Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Adela Vasiloi
Объем: 11776 [ символов ]
Эстетическая эволюция
Если бросить взгляд на прошлое животного и растительного мира Земли, можем заметить с удивлением, но и с изрядной долей удовольствия, что животные и растения эволюционировали не только с точек зрения функциональной и прагматической, но и с эстетической точки зрения. Животные прошлых геологических эпох были уродливее и менее пластичными (достаточно вспомнить крокодилов, черепах, варанов, которые мало эволюционировали, являясь как бы живыми воспоминаниями с тех времен), а растения были довольно однообразны и неинтересны, будучи лишены их главного украшения – цветов. Функциональность, то есть хорошая адаптация к условиям среды, является, без сомнения, основным принципом в борьбе за существование в условиях жесткой конкуренции между биологическими видами. Какова же в таком случае роль «эстетичности», то есть красоты, которой отличается сегодня огромное количество биологических видов? Почему животные и растения, почти всегда, эволюционировали не только от простого к сложному, но и от грубых “топорных” форм к эстетическому совершенству? Адаптивная сторона эволюции есть результат внешнего воздействия (среды) на живые организмы. А
эстетическая?
Чтобы понять некоторые вещи, давайте заглянем внутрь себя. Вот мы просыпаемся утром и увидели на столе букет цветов, который был подарен нам (или куплен) вчера. Какая красота! Эти слова (или другие, полные восхищения и удовольствия) суть лишь словесное выражение приятной эмоции, охватившей нас при виде цветов. Эта эмоция двигала нами, когда мы подошли к цветам, чтобы насладиться их видом и ароматом. По сути, нами двигал инстинкт. Потом мы прошли на кухню и увидели на столе яблоко. Большое, румяное, ароматное. Просто чудо! Подходим, берем в руки, рассматриваем, нюхаем… С наслаждением вонзаем зубы в кисло-сладкую ароматную мякоть. Предесть! Теперь не мешало бы вспомнить, что удовольствие и боль (отвращение, негативное ощущение) суть те самые кнут и пряник, с помощью которых нас воспитывает, не слишком ласково, но эффективно, наша Мать-Природа, в полном соответствии с диалектическим принципом единства и борьбы противоположностей. Если боль есть движитель инстинкта самосохранения, то удовольствие движет другим инстинктом, который побуждает низших животных искать себе пропитание, а на более высоких ступенях эволюции развивается в более сложный инстинкт исследования. Человек, разумеется, наделен этим инстинктом в его наивысшей форме, недаром познание так важно для рода человеческого. Но где-то далеко в прошлом этот инстинкт как бы “расщепился”, и боковую его ветвь мы с полным правом можем назвать эстетическим инстинктом, или инстинктом красоты. Этот инстинкт позволяет нам получать множество разнообразных удовольствий от мира, в котором мы живем.
«Кнут эволюции» пользуется чувствами животных, как инструментами, чтобы сигнализировать им об опасности, доставляя им неприятные, болезненные ощущения. Ясно, что чем развитее и разнообразнее органы чувств, тем вернее «воспитательный эффект», оказываемый на данный биологический вид. Аналогично, и противоположный «воспитательный прием» - удовольствием, использует чувства и одаряет приятными ощущениями, чтобы сигнализировать о необходимом и полезном – еда, сексуальный партнер и т. п. Таким образом, эстетический инстинкт действует во всем обширном пространстве нашего мироощущения, если говорить, в частности, о роде человеческом. Для нас элементы красоты вездесущи – все что доставляет нам удовольствие – не только зрительные образы, но и звуки, ароматы, вкусовые и даже тактильные ощущения – мы может определить в терминах красоты и уродства. Мы можем назвать красивым дом, пейзаж, песню, аромат цветка, поэму и даже математическую теорему, и шахматную партию. Удовольствие, которое мы от всего этого получаем, по сути своей сравнимо, хотя источники его различны. Даже то ощущение удовольствия, которое мы получаем, гладя кошку, мы можем назвать прекрасным, ибо оно существенно не отличается от удовольствия любования розой.
Вернемся же к нашим баранам. Познавательный инстинкт возник на весьма раннем этапе эволюции. Этот факт подтверждается, в частности, «индивидуальной эволюцией» детенышей животных в процессе их роста и развития, а также и человеческих детей. Их неисправимое любопытство доставляющее им множество сюрпризов, приятных и неприятных, есть свидетельство действия этого инстинкта. Смысл этой деятельности на данном этапе состоит в том, чтобы научить детенышей (и детей) жизни – какие существа и предметы их окружают и чего от них ожидать, какие могут быть полезны, а какие – опасны, которые представляют интерес как еда, а которые – несьедобны. То есть, это инструмент индивидуальной адаптации к окружающему миру. На более позднем этапе биологической эволюции к побудительным мотивам исследования мира добавляется эстетическая мотивация. Она возникла как дополнительная «приманка» для усиления познавательного инстинкта, но впоследствии стала настолько развитой и сложной, что есть смысл говорить об отдельном «эстетическом» инстинкте, тем более что стала проявляться не только совместно с познавательным, но также «рука об руку» с инстинктом продолжения рода. Развитие эстетического инстинкта связано, в первую очередь, со зрением. Именно зрение, особенно цветовое, предоставляет самый богатый материал для эстетического восприятия мира. Об этом неявно свидетельствует эволюция слепых и плохо вижущих животных – их формы часто достаточно уродливы, а в их поведении нет особенностей, позволяющих судить об эстетической мотивации.
Это – животные ведущие ночной образ жизни, или обитающие в плохо освещенной среде – под землей, в глубинах морей. Их внешний вид не играет для них важной роли. Здесь мы подходим к вопросу о том, какую роль сыграл эстетический инстинкт в эволюции биологических видов.
Итак, для животных с хорошо развитым зрением эстетический фактор начал играть все более заметную роль – первоначально для выделения из окружающего пейзажа предметов, представляющих интерес (тем, что они ярко окрашены, обладают определенной симметрией и четкой формой и т.п.), а затем – как важное «подспорье» в выборе сексуального партнера. Ярко окрашенные птицы тропиков, рыбки коралловых зарослей, «конкурсы красоты» и ритуальные танцы многих животных видов, цель которых – произвести впечатление и привлечь возможного сексуального партнера приятным внешним видом, выдающимися физическими качествами и способностями. Претенденты «на любовь» тщательно отбираются у многих животных видов, и эстетический фактор в этом отборе играет не последнюю роль. Красота и грация земных животных – яркое тому подтверждение и обязаны мы этому длительному, в течении сотен тысяч и даже миллионов лет, процессу эстетической эволюции.
На протяжении последнего миллиона лет биологический вид «homo sapiens sapiens» прошел длинный путь от эстетического идеала человеко-обезьяны australopitecus africanus) до современного идеала красоты. Однако необходимо заметить, что не всегда идеал красоты соответствует в абсолютной гармонии с идеалом здоровья и физического совершенства, как у людей, так и у животных. Достаточно вспомнить, какую злую шутку сыграла эстетическая эволюция с павлином, который, чтобы вызвать покорить возлюбленную, «отрастил» себе роскошный огромный хвост удивительной красоты, но который мешал ему выжить в дикой природе, хотя самочки имеют куда более скромный окрас и менее пышные хвосты. Сексуальный отбор единственно по эстетическому признаку – явный абсурд. Павлину повезло, что его красоту оценили люди, так что теперь его можно встретить исключительно в вольерах и зоопарках. Все-таки эстетический инстинкт, на этот раз человека, помог павлину выжить.
Человеческий идеал красоты также имеет свои «выкрутасы» - вспомним маленькие ножки китаянок, втиснутых с малых лет в тесные деревянные колодки, или продырявленные уши женщин некоторых африканских племен, с вдетыми в них тяжелыми подвесками, удлиняющими мочки ушей до самых плеч, или удлиняющие шею золотые обручи, которые в ходу у одной из южно-азиатских народностей… Вспомним, наконец, куклу Барби, чьи пропорции далеки от совершенства с точки зрения целесообразности и женского здоровья. Если бы все женщины были так худы и длинны, притом имели бы такие узкие бедра, возможно, они пользовались бы успехом, но кто бы тогда рожал детей? Однако таков культивируемый в настоящее время идеал женской красоты. Идеал красоты в данном случае находится в полной дисгармонии с идеалом целесообразности. Даже доисторическая Венера с этой точки зрения предпочтительней.
Нетрудно сообразить, что у павлинов «эстетический отбор» осуществляют самки, а у людей – мужчины. Вот почему у павлинов прекрасным полом является мужской пол, а у людей – женский. Что же касается домашних животных и культурных растений, они подвергаются прагматическому или эстетическому отбору в соответствии с целью, которую ставят перед собой люди в том или ином случае.
Итак, эстетический инстинкт сыграл важную роль в развитии и становлении животных видов, как только он стал инструментом сексуального отбора. Посмотрим теперь, какую роль он сыграл в эволюции растительного мира. Появление цветочных растений, без сомнения, явилось важной вехой и качественным скачком не только в прагматической эволюции растительного мира, но и в плане эстетическом. Естественный отбор, как его понимают, следует единственному критерию – приспособительному. Если мы замечаем, что имел место прогресс в каком-нибудь направлении, мы делаем вывод, что развившиеся свойства дают данному биологическому виду преимущества в борьбе за существование. Следовательно, появление цветов у некоторых видов растений и широкое распространение их впоследствии указывает на то, что эти виды получили серьезное преимущество в борьбе за существование. Каким же образом эстетический фактор послужил их лучшей адаптации? Действуя на эстетический инстинкт летающих насекомых, который возник и развивался одновременно. Большие, ярко окрашенные и приятно пахнущие цветы привлекали внимание насекомых, обещая им сладкое угощение взамен их услуге по опылению цветков. Удивительно, что и в данном случае эстетическая эволюция шла рука об руку с продолжением рода.
Кто-то может возразить: эстетический инстинкт – у животных? Они ведь находятся на такой низкой ступени развития! Однако насекомые прошли длительный путь развития – гораздо более длинный, нежели человек, и этот путь для них, в виду их малых размеров, неминуемо связан лишь с эволюцией инстинктов. На этом пути они зашли очень далеко – общественные насекомые, например, муравьи, термиты и пчелы удивляют нас сложной организацией своих сообществ. И в самом деле, удивительно, что вся их сложная деятельность управляется с такой точностью только инстинктами! Насекомые обладают очень тонкими чувствами – они улавливают запахи цветов или феромонов собственного вида с расстояний в десятки километров. Летающие насекомые, которые питаются нектаром цветочных растений имеют цветовое зрение, в отличие от многих высших животных. Насекомые имеют развитое «химическое чувство». Так что вполне естественно, такое сложное «оборудование» для восприятия мира должно работать в полную силу, со вкусом и пониманием, хотя и на инстинктивном уровне. На протяжении своей долгой эволюции насекомые стали высоко эффективными и точными инструментами, с хорошо налаженной программой действий, что позволило им достигнуть высокого уровня приспособляемости в той экологической нише, которую они занимают. И они сыграли огромную роль в эстетической эволюции земного растительного мира. Благодаря им, мы можем сегодня любоваться красотой цветов, огромному разнообразию их оттенков и ароматов.
Итак, как видим, красота Природы, что касается животных и растений, совсем не случайна, а наш эстетический инстинкт есть важная составляющая жизненного инстинкта, который побуждает нас ценить и любить жизнь.
Дата публикации: 10.06.2006 09:29
Предыдущее: Божий суд. Анекдот в лит.обработкеСледующее: Врожденное высокомерие и чтение по звездам

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта