Чукча дорогу знает. Иван получил задание: перегнать трактор из Иультина на мыс Шмидта. Это больше сотни вёрст по тундре. Дорога кой-какая была, Уралы накатали в снегу колею. Как водится, трассой заправляет диспетчер автобазы. Он оформляет путёвку, инструктирует водителей, подсаживает к ним случившихся пассажиров. Пассажир обязательно записывается в путевой лист и с этого момента водитель отвечает и за него. - Тут у меня попутчик для тебя образовался, - диспетчер кивнул головой в сторону сидящего на скамейке человека, - вдвоём веселее будет ехать. - Давай, - Иван не возражал, - одному по тундре и впрямь скучновато. Попутчиком оказался молодой, лет тридцати чукча. Выехали, разговорились. Попутчика звали Данилой. Было у него и своё чукотское имя, но оно без надобности, для разговора вполне хватает русского эквивалента. Иван рассказывал Даниле о работе на руднике, удивлял премудростями подземных разработок, тот, в свою очередь, живописно рисовал картины охоты на морзверя, делился тайнами добычи песцов и белых медведей. - Так ведь белый медведь в Красную Книгу занесён, как же вы его можете добывать? - Мы бьём умку только по заказу. Если кто-то попросит медвежью шкуру. Делаем так: убиваем медведя, привозим его к своим капканам, которыми добываем песца и говорим, что этот умка повадился таскать песцов из капканов. В этом случае разрешается отстрелять медведя. Все знают, что он может пройти за охотником, запомнить места, где стоят капканы и потом приходить и брать из них песцов. И его уже не отвадишь, привыкает к лёгкой жизни. - Жулики вы, - беззлобно ругнулся Иван. - Конечно, - так же легко согласился Данила. Незаметно пошёл снежок. Ветра вроде не было, но снег не садился на землю сразу. Он начинал кружиться в воздухе, взвесь эта становилась всё гуще, вершины окружающих сопок потихоньку таяли во мгле. Вскоре и дорога скрылась из вида. Пурга. Тёплая, безветренная, когда снег лениво кружит вокруг тебя и не видно ладони вытянутой руки. Иван остановил трактор. Пока есть солярка они будут гонять двигатель, чтобы не замёрзнуть. Кончится солярка - надо закапываться в снег. Как крайний случай - можно сжечь и сам трактор. Всё зависит от того, как долго будет хороводить пурга. - Почему стоим? - Данила вопросительно взглянул на Ивана. - Куда ехать-то? Пурга же, по инструкции двигаться нельзя. Данила секунд пять повертел головой: - Поехали вот так, - он показал направление. - И что? Куда мы приедем? - Поехали, не бойся. Я знаю дорогу. Иван тронул машину. Попытка не пытка, авось и пурга скоро закончится, разберутся, вдвоём-то. - С какой скоростью мы едем? - Километров шесть-семь, не больше, а что? - Ничего, - Данила посмотрел на часы, - езжай прямо, я скажу потом куда ехать. Через полчаса он велел Ивану остановиться. Выскочил из трактора, упал на снег и начал руками рыть по-собачьи. Вырыл ямку, сунул туда голову, поторчал в таком положении. Забрался в кабину: - Поехали вот туда, - и показал куда надо повернуть. Пурга и не думала стихать. Путники ещё несколько раз останавливались и Данила повторял свои фокусы с рытьём ямок и корректировкой направления движения. Каково же было удивление Ивана, когда Данила сказал: - Всё, приехали. - Куда? - На мыс Шмидта. Сейчас стой, а то можем наехать на домик какой-нибудь. - Как же ты дорогу определял? Чего в снегу ковырялся? - Мы всегда запоминаем, какой ветер дул в тот день, когда снег лёг на землю. В эту сторону лежит и трава под снегом. До неё я и докапывался. Место, где мы остановились, я знаю, скорость ты мне сказал, а за часами я сам следил. Поэтому я всё время знал, где мы едем и куда надо повернуть. Вот и всё. Любой пастух и охотник умеет так. 09.09.04. |