Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Литературный конкурс "СВЫШЕ НАС СВЕТ ПОСЕТИЛ", посвященный Рождеству Христову

Все произведения

Произведение
Жанр: Эпиграммы, пародии, басни Автор: Карен Агамирзоев (Tulli)
Объем: [ строк ]
Баллада. УТЕРЯННОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ
Карен Агамирзоев
 
 
УТЕРЯННОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ
 
(Интерпретация карельской средневековой баллады о самоубийстве девушки
в связи с потерей ею ритуального оберега – символа целомудрия)
 
Эта драматическая баллада в разных версиях достаточно распространена в приладожской и беломорской Карелии, в Ингермаландии и Эстонии. В старинных деревнях беломорской Карелии в баллада дошла до наших дней в таком лирическом виде.
Наступил Иванов день. Окреп березовый лист. Старый Мийхкула отправил единственную дочь Деву Айли в рощу березовых веников для бани наломать. Поправила Дева Айли старинный целомудренный оберег, надела материн перстень и святой крестик на синей нитке. На голове девица укрепила золотой девичий налобник.
В березовой роще Дева Айли быстро нашла рядок молодых березок, у которых стала ломать ветки на веники для бани. Веник для отца собрала. Наломала веник брату. Третий веник был для старшего брата.
Вдруг из чащи низкий рык. На поляне злой разбойник, мерзкий парень Ловитор, что живет в лесной пожоге. Никогда не видела она мерзкого разбойника Ловитора, но узнала его по описанию старших братьев. Злобится, кривляется, руки грязные тянет Ловитор к оцепеневшей Деве Айли. Страшный рот рычит:
-Ах, девица, Ах краса. Для меня расти, казарочка. Думай обо мне, я хозяин твой. Ты расти в нарядах узких, не для прочих женихов. Вырастай на белых булках, на пенном молоке, на ржаных калитках – тянет грязные руки злодей.
Как увидела Дева Айли страшную рожу разбойника, как услышала грязные намерения, так упала без чувств на землю.
Красное солнце уже склонилось к закату. Дева Айли открыла глаза. О счастье - она одна. Нигде не видно грязного разбойника. Но, о горе! У Девы Айли в одночасье пропали все главные ценности в ее короткой жизни - целомудренный оберег, перстень и крестик на синей нитке. На голове не оказалось золотого налобника. Опечаленная и поникшая, Дева Айли скорбно склонила непокрытую голову. Горько плача, она пришла на отцовское подворье. В воротах брат.
-Почему ты горько плачешь, милая сестрица? Почему скорбно голову склонила?
-Обронила свой, я, перстень – Дева Айли направилась к дому. В окне отец.
-Почему ты горько плачешь, дочь единственная Айли? Почему ты приуныла?
-Обронила свой, я, перстень. Потеряла свой, я, крестик – Дева Айли вошла в дом. В доме старший брат.
-Почему ты горько плачешь, нежная сестрица Айли? Что случилось с девой красной?
-Обронила свой, я, перстень. Потеряла свой, я, крестик, синие порвались нити. Золотого нет налобника – Дева Айли в дом вошла. В горнице старший брат.
-Почему ты горько плачешь, славная моя сестрица? Кто обидел деву нашу? Наша мать истосковалась, у амбара масло солит.
-Обронила свой, я, перстень. Потеряла свой, я, крестик, синие порвались нити. Золотого нет налобника. У меня пропал оберег. – Дева Айли двинулась к амбару. У амбара мать масло летнее солила.
-Дочь единственная Айли, почему ты приуныла, светлу голову склонила?
Горем убитая девушка припала к коленям матери.
-Веники ломала, веники для бани. Веник для отца собрала. Наломала веники для братьев. Вдруг из лога вышел зверь - злой разбойник из пожоги, мерзкий парень Ловитор. Страшные изрек слова.
-Ах, девица, Ах краса. Для меня расти, казарочка. Думай обо мне, я хозяин твой. Ты расти в нарядах узких, не для прочих женихов. Вырастай на белых булках, на пенном молоке, на ржаных калитках – и все тянет грязные руки ко мне. Ничего не помню дальше, а потом, когда очнулась … Горе, горе. Обронила свой, я, перстень. Потеряла свой, я, крестик, синие порвались нити. Золотого нет налобника. У меня пропал оберег.
Мать поднялась. Отстранила деву Айли. Изрекла бездушным голосом:
-Дочь моя. Ты иди в амбар на горке. Там найдешь сундук старинный. В нем шкатулка, в ней – ленту старую найдешь.
 
Медленно идет девица в горку. Вот амбар. Сундук, шкатулка. В ней обрывок старой ленты ...
Мать в амбар не приходила. Так прошло три ночи светлых. На утро в том амбаре мать холодную нашла девицу.
Слезы матери несчастной три реки образовали. Выросли возле каждого порога три кудрявые березы. На березках – по кукушке, куковавших что есть силы. Первая кукушка славила любовь. Вторая куковала милосердие. Третья - несчастной деве Айли целомудрие куковала.
К дочери на небе мать слова отчанья шепчет:
-Если слушать всех кукушек – жизнь на локоть сократится, на вершок короче станет. Кто кукушку ту услышит, счет годам пойдет обратный. Кукование кукушек целомудрие не лечит, целомудрие калечит, милосердие чернит.
 
 
 
 
Сентябрь 2005 г.
Дата публикации: 08.09.2005 23:24
Предыдущее: Сказка-баллада. УТЕРЯННОЕ ЦЕЛОМУДРИЕСледующее: Все могу!

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН[ 22.12.2005 ]
   Почему мы любим сказки народов мира ?! Потому что в них такой специфический колорит, определенная красота!
   
   Карен, спасибо за Ваши добрые дела - знакомство читателя с карельским фольклором!
   
   Новогоднего настроения!
   С уважением,
   Елена
 
Карен Агамирзоев (Tulli)[ 22.12.2005 ]
   Благодарен Вам, что заинтересовались балладой и карельским фольклором. Спасибо за отзыв. Огромное спасибо Вам за все, что Вы делаете на портале, объядиняете нас, знакомите друг с другом, просвещаете и учите терпимости друг к другу. Это очень важно и нужно. Успехов. С Новым Годом. С уважением, Карен
Наталья Плеханова (Natk@)[ 07.02.2006 ]
   Братьям и отцу не призналась, матери открылась, только мать не помогла - прогнала..
   а амбар символизирует наверное гроб..
   Извините, что спрашиваю, а что в корельском фольклере подразумевается под перстнем, синими нитями и золотым налобником? (т.е. я примерно представляю, но может быть есть конкретное соответствие)
 
Наталья Плеханова (Natk@)[ 08.02.2006 ]
   Я к чему спрашиваю, по названию понятно, что сказка будто о потеряном целомудрии... и все будто-бы ясно. Но если вам приходилось читатать или хотябы слышать о книге "Бегущая с волками" (автор Клариса Пинколе Эстес), то начинаешь искать в этой сказке другой смысл, кроме прямого, о котором говорит эта сказка.. скрытый смысл относительно души человека. Сказки они тем и странны, что для разума казалось бы заканчиваются плохо, а бессознательно мы воспринимаем учение, мудрую мысль, которую несет эта сказка.. и это плохо, действует на душу предупреждающе.
   вот и мне просто захотелось попробовать расшифровать эту сказку с точки зрения учения для души.
Карен Агамирзоев (Tulli)[ 08.02.2006 ]
   Здравствуйте, уважаемая Наталья. Извините, что не сразу ответил на Ваш отзыв.
   Баллада "Утерянное целомудрие" является моей личной интерпретацией одного из сюжетов средневековой калевальской метрики, и, в частности, наследия рунопевческого рода Перттуненов. Постараюсь пояснить моё личное понимание сюжета, и в целом, его места эпическом наследии карелов и финнов. Утерянное целомудрие не сказка, а баллада с элементами средневековой лирики.
   
   Песни-баллады и лиро-эпические песни.
   В средневековой калевальской метрике баллады относятся к жанру, более позднему, по сравнению с эпическими песнями и легендами. Баллады в народном творчестве рунопевческого рода Перттуненов близки к жизни людей, передают сюжеты о семейных отношениях, любви, верности, разлуке, целомудрии и т.п. К балладам близки лиро-эпические песни (руны) северной Карелии, которые повествуют о взаимоотношениях между людьми, родными, близкими, женихами и невестами. Ученые называют такие песни песнями-повторами из-за повторяющихся диалогов.
   
   Баллада УТЕРЯННОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ
   Сюжет о самоубийстве девушки в связи с потерей ею ритуального оберега – символа целомудрия использован мною из лиро-эпической песни «Утерянные украшения» из «Кантелетар» (часть третья, руна пятнадцатая). Относится к песням-повторам. В разных версиях существует в беломорской и приладожской Карелии, Ингермаландии, Эстонии. Считалось, что потеря девушкой украшения (символа целомудрия) связано с нарушением сексуального (добрачного) табу. В некоторых версиях, жених, узнав о гибели девушки, сам кончает самоубийством. Э.Леннрот в четвертой руне «Калевалы» сюжет о самоубийстве девушки заканчивает так, что не ясно утонула девушка или нет; для меня вообще неясна судьба жениха. Золотой чепец - праздничный головной убор. Синий цвет - цвет летней воды. Карелия - страна озёр и рек. Перстень - украшение. Мною в конкурсной интерпретации использована, показавшаяся мне более интересной в художественном отношении, версия, записанная от основателя рода А.Перттунена в 1835 г. Вот лирическая концовка: из слез матери образовались три ручья, у водопада выросли три березы, на них кукуют о судьбе девушки три кукушки.
   Эта версия меня очаровала и я использовал её в создании интерпретации.
   
   Наталья, постарался ответить так, как понимаю этот сюжет и весь пласт средневековых эпических сюжетов. Более полная версия изложена в моей статье "Эпические паралели" на моей странице.
   
   Спасибо за интерес к этой весьма специфической, но очень интересной теме.
   С самыми теплыми пожеланиями, Карен
Наталья Плеханова (Natk@)[ 09.02.2006 ]
   Спасибо, Карен, за Ваш подробный и содержательный рассказ. Обязательно прочту статью "Эпические паралели".

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта