Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
ПРЕДНОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Alina
Объем: 18020 [ символов ]
ИНАЧЕ
- Ты что? Плечевая? – был первый вопрос, когда она добежала до каби-ны здоровенного дальнобоя (рефрижератора, перевозящего грузы из города в го-род) и, прыгнув на ступеньку, заглянула внутрь.
Того, кто задал этот вопрос, она не разглядела. Она даже не поняла этого терми-на «плечевая». Но по звуку, по интонации почувствовала, что это не о ней. И замота-ла головой так, что длинные волосы хлестанули по лицу.
- Садись, - сжалился водитель, не дождавшись более членораздельного ответа.
Она замешкалась. Его вопрос предполагал некоторые намерения, но слишком холодный был вечер на трассе, слишком пронизывающий ветер по контрасту с уют-ной кабиной и запахом бутербродов откуда-то из сумки небрежно брошенной на со-седнее с водителем сидение. И она села, перебросив назад чужие вещи, куда-то за шторки, туда, где обычно спал напарник водителя. Но сейчас это место пустовало.
Хлопнула тяжелая дверь. И вперед. Мимо еще мелькающих в сумерках дереву-шек, полян, речек и бесконечных деревьев. Вниз – с горки, вверх – на горку.
- Так и доедем до Торжка…
Она уловила, наконец-то, что водитель давно уже что-то рассказывает. И улови-ла она это как раз во время, потому что дальше он задал вопрос, не ответить на кото-рый было просто не вежливо.
- Зовут-то тебя как?
- Мариша, - ответила она.
И сама удивилась звуку собственного голоса. Он был охрипший, дрожащий. «Чего я боюсь?» – подумала она. Вот уж дернула ее нелегкая на ночную трассу Мо-сква – Питер.
Она вспомнила свои лихорадочные метания по городу в последние дни. От те-лефона к бессмысленным поездкам в метро. Она двигалась все время хаотично без цели и направления. Может быть, только поездки на работу еще имели какой-то смысл. Но на работе она ставила стулья где-то между бесконечными стеллажами книг и засыпала. Девчонки ее не беспокоили, будто сговорившись, подменяли на выдаче книг, прятали от начальства. А она отсыпалась за все бесконечные бессонные ночи.
И вот в пятницу, когда даже заведующая библиотекой, что-то почувствовав, ска-зала: «Возьми парочку дней отгулов». Она не выдержала. Она кивнула головой в знак благодарности и побежала в раздевалку. Здесь она привалилось спиной к шкаф-чикам и зарыдала.
Рыдала она минут десять, пока в раздевалке не появилась Наталья.
«Сука, - подумала Мариша, - приперлась, -глядя на Наталью, которая перемеща-лась по раздевалке, плавно двигая бедрами.
Марише совсем не хотелось, чтобы Наталья видела ее слезы, и она быстро успо-коилась.
- Тебе презервативы нужны? – спросила Наталья.
Мариша замерла. Еще ни разу она не была удостоена хоть словом от этой нама-леванной куклы, только кивком, иногда.
- Нет, - отрезала Мариша.
- Уже доктор? – поинтересовалась Наталья, показывая на живот.
Золотое это было время для Натальи, тогда все аптеки были заполнены только изделием номер два, годным разве только для надувания шариков и герметичного сохранения продуктов. И Наталья продавала импортные презервативы, контрацеп-цию не за очень большие деньги, но подрабатывала немного к семидесяти рублевой ставке библиотекаря, а в случае беременности, помогала с врачами.
- Извини, колес не держим, - сказала Наталья насмешливо.
- Давай, - ответила Мариша, - Презервативы.
И Наталья извлекла из своей черной до упомрочения изящной сумочки малень-кий яркий бумажный пакетик, в котором было три штуки, сунула его в руку Мари-ше.
- А деньги? – спросила Мариша.
- Пользуйся, - она хотела добавить «моей добротой», потом оборвала себя, махнула рукой и быстро ушла.
Мариша посмотрела на яркую обертку, запихнула в карман куртки.
Что-то надо было менять. Что-то надо было сделать. Это «что-то надо» на секун-ду повисло в воздухе, и было сметено другим словом, наполнившем ее Маришино существование ужасом. Следующее слово, которое возникло, было «иначе».
Иначе что? Иначе, она не выдержит этих бессонных ночей, ожидания телефон-ного звонка, вздрагивания от каждого шороха. Иначе, ей станет мало того элениума, который она вытаскивает тайком из бабушкиной тумбочки.
Мариша испугалась дальше разглядывать это иначе.
Вот поэтому, после работы она и оставила для матери на кухонном столе эту за-писку: «Я вернусь в понедельник», поэтому и оказалась на ночной трассе.
Всего-то на всего из-за одного слова: «Иначе».
- Меня Витя-Витек зовут, - прервал Маришкины раздумья водитель дальнобоя. Он закурил.
- А что такое «плечевая»? - невпопад спросила Мариша.
Витек хохотнул. Он даже с подозрением глянул на попутчицу, не издевается ли она. Но нет, спрашивала серьезно. Витек даже присвистнул.
- Да, бывает, - он не отвечал ей. Он говорил сам с собой, - Бывает и хо-рошие, чистенькие попадаются на трассе, - потом он будто вспомнил о пасса-жирке, - Они, знаешь, что творят. Что хочешь. Как хочешь, в любых позах. За бу-терброд, за ночевку. Ты точно не плечевая? – спросил еще раз Витек с каким-то сожалением, - впрочем, от них и заразу легко подхватить, - успокоил он сам себя.
Мариша пошарила у себя в кармане куртки. Там, рядом с аккуратненьким паке-тиком презервативов, лежал перочинный нож. Обычный нож, ничего в нем не было особенного, кроме длинного лезвия. Ей говорили, что оно может достать до сердца. Главное – не вытаскивать его раньше времени. Только в последний момент, иначе… Опять это слово. Но, как ни странно, сейчас от него уже не веет таким ужасом и бе-зысходностью.
Витек как-то успокоился. Вся ночь впереди. Стал рассказывать что-то о своих женах в каждом городе, о бесконечных трассах, о том, что его напарник в Москве заболел, и теперь лежит где-то в больнице с аппендицитом.
Вообще-то, обычная дорожная болтовня, когда рассказчик даже не вспоминает о слушателе, а упивается тем, что хоть кто-то есть рядом.
Маришу странно захватило это ощущение присутствия рядом человека, который не посягает на ее одиночество, мелькание за окном редких огоньков, запах бутер-бродов. От всего этого стало клонить в сон.
Витек заметил это, и предложил ей прилечь на место сменщика, за сидения. Ей так захотелось заснуть. И Витек предложил это из сочувствия.
Но вдруг Мариша поняла, что машина может остановиться в любой момент, и тогда она, Мариша, не успеет добраться до заветного ножичка.
Она замотала головой.
- Куда ты едешь-то? – спросил Витек.
Ах, если б Мариша знала. Но, раз спрашивают, ври, во спасение.
- В Новгород, - первое, что пришло в голову.
- Зачем? – искренне удивился Витек, - К родным?
- Нет, посмотреть. Я – историк, пишу о Новгороде, но ни разу там не была, - уже во всю разошлась Мариша.
Витек покачал головой. «Она совсем дура? Чего врет?» – подумал, а точнее по-чувствовал он. Вранья он не любил. Похожа она на дуру? На кого она похожа? Ви-тек бросил косой взгляд на пассажирку. «Что-то у девчонки случилось?» – вдруг по-нял он. И эта мысль как-то неприятно пронзила его. Она похожа была на воробушка – маленькая, хрупкая. «Вот, так бы прижать к себе, обогреть. Защитить,» – Витек от-крыл окно и сплюнул, чего обычно не делал. Так его задели эти «нежные» мысли. «Баба, как баба – дура…» – оборвал он сам себя.
- Или случилось чего? – прервал он ее поток слов об историческом зна-чении города Новгорода.
Она растерялась, замолчала.
Он смотрел на дорогу, и вдруг услышал всхлип.
Она ревела. Она ревела, закрыв лицо руками. Из-за своей несчастной жизни. Из-за того, что отец, наверное, опять пьян. Из-за того, что вчера он опять избил мать. Из-за того, что она не поступила в институт, и теперь таскает эти кипы книг, тяже-ленные пыльные, счастливым обладателям студенческих билетов. А они смотрят на нее с презрением и униженно просят дать на ночь книжечку, которую запрещено выносить из читального зала.
И ревела из-за того, что не знала, кто такой Борхес-Маркес и Франсуа Вийон. А, тот, самый важный человек в ее жизни знал. И он был счастливым обладателем сту-денческого билета. И он сказал ей, протягивая книгу Борхеса: «Недаром моя мать была царицей, я не могу смешаться с чернью…». И она убежала, бросив книгу.
И он не звонил. И ей, казалось, что все теперь кончено. И ехала она в Питер по ночной трассе, потому что все кончено. И холодный ночной ветерок, который про-рывался в приоткрытое окно, подтверждал, что все кончено.
- Бросил что ли тебя? – спросил Витек.
Она с удивлением посмотрела на этого работягу с грубым лицом и соломой вме-сто волос.
- Ты не тушуйся, воробей. И стоит ли он того, чтоб ночью, да, по трас-се? Деньги-то есть? – спросил он.
Она отрицательно мотнула головой.
- Доедем до Питера. Я тебя на поезд посажу. К мамке поедешь, продол-жал он, - а пока на стоянке заночуем.
Последняя фраза неприятно кольнула ее. И рука опять потянулась к перочинно-му ножику.
Они остановились на пустой стоянке.
- Ложись, - сказал Витек, опять предлагая ей место сменщика. А сам вышел размяться, покурить. Когда он вернулся, то увидел, что она даже не поше-велилась.
- Ложись, - Витек начинал злиться.
Мариша распахнула дверь и выпрыгнула из машины. И быстро-быстро пошла прочь.
- Куда ты, дура? Ночь же, - Витек уже просил, - Да, разве можно одной, ночью? – прошептал он, - Обидят же.
Он почти побежал за ней. Схватил за плечо.
- Дура, пойдем в машину. Сейчас ребята приедут. Я у них устроюсь. Не трону. Не бойся.
Ей так хотелось поверить ему. И рука, которая лежала у нее на плече вдруг пока-залась ей теплой, домашней.
- Пойдем, - и Витек уже притянул ее к себе.
Она вырвалась и побежала вдоль трассы.
Сзади показались огни. Дальнобой. Она махнула рукой. Запрыгнула в кабину.
- До кемпинга.
Водитель понимающе кивнул.
- С женихом, что ли поругалась? Ну, и дура. Одна, по трассе, ночью. Хорошо, что я остановился. А то и обидеть могут, - пробасил водитель.
И машина помчалась. Свежий ветерок дул в приоткрытое окно. Мариша поежи-лась от холодного воздуха. На этот раз пронесло. Она почувствовала себя почти сча-стливой.
«Что для счастья надо? – пронеслось в голове. – Тепло, ветер, дорога».
Быстро-быстро ехала машина.
«Какой русский не любит быстрой езды?» – почему-то вспомнился Гоголь.
Прочь, прочь быстро-быстро от университета, дома, счастливых обладателей студенческих билетов, от Витька. Быстрее, еще быстрее.
- А хочешь, до Торжка довезу? Там гостиница! Во! И жратва! У меня ночная трасса. Домчим, мигом. – Он скорчил какую-то рожу. – Скучно одному. Неуютно.
Мариша рассмеялась:
- Нет, до кемпинга. И быстро.
- Какой русский не любит быстрой езды? – хохотнул водитель.
Через четверть часа она уже стояла перед железными воротами, и кемпинг манил ее теплыми огоньками.
- Спасибо.
Водитель протянул ей бутерброд.
- На трассе и хорошие люди попадаются, - он махнул ей рукой. И даль-нобой громко взревел и помчался прочь.
Спать. И завтра домой. Мариша вспомнила записку: «Я вернусь…», обязательно, иначе… Она недодумала, снова наткнувшись на это слово, и направилась к теплым огонькам кемпинга.
Но кемпинг обманул ее ожидания. Не было в нем того тепла, которое померещи-лось ей.
Заспанный дяденька буркнул, что мест нет, и лучше ей убираться туда, откуда она явилась.
Мариша села на стул и поняла, что уйти снова в ночь, снова встретить Витька, она не может. И заснула прямо на стуле.
Часов в шесть дяденька разбудил ее. Он, оказывается, спал здесь же на раскла-душке. Потряс ночную гостью за плечо.
- Дочка, поспи часок. Я по территории пройдусь.
И почти силком уложил сонную Маришку на свое место.
Подушка! Что за чудное слово! Еще теплая, полная чужих снов. Дремотная по-душка. И Мариша снова заснула. Через час дяденька разбудил ее.
- Пора тебе, дочка. А то неравен час начальство.
Маришка потянулась, кивнула. Она удивительно хорошо выспалась. Спала так, как, наверное, только в детстве. И снилось ей синее небо и быстрые белые облака.
Утренняя трасса сильно отличалась от ночной. Мариша не думала об этом, но чувствовала, что трасса просыпается, что она уже не опасна и легкой шелковой лен-той тянется от горизонта к горизонту.
Мариша поеживалась от прохлады. Но даже радовалась. Холодок бодрил. Она съела бутерброд, подаренный вчерашним басовитым водителем. И ей захотелось кофе.
И тут, как по волшебству, из утренней дымки опять явился дальнобой – Ноев ковчег – спасение ее из утреннего тумана, зыбкости и уже понемногу начинавшего просыпаться одиночества.
Надо сказать, у Маришкиного одиночества странный характер. Оно всегда про-сыпается позже, оставляя Марише несколько счастливых утренних минут, напол-ненных радостью и ощущением полноты жизни. Потом оно просыпается и начинает вставать во весь рост, наполняя собой все Маришкино существо, лишая ее возмож-ности сопротивляться пустоте и тоске. Особенно сильным одиночество становилось вечером и ночью…
Но сейчас Ноев ковчег – дальнобой – наполненный жизнью и запахом горячего кофе из термоса. Того кофе, который пила Маришка из железной крышки, обжигая губы, и рассказывая веселому водителю, что она поругалась с женихом, что ночью выскочила из его машины и ночевала в кемпинге. И едет теперь в Новгород к род-ным, у которых хочет занять денег, чтобы вернуться домой.
То ли ее утреннее вранье было таким вдохновенным, то ли водитель – Сергей наслаждался возможностью просто прокатиться с кем-то в компании, что он сочув-ствовал ей там, где это было надо, смеялся, утешал. Он рассказывал про свою чуд-ную Галюсю – невесту, божился, что не обидит ее никогда в жизни.
Маришке даже жалко стало, что так быстро доехали они до поворота на Новго-род.
Сергей отправился дальше, в Питер, к милой Галюсе.
После поворота останавливались только частники – злобный народец, крутя-щийся по своим делам. Они требовали денег, получив отказ, хлопали дверьми и ма-терно ругались.
«Эх, Вы, - думала Мариша, - не ощущаете Вы из-за своей приземленности странного чувства тепла, оттого, что кто-то просто едет с Вами рядом, разговарива-ет, прогоняет одиночество, наполняет жизнь новым смыслом».
Она вспомнила ночного басовитого водителя: «Какой русский не любит быстрой езды? – Вот бы сейчас быстро-быстро в Новгород».
И зачем-то понадобился ей этот Новгород? Какой в этом смысл? Вроде бы ника-кого. Но ей казалось, что был. Что там, именно в Новгороде, откроется какая-то дверь в другую жизнь, такую, где все иначе.
Мариша ощущала себя удивительно легкой, даже бесплотной.
Вот захочет она, сделает шаг и окажется в любой точке мира. Стоило ей это по-чувствовать, как рядом остановился белый «Жигуленок».
- В Новгород?
- Угу.
- Поехали.
- Фрески смотреть? Софию?
- Угу.
Откуда он узнал, этот странный водитель?
- Завтракала?
- Не-а.
- На, заправься, - Он протянул ей хлеб с котлетой, - Да, не стесняйся ты. Сейчас мигом домчим, и пойдешь в Софию. Я уж который раз еду, все нарадо-ваться не могу. Красота. Да, и дорога сама. Тоже красота. Мчишь быстро-быстро и уже в Новгороде. Какой русский не любит быстрой езды?
- Какой русский? – рассмеялась Мариша.
- Какой русский не любит, - уточнил водитель и тоже засмеялся, под-мигнул.
- Все-таки, пусть будет «быстрой езды», - смутилась Мариша.
- Пусть будет. Гоголь тоже, наверное, поэтому и добавил, что смущение появилось, - высказался водитель, увидев, как покраснела пассажирка.
Легки дорожные встречи и расставания. Только, казалось, что вот расскажешь о себе все случайному человеку, что нет никого ближе и дороже на свете. Но хлоп-нешь дверью, махнешь рукой. Машина мигнет фарами напоследок и исчезнет. И этот человек больше уже никогда не появится в твоей жизни. Исчезнет, оставив тебе частицу тепла и своих тайн, но, забыв назвать имя.
Новгородская София не произвела на Маришу впечатления. Вся она была в строительных лесах, между колоннами шлялось множество неприкаянных туристов и экскурсоводов.
Немного порадовали деревянные домики – Музей деревянного зодчества, как Мариша назвала его про себя. Вспомнился сразу таинственный град Китеж – царство незримое, наполненное запахом дерева, сена, молока…
Она бы бродила по городу до темноты, не зная, где остановиться, если бы не встретила Андрюшу – художника.
Видела ли она самую поразительную вещь в Новгороде? – интересовался он.
Нет, конечно, Мариша не видела.
И тогда Андрюша повел ее по длинной дороге, куда-то в сторону от основных достопримечательностей, к старой церкви.
Церковь была заброшенным складом и казалась почерневшей и покосившейся.
Мариша сразу почувствовала свое родство с ней. Чем-то они походили друг на друга – церковь и Мариша, Мариша и церковь.
Андрюша наблюдал за Маришей, прищурив глаз, внимательно, будто собирался рисовать.
Вдруг солнце оказалось точно над крышей церкви. И вся она преобразилась: за-блистала, очистилась, выпрямилась. Свет наполнил ее. Все это продолжалось какую-то секунду. И тут же облако, тяжелое, серое, закрыло солнце и чудо исчезло.
Мариша застыла. И зрелище этого светящегося храма еще стояло у нее перед глазами.
А Андрюша быстро-быстро что-то чиркал на альбомном листе.
- Что это?
- Ты, - ответил Андрюша, протягивая ей рисунок. – Или не ты? – уди-вился он.
Секунду назад, он же помнил, видел, Мариша была другой. Будто что-то горело у нее внутри, освещая лицо. Теперь она опять как-то потемнела, съежилась.
- Тогда я напишу: «Не Маришке от Андрюшки», - сказал он, подписы-вая лист.
Она аккуратно спрятала рисунок в сумку.
Потом они вместе возвращались в Москву на поезде.
Мариша смотрела в окно, где мелькали деревушки, поля, речки и бесконечные деревья.
Она возвращалась обратно. Зачем? Куда?
Вот, сейчас Андрюша спросит у нее, любит ли она Франсуа Вийона.
- Ты любишь Франсуа Вийона? – спросил он.
- Я не знаю, кто это, - сразу поникнув, вздохнула Мариша.
- Такой же бродяга, как и ты, - ответил он и рассмеялся.
Поезд ехал быстро. «Какой русский не любит быстрой езды? – думала Мариша. – Теперь все будет иначе, когда я вернусь».
Андрюша читал Борхеса: «Недаром моя мать была царицей…». Марише он про-тянул книжечку Габриэля Гарсиа Маркеса. Она открыла ее на последней странице: «Ибо тем родам человеческим, которые обречены на сто лет одиночества, не сужде-но появиться на свет дважды».
Мариша зевнула. Положила в книжку вместо закладки яркую обертку от презер-вативов. «Наверное... Не суждено иначе…».
И она заснула под ровный стук колес, прижимаясь щекой к жесткой дорожной подушке. И ей приснилось синее небо и быстрые белые облака.
Дата публикации: 16.04.2005 01:56
Предыдущее: АЛИНА В ЗАЗЕРКАЛЬЕ

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Марина Соколова
Юмор на каждый день
Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Олег Скальд
Мой ангел
Юрий Владимирович Худорожников
Тебе одной
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта