены предрассудками, политику вершат бездарные авантю-ристы, науки и искусства влачат жалкое существование, в храмах торгуют, всюду тор-жествует грубый материализм - в таких условиях уму и таланту делать нечего. Он ос-тается как бы "вещью в себе", окукливается и теряет стимул к творческому плодоно-шению. У народа, возжелавшего стать страной дураков, не может быть умного искус-ства. Тут-то и появляются со своими бубенцами и погремушками всевозможные "-исты".
Утверждал и повторяю: литература умерла.
А упомянутый генетический процент пишущих? Он остался. Автор имеет в виду не удачливых деловаров типа Б. Акунина, а тех, кто не может не писать, для кого это действительно род священного недуга. Едва ли не ежеднедельно автор получает книж-ные бандероли от них, приговорённых к столу и перу, с единственным призывом: "Ва-лерий Леонидович, ум-моляем, хоть обматюкайте, но выскажитесь!"
Высказываюсь:
- Жаль мне вас, ребята.
И больше ничего не умею сказать, и никак утешить этих неофитов. Они появи-лись в эпоху, которой не нужны, которая не читает. Не только их, но вообще никого и ничего. Социалистический эксперимент закончился, завершён. Но его крах привёл со-всем не к тем результатам, которые ожидались. Ожидалось духовного Возрождения, расцветания ста цветов и вообще прилёта птицы Каган. Получилось же то, что полу-чилось: как только коммунистические лидеры перестали тянуть свои народы за воло-сы наверх, к свету и знаниям, те с облегчением рухнули назад, в возлюбленное телеви-зонное болото. А ставшая никому не нужной творческая интеллигенция принялась пе-реписываться кто куда - кто в управдомы, кто в Викторы Ерофеевы или в порнографы (что одно и то же), абсолютное же большинство оказалось в огородном положении ав-тора этих строк.
Новорожденная писательская поросль скитается по миру в поисках освещённых читательских площадок, того не понимая, что их уже не существует. Сегодняшний Парнас - это пустырь, по уши заросший чертополохом, где бродят сколиозные постмо-дернисты и тощие сотрудники литературных журналов, тираж и количество которых неутомимо стремятся к нулю. Автор знает, что говорит, ибо и сам время от время по-является на этом пустыре в поисках гонорарного пропитания. Чёрт бы побрал все его литературоведческие знания, звания, диссетрации и монографии.
 
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да я и сам, пожалуй что, не нужен.
 
И всё-таки, и тем не менее приветствую своих персонажей, этих последних из мо-гикан. В них светится такое доверие к миру слова, в своих дебютах и опытах они так чисты и целомудренны, что, честное слово, увлажняются глаза. В конце концов, читать и писать - самое безгрешное изо всех человеческих занятий. "Человек литературный" не участвует в жестоких ристалищах жизни. Письменный стол и перо - вот единствен-ное, что ему в этой жизни надо.
Недавно автора пригласили в соредакторы бумажно-сетевого издательства "Южный город". Согласился, лишь бы поддержать литературные опыты Ольги Збар-ской, Александра Пилипенко, Григория Тисецкого, Эдуарда Снежина, Елены Чайки и прочих младых дебютантов этого издательства. Держитесь, дорогие мои, не отнимайте ладоней со лба. В надменной, пресыщенной аудитории "Лебедя" вы скорее всего не бу-дете прочтены и услышаны. Но такова сегодня цена литературной самоинициации. Хо-тите, подниму вам настроение? Вот выдержка из интервью Бахыта Кенжеева, одного из сиятельных литературных эмигрантов, блистательного мастера слова, автора пяти ро-манов и четырёх поэтических сборников:
 
Вопрос: - Можно ли в Канаде русскому писателю жить на литературные зара-ботки?
Ответ: - Всех моих литературных заработков за семь лет тамошней жизни хва-тило бы лишь на то, чтобы оплатить проживание в квартире за два месяца." http://www.futurum-art.ru/interviews/kenzheev.php)
 
И тем не менее Кенжеев ежедневно устремляется к столу и пишет, пишет, пишет новые поэзы и романы. Даже если бы они были графоманством чистейшей воды, по-добная аскеза достойна противоречивого восхищения.
Мы, кажется, начали за упокой, а кончаем во здравие. Пусть. Назовём это про-тиворечие диалектическим и призовём перечисленных здесь авторов не капитулиро-вать ни перед какими обстоятельствами. Запишите и повесьте над письменным сто-лом: "Это вся рота шагает не в ногу, один я в ногу".
И стойте в своей убеждённости свято и до конца!
 
19.06.04
Дата публикации: 24.07.2004 09:36
Предыдущее: Вокруг нового "Нового мира"Следующее: Пасынки

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
~Zlaia@[ 24.07.2004 ]
   За ночью неизбежно приходит рассвет, за упадком - расцвет.
   Можно сколь угодно долго жевать жвачку, но однажды желудок потребует, наконец, пищи.
   Равновесие в любом случае будет достигнуто.
   Спасибо, интересное мнение.
   P.S. Я-то в книжном на той неделе был приобрел "Сто лет одиночества" и 3 тома Кастанеды, но Вы правы - продукт-то импортный, и скорей всего, генетически модифицированный при ввозе бездарным переводчиком.
Tusseck[ 20.08.2004 ]
   Вот так прочтешь статью одного из руководителей сайта и понимаешь, что дремучая зависть была и остается главной движущий силой.
Анатолий Берлин[ 22.09.2004 ]
   Конец литературы
   Они появились в эпоху, которой не нужны,
   которая не читает.
    Валерий Сердюченко
   
   Листки стихов ходили по рукам,
   Их тайно и восторженно читали,
   И в белый, рифмой вымощенный, храм
   По записи достойных допускали.
   Поэт был исполином, слыл мессией...
   Под ветром слов, от боли трепеща,
   Светила послепушкинской России
   Зажжённая поэзии свеча.
   Творец от Бога – выше человека,
   Эмоции ума дарил стихам,
   Но миновала в спешке четверть века,
   И вот стою я, подпирая храм
   Уже пустой, как паперть в день забвенья,
   С талантом, скомканным в кармане заточенья.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта