Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Финал (3 этап) Литературно-издательского
проекта «Пишущая Украина - 2009»
(участие авторов по приглашению)

Все произведения

Произведение
Жанр: РецензииАвтор: Богданова Т.В.
Объем: 106 [ строк ]
Рецензия на стихотворение «ПРОСИ ПРОЩЕНИЯ...» Автор: Эдуард Караш
«ПРОСИ ПРОЩЕНИЯ...»
Автор: Эдуард Караш
 
Жизнь длится долго – целое мгновенье,
Но не спеши замкнуть дефис свой справа,
Чтоб выглядеть на камне, как в оправе
Двух чисел, не снискав сперва прощенья:
 
У жизни – за существованья право,
У предков – за сыновние проделки,
И у друзей, коль струсил в переделках,
У глаз любимых – за свои неправды…
 
Сам виноват, когда судьбы капризы
Меняли твой успех на неудачи,
А ты, по сути, с собственной подачи
К отчаянью безвольному был близок...
 
С прощеньем недругам – поаккуратней,
(Не тем, кто рядом – с кем ругался, дрался),
Врагам своим, кто под прикрытьем власти
Лишить стремился Родины приватной
 
Проси прощения у звёзд полночных,
За их тысячелетнее молчанье,
У моря, прерывавшего свиданья,
И у дорог – и очных, и заочных...
 
И у потомков, ясно, – за внимание,
Которым обделил их в годы детства,
Оставь за это честь свою в наследство...
И лишь тогда катись в Тьмутараканию...
 
Авг. 2003г. – янв. 2006г
 
***
 
Уважаемые авторы и читатели!
 
Попробую проанализировать данное стихотворение, которое привлекло меня своим глубоким философским содержанием и интересной формой. Делать это буду, конечно, в меру своих слабых сил, в соответствии с п.5.10 Положения о данном конкурсе.
 
Приведу цитату из Положения (http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=projects/91/rules.html):
«5.10. При подведении итогов предварительных этапов конкурса в анализе стихотворений предполагается первоочередное внимание обращать на поэтичность произведений и стараться вскрыть в рецензиях и обзорах представленное многообразие проявлений поэзии в конкурсных стихах. Кроме этого важно отметить наличие сюжета и соответствие использованных поэтических и технических средств характеру и теме стихотворения, а так же его фонетику, смысловую многоплановость и оригинальность авторских трактовок.»
 
Итак, приступим к анализу, хотя мне лично больше по душе синтез. Поэтому будем рассматривать, как с точки зрения разных критериев рецензируемый автор синтезировал (т.е. создал, ибо всякое творчество есть синтез) свое произведение.
 
1. Поэтичность.
 
С моей субъективной точки зрения, поэтичность есть общий дух произведения, его воспринимаемость на уровне подсознания.
Поэтому приведу примеры истинно поэтичных строк из стихотворения:
«Жизнь длится долго – целое мгновенье»
«Проси прощения у звёзд полночных,
За их тысячелетнее молчанье»
Наличие этих строк определяет общую поэтичность стихотворения. И первая же строка стихотворения: «Жизнь длится долго – целое мгновенье», - помогает в синтезе данного произведения создать ту атмосферу, которая сразу же обволакивает читателя, не давая оторваться от чтения.
И среди прочих философических сентенций, высказанных автором по поводу прощания с миром, неожиданно романтические слова
«Проси прощения у звёзд полночных,
За их тысячелетнее молчанье»
заставляют задуматься: а так ли уж прагматичен автор, как он пытается казаться? А не романтик ли он где-то глубоко в душе, в подсознании?
Именно синтез романтики, философии и иронии (самоиронии) составляет особую изюминку этого стихотворения.
 
2. Наличие сюжета
 
Сюжет стихотворения – прощание лирического героя с миром на той грани, когда уже душа не совсем принадлежит миру живых, но еще не перешла в мир умерших.
Синтез образа мира в воспоминаниях о нем…
Прощение и примирение с миром перед уходом.
И, конечно, сожаление о том, что
«Сам виноват, когда судьбы капризы
Меняли твой успех на неудачи,
А ты, по сути, с собственной подачи
К отчаянью безвольному был близок...»
 
3. Поэтические и технические средства и их соответствие характеру и теме стихотворения.
(Данный раздел рецензии, конечно, наиболее субъективен, т.к. автор рецензии не владеет этими средствами в совершенстве и не владеет также терминологией).
 
Поэтические средства, используемые, автором, весьма многообразны. Прежде всего, это касается чередования философских (приведенных выше) и иронических фраз и катренов в стихотворении.
(Такая самоирония перед лицом вечности присуща лишь действительно сильным людям. Хочется подражать им, несмотря на свою собственную слабость и страх перед уходом в небытие…)
 
Начинается стихотворение с весьма самоироничного:
 
«Но не спеши замкнуть дефис свой справа,
Чтоб выглядеть на камне, как в оправе
Двух чисел, не снискав сперва прощенья»
 
И заканчивается также трагически-ироническим:
 
«И у потомков, ясно, – за внимание,
Которым обделил их в годы детства,
Оставь за это честь свою в наследство...
И лишь тогда катись в Тьмутараканию...»
 
И в то же время стихотворение насыщено глубоко философским содержанием. Лирический герой просматривает всю свою жизнь, вспоминая, прощая и прося прощение у всех…
У жизни - «за существованья право», «у звёзд полночных» - «за их тысячелетнее молчанье»…
У друзей и у врагов, у моря и у пройденных дорог… Нельзя остаться равнодушным к этому произведению! Оно обнимает весь мир, с неистовой любовью к людям и Вселенной во всех ее проявлениях, выплескивая сожаление обо всем недолюбленном и непройденном… и прося прощение у всех…
 
Стихотворение синтезировано из отдельных четверостиший, каждое из которых несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку. И при чтении невольно вспоминаешь свою собственную жизнь, проходя ее по образцу автора критическим взглядом.
 
Используемые в стихотворении рифмы представляются мне безупречными, подтверждая высокий профессионализм автора.
 
 
4.Фонетика
 
При прочтении вслух стихотворение звучит достаточно мелодично. Вообще меня всегда в поэзии привлекает именно мелодия стиха. Мелодия данного стихотворения лучше всего выражена в строках:
 
«Проси прощения у звёзд полночных,
За их тысячелетнее молчанье,
У моря, прерывавшего свиданья,
И у дорог – и очных, и заочных...»
 
Шуршат шипящие согласные, звенят звонкие, поют гласные… Все, как и полагается в истинной поэзии.
 
 
5.Смысловая многоплановость.
 
Стихотворение привлекает прежде всего своей многоплановостью, глубокой философией и лиризмом.
Лирический герой прощается с миром – и просит прощения:
 
«У жизни – за существованья право,
У предков – за сыновние проделки,
И у друзей, коль струсил в переделках,
У глаз любимых – за свои неправды…
……………………………………
 
…………….у звёзд полночных,
За их тысячелетнее молчанье,
У моря, прерывавшего свиданья,
И у дорог – и очных, и заочных...»
 
Как мне кажется, эти строки сами говорят за себя.
 
6.Оригинальность авторских трактовок.
 
Оригинальность присуща Эдуарду Карашу практически во всех его произведениях. И в этом стихотворении уже с первого катрена чувствуется его яркая индивидуальность. Кто еще другой, кроме него, мог бы так написать:
 
«Жизнь длится долго – целое мгновенье,
Но не спеши замкнуть дефис свой справа,
Чтоб выглядеть на камне, как в оправе
Двух чисел, не снискав сперва прощенья…».
 
***
 
В заключение, по примеру рецензируемого автора, автор рецензии просит прощения:
- у Эдуарда Караша – за возможные ошибки в трактовке его стихотворения;
- у читателей – за столь длинную и, возможно, не слишком интересную рецензию;
- у организаторов конкурса – за использования «Положения» при составлении рецензии;
- у профессиональных критиков – за непрофессионализм;
- у остальных авторов – за то, что рецензировала не их произведения.
Дата публикации: 18.01.2006 16:18
Предыдущее: Музыка стиха-4. Мысли о ПоэзииСледующее: Рецензия на «Вижу во сне замерзшее море» / Автор: Шухаева Ирина

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Имануил Глейзер[ 18.01.2006 ]
   Таня, тратить силы и время на такую откровенную "несуразицу" - непростительная расточительность!
   :)))
   Это не стих, а тихий ужас...
   Ну почему всё так запущено? Ну начните с чтения Ю.Друниной, В.Тушновой, К.Ваншенкина... Приучите зрение и слух к нормальному русскому языку... Неужели не понимаете, что
   «У жизни – за существованья право " - это не по-русски - ?
   И т.д. и т.п.
   Грустно...
 
Имануил Глейзер[ 19.01.2006 ]
   зря шлёпнул знак вопроса, - пардон:
    «У жизни – за существованья право " - это не по-русски - т.е. косноязычно...
   А сама мысль? Просить у жизни прощенье за право НА существованье -???
   Держите меня, а то запою по -родионовски:)))
Богданова Т.В.[ 20.01.2006 ]
   Увы, уважаемый Имануил, не все понятно нам порой в чужой душе, ибо она - "потёмки".
   Но мне, как мне кажется, конечно, понятны чувства Эдуарда, когда он писал это стихотворение.
   Это - чисто русское самоуничижение, самобичевание - и самоочищение.
   Ведь мы просим прощения у Бога, хотя это именно Он нас создал!
   Значит, просим прощения за свое существование именно такими, грешными...
   Просим пррощения у все и вся... ощущая себя недостойными рабыми Божьими...
   Кажется, так?
   
   С уважением,
   Татьяна
Имануил Глейзер[ 21.01.2006 ]
   НЕТ, НЕ ТАК.
   Не переходите на "мы".
   Речь об этом опусе, а не о обо всё остальном.
Елена Воин[ 18.01.2006 ]
   Уважаемая Татьяна! Я, как и Вы, не считаю себя специалистом ни в поэзии, ни в прозе, ни в критике, но за фразу "Шуршат шипящие согласные, звенят звонкие, поют гласные… " - огромный респект!
 
Богданова Т.В.[ 20.01.2006 ]
   Большое Вам спасибо, Елена, за добрые слова!
   С уважением,
   Татьяна

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта