Все, о чем я пишу, почерпнуто из собственного опыта. Что же такого особенного в ямбах, хореях, дактилях, анапестах, амфибрахиях, гекзаметрах, верлибрах, а также стансах, сонетах, рубайях, хайку, танках и прочей поэтической казуистике, спросите вы? Вроде бы ничего, на первый взгляд. Но только на первый и поверхностный взгляд. Если присмотреться к судьбам более-менее заметных поэтов, исключая, естественно, неуемных глашатаев социалистического реализма, то мы увидим, как эти судьбы трагичны и изломаны. Поэт и общество – это две изначально конфликтующие стороны, во всяком случае, со времен Давида, автора Божественных Псалмов. А посему я попытаюсь вкратце вам изложить семь основных причин, по которым вам не стоит и приближаться к рифмам, уважаемый читатель. Надеюсь, что мой опус послужит предостережением для тех, кто задумал посвятить свою драгоценную и единственную жизнь поэтическому творчеству, поэзии. Первая причина. Слово ПОЭТ в нашем эпохальном обществе, давно стало нарицательным и популярным. Поэты пользуются большим влиянием в народе, простой народ замечает их и воздает им должное. Например, увидев поэта, кто-то из стоящей неподалеку компании непременно сердечно и приветственно воскликнет: - По-э-еет, мать его ...!, - и тут же вся компания вскинется в гомерически-страстном хохоте с перерывами на комментарии: - А ты слышал? ... Нет-нет, это правда, мне сам ... рассказывал, (называется имя одного из местных авторитетов), тля буду! - А вот еще ..., - подключаются к интереснейшей беседе другие. В женской половине общества к вышеперечисленным моментам интонациям и нюансам отношений вполне может примкнуть и совершенно искренняя жалость. Честно и преданно служа музе, будьте готовы к пристальному и доброжелательному вниманию к себе, даже в тех случаях, когда вы не принадлежите Союзу Писателей им. товарища Переделкинда. Вторая причина. Отдавая поэтическому творчеству весь пыл своей натуры, будьте готовы к тому, что имя ваше безвозвратно растворится в бесконечном океане имен, связанных, тем или иным образом, со стихосложением. Забудьте и помышлять о таких нереальностях, как слава, известность, гонорары. Самой высокой наградой за творчество, скорее всего, станет ваше личное ощущение покоренных высоток мастерства, но даже к таким виртуальным итогам путь будет долог и тернист, а высотки ваши, кроме вас самих, вряд ли кому-то еще будут видны... Кроме того, вам придется не только изучить науку о стихосложении, но и познакомиться с творчеством ярчайших поэтов, на ослепительном фоне которых, ваши поэтические поделки будут выглядеть просто беспомощно и нелепо, особенно поначалу. И никаких гарантий никто вам не выдаст за то, что и впоследствии ваши поэтические опусы будут выглядеть лучше. Это даже не лоторея, это гораздо хуже. Третья причина. Жизнь – штука платная, как вы все сами смогли убедиться в этом прискорбном факте. Причем платить нас обязывают нынче за все. И поэтам, как и прочим людям, приходится работать. Вынести тяготы и лишения общественно-полезного труда непросто мятущимся подмастерьям слова. Многие поэты работают дворниками, охранниками, грузчиками и истопниками, более престижные места заняты людьми приземленными и практичными. Эта важная и продуктивная работа не только дает возможность не умереть с голоду, но и избежать многих претензий к вам. Лауреат Нобелевской премии поэт Иосиф Бродский на короткое время забыл о необходимости трудиться для блага общества, всецело отдавшись написанию стихов, и тут же поплатился за это свободой в нашей свободной стране. Он был осУжден на порядочный срок, который честно отбывал в одном из исправительных лагерей. Четвертая причина. Вы будете смеяться, но это таки рифма! Если бы вы знали, как нелегко подобрать неизбитую и свежую рифму! И уже просыпается желание писать без рифмы, верлибрами или же весьма условными рифмами в японско-греческом стиле, и никакой поиск, даже поиск золота и алмазов, не сравнится с поиском хорошей рифмы по увлекательности и непостижимости результата. Например – кровь-любовь, роль-король, бежать-сажать, плести-вести и так далее... Рифм существует достаточно много, и кроме точных, приведенных ранее, есть и менее точные, такие как – рифмовать-писать, смеяться-разрыдаться, есть и по-родственному близкие - пошел-пришел, ушел-отошел, недошел-перешел, бежать-стоять, сидеть-кряхтеть и прочие. Ради хорошей рифмы поэт может пойти на все, даже на подлог смысла темы. Например: Она ушла, не попрощавшись, А он остался на перроне, И думал он, с другой обнявшись, О драме в городе Вероне. Здесь совершенно очевидно, что ни о каком Шекспире сей любвеобильный молодой человек не думал, тем более, о любви между Ромео и Джульеттой, а думал, в лучшем случае, о новой избраннице, а может так быть, что думал он о задержке зарплаты или же о кружке пива. Но поэт ради рифмы просто бесчеловечно заставил его думать о шекспировских страстях. Пятая причина. Каждый уважающий себя поэт должен иметь свой стиль. Свой неповторимый стиль, который будет присущ только вам, вашим произведениям, как печать, как изысканный вензель герба вашей фамилии. Но как же можно, спросите вы, (и будете правы), для всех набраться стилей? Хорошо, скажете вы,(и опять таки будете правы), было Маяковскому, который придумал писать «лесенкой», а нам что прикажете? И изощряется пишущая стихи братия, кто на что горазд, кто-то черты ставит длинные, кто-то знаки препинания опускает вовсе, кто-то слова ставит не справа налево и не слева направо, как порядочные люди делают, а сверху вниз. А уж поскольку стилей на всех не напасешься, то это и есть пятая причина, по которой стихи писать не следует. Шестая причина. Для того, чтобы писать стихи, необходимо вдохновение, без которого в поэтическом, как и во всяком другом, творчестве делать абсолютно нечего. Можно, конечно, ожидать, когда вдохновение придет само. Но это не совсем правильный путь, потому что таким образом вдохновения можно и вовсе не дождаться. Поэтому вдохновение предпочтительнее искать. Искать вдохновение следует всюду - дома, на улице, в трамвае, на работе, на природе и даже в вине, где помимо всего, как мы знаем, находится также еще и истина. Можно искать вдохновение в уединении, скажем, на вершине горы, в пещере, в сельве, в пампе, в пустыне, отбиваясь время от времени от назойливых горцев, папуасов и бедуинов на верблюдах. Может быть так, что вы и найдете свое вдохновение, а может случиться, что и не найдете. В таком случае ваши время, старания, деньги и муки будут потрачены впустую и ожидаемого результата не принесут. Седьмая причина. Даже если вы и найдете свое вдохновение, это совершенно не будет означать то, что вы тотчас напишите хорошее стихотворение. Вас может распирать от желания творить, а из-под вашего пера, отчего-то, ничего путного бумаге не перепадет. Чтобы написать складные и толковые стихи, необходимо мастерство, которое либо приобретается на долгом пути проб и разочарований, либо нет. И те критерии оценки поэтических произведений, которые для иных истинны и непреложны, для других совершенно неприемлемы. Вы спросите, а талант? Я отвечу. Талант, с моей точки зрения, есть обыкновенное везение, позволившее вам обойти все вышеуказанные препятствия, каждое из которых, можно смело причислить к непреодолимым. Для любого нормального человека это покажется и не везением вовсе, а маниакальной одержимостью, достойной либо лучшего применения, либо исследования психиатрами. Я очень надеюсь, что после моего краткого курса, начинающие поэты одумаются, и навсегда прекратят свое стихосложение, а если же среди них найдутся такие, которые не бросят писать свои стихи, то их я настоятельно рекомендую обследовать на предмет вменяемости и здравомыслия. И найдите мне того, кто скажет, что я не прав, я посмотрю на такого! С искренним уважением к вам, дорогие вы мои, Безутешная жертва стихоплетства, уже называюсь без псевдонима, поздно, Сергей Судаков. 2005.10.23. |