Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта): Конкурс/проектВсе произведения
Произведение |
|
Объем: 18 [ строк ]
|
|
|
|
А что есть море?... |
«...Простит ли нас наука за такую параллель, За вольность толкований и теорий?... Но если изначально было Слово на Земле – То это, безусловно, слово МОРЕ...» В.Высоцкий. Так что есть море? - Вечности холсты, Рожденные Создателя рукою, На них скользят дыханием покоя Когда-то несожженные мосты. Так что есть море? Незабвенный друг, Что щедро дарит нам за откровенность Прохладную струю перины пенной, То страстью околдовывает вдруг.. Так что есть море? - Мудрости строка, Порывам ветра только бы поверить - И разобьются горести о берег, Как волны, превратившись в облака. Так что есть море? |
|
|
Дата публикации: 03.10.2008 00:57 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Добрый день! Не очень рифмуется «рукою», «покоя», а равно во втором четверостишье «откровенность» - «пенной»… В целом стихотворение как будто характеризует не море, а лишь указывает нам на какие-то его особенности, причем, исключительные: «Море – мудрости строка». В таком духе о море можно говорить бесконечно… А потому дальнейшие строки тонут в неисчерпаемом словами описании моря, то есть кажутся несущественными... Но трудность задачи понятна изначально, ибо о вечном и бесконечно многообразном автор решился сказать в духе определений: море – это... задача почти не подъемная! С уважением, Арман. | | Здравствуйте, уважаемый Арман! Не могу понять смысла Ваших критических замечаний: 1. Если рифмы "рукою - покоя" в первом катрене, и "откровенность -пенной" во втором Вам не подходят, тогда какие рифмы для Вас хороши: "Любовь-морковь"? 2. Вы пишете, что в стихе нет характеристики моря, а присутствуют лишь какие-то его особенности. Но разве поэзия призвана давать характеристику тому или иному явлению, предмету и т.д.? Для этого, по-моему, существуют точные науки. В моем понимании, авторы посредством стихов передают свои личные впечатления, ассоциации, чувства, связанные с тем или иным явлением или событием, а не "дают характеристики". Поэтому конкурс так и называется "О море", чтобы каждый автор мог выразить свое личное отношение и восприятие моря ПО-СВОЕМУ, ведь для каждого море - это что-то свое,это ОБРАЗ, а не научное определение этого понятия - химический состав воды, песка, глубина и т. д. С уважением. Ирина. | | Добрый день, Irena-light! "Любовь-морковь" - хорошая рифма, просто слово "любовь" многим уже наскучило, оскомину набило, хотя здесь я никак не могу понять, о чем речь: о любви зайца к морковке что ли?.. Мне куда больше нравится "любовь-кровь"! О своеобразности восприятия моря я с Вами полностью согласен, но вот сравните - без научных определений - что такое форма "море - это" и какую бездну она предполагает в поэтическом контексте: Море - это двое влюбленных на пустынном берегу... Море - это штиль, тишина и пена ласково плещущих волн... Море - это гроза и шторм... Море - это одинокие темные скалы... Море - это морское сражение... Море - это вечерний закат... Море - это тонкий месяц над проснувшейся гладью... Море - это огромная Луна над горизонтом... Море - это колыбель жизни... Море - это вечности стихия... Море - это... и т.д. С уважением, Арман! | | Совершенно согласна с Вами, Арман! Именно для этого мы с Вами здесь, на этом конкурсе, чтобы каждый из нас рассказал о СВОЕМ море, о личных ассоциациях, связанных с этим безграничным понятием - МОРЕ.. :) С уважением. Ирина. |
|
| | Добрый день! В первом предложении вопрос задан в единственном числе, а ответ на него даётся во множественном. Не могу представить образ не сожженных мостов над морями – зори что ли? В тексте допущена опечатка: «несожженные» («не» написано слитно). В первом четверостишии после вопроса поставлена чёрточка, а во втором – нет. Как прекрасны оптимистичные последние две строки, дарящие очаровательное образное сравнение: И разобьются горести о берег, Как волны, превратившись в облака. Спасибо! Всего доброго! С уважением, Юрий. | | Добрый день, Юрий! Спасибо за слова похвалы - последние строки в стихотворении и мне кажутся лучшими. Насчет грамматических замечаний Вы не правы: прилагательное "несожженные" писалось бы раздельно с частичкой "не" только в том случае, если бы присутствовало противопоставление: "не сожженные, а...(какие-нибудь другие)". В данном случае слово "сожженные" употреблено с отрицательным значением (какие мосты? - несожженные). Это правило подробно описано даже в школьных учебниках русского языка и известно мне с детства. А в каких строках Вы прочитали о несожженных мостах над морями? В моем стихотворении выражение "несожженные мосты" относится к "Вечности холсты" и является авторским художественным образом, основанным на личных ассоциациях, восприятиях, ощущениях и т.д. И кто Вам сказал, что на вопрос "А что есть море?" должен даваться ответ лишь в единственном числе? Вот за то, что Вы заметили пропущенную черточку во втором катрене - спасибо, это я пропустила. С уважением. Ирина. |
|
| | Рецензия на стихотворение: «Так что есть море». Автор написала стихотворение весьма непростое – я бы даже сказал, что отчасти переусложнённое. Тем не менее, оно небезынтересно, как для чтения, так и для анализа. Автор пытается ответить для себя и для читателя на вопрос: что есть море? В трёх строфах, на протяжении которых ищется ответ, возникает три главных образа-ответа: 1. холсты вечности – искусство; 2. незабвенный друг – любовь (друг незабвенный = любимый); 3. строка мудрости – философия. Море – это искусство, любовь и философия. Таковы предложенные ответы. Они в сжатом виде охватывают всю палитру жизненных ценностей. Но, конечно, автор понимает, что претендовать на полную всеохватность в таком маленьком стихотворении всё же нельзя, поэтому она оставляет вопрос открытым и для себя, и для других. Главное, что она идентифицировала море в своей системе ценностей и почти удовлетворилась полученными ответами. Почти – потому что не до конца, предлагая читателю продолжить, приглашая его к сотворчеству. Соответствующие образы-ответы влекут за собой возникновения других, подчинённых им образов. 1. ХОЛСТЫ ВЕЧНОСТИ, созданные рукой Бога, на которых скользят несожжённые мосты; 2. НЕЗАБВЕННЫЙ ДРУГ, который за откровенность (= наготу), дарит нам струю пенной перины или околдовывает страстью; 3. СТРОКА МУДРОСТИ, которой надо поверить (порывам её ветра), чтобы горести разбились о берег = распылились, как волны, ставшие облаками. Образная палитра очень широка: от предельной иносказательности («несожжённые мосты») до простых, «ощутимых» образов («порывы ветра»). Первое четверостишие. Пожалуй, «несожжённые мосты» - это самый спорный, самый «неудобочитаемый» образ во всём стихотворении. Такие образы таят в себе всё и ничего. Что есть «несожжённые мосты», которые ещё и «скользят»? Раз «скользят» – значит волны, или скольжение = промельк в сознании? «Несожжённые мосты» = всё возникло из моря, или = наша ушедшая юность иили бывшие курортные романы. В общем-то, здесь может скрываться любая мысль. Выкристаллизовать её такое же безнадёжное занятие, как пытаться полнокровно ответить, что же есть море.
NB. Отметим, что географически в первом четверостишии автор созерцает море со стороны, как картину (холсты).
Второе четверостишие. Здесь появляется мотив дружбы-любви, который к концу строфы доходит до определённой эротичности: друг-возлюбленный – нагота – щекотание струи – околдовывание страстью.
NB. Внутри второго четверостишия автор уже не отстранённо наблюдает, а активно участвует, присоединяется к морской стихии.
Третье четверостишие. В последнем четверостишии автор уже взаимодействует вместе с морем, сам становится морем, пытаясь переосмыслить нашу жизнь, её житейские проблемы с точки зрения психологии и философии моря – доверься ветру и будешь счастлив. Автор растворяется в море, чтобы взглянуть на мир «морскими глазами» и дать читателю мудрый совет или даже – завет морской стихии.
NB. К третьему четверостишию автор безраздельно сливается с морской стихией.
Таким образом, автор в стихотворении проходит три стадии существования-участия: 1. наблюдатель; 2. соучастник; 3. часть стихии. От вдумчивого созерцания – через вхождение – к становлению. Рифмические созвучия, привлекающие автора также разноплановы – от классической точной рифмы (холсты – мосты), до ассонансной (поверить – берег). Стилистически такая система рифмовки в сочетании с крайне разноплановыми образами и довольно-таки высокопарной лексикой напоминают о «несожжённых мостах» к творчеству Беллы Ахатовны: Уже ты мыслишь о друзьях всё чаще, способом старинным, и сталактитом стеаринным займёшься с нежностью в глазах. «Свеча» (1960)
Таково в целом стихотворение Ирены Лайт. Сложное, противоречивое, но чувственное и талантливое. Искренне желаю автору успехов и новых просветлённых откровений. С ув., АП. | | Здравствуйте, Александр! Просто "снимаю шляпу" перед Вашим профессионализмом! Абсолютно согласна с Вашей рецензией - Вы правильно поняли и передали все, что мне хотелось сказать этим стихотворением, и указали все "плюсы" и "минусы" - большое спасибо! У Вас явный талант и чутье критика, и нам всем стоило бы у Вас поучиться. Удачи Вам! С уважением. Ирина. | | Спасибо, Ирина. Мне было интересно писать рецензию на Ваше стихотворение. Как ни странно, найти сложное в простом - задача, конечно, не поверхностная, но найти простое и понятное в сложном - гораздо труднее. Поэтому я рад, что мне удалось "докопаться до истины" и вскрыть все возможные тайники в этом стихотворении. Мне очень понравилось работать с ним, хотя не сразу к нему сумел подступиться - искал ключ, центральную линию для анализа. А в процессе набрёл даже на две: три образа-ответа + три состояния автора. И тотчас же приступил к рецензии. Спасибо Вам за оценку и за понимание. С ув., АП. |
|
| | Симпатичное стихотворение. Не смогла пройти мимо. :) | | Спасибо, Людмила! Слышать добрые слова от талантливых людей всегда радостно:) С уважением. Ирина. |
|
| | Так что есть, море? Хороший вопрос и нет на него ответа... Спасибо. Понравилось стихо. | | Вам спасибо за оценку, Сергей! Мне очень приятно, что Вам понравилось:) С уважением. Ирина. |
|
| | Произведение действительно не простое. Философское- так бы я сказал.Так что есть море? Есть вопрос, который заставляет задуматься. Очень хорошо. | | Спасибо:) Действительно, на вопрос "что есть море?" нельзя ответить однозначно. Мне и хотелось, чтобы те, кто прочитает стих, задумались о "своем" море - спасибо Вам за понимание. С уважением. Ирина. |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |