Э. Ольха ЗАВЕТНАЯ МЕЧТА. Мама собирала сына в школу, кормила завтраком и уговаривала: -Ванечка, дружок, надо ходить на музыку. Ты должен обязательно научиться играть на баяне. Она садилась за стол, напротив сына, подпирала кулачком хорошенькое личико, мечтательно закатывала глаза, представляя, как её любимый Ванечка играет, вальс, польку и полонез Огинского. Сын играет русскую народную песню, а она – поёт! Сын играет плясовую – а она танцует! Он играет, - она поёт, он играет – она танцует! Все смотрят на сына, на неё и – восхищаются, восхищаются! -Мамуль, да ну её эту музыку, никак она мне не даётся. Так тяжело эти ноты запоминать, прямо хуже иностранного языка. – Начал хныкать сын. - Ванечка, я так мечтаю! Так мечтаю! Что ты будешь играть на баяне! – Восторженно восклицала мама, и умоляюще смотрела на сына. Ванечка любил свою маму и очень тяготился её странным желанием. Стараясь её не огорчать, три раза в неделю приходил в музыкальный класс, где обучался игре на баяне. Надо сказать, что сын и мать были разительно похожи: тот же овал лица, такие же вздёрнутые носики, чуть расплывчатые губы, серые глаза, опушенные белесыми ресницами. Мало того, мама души не чаяла в своём сыне, восхищаясь им беспрестанно. У неё было огромное, не проходящее желание, видеть своего ненаглядного Ванечку – гармонистом. Музыкальный инструмент был куплен сразу после его рождения. Мама каждую неделю вынимала его из кожаного чемодана: протирала пыль, любуясь блестящей отделкой, ровными рядами кнопочек и пуговичек. Каждый раз её охватывал благоговейный трепет перед волшебным баяном. Она неизменно погружалась в мечты, о том, как её Ванечка подрастёт, и будет лихо растягивать эти меха, ловко перебирая пальцами кнопочки…… Екатерина Петровна, педагог с тридцатилетним стажем и ангельским терпением, занималась с мальчиком со второго класса и неоднократно говорила маме, что у мальчика нет абсолютно никаких способностей к музыке, что занятия, оборачиваются для него мучением. Но мама, заглядывая преподавательнице в глаза, умоляющим голосом говорила: -Екатерина Петровна, голубушка, пожалуйста, не бросайте заниматься с моим Ванечкой. Я так хочу, так хочу, чтобы он научился играть на баяне! Это моя самая заветная мечта! Екатерина Петровна тяжело вздыхала. Что она могла сказать этой мамаше, слепой в своём желании. Ванечка был уже в шестом школьном классе, а в музыкальном – они так и топтались на уровне второго. Екатерина Петровна ждала своего ученика, приготовив баян и расположившись, как обычно. Через десять минут, после начала урока, в дверь просунулась взлохмаченная голова Ванечки: - Катерин Петровн, а я ноты забыл дома? – Он вопросительно и с надеждой смотрит на учительницу. -Иди, Ванечка, домой за нотами, я подожду, - обреченною соглашается учительница, видно Ванечкина забывчивость ей знакома. Ванечка живёт рядом со школой. Через пятнадцать минут он показывается в школьном здании. Идёт, не спеша, читая все плакаты на стенах, и заговаривая с каждым встречным. Так он тянет время урока, в надежде, что он будет длиться меньше. В классе он долго раздевается, раскладывает ноты, усаживается, ёрзая на стуле, и пристраивая, ненавистный, баян у себя на коленях. Екатерина Петровна терпеливо ждёт, не проронив ни слова. - Ванечка, играй гамму «до мажор». Помнишь? – Говорит она, когда мальчик, наконец, уселся. - Да, что-то припоминаю. – Бормочет Ванечка и начинает пиликать «музыку». - Ванечка, «до» надо брать каким пальцем? А «соль» каким пальцем? – Терпеливо, не повышая голоса, спрашивает Екатерина Петровна. - Да, Катерин Петровн, какая разница? Мне так удобней, - пытается оправдаться ученик. - Ванечка, в музыке есть правила, которые нельзя нарушать, - спокойно поясняет учительница. - Катерин Петровн, можно, я в туалет схожу? – Тут же спрашивает Ванечка. - Иди, Ванечка, иди. Только недолго, - вздыхает Катерина Петровна. Ей нравится этот не обучаемый ученик, она сопереживает ему, понимая, что ребёнок не виноват. Ну, нет у него музыкальных способностей! Ванечка возвращается через десять минут, опять долго усаживается, раскладывает ноты, ёрзает на стуле. - Ванечка, ну а как у тебя дела с песенкой, что мы учим почти год? Может, сыграешь песенку? – Спрашивает учительница, заглядывая мальчику в глаза. Ванечка быстро соглашается. Песенку, так песенку. Он играет песенку, постоянно сбиваясь и путаясь. Екатерина Петровна подсказывает ему и поправляет. По окончанию вымученной песенки говорит: - Ванечка, песенка весёлая, надо играть стокатто. Послушай и посмотри, как это буду делать я. Учительница берёт в руки баян. Проворные пальцы порхают вдоль инструмента, ноты звучат в стокатто, соблюдаются все такты. Музыка звучит весело и задорно. Ванечка зачарованно слушает, ему нравится, как играет учительница, но он прекрасно понимает, что так играть не научится никогда в жизни, как бы сильно не хотел. Немного подумав, Ванечка говорит: - Катерин Петровн, можно выйти, у меня что-то нос забился. - Иди, Ванечка, иди, - вдыхает учительница. Ванечка приходит через несколько минут, повторяя процедуру усаживания, и поглядывает на часы, которые учительница всегда кладёт на парту. Про себя отмечает, что до конца урока осталось пять минут. Теперь он хочет проиграть песню побыстрее и отправится по своим делам. Пропиликав несчастную мелодию, он довольно говорит: - Всё, сорок пять минут прошло, урок закончился. – Его хорошенькая мордашка расплывается в улыбке. - Нет, друг мой, урок не закончился. – Спокойно сообщает Екатерина Петровна. - Почему? Ведь мы с вами играли здесь целых сорок пять минут!? – возмущённо и недоумённо спрашивает Ванечка. - Играли? Ты считать умеешь? – Спрашивает учительница, а в глубине её глаз затаился хитрый огонёк. - Умею. - Тогда считай: 15 минут ходил за нотами, 10минут – в туалет, 7минут – прочищал нос. Так сколько мы с тобой должны ещё заниматься? - 32 минуты, - печально протягивает Ванечка, считает он быстро. - Вот так-то, друг мой. Нам надо повторить гаммы. И наконец-то, приступить к изучению новой песенки, а то, что мы с тобой маме скажем? Ты хочешь, чтобы мамина мечта исполнилась? – Спрашивала Екатерина Петровна, поглаживая Ванечку по плечу, как бы успокаивая этим жестом и приглашая к дальнейшим занятиям, от которых ни ей, ни ему – никуда не деться…. Я сижу в уголке класса и наблюдаю всю эту картину, забыв о своих тетрадях. Внутри у меня всё дрожит и смеётся, но я креплюсь из последних сил, дабы не мешать и не обращать на себя внимания. А сама думаю, сколько терпения требуется учителю, чтобы научить чему-то такого ученика. Ведь Екатерина Петровна с полной ответственностью подходит к этому важнейшему процессу, не считаясь со своим личным временем. Мне кажется за таких учеников, ей надо платить по тройному тарифу. Улыбаясь про себя, вспоминаю Ванечкину маму, и в голову приходит мысль, что эти двое стараются осуществить для неё невыполнимое желание……. |