ИЗ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО Сергей Лузан (Публикуется не впервые) Родился своевременно. Не знаю, что на меня нашло, и сам этого не помню, однако очевидцы готовы подтвердить. За прошедший с того момента период несколько изменился, даже успел слегка подрасти. До начала горбачёвских реформ удалось бесплатно получить за государственный счёт три высших образования (Экон. ф-т МГУ (1980), Филол. ф-т МГУ (нем.) (1979), Иняз (англ.) (1984)). Как и было положено тогда начинающим юмористам, успел поработать (1980-1983) в НИИ. Начало реформ (1987) отметил защитой кандидатской на кафедре управления Г.Х. Попова и уходом в бизнес. Был председателем Мосгорклуба писателей-сатириков, директором МКЦ «Полиэкос», МП «Лютри» и ГМВП «Русь» одновременно. Прошёл три КРУ и пять ОБХССов. После краха Советского Союза налоговая инспекция захотела получить с меня сразу все налоги бывшего Сов. Союза, поэтому из бизнеса ушёл, видимо, из-за нехватки криминальных талантов, о чём не жалею. Отрываясь от литературных занятий, преподавания испанского, немецкого и английского успел поработать зав. отделом переводов в финансовых компаниях «АКТА» и «Мангроув груп» (см. цикл рассказов) и ещё на кое-какие немецкие, английские и американские фирмы. Знаю, что многие удивятся, но печататься (1982) я начал только после того, как родился (1957), а не наоборот. Печатаю юм. рассказы, микроюморески, афоризмы, последнее время - стихи. Газеты, журналы, радио, телевидение - свыше 1000 раз в более чем 200 редакциях. И даже 15 научных публикаций. Переводился на чешский, словацкий, болгарский. Сам перевожу с английского, немецкого и испанского. Выпустил три книги - афоризмов, анекдотов, стихов, талантливо оформленных карикатурами моего друга-художника - питерца Михаила Ларичева. Четвёртую и пятую тоже, а 6-ая - на подходе. Являюсь самым лучшим юмористом среди экономистов со степенью и одним из лучших экономистов среди юмористов и сатириков. Больше всего мои книжки любят читать ветераны-фронтовики и военные. Почему - не знаю. Хотя остальным тоже нравится. Самые любимые у себя произведения - пока не напечатанные, книги - пока не проданные. Правда, и того, и другого становится всё меньше и меньше. О друзьях и знакомых не пишу, за единственным исключением. Исключение пока не обижается. Любителей клубнички ничем порадовать не могу - жена замужем, я женат, сын - студент-юрист. Поэтому пока приходится радовать или, по крайней мере, смешить всех остальных - читателей, зрителей, слушателей, редакторов, звукоинженеров, видеооператоров. Количество выездов за рубеж строго соответствует количеству возвращений. Над собой почти не работаю - ограничиваюсь утренней зарядкой. Все сэкономленные таким образом силы растрачиваю на литературные произведения. Читаю много, чтобы по возможности никого не повторять. Живу в Новопеределкино, г. Москва. Сборники "Швейцарский анекдот" и "Контуры поэзии" могут быть высланы наложенным платежом с автографом автора. © Сергей Лузан Для предложений о концертах или участии в сборниках или публикации: Готов к любым вопросам, и будьте готовы к моим ответам :) Уважаемый Сергей Лузан! Благодарю Вас за внимание к нашему фанклубу. Вопросы Вам готовлю. Отправлю по E-mail. М.Бельферман. Ув. Моисей! Посылаю, что могу. Пришлите подтверждение. Искренне Ваш, Сергей Лузан НАШ ОТВЕТ МОИСЕЮ ФанК «Сейчас роль писателя в обществе, конечно, резко сократилась по сравнению с предыдущими временами. Писатель, который раньше был чуть ли не учителем и инженером человеческих душ, стал чем-то вроде экзотического животного в зоопарке - всем интересно на него посмотреть, но в сущность того, что он пишет, никому особо вникать не хочется». Вы имеете в виду царистскую и тоталитарную Россию? Во всем мире писатель исполняет «обслуживающие функции». Разве не так? С.Л. Роль писателей стала нормальной, что для России ненормально, а для остальных стран вполне. Духовные потребности сокращаются с такой силой, что и обслуживать-то почти нечего. Цех идёт на закрытие , как выражается один мой знакомый, которого хвалили Солженцын и Довлатов. ФанК «У меня, кстати, основная цель - развлекать читателя, но это связано с демократичностью самого жанра сатиры и юмора». Выбрали жанр - по способностям и вкусу? С.Л. На большее ума не хватило, хотя 3 высших образования есть, и даже учёная степень, не говоря уж о 4-х языках (включая родной русский) ФанК «Аншлаг» уверенно держит планку нашей эстрады ниже пояса, и никакие хорошие вещи и авторы там не выживают, оказываются затопленными хлещущими из всех щелей и дыр торжествующей пошлостью… они еще и за выступления не платят». Вы несете другое направление? Как сами его определите? С.Л. Я отношусь к категории газетно-журнальных сатириков. Иногда пишу относительно интеллектуальную прозу. Ну, а отнёс бы я себя исключительно к сторонникам жёсткого реализма, когда серьёзен. Меня всё-таки лучше читать глазами, хотя я и выступаю охотно перед слушателями, и на радио, и на ТВ. Кстати, там мне удаётся рассмешить технических работников операторов, аудиоинженеров. Считаю это своим высшим достижением они-то ведь на работе и смеяться совсем не обязаны. С учётом размеров современных гонораров причислить меня к коммерческим писателям просто невозможно. Въедливый сатирик, разгребатель грязи, общественно отстранённый интеллигент (выбирайте по вкусу, хотя верны все 3). ФанК В определенном произведении «литературы возвращено ее сказовое значение и достоинство… запись в жанре народного сказа». Таково перспективное направление? С.Л. Да, люблю за это Толстого, который правильно предсказал, что когда-то люди будут просто рассказывать интересные истории. Ведь писать просто и хорошо совсем непросто в наше сложное время. Все стремятся исхищряться, расчитывая на воображаемых Букеров, Кукеров (кто такой читатель эти люди не знают вообще). Между прочим, последнему лауреату Букера его хватило как раз на выплату всех долгов (но он хороший писатель). Да и что такое, в конце концов, поток сознания, как не внутренний сказ? ФанК «Наличие сайта не прибавляет таланта… классики вообще обходились без него J Непонятно как оказывались востребованными, классиками? С.Л. Об этом лучше спросить у их читателей. Я, между прочим, один из них. Склонен подозревать (скажу Вам на ушко, Моисей, но это большой секрет), что их просто интересно читать, потому что они хорошо писали J (Это секрет, прошу сохранить в тайне а то все сразу классиками станут). ФанК «серые произведения… и составляют большинство литературного потока…» Почему? Бесталанные писатели? Нетребовательные читатели? С.Л. Отвечу честно на примере жанра сатиры и юмора, с учётом моей интеллектуальной ограниченности и профессионального идиотизма. Когда я начинал писать, мои рукописи показали А. И. Серому режиссёру Джентльменов удачи . Он сказал мне: - Сергей, в таком жанре, как сатира и юмор, будьте довольны, если у Вас получится хотя бы 2-3 % по-настоящему смешных вещей. В серьёзной литературе на глазок этот % равен 5. Только не спрашивайте почему это уже другой вопрос. Ответ на него есть хоршо писать очень трудно. Впрочем, авторам, которые пишут плохо, тоже, бывает, приходится нелегко ФанК «Понять нас, мужчин, настолько просто, что мы к этому незамедлительно приспосабливаемся, и в начале просим, а затем и требуем, причем с полным правом, чтобы нас простили вообще и прощали по каждому поводу в частности… немного печалит иногда, что они (мы) живем меньше, но радует то, что при этом лучше сохраняемся Печальная роль или функция мужчин в обществе? С.Л. Да уж мы таковы, каковы мы есть, и больше никаковы. Совсем никакие, можно сказать. Хотя, с женской точки зрения какие ни на есть (но это уже ответ на следующий вопрос). ФанК (У Д.Клейна) «женская логика раскрыта полностью, насквозь пронизана рапирой (или еще каким-то колющим и режущим орудием - не знаю), и все таки осталась загадкой…» И Вы туда же?! С.Л. Да, всё по тому же адресу. Понять нам её не дано, а описать иногда можно. Правда, непонятно как Хотя у единиц всё-таки получается. ФанК «надо время от времени проявлять чуткость к людям, которые у себя там ходят вверх ногами, и им за это ничего не бывает». Это где - происходит? Свобода или непотребство? С.Л. Это в Австралии, где антиподы живут. Приезжая сюда, они начинают ходить как мы. Зато мы, когда туда вырываемся (детали может сообщить Дима Клейн ему это как-то ближе). Правда, они со своей колокольни считают, что всё обстоит наоборот. Мы тут на головах ходим, а они живут там себе спокойненько (и вырываются иногда к нам, чтобы на головах походить). ФанК «Откуда такая повсеместная сексуальная озабоченность? Неужели многие умеют размножаться только клонированием, и их тянет к истокам, то есть к старым дедовским способам? J Да, гуманизация клонов набирает силу. Или клонизация гуманоидов?» С.Л. Да вот только так и бывает, когда сексуальная озадаченность не сменяет сексуальную озабоченность (с) - по мотивам Димы Клейна ФанК «каннибальские нравы восторжествовавших американских мещан раскрыты с ужасающей детальностью… Хорошо передан и развившийся неконтролируемый животный элемент. Надеюсь, мир все-таки не пойдет по этому пути…» А по какому пути (путям) пойдет мир: Ваше видение-прогнозы. С.Л. Надеюсь, что отдельные представители человечества пойдут правильными путями, но всё человечество ни в коем случае не пойдёт единственно правильной дорогой. Меня всегда занимал вопрос, почему народ-то у нас хороший, а вот люди - сволочи . Думаю, что будущее будет решаться в споре между людьми и народом. И победит, обязательно, сильнейший. ФанК «банальность рифмы практически всегда ведет за собой банальность мысли - это закономерность». С.Л. Пока мне только довелось прочитать оригинальное стихо К. Бальмонта, построенное на отглагольных рифмах. А вот - пример: Такое я тут написал, Что дядя Вася прочитал никогда не станет шедевром (если только не войдёт составной частью в роман о графомане). ФанК «Никогда не бывает лишним следить за размером, длиной строки и прочими факторами, которые сильно влияют на качество стиха». Совет полезен поэтам, критикам и читателям? С.Л. ... и почитателям. ФанК «Я вот лисички собираю и ем с удовольствием, а на мухоморы как-то не тянет. Наверное, потому что рядом не оказывается волков, охочих до халявы» J Вы любитель природы? С.Л. Да, но и не только. Я, кстати, сам её часть, причём животного мира на данный момент. ФанК «С эстрады на слух простая идея должна доводиться просто и понятно на слух». С.Л. Да, именно на слух. Марк Твен, выступая с лекциями, никогда не зачитывал своих вещей, а просто рассказывал о них на ходу, импровизируя перед аудиторией. Поэтому драматургию всегда пишут проще по форме, чем другие жанры хватать с 1-го раза должны все . Там, кстати, и цензура-редактура всегда строже, зато и гонорары выше. ФанК «Дети сейчас очень развитые…» Разве не всегда дети опережают развитие общества? С.Л. Дети, особенно маленькие, всегда гениальны, но у подавляющего большинства это с возрастом проходит. ФанК «Да, любовь - страшна, демоническая сила, особенно на Востоке». С.Л. Да, на современном Западе это развод. А там пока любовь. Народ там более терпеливый и покорный внешним обстоятельствам, но когда его эмоционально прорвёт только держись. А что ещё, кроме любви, может больше вывести из эмоционального анабиоза? ФанК Поясните обозначение «конфессионально плюралистической Америки». С.Л. Был случай, когда директор Библиотеки Конгресса США Джеймс Биллингтон посещал Москву (ещё при Горбачёве). Религиозные диссиденты пришли на встречу с ним, чтобы подарить ему свои книги. - Можно Вам подарить - Да пожалуйста. - Они попадут в библиотеку? - Да, конечно. - А можно Вас попросить передать эти книги по следующим адресам? - Нет, нельзя. Как государственный служащий я не могу проявлять никакого предпочтения в пользу одной конфессии в ущерб всем остальным. ФанК «ему (Х.Ибсону) не только удалось ее, проклятую современность, отразить, но и что-то предсказать в ее развитии, те проблемы, над решением которых будут мучаться люди в 20-м веке». С.Л. Да хоть феминизм! А проблема общественного изгоя или экстерриториала по-современному? Горячо рекомендую всем, очень современный писатель. ФанК «интересны мысли автора о стремлении ведущих голливудских мастеров как-то отходить от канонов чисто коммерческого кино - видимо, не все в порядке в «датском королевстве», но некоммерческое кино может позволить себе только такая богатая страна, как США, и только признанные мастера, как Клинт Иствуд». С.Л. Это так. Бедным не до высоких материй - им бы разбогатеть. Мысли о душе приходят потом, когда уже всё есть. Разве лучший режиссёр мира Хэл Хартли широко известен в США обычному зрителю? Он даже после киношколы мастером по ремонту телевизоров работал. Полагаю, были на то причины. ФанК «Рецензия заканчивается на удивительно удачном настроении недосказанности и надежд на будущее, что в общем полностью отражает и нашу жизнь, и положение в отечественном кино, и ситуацию с российским космосом». С.Л. Есть такой автор Лев Корсунский. Приходит он к редактору на Мосфильм и говорит: - Я новый сценарий комедии принёс. - Нет, денег нет, уноси обратно. - Да вы хоть почитайте, он же смешной. - Это ещё хуже. Чего читать только зря расстраиваться. Надеюсь, что настанет время, когда такие диалоги отойдут в прошлое и станут совершенно непонятными читателям. ФанК «Ну, вот меня и Тамары полюбили J (как читательницы, естественно J) А до этого любили Вали, Наташи? С.Л. И до, и после и во время J ФанК «Мне даже страшно, что даже можно так хорошо писать с такими извращенными вкусами в современной литературе…» ФанК «…Вы замахнулись на святое - демократическую секретарскую литературу». Даже замахиваться нельзя? С.Л. Да, почитаешь некоторых авторов жутко становится. Пишут хорошо, а читают непонятно кого. Впрочем, за хорошее письмо я могу простить всё, а женщинам особенно. ФанК Желаем откровенному и веселому Сергею Лузану - читальской любви и... ВЫСОКИХ ГОНОРАРОВ. |