|
|
Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта): Финал (3 этап) Литературно-издательского
|
Произведение | ||
| ||
| ||
Не бойтесь детских слёз или о «недетской» поэзии для детей. | ||
| ||
| ||
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Здравствуйте, Николай! Что ж, ваша точка зрения абсолютно понятна и... приемлема. Да-да, я ее полностью разделяю. Думаете, я в детстве не плакал, когда Есенин «пел мне» о том, как «покатились глаза собачьи…» или как вели бедную корову на убой? Да конечно, плакал. Говорите, катарсис? Сопереживание? Разумеется, да. Разумеется, это очень важно для ребенка. Разумеется, детей почти с пеленок необходимо вводить в мир эстетики, через который, кстати говоря, они гораздо естественнее и быстрее воспринимают и этические нормы. Но вводить их в этот мир, на мой взгляд, следует предельно аккуратно. Вот о чем говорил я: об ответственности взрослых, когда дело касается формирования детского сознания. Поясню. Читать детям стихи (в том числе и самым-самым крохам) надо, надо и… НАДО! Но ВЫБОРОЧНО - очень, очень и очень! Таково мое глубокое убеждение. Например, я никогда не решусь читать полугодовалому-годовалому ребенку, что называется, от корки до корки того же Блока, Цветаеву и особенно Соллогуба (с его многочисленными суицидальными мотивами). Я буду очень тщательно выбирать стихи этих (и вообще – всяких) поэтов. По крайней мере, на таком раннем этапе жизни маленького человечка. Я не решусь читать ребенку стихи, в которых основная эмоционально-смысловая нагрузка заложена в акцентировании слов с семантикой смерти (смерть, могила, труп, склеп, погост, скелет и т.д.). Я не решусь читать ребенку стихи, в которых энергетика тотального трагизма бытия настолько сильна, что не каждое «взрослое» сознание оказывается готово к подобному со-переживанию. Что уж говорить о детском. Для меня это, примерно, то же самое, что повесить над детской кроваткой (причем, так, чтобы ребенок это видел изо дня в день) картины Иеронима Босха и наивно надеяться, что ничего в этом страшного нет, что ребенок вырастит жизнерадостным, веселым, незамкнутым, без всяких там неврастенических фобий и т.д. Энергетика, заложенная в произведении искусства, на детское неокрепшее (формирующееся) сознание, на детскую душу действует непосредственно, прямо, в сто крат сильнее, чем на взрослое. В подсознание вбирается все. И если в нем (в подсознании) начнет преобладать даже не эстетика смерти, а именно ощущение тотальной трагичности бытия, этакий универсальный пессимизм, единственный выход из подобного состояния – смерть, то это обязательно «прорвется», когда ребенок станет взрослым. И я не уверен, что этот «прорыв» окажется столь уж безобидным. Я не говорю о том, поймет что-либо ребенок из прочитанного или не поймет (поймет на своем уровне восприятия – не больше). Я говорю о воздействии на подсознание, которое продолжает оставаться тайной за семью печатями, но которое открыто максимально как раз в детстве (с самых первых дней). Уважаемый Николай, Вы только не принимайте эти мои измышления на свой счет. Ваше-то стихотворение как раз вполне безобидно для детского слуха (особенно для слуха 9-ти и 11-летнего). Просто Вы, может быть, и сами не подозревая об этом (так часто бывает) создали, как я уже говорил, нечто, где смерть (ну, так мне показалось) обретает функцию избавительную, почти спасительную. Вряд ли такой посыл можно назвать жизнеутверждающим. Однако я и не говорю, что все стихи должны быть жизнеутверждающими (если бы я утверждал подобно, я был бы полный идиот). Я говорю о стихах, предназначенных для детского слуха и детского сознания. Только и всего, где – столько всего! Впрочем, я, разумеется, вовсе не настаиваю на своем мнении. Просто – высказываю его. Хотя позиция моя в этом вопросе тверда как никогда. И напоследок – чисто техническое замечание по вашему, Николай, стихотворении. Последняя строчка звучит как-то… скомкано, что ли. «Что же - что тут ей... Зима... - помогла...». Мешает это двойное «что» и просторечное «что тут ей». Впрочем, вам как автору, конечно, виднее. С уважением, Андрей Бореев
| ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Наверное, Коля... Но я вот вспоминаю себя в этом возрасте - и сразу же - с упоением! - "Капитаны" Гумилева! Может быть, я взрослее была, чем сегодняшние дети тех же лет? Хотя нет. Помню, была вожатой в лагере городского типа и рассказывала 11-12-летним пацанам историю Летучего Голладца и читала эти чеканные строфы: "Ни шторм, ни мель ему не встретятся, Но - знак печали и несчастий - Огни Святого Эльма светятся, Усеяв борт его и снасти". По-моему, это время - открытия мира. Но и ты тоже прав - вспомнилось мне, что именно в этом возрасте начинаешь задумываться о смерти - своей и чужой. И весь вопрос, какой она тебе предстанет. Серьезный разговор...
| ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Что называется, вдогонку. Говорить детям о смерти, я считаю, надо по-детски. По-детски образно. Внятно и понятно именно этому конкретному ребенку. Если, скажем, вспомнить народные сказки (которые рассказывались всем детишкам - от мала до велика), то ведь там очень много, связанного с... инобытием. Но как об этом сказано!!! А самое главное - в конце всегда побеждает Жизнь!!! И жизнь - лучшая, обновленная. В этом - глубочайший смысл позитивного отношения к человеческой жизни и отношения к миру. В любой мудрой сказке заложен экзистенциально-смысловой вектор дальнейшего развития ее слушателя. Особенно - ребенка. Конечно, существуют национально-культурологические особенности "сказко-творчества" (например, немецкие сказки всегда были мрачнее сказок русских), но в целом в подобных вербально-игровых ситуациях (игровых - здесь очень важно) формировалось "правильное" направление в воспитании и мировосприятии человека в период его становления. Иное дело, что сегодня мы разучились считывать бытийные коды с таких Текстов. Но это - другая, не менее важная и животрепещущая тема. И еще по поводу вашей, Николай, последней строки. Ну и что, что оборот, как Вы говорите, устоявшийся. Знаете, сколько таких устоявшихся (вопрос - где) оборотов в русском языке. Например, "А чё? Да ничё!" тоже с определенной долей натяжки (и иронии) можно назвать устоявшимся. Дело-то в другом. Дело - в поэтическом звучании. Или даже просто - в звучании в контексте всего произведения. С уважением, Андрей |
Наши новые авторы |
Лил Алтер |
Ночное |
Наши новые авторы |
Людмила Логинова |
иногда получается думать когда гуляю |
Наши новые авторы |
Людмила Калягина |
И приходит слово... |
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке" |
Положение о конкурсе |
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг |
Презентации книг наших авторов |
Максим Сергеевич Сафиулин. "Лучшие строки и песни мои впереди!" |
Нефрит |
Ближе тебя - нет |
Андрей Парошин |
По следам гепарда |
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика. |
Наши эксперты - судьи Литературных конкурсов |
Татьяна Ярцева |
Галина Рыбина |
Надежда Рассохина |
Алла Райц |
Людмила Рогочая |
Галина Пиастро |
Вячеслав Дворников |
Николай Кузнецов |
Виктория Соловьёва |
Людмила Царюк (Семёнова) |
Павел Мухин |
Устав, Положения, документы для приема |
Билеты МСП |
Форум для членов МСП |
Состав МСП "Новый Современник" |
Список Действительных членов МСП |
Список членов МСП |
Планета Рать |
Региональные отделения МСП "Новый Современник" |
Литературные объединения МСП "Новый Современник" |
Льготы для членов МСП "Новый Современник" |
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу |
Организация конкурсов и рейтинги |
Шапочка Мастера |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
Открытие Кабачка "12 стульев": приглашаются все! |
Общие помышления о застольях |
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского |
Комплименты для участников застолий |
Cпециальные предложения от Кабачка "12 стульев" |
Беседы с духом Мастера Гамбса |
Литературный журнал "12 стульев" |
Конкурс имени МИхаила Задоррнова |
Итоги Конкурса имени Игоря Губермана |
Литературные объединения |
Союз писателей ДНР |
"Cеребряная ладья" |
"Остров вдохновения" |
"Союз литераторов «Перо и слово» |
Литературные организации и проекты по регионам России |
Воронежская область |
Рязанская область |
Рязанская область |
Шапочка Мастера |
Как стать автором книги всего за 100 слов |
Положение о проекте |
Общий форум проекта |