|
|
Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта): Финал (3 этап) Литературно-издательского
|
Произведение | ||
| ||
| ||
Между явью и сном или откровение первого снега | ||
| ||
| ||
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | ||||||
| ||||||
Андрюша, разрешите мне на Вашем произведении, которое кстати одно из самых любимых для меня в Вашем творчестве, потренироваться в написании рецензии-анализа:) Рецензия на произведение Андрея А. Панченко «Между явью и сном, или Откровение первого снега» http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=66679&pid=91 Влюбленность… Сколько поэтов посвятили этому чувству стихов, поэм… О влюбленности писали и знаменитые классики, и начинающие писатели. Каждый пытался вложить в свое творение что-то новое, неизбитое и незатертое бесконечными повторениями. Мне кажется, что Андрею Панченко это удалось. Он представил лирического героя снегом, который, в отличие от самого героя, может любимой хотя бы коснуться. Между явью и сном нарушая границу, Опускаюсь к ногам твоим снегом несмелым. Мягко путаюсь каплями в длинных ресницах, Чуть согретый дыханьем и близостью тела. То волос, то одежды в надежде касаюсь, То скользну по щеке, будто в страхе поранить. По крупицам составить твой запах пытаюсь В жестяную коробку с названием «память». Мне бы в сердце твое незаметно вселиться, Но сухое “нельзя” на излете глотаю. Это ж надо по-детски так было влюбиться. Ты ступаешь по мне, я – растоптанный – таю… Первая же строка погружает читателя в мир фантазий лирического героя: Между явью и сном нарушая границу, Очень удачно на слух сочетается с этой строкой вторая: Опускаюсь к ногам твоим снегом несмелым. И сразу становится понятен характер самого героя, всего с первых двух строк, даже с двух слов. «Нарушая» - то есть он хочет вырваться из этих фантазий, разрушить все сдерживающее, но следом идет эпитет «несмелым» и понимаешь, что преградой этому становится нерешительность. Следующих четыре строки добавляют к этой нерешительности мягкость и нежность. Мягко путаюсь каплями в длинных ресницах, Чуть согретый дыханьем и близостью тела. То волос, то одежды в надежде касаюсь, То скользну по щеке, будто в страхе поранить. Это усиливают эпитеты: «мягко путаюсь», «чуть согретый дыханьем» и несколько мотивов интимности: «близостью тела», «в надежде касаюсь», «скользну по щеке». Очень неожиданно сравнение «скользну по щеке, будто в страхе поранить». Ведь снег, особенно первый, не может поранить, даже обморозить. Но, возможно, эта персонификация усиливает и подчеркивает бережное отношение героя к своей избраннице. Интересно, что это противоречие или контраст, когда хочется нарушить границу между явью и сном и в то же время остаться несмелым, нежным, нерешительным, видно не только на содержательном, но и на фонетическом уровне. Самые повторяющиеся звуки – рычащий, решительный [р] и мягкий, словно ласкающий [л]. Но вернемся к изобразительности произведения. Далее в повествовании идет очень интересный образ: По крупицам составить твой запах пытаюсь В жестяную коробку с названием «память». Снова всплывает контраст в персонификации: снег мягкий и нежный, но память у него – жестяная коробка. Почему именно жестяная коробка? Возможно, это сравнение добавляет еще один штрих к характеру героя. В его памяти все хранится надежно и надолго. Ведь ни вода, если снег растает, ни мороз, когда снег превращается в лед, не испортят жести, из которой сделана его память. И каждый эпизод, каждая крупица, которую он соберет, сохранится для него навсегда. Сначала кажется неправильным использование слова «составить», стилистически напрашивается другой вариант – «собрать». Но с другой точки зрения… Собрать… Это можно интерпретировать по-разному. Например, набросать в ту же коробку все, что удалось узнать и пусть хранится в беспорядке. Но нет! Герой составляет по крупицам образ любимой. Даже запах… На мой взгляд, бесподобный образ – составить запах любимой. Как у Януша Вишневского – запах – «как сообщение, которое некто хочет передать. И тут никакой язык не нужен. Можно быть глухонемым, можно принадлежать к другой цивилизации, но сообщение ты все равно поймешь». Составить по крупицам даже запах… Именно вот такое составление – медленное, по крупицам – поможет узнать любимую как можно лучше. Интересно, что после этих двух строк чередование [р - л], сменяется аллитерацией и более частым повторением звука [т], что снова подчеркивает мягкость или даже приглушенную тоску. Эту же тоску, печаль усиливают метафоры: Мне бы в сердце твое незаметно вселиться, Но сухое “нельзя” на излете глотаю. Вот и становится ясной причина этой снежной грусти – героям нельзя быть вместе. Как удачно использованы эпитеты: «незаметно вселиться» - ведь любовь так и приходит: незаметно, и незаметно селится в сердце. Но в ответ на эту мечту – «сухое нельзя». Жесткое, сухое «нельзя». Какой контраст между мягкостью, нежностью первого снега и сухостью «нельзя». И как четко этот контраст подчеркивает метафора: «сухое «нельзя» на излете глотаю». Глотаю… Как глотают слезы обиды… А дальше… дальше восклицание. Мне кажется, что здесь должно быть именно восклицание: Это ж надо по-детски так было влюбиться.! Действительно, немного детское недоумение. Непосредственное, чуть ироничное, укоряющее себя же в душе. Но… Последняя строка: Ты ступаешь по мне, я – растоптанный – таю… К аллитерации согласной [т] добавляется повторение [п] и сразу к грусти и мягкости добавляется горечь, что подчеркивает и незаконченность, выраженная многоточием. Тяжело глотается это «нельзя». Жесткий исход – снег растоптан. Интересны рифмы в произведении. Почти каждая пара создает свой смысловой образ, немного даже интимный: «несмелым - тела», «касаюсь - пытаюсь», «вселиться - влюбиться». Произведение написано четко выдержанным четырехстопным анапестом. Все рифмы женские. И от этого в мягкости и лиричности тонешь, как растоптанный снег… И снова вспоминается Вишневский: «Запись боли в одном пространстве памяти нельзя стереть записями счастья в других»… Надеюсь не слишком нетактично копалась и не очень испортила впечатление:)
|
Наши новые авторы |
Лил Алтер |
Ночное |
Наши новые авторы |
Людмила Логинова |
иногда получается думать когда гуляю |
Наши новые авторы |
Людмила Калягина |
И приходит слово... |
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке" |
Положение о конкурсе |
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг |
Презентации книг наших авторов |
Максим Сергеевич Сафиулин. "Лучшие строки и песни мои впереди!" |
Нефрит |
Ближе тебя - нет |
Андрей Парошин |
По следам гепарда |
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика. |
Наши эксперты - судьи Литературных конкурсов |
Татьяна Ярцева |
Галина Рыбина |
Надежда Рассохина |
Алла Райц |
Людмила Рогочая |
Галина Пиастро |
Вячеслав Дворников |
Николай Кузнецов |
Виктория Соловьёва |
Людмила Царюк (Семёнова) |
Павел Мухин |
Устав, Положения, документы для приема |
Билеты МСП |
Форум для членов МСП |
Состав МСП "Новый Современник" |
Список Действительных членов МСП |
Список членов МСП |
Планета Рать |
Региональные отделения МСП "Новый Современник" |
Литературные объединения МСП "Новый Современник" |
Льготы для членов МСП "Новый Современник" |
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу |
Организация конкурсов и рейтинги |
Шапочка Мастера |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
Открытие Кабачка "12 стульев": приглашаются все! |
Общие помышления о застольях |
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского |
Комплименты для участников застолий |
Cпециальные предложения от Кабачка "12 стульев" |
Беседы с духом Мастера Гамбса |
Литературный журнал "12 стульев" |
Конкурс имени МИхаила Задоррнова |
Итоги Конкурса имени Игоря Губермана |
Литературные объединения |
Союз писателей ДНР |
"Cеребряная ладья" |
"Остров вдохновения" |
"Союз литераторов «Перо и слово» |
Литературные организации и проекты по регионам России |
Воронежская область |
Рязанская область |
Рязанская область |
Шапочка Мастера |
Как стать автором книги всего за 100 слов |
Положение о проекте |
Общий форум проекта |