«ПРОСИ ПРОЩЕНИЯ...» Автор: Эдуард Караш Жизнь длится долго – целое мгновенье, Но не спеши замкнуть дефис свой справа, Чтоб выглядеть на камне, как в оправе Двух чисел, не снискав сперва прощенья: У жизни – за существованья право, У предков – за сыновние проделки, И у друзей, коль струсил в переделках, У глаз любимых – за свои неправды… Сам виноват, когда судьбы капризы Меняли твой успех на неудачи, А ты, по сути, с собственной подачи К отчаянью безвольному был близок... С прощеньем недругам – поаккуратней, (Не тем, кто рядом – с кем ругался, дрался), Врагам своим, кто под прикрытьем власти Лишить стремился Родины приватной Проси прощения у звёзд полночных, За их тысячелетнее молчанье, У моря, прерывавшего свиданья, И у дорог – и очных, и заочных... И у потомков, ясно, – за внимание, Которым обделил их в годы детства, Оставь за это честь свою в наследство... И лишь тогда катись в Тьмутараканию... Авг. 2003г. – янв. 2006г *** Уважаемые авторы и читатели! Попробую проанализировать данное стихотворение, которое привлекло меня своим глубоким философским содержанием и интересной формой. Делать это буду, конечно, в меру своих слабых сил, в соответствии с п.5.10 Положения о данном конкурсе. «5.10. При подведении итогов предварительных этапов конкурса в анализе стихотворений предполагается первоочередное внимание обращать на поэтичность произведений и стараться вскрыть в рецензиях и обзорах представленное многообразие проявлений поэзии в конкурсных стихах. Кроме этого важно отметить наличие сюжета и соответствие использованных поэтических и технических средств характеру и теме стихотворения, а так же его фонетику, смысловую многоплановость и оригинальность авторских трактовок.» Итак, приступим к анализу, хотя мне лично больше по душе синтез. Поэтому будем рассматривать, как с точки зрения разных критериев рецензируемый автор синтезировал (т.е. создал, ибо всякое творчество есть синтез) свое произведение. 1. Поэтичность. С моей субъективной точки зрения, поэтичность есть общий дух произведения, его воспринимаемость на уровне подсознания. Поэтому приведу примеры истинно поэтичных строк из стихотворения: «Жизнь длится долго – целое мгновенье» «Проси прощения у звёзд полночных, За их тысячелетнее молчанье» Наличие этих строк определяет общую поэтичность стихотворения. И первая же строка стихотворения: «Жизнь длится долго – целое мгновенье», - помогает в синтезе данного произведения создать ту атмосферу, которая сразу же обволакивает читателя, не давая оторваться от чтения. И среди прочих философических сентенций, высказанных автором по поводу прощания с миром, неожиданно романтические слова «Проси прощения у звёзд полночных, За их тысячелетнее молчанье» заставляют задуматься: а так ли уж прагматичен автор, как он пытается казаться? А не романтик ли он где-то глубоко в душе, в подсознании? Именно синтез романтики, философии и иронии (самоиронии) составляет особую изюминку этого стихотворения. 2. Наличие сюжета Сюжет стихотворения – прощание лирического героя с миром на той грани, когда уже душа не совсем принадлежит миру живых, но еще не перешла в мир умерших. Синтез образа мира в воспоминаниях о нем… Прощение и примирение с миром перед уходом. И, конечно, сожаление о том, что «Сам виноват, когда судьбы капризы Меняли твой успех на неудачи, А ты, по сути, с собственной подачи К отчаянью безвольному был близок...» 3. Поэтические и технические средства и их соответствие характеру и теме стихотворения. (Данный раздел рецензии, конечно, наиболее субъективен, т.к. автор рецензии не владеет этими средствами в совершенстве и не владеет также терминологией). Поэтические средства, используемые, автором, весьма многообразны. Прежде всего, это касается чередования философских (приведенных выше) и иронических фраз и катренов в стихотворении. (Такая самоирония перед лицом вечности присуща лишь действительно сильным людям. Хочется подражать им, несмотря на свою собственную слабость и страх перед уходом в небытие…) Начинается стихотворение с весьма самоироничного: «Но не спеши замкнуть дефис свой справа, Чтоб выглядеть на камне, как в оправе Двух чисел, не снискав сперва прощенья» И заканчивается также трагически-ироническим: «И у потомков, ясно, – за внимание, Которым обделил их в годы детства, Оставь за это честь свою в наследство... И лишь тогда катись в Тьмутараканию...» И в то же время стихотворение насыщено глубоко философским содержанием. Лирический герой просматривает всю свою жизнь, вспоминая, прощая и прося прощение у всех… У жизни - «за существованья право», «у звёзд полночных» - «за их тысячелетнее молчанье»… У друзей и у врагов, у моря и у пройденных дорог… Нельзя остаться равнодушным к этому произведению! Оно обнимает весь мир, с неистовой любовью к людям и Вселенной во всех ее проявлениях, выплескивая сожаление обо всем недолюбленном и непройденном… и прося прощение у всех… Стихотворение синтезировано из отдельных четверостиший, каждое из которых несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку. И при чтении невольно вспоминаешь свою собственную жизнь, проходя ее по образцу автора критическим взглядом. Используемые в стихотворении рифмы представляются мне безупречными, подтверждая высокий профессионализм автора. 4.Фонетика При прочтении вслух стихотворение звучит достаточно мелодично. Вообще меня всегда в поэзии привлекает именно мелодия стиха. Мелодия данного стихотворения лучше всего выражена в строках: «Проси прощения у звёзд полночных, За их тысячелетнее молчанье, У моря, прерывавшего свиданья, И у дорог – и очных, и заочных...» Шуршат шипящие согласные, звенят звонкие, поют гласные… Все, как и полагается в истинной поэзии. 5.Смысловая многоплановость. Стихотворение привлекает прежде всего своей многоплановостью, глубокой философией и лиризмом. Лирический герой прощается с миром – и просит прощения: «У жизни – за существованья право, У предков – за сыновние проделки, И у друзей, коль струсил в переделках, У глаз любимых – за свои неправды… …………………………………… …………….у звёзд полночных, За их тысячелетнее молчанье, У моря, прерывавшего свиданья, И у дорог – и очных, и заочных...» Как мне кажется, эти строки сами говорят за себя. 6.Оригинальность авторских трактовок. Оригинальность присуща Эдуарду Карашу практически во всех его произведениях. И в этом стихотворении уже с первого катрена чувствуется его яркая индивидуальность. Кто еще другой, кроме него, мог бы так написать: «Жизнь длится долго – целое мгновенье, Но не спеши замкнуть дефис свой справа, Чтоб выглядеть на камне, как в оправе Двух чисел, не снискав сперва прощенья…». *** В заключение, по примеру рецензируемого автора, автор рецензии просит прощения: - у Эдуарда Караша – за возможные ошибки в трактовке его стихотворения; - у читателей – за столь длинную и, возможно, не слишком интересную рецензию; - у организаторов конкурса – за использования «Положения» при составлении рецензии; - у профессиональных критиков – за непрофессионализм; - у остальных авторов – за то, что рецензировала не их произведения. |