|
|
Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта): Финал (3 этап) Литературно-издательского
|
Произведение | ||
| ||
| ||
Талант и неряшливость (Рецензия на стихотворение Кариатида Эллы Крыловой) | ||
| ||
| ||
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Верно, Надежда! Я так напугался первыми строфами, что понял, что в последних всё же что-то есть, только после прочтения Вашей рецензии и повторного перечитывания стихотворения. :) Хэ-ник.
| ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Уважаемая Надежда! Видимо, Элла Крылова имела в виду, что она станет кариатидной рострой - памятником, т.к. (см. примечания ниже) "Ростральная колонна -- мемориальное сооружение, разновидность триумфальной колонны. Воздвигалась в честь побед в морских сражениях. Ствол колонны украшался скульптурным изображением носовых частей кораблей (рострами)" Вот таким памятником - кариатидой ростральной колонны - и видит себя Элла Крылова. Конечно, это весьма сложный образ. Возможно, я и не права. С уважением, Татьяна *Фигура на носу корабля - РОСТРА или, если быть чуть точнее, КАРИАТИДНАЯ РОСТРА. * Ростра -- 1) ораторская трибуна на римском форуме, украшенная носами кораблей, взятых в качестве победных трофеев в 338 г. до н. э. при Анции во время 2-й Латинской войны и в 31 г. до н. э. в битве при Акции, где потерпел поражение флот Антония и Клеопатры; 2) декоративный мотив древнеримского происхождения: изображение носа корабля. Ростры символизировали победу над военно-морскими силами врага. [Лат. rostra -- мн. число от rostrum -- клюв, морда; нос корабля.] Ростр -- таран с металлическим наконечником в виде головы какого-либо животного в носовой части древнеримского военного корабля. Ростральная колонна -- мемориальное сооружение, разновидность триумфальной колонны. Воздвигалась в честь побед в морских сражениях. Ствол колонны украшался скульптурным изображением носовых частей кораблей (рострами). Знамениты две ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге (1806, архитектор Ж. Тома де Томон). http://subscribe.ru/archive/rest.word.znaete/200102/01030559.html#rostra
| ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
НАДЯ! ЛЯГУ ТРУПОМ, НО ЭТИ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ СТИХИ В ОБИДУ НЕ ДАМ! Не сердись на меня, но ты либо поторопилась, либо не въехала... Либо, как говорят юристы-криминалисты, взяла ложный след: известную песню Городницкого. Но ею тут если и пахнет, то чисто внешне: кариатида - женский аналог атланта. Настоящие истоки этих замечательных стихов - не городницкие, а АХМАТОВСКИЕ и БРОДСКИЕ. Начнём по старшинству: Анна Ахматова ...А там мой мраморный двойник, Поверженный под старым кленом, Озерным водам отдал лик, Внимает шорохам зеленым. И моют светлые дожди Его запекшуюся рану... Холодный, белый, подожди, Я тоже мраморною стану. Взгляни отсюда - и всё встанет на место, всё прояснится, стих зазвучит в другом ключе и о неряшливости придётся забыть. Да и то, о чём ты говоришь, кстати, называется не неряшливостью... Это же не сбой ритма, не небрежность языковая, не неудачная рифмовка... Это просто - "другое дерево"... Лиргероиня не хочет - она говорит : "мне, быть может, еще предстоит стоять одной из кариатид, поддерживая закат. ". Надо ли перевирать оригинал? НЕ НАДО! Ведь в этом "быть может, предстоит" - бездна поэзии. Невозможно в реплике на рецензию заняться прослеживанием всех реминесценций, всех перекличек стиха Эллы Крыловой, поднять , например, "скульптурную тему" у Ахматовой... Об этом можно прочесть в специальном исследовании: http://www.akhmatova.org/articles/lianda/lianda.htm Не устою только перед цитатой из мандельштамовского "скульптурного"портрета Ахматовой: Вполоборота, о печаль, На равнодушных поглядела. Спадая с плеч, окаменела Ложноклассическая шаль... А теперь слово "ахматовской сироте" Бродскому: стихи написаны в год насильственной эмиграции: Иосиф Бродский Торс (1972) Если вдруг забредаешь в каменную траву, выглядящую в мраморе лучше, чем наяву, иль замечаешь фавна, предавшегося возне с нимфой, и оба в бронзе счастливее, чем во сне, можешь выпустить посох из натруженных рук: ты в Империи, друг. Воздух, пламень, вода, фавны, наяды, львы, взятые из природы или из головы, -- все, что придумал Бог и продолжать устал мозг, превращено в камень или металл. Это -- конец вещей, это -- в конце пути зеркало, чтоб войти. Встань в свободную нишу и, закатив глаза, смотри, как проходят века, исчезая за углом, и как в паху прорастает мох и на плечи ложится пыль -- этот загар эпох. Кто-то отколет руку, и голова с плеча скатится вниз, стуча. И останется торс, безымянная сумма мышц. Через тысячу лет живущая в нише мышь с ломаным когтем, не одолев гранит, выйдя однажды вечером, пискнув, просеменит через дорогу, чтоб не прийти в нору в полночь. Ни поутру. ---------------------------------------------------------------------------- Кажется, теперь уж точно вопросы отпадут. На стихи "Кариатида" откликнулись многие. Вот отклик Олега Горшкова: Который раз уже возвращаюсь и возвращаюсь в эти стихи, в это светящееся наваждение... Может, еще полтора год назад я и не смог бы ощутить всю мощь и глубину этих строк, но теперь я понимаю... Элла, родная, спасибо тебе! Твой Олег ---------------------------- Вот ссылка: http://poezia.ru/article.php?sid=39045 --------------------------------------------------------------------------- Мне хочется сообщить всем, кто такая Элла Крылова: Дебютировала в журнале знамя в 1991 г. Стихи неоднократно публиковались в журналах: «Знамя», «Дружба народов», «Звезда», «Юность», «Новый мир», «Золотой век», «Арион», «День и ночь» (Красноярск), “Millelibri” (Италия), «Вестник РХД» (Париж), «Бостонский курьер» (США), “Tuli & Savu” (Финляндия), “Modern poetry in translation. Russian women poets” (Лондон). Автор 10 книг. В 2001 г. вышло избранное «Пчела на левкое» («Грааль», М.). Стихи переведены на итальянский, финский, английский языки. Экспертным советом из восьми известных литературных критиков отмечена в рейтинге "Лучшие поэтессы ХХ века" (журнал "Стас", №5, 1997). Это о ней Иосиф Бродский написал:" Вот тот поэт, что дышет мне в затылок"... Это ему Элла посвятила 20 сонетов, с которыми можно ознакомиться там же - на её страничке на сайте poezia.ru Наденька, мой поклон! Без обид. твой Имыч Мне остаётся сказать
| ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Не знаю, Им. Не знаю... Кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево... Тут я, разумеется осебе - как о"слесаре". Давай отвлечемся от регалий заслуженного и уважаемого автора и обратимся к стихам. Кстати, перва фраза: А мне, быть может, еще предстоит стоять одной из кариатид, поддерживая закат. - мне лично очень понравилась. Затем - согласен с Надеждой - есть некоторая неточность, "неряшливость", как сказаля Надя: небрежно ткань прикрывает грудь, и тело - складок каскад А потом практически всё перечеркнуло вот это: весь в дрязгах и суете, металл меняет на хлеб, а хлеб - НА КАМЕНЬ (выделение моё-Н.Х.) Мигом пришла ассоциация с "окаменевшим г..." Маяковского, и - всё. И не смог я дальше воспринимать эти стихи так, как они, вполне возможно что и заслуживают. На мой вззгляд - ляп очевидный. Искренне, Хэ-ник. | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Не обвинили бы и меня в тупоумии и общем зверстве, но - тоже стихи эти не понравились. Начало манерное, все эти "лазури в глазах моих" выглядят, в сущности, самолюбованием, мол вон я какая, и "солнце золотит плечо". Всё это слишком мелковато и общепоэтично. В дальнейшем же стихотворение всё больше скатывается к банальности, типа "река времен в своем стремленье уносит все дела людей" - и прочих кариатид. Всё это так, и это давно (и лучше!) сказано. И что хочется "умереть не вполне" (а лучше бы - и вообще не умереть) - тоже вполне известно. Так что тема - одна из самых избитых. Что же до ее, темы, воплощения, то оно - не лучшее. Все эти блоковские "верные женихи", пополам с очевидным "мир в дрязгах" - столь же вторичны по исполнению, сколь и по замыслу. Не считая двух-трех удачных метафор и ловкости в анжабемане (техники и "литературности" - не отнять) - говорить не о чем. И список регалий на таком фоне, Имануил, выглядит достаточно нелепо. Ссылки же на чужие мнения - и вовсе смешны. К слову сказать, предпочтения Олега Горшкова мне хорошо известны...:)
| ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
ВЫНУЖДЕН СНОВА ВЕРНУТЬСЯ к этой рецензии в связи с прозвучавшими упрёками аж в плагиате... Дорогие мои! Остыньте! С поэтами уровня Эллы Крыловой такие вещи не случаются. Нельзя анализировать эти стихи, не видя в них САМОИРОНИИ автора. И эта "лазурь", и "золотит плечо" и сами образы кариатиды и ростры не без насмешки над собой. Воздержимся лт лобовых атак! Перекличка с "Торсом" Бродского - осознанная, но никакой не плагиат, а скрытая цитата, которая по-другому называется парафраз (парафразис) - классический поэтический троп. Что касается плагиата как такового, то вот вам примеры, дорогие оппоненты: "Белеет парус одинокий" - не Лермонтов, а Бестужев-Марлинский: Белеет парус одинокий, Как лебединое крыло, И грустен путник ясноокой; У ног колчан, в руке весло. (с) А. Бестужев-Марлинский "гений чистой красоты" - не Пушкин, а Жуковский. АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА (1798-1860, Царское Село), императрица (с 1825). Урожд. прус. принцесса Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина. Супруга (с 1817) имп. Николая I, мать имп. Александра II. Болезненная и инфантильная, А. Ф. мало интересовалась гос. делами и благотворит. учреждениями, оставшимися после кончины ее свекрови - имп. Марии Федоровны. Вела активную светскую жизнь. Имп. Николай I окружал А. Ф. вниманием и любовью, создав настоящий культ "белой дамы" (символом А. Ф. была белая роза). Ей посвящена строка В. А. Жуковского "Гений чистой красоты" в стихотворении "Лалла Рук" повторенная затем А. С. Пушкиным: Ах! не с нами обитает Гений чистой красоты; Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты; Он поспешен, как мечтанье, Как воздушный утра сон; Но в святом воспоминанье Неразлучен с сердцем он! http://www.litera.ru/stixiya/authors/zhukovskij/milyj-son-dushi.html Абрам Терц (Андрей Синявский) в "Прогулках с Пушкиным" так пишет: "склонно было "наше всё" тырить строчки у кого ни попадя." :)))) Есть и примеры совпадений (часто непреднамеренных) у разных поэтов: сравнение " как беличья распластанная шкурка" есть и у Ахматовой, и у Мандельштама. Высоко в небе облачко серело , Как беличья расстеленная шкурка . Он мне сказал: "Не жаль, что ваше тело Растает в марте, хрупкая Снегурка!" В пушистой муфте руки холодели. Мне стало страшно, стало как-то смутно. О, как вернуть вас, быстрые недели Его любви, воздушной и минутной! Я не хочу ни горечи, ни мщенья, Пускай умру с последней белой вьюгой. О нем гадала я в канун крещенья. Я в январе была его подругой. 1911 Да будет так: прозрачная фигурка На чистом блюде глиняном лежит, Как беличья распластанная шкурка, Склонясь над воском, девушка глядят. Не нам гадать о греческом Эребе, Для женщин воск, что для мужчины медь. Нам только в битвах выпадает жребий, А им дано гадая умереть. 1918 ( "Я изучил науку расставанья") Хватит? Или надо продолжить?:)) Поймите меня верно: регалии регалиям рознь. Когда в инете сплошь и рядом Асадова величают классиком русской поэзии, то это тоже регалии. И когда Высоцкого посмертно награждают Госпремией РФ... А у Эллы Крыловой нет таких регалий, но есть отклики на её творчество, где светятся имена Бродского, Лиснянской, Липкина... Есть публикации в литпериодике... И это никак не значит, что есть табу на критику её стихов... С уважением ко всем - Имануил
| ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Об Элле Крыловой: http://www.poezia.ru/adminstory.php?sid=40& Эва Никадем - Малиновска Доктор филологических наук, профессор Ольштын (Польша) Мир поэзии Эллы Крыловой
| ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
На мой скромный взгляд, поэтическая фигура в первой строфе стихотворения Эллы просто чудодейственна, ежели попробовать вникнуть в её глубинную, я бы даже не побоялся слова мирозданческую суть. Кажется, вся история человеков - это пробивание к росткам живого в себе через какую-то окаменелость бытия. На самом деле, мы все атланты и кариатиды, пытающиеся поддержать небо в самих себе... Иногда мы этого просто не сознаем, но уже что-то предвосхищаем. Кажется, небрежность и мелочь - эта чуть небрежная улыбка Кариатиды. Но эта безделица лично для меня создает невероятный сплав женского начала и его же самопдчинения, закапывания вглубь самого сокровенного в этом извечном сумасшествии, суете, зле, дрязгах... Здесь же потрясающий образ конфликта человека с самим собой и этого контраста замышленного пафоса и разрушения хрупкой организации человека... И способности человека преодолевать это разрушения на фоне своей единственной вечности. В сущности на фоне мгновения, обращающего всё в пустоту, в ощущение этой пустоты в пустоте, зияния и зазора... Если хотите, для меня в стихотворении Эллы нет ни одного случайного, лишенного своего философского и эстетического заряда слова. Я мог бы еще долго говорить на тему этих строк, некогда надолго лишивших меня покоя, но ведь это не избавит многих рецензентов от привации поразивших меня сущностей стихотворения... Но "всякий - слеп, и не слеп лишь солнца глаз в высоте"... Ко мне эти слова относятся в полной мере. :) Женька, братишка, ты чего всё бочку на меня катишь. :) Мнение Горшкова о стихах Крыловой здесь почти никому, кроме тебя не было известно.
| ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Хожу сюда читать дискуссию, наслаждаясь языком, аргументацией и спокойным достоинством участников. Красиво спорите, ребята.А...стихи- перечитываю добросовестно, каждый визит, но...они меня так и не достали, так и не захотелось удочерить ни одной строчки, и ...нечего сказать о них. Всё понятно, всё до строчки разжёвано , технично, что говорить,но...душа остаётся индифферентной. . . Со мной такое редко бывает, возможно , в первый раз. Ни интонационно, ни энергетически -эмоционально, ни какой-то музыкой особенной - не тронули... Возможно, надо послушать с голоса, но и это я пыталась ( читал мне в голос один из участников дискуссии). Ни о каком плагиате речи идти не может. Заимствование тоже может быть осознанным и неосознанным. Дело не в этом, в том впечатлении, что перед тобой ...список, твполне качественная. профессиональная копия . Копиист- талантлив, слов нет. Ирония, ухмылка вечности над копошением человеков, да это есть... , но может быть "хрену сюда не хватает", к этой ...заливной рыбе? Стихи, конечно, очень интересные на фоне многого и многого дилетантского лепетания конкурсного... Если стихи удостоены такой дискуссии ,безусловно , что это СТИХИ... Здесь это не оспаривается.Речь идёт о планке, которую автор давно и прочно себе задал, и о том насколько ЭТИ стихи этой Планке соответствуют. С уважением к автору и участникам диспута.
| ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Спасибо Олежке! Нашёл время и сказал великолепно! А о вкусах не спорят:))) |
Наши новые авторы |
Лил Алтер |
Ночное |
Наши новые авторы |
Людмила Логинова |
иногда получается думать когда гуляю |
Наши новые авторы |
Людмила Калягина |
И приходит слово... |
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке" |
Положение о конкурсе |
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг |
Презентации книг наших авторов |
Максим Сергеевич Сафиулин. "Лучшие строки и песни мои впереди!" |
Нефрит |
Ближе тебя - нет |
Андрей Парошин |
По следам гепарда |
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика. |
Наши эксперты - судьи Литературных конкурсов |
Татьяна Ярцева |
Галина Рыбина |
Надежда Рассохина |
Алла Райц |
Людмила Рогочая |
Галина Пиастро |
Вячеслав Дворников |
Николай Кузнецов |
Виктория Соловьёва |
Людмила Царюк (Семёнова) |
Павел Мухин |
Устав, Положения, документы для приема |
Билеты МСП |
Форум для членов МСП |
Состав МСП "Новый Современник" |
Список Действительных членов МСП |
Список членов МСП |
Планета Рать |
Региональные отделения МСП "Новый Современник" |
Литературные объединения МСП "Новый Современник" |
Льготы для членов МСП "Новый Современник" |
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу |
Организация конкурсов и рейтинги |
Шапочка Мастера |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
Открытие Кабачка "12 стульев": приглашаются все! |
Общие помышления о застольях |
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского |
Комплименты для участников застолий |
Cпециальные предложения от Кабачка "12 стульев" |
Беседы с духом Мастера Гамбса |
Литературный журнал "12 стульев" |
Конкурс имени МИхаила Задоррнова |
Итоги Конкурса имени Игоря Губермана |
Литературные объединения |
Союз писателей ДНР |
"Cеребряная ладья" |
"Остров вдохновения" |
"Союз литераторов «Перо и слово» |
Литературные организации и проекты по регионам России |
Воронежская область |
Рязанская область |
Рязанская область |
Шапочка Мастера |
Как стать автором книги всего за 100 слов |
Положение о проекте |
Общий форум проекта |