Меня как-то спросили: — А Вы можете не писать стихи? И я ответил: — Конечно, могу. И каждый это может. Другое дело, что кому-то это удаётся легко, а кому-то – с большим трудом. Но есть масса способов. Например, можно смотреть телевизор. Вы садитесь в кресло, берёте в руки пульт и нажимаете кнопки. От цветного калейдоскопа на экране и какофонии звуков в динамиках желание рифмовать сразу пропадает. Правда, у других, наоборот, от всего этого в мозгу что-то завихряется и слова так и выскакивают наружу. Тогда можно пить водку. Выпил водки – и никаких стихов не надо. Правда, другие как раз в опьянении находят вдохновение и тут же сочиняют поэтические циклы, которые так и озаглавливают – "За вином". Тогда можно попробовать секс. Некоторые считают, что это лекарство – от всех болезней. Правда, другие так возбуждаются, что начинают строчить сонеты "К прекрасной даме". Можно попробовать заниматься детьми: с маленькими – играть, постарше – учить. Вы раздражаетесь и вам уже не до стихов. Правда, некоторые становятся от этого детскими поэтами. Ещё бывает полезно заняться хозяйственными делами: вымыть посуду, подмести пол, протереть пыль с полок, сбросить бумаги со стола и вынести помойное ведро. Хотя для других подобные приготовления оказываются прелюдией к творчеству: когда вокруг ни пылинки от внешнего мира, они приходят в возвышенное состояние и их уже не остановить. Одни перестают писать стихи, когда оказываются на природе, – видимо, от переизбытка кислорода. Другим, наоборот, стоит увидеть берёзку или речку, как они тут же пишут об этом стихотворение, – таким лучше жить в городе. По этому поводу у меня есть вот такое стихотворение: На берегу Оки в камнях известняка шумели родники с холодною водою. И чтоб наверняка затронуть за живое: старинной ивы ствол, и мостик, и скамья. И солнце шло за холм. И сумерки тихи. Уже скучаю я. Уже пишу стихи. В общем, здесь нужен индивидуальный подход. Поэтическая болезнь только по внешним симптомам у всех одинаковая, а причины могут быть самые разные: несбалансированное питание, вредные привычки, переутомление, стрессы, детские травмы. Кому-то в детстве дали конфетку за случайную поэтическую строчку, и он полюбил сладкое. Кого-то, наоборот, обругали за то же самое, и он хочет доказать. Стихи пишут от радости или от горя – как здоровые люди плачут или пьют вино. Сочиняют из ревности: "он может, а я чем хуже". В стремлении к общности: "мы, поэты". Или в стремлении к одиночеству: "я, единственный". Я знал одного поэта, который сочинял стихи из-за несварения желудка, – это его как-то отвлекало от неприятных ощущений. Только познав истинную причину вашего личного вдохновения, вы сможете избавиться от стихотворчества. Прежде всего, нужно выяснить направление: вы поднимаетесь до поэзии или опускаетесь до неё? В первом случае вам нужно что-нибудь тяжёлое на ноги, какой-нибудь груз забот, дел, ответственности. Это вас остановит. Во втором случае, наоборот, вам требуется что-то окрыляющее: пойдите в сауну, заведите любовницу, отправьтесь в путешествие. Это вас поддержит. Во-вторых, определите сексуальный характер вашей музы: вы мучаетесь над строкой или испытываете радость и удовлетворение? Попробуйте кожаную плеть: либо пусть вас бьют, либо вы бейте. Многое зависит от ритма и размера поэтического недуга. Вопреки распространённому мнению, сочинителя длинных поэм вылечить проще. Старайтесь почаще его отвлекать, постоянно давайте ему разные мелкие поручения: сходить в магазин, постирать носки. Это выведет его из равновесия и после шести-семи неоконченных поэм он бросит это занятие. Гораздо тяжелее случай любителей хайку: на вид это вполне здоровые люди, приступы болезни неожиданны, непредсказуемы и скоротечны. Как я написал по другому поводу: Как вода в пруду безмятежна жизнь моя. И вдруг – лягушка! Писать стихи – не преступление. Общество, и особенно близкие поэтов, должны понять: поэзия – это болезнь. Тяжёлая, но излечимая. Не писать стихи может каждый. Нужно только поверить в себя, в свои силы и способности, не останавливаться на достигнутом и много трудиться. И тогда, может быть, вы тоже найдёте хороший способ не писать стихи. Главное – правильно определить природу вашего личного творческого вдохновения. Об этом у меня тоже есть стихотворение: Ты знаешь, друг мой, вдохновение похоже на голод никотиновый заядлого курильщика, на соловьиную тоску, на муку долгую разлуки, на детский страх – внезапный, беспричинный, и на того, кто получил возможность прощаться с миром накануне казни. Еще оно похоже на державу, что в утреннем туманном полусне поводит чутко ушками антенн и вздрагивает рыльцами орудий. Еще похоже на отца, которого я видел слишком мало, чтоб счесть родным и близким человеком, лишь голос крови – вроде предрассудка – мне на губной гармошке напевает какой-то старый и унылый марш. А, впрочем, друг мой, ты прекрасно знаешь, что вдохновенье – это одуванчик: в траву бросают голенькое тельце, а душу ветер поднимает в небо. Но мудрецы считают прозорливо: душа – лишь семя новой жизни, и место ей не в небе, а в земле. Засим прощаюсь, передай поклоны твоей родне. Особо – дяде Ване: мои стихи он слушал и молчал, не проронив ни слова. Post scriptum: Впрочем, может быть, он спал. Конечно, в наш просвещенный век для борьбы с поэтическим недугом нельзя ограничиться только методами традиционной медицины. Вы должны пойти к гадалкам, колдунам, астрологам, магистрам белой и черной магии, а также магии всех других цветов. По мнению многих авторитетных специалистов поэзия имеет неземное происхождение. В своей астральной сущности поэзия – это белый дракон. В 5-м веке китаец Лю Се написал трактат "Вэнь синь дяо лун". Вэнь – значит узор, сотканье знаков, изящная словесность, письмена, литература, культура. Синь – значит сердце-сознание. Дяо лун – значит вырезание драконов или резной. Это переводят как "Резной дракон литературной мысли" или как "Дракон, изваянный в сердце письмен" или как "Дракон, изваянный сердцем письмен". Дракон – символ творчества, творческой мощи, энергии и вдохновения. Поэзия – это белое на белом Белый звук тишины, рождающий музыку Белый свет Луны, влюблённой в ночную Землю Белый сон в ночи, который мы смотрим, закрыв глаза Белки глаз, которыми смотрит на мир мудрец Белое пятно на карте старинной с пометками на испанском языке Белый снег бесконечной зимы Белый ветер бесконечной весны Белое небо бесконечного лета Белая вода бесконечной осени Когда умирают драконы мира рождается белый дракон поэзии Он летит и машет крыльями И оживают мёртвые И умирают живые И приходят ещё не рождённые И поют песни Белое – это не то, что покрашено белой краской. Это прозрачное. Это невидимое. Это отсутствие цвета. Это видимое отсутствие цвета. Драконьи вены гор, ветвей деревьев, морщин на лицах и судеб умерших. Такими же бывают строки стихов. У дракона нет крыльев, потому что они ему не нужны. Для полёта дракона не нужен ветер. Он сам создаёт ветер. Он сам – ветер. "Человек, человек, человек, человечность по всей странице, земля и деревья…" — так сказал Эзра Паунд о философе Мэн-цзы. Я, пожалуй, продолжу: Человек, человек, человек, человечность по всей странице, земля и деревья, горы и воды, ветер и поток ручья, отражение облака, капли дождя, прикосновение листьев травы. И снова деревья, и тени деревьев. Мокрая земля. По тропе идёт человек. По тропе идёт человек. Строки кончаются рифмами. Дождь, снег, град. Читать знаки на спинах деревьев. Лица в тумане. Кто облако? Кто холм? Кто дорога? Кто старик? Греет спину на весеннем солнышке. Доклад императору. Отнесись с почтением. И наказания применяются правильно. С клёна падает лист. Шелохнулся камыш. Возвращаются рыбаки. В твоём сердце проснулся белый дракон. Он взлетает. В общем, как сказано в знаменитом чаньском гун-ань; "Встретишь Будду — убей Будду, встретишь дракона — убей дракона". 3 октября 1999 |