Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Сергей Судаков
Объем: [ строк ]
Свет печали
КАЖДОМУ СВОЕ
 
Однажды мне пришла в голову мысль написать о Латвии, стране, где я вырос, где я учился и прожил всю свою жизнь. Это маленькое эссе заняло от силы полторы-две странички и было полно восторгов по поводу сегодняшней зримой красоты. Я помню черные трущобы краснодвинья, бараки и серость построек тех лет, вонь и грязь знаменитого канала, выбросы густого мазута по берегам многострадальной Даугавы. Я помню убожество магазинов, я помню талоны, я помню изматывающий труд за гроши и повсеместный алкоголизм, я помню все. Это был мой мир и мир моего окружения.
 
Из параллельного мне мира я помню наши успехи в балете и в космосе, помню лечебницы Юрмалы, помню счастливые лица первых обладателей "Жигулей" и "Москвичей", менее счастливые, но, все же, довольные лица обладателей "Запорожцев" и чужие, отстраненные лица обладателей "Волг". Помню, что кое-где кое-кому удавалось обзавестись собственной квартирой, но это было из еще более параллельного бытия, с которым я не соприкасался, а меня туда и не приглашали. Помню первые шестисотковые радости обладателей первых дач, их счастливые лица и бесконечные разговоры о рассадах и сортах яблонь.
 
Помню, как в могучем кипении "роста благосостояния" некоторых трудящихся, руководителей, сросшихся незримо и прочно теневиков, фарцовщиков и наших доблестых органов правопорядка, контрабандистов и таможенников, барменов и таксистов, работников Комбината бытовых услуг и мощных Стройтрестов, доблестных предприятий Общепита и Управления самой советской торговли в мире, и прочих, прочих злачных, заботливо пригретых и обласканных мест растущего благополучия, диссонансно, и почти неслышно звучали нотки протеста Окуджавы, братьев Стругацких, Леонида Черевичника, Илана Полоцка, Николая Гуданца, Кнута Скуениекса и многих, многих других, забытых и не совсем, смелых и честных авторов.
 
Я помню массовый исход из страны первой алии, второй... Я вспоминаю лишения собственной жизни, оскверненность имени своего в этом бурнокипящем котле страстей и борьбы за власть и за деньги, свое долготерпение и свою духовную прочность... Думаю, что тогда и во сне я бы не мог себе представить, что когда-нибудь я смогу написать подобные строки и не упаду при том вскоре в собственном подъезде с проломленным черепом "с целью ограбления".
 
Я помню эйфорию первых лет перестройки, пока люди не поняли, что власть осталась в тех же нечистых руках, что и была прежде, а свобода слова превратилась в вакханалию словоблудства, в которой слова правды тонули и исчезали бесследно для людей, к которым были обращены. Да и всеобщий порыв к простому выживанию отодвигал духовное на задний и отдаленный план. Общество бурлило, кипело и в кипении своем вырабатывало новые принципы бытия, более жесткие, но и более честные.
 
Сегодня вокруг меня другой мир и другая жизнь. Следы духовного и нравственного убожества, словно уродливые шрамы советского, тоталитарного наследия, еще не изжиты, как не изжита взаимная ненависть и взаимное неприятие людей иной крови, иных мыслей, иного менталитета... Но это уже следы, последствия, а не всеобъемлющая и безграничная власть над обществом, над людьми, как в прежние и приснопамятные времена.
 
И еще не вечер, господа, еще не вечер... На смену насквозь фальшивым идеологам, новоявленным оборотням в погонах и без оных идет смелая, честная и решительная молодежь, уничижая походя остатки тоталитарного нечестия, строя новое, смелое и свободное от рудиментов воровской державы "социализьма" общество, соответствующее высоким и вечным стандартам человечества.
 
 
ТАЛАНТ
 
На моем пути встречались одаренные и талантливые люди, поверьте. Я до сих пор дружен с некоторыми из них. Мои встречи с ними и моя переписка с этими необыкновенными людьми еще ждут своего описания, но сейчас мне хочется сказать несколько слов о существе самого дара, самого таланта.
 
"Любой литератор - "начинающий"... Каждой своей новой вещью. Лично я еще и не начинал. По-настоящему начну лишь со следующего нового рассказа, уверяю сам себя. Все остальное - только робкие подходы..." - писал известный сценарист и литератор, ныне проживающий в Израиле, Александр Бизяк.
 
Эти, полные глубочайшего смысла слова, я хотел бы взять за основу своих размышлений. Каждый талантливый человек очень серьезно относится к своему творчеству, он испытывает постоянно чувство неудовлетворенности результатами своего творчества, своего труда, и в каждой новой задумке он желает избавиться от недостатков и несовершенств предыдущей вещи. Так, двигаясь от цели к цели, талантливый человек достигает своих вершин.
 
И совершенно нелепо думать, что талантливому человеку все дается легко. Суть таланта даже не в способности глубоко и неординарно мыслить, а в том, чтобы ясно и последовательно излагать свои мысли, делать их достоянием людей. Талантливый человек - прежде всего щедрый человек, человек, приближенный к Богу не столько как к Творцу, по образу и подобию Его, сколько своей жертвенностью ради вот этих бесконечных чаяний - дарить свои мысли людям, упрочать добро и подвергать уничижающей иронии всякое зло.
 
Общество не всегда способно достойно оценить и принять талант. Любое тоталитарное общество находится в состоянии перманентной войны с талантливыми людьми, еще со времен одного из ярких классиков тоталитарного режима, императора Нерона. Мало кому известны масштабы, которые приняла борьба с "инакомыслием" во времена "развитого социализма". Беспрецедентные по своим масштабам меры ударили по судьбам тысяч и тысяч талантливых людей, не вписывающихся в нравственные мерки жестко и беспощадно регулируемого социума. Широкой же огласке старались предавать имена диссидентов резко отрицательного толка, обыкновенных предателей родины, и в шквалах такой борьбы, вообщем-то вполне обоснованной, под шумок, старались избавляться от изумительно талантливых, честных, прекрасных, но неугодных убогим воровским устоям советской системы, людей. Старались избавляться от таких как Бродский, Войнович и тысяч и тысяч подобных им, безвестных, так и не раскрывших свои крылья, поэтов и прозаиков.
 
Весь советский тоталитарный режим был нацелен на подавление всякого "инакомыслия", то есть честного и взвешенного подхода к оценке доминирующих в обществе нравов и морали, на как можно более длительном сохранении и консервации приоритета бытия над сознанием, даже при всей видимой зыбкости и недолговечности "приоритетности" этих позиций. Тон в борьбе с "инакомыслием" задавало доблестное 5-е управление КГБ. "Щепки" летели добросовестно, по-сталински.
 
Результат не замедлил сказаться. Мораль советского режима, продажность лидеров СССР, обеспеченная власть которых зижделась на уничтожении правдолюбцев, "инакомыслящих", привели к краху государства, к потере кровью добытых территорий, к финансово-экономическому и производственному развалу, к крушению уже десятков миллионов судеб и кровавым конфликтам окраин.
 
И совершенно очевидно, что геноцид собственного народа, война с ним, начинается с уничтожения ростков индивидуальности, с борьбы с проявлениями всякой неординарности, в том числе, и в сфере литературной деятельности. Все познается в сравнении, и, на мой взгляд, сравнение уровня художественной ценности русской литературы начала 20 века с художественным уровнем нынешней продукции писателей, сегодня, увы, уже становится просто некорректным. А что уж говорить о гении Пушкина, Достоевского, Гоголя, Толстого Л. Н.? Сегодняшняя Россия просто обязана стать достойной преемницей великой России, давшей людям славные имена.
 
Талант писательства, пожалуй, заключен не только и не столько в совершенствовании слога, как в степени честности и порядочности пишущего, его преданности вечным идеалам, его сокровенной любви к Богу, если угодно, в стойкости духа, необходимой для сего. Как, в наше непростое время, время растоптанных идеалов, воинственного цинизма и утвердившегося в душах атеизма, можно всерьез говорить о высоком призвании литературы? Речь можно вести лишь о том, чтобы не позволить растоптать в привычном усердии неприятия толпы вновь зарождающиеся ростки начинающих свой непростой путь дарований. Чтобы создать условия для развития творческого потенциала одаренных людей, для бережного отношения к личности.
 
Необходимо бережно хранить традиции русской литературы, нашего ценнейшего мирового наследия, сколь бы банально это не звучало, а не шествовать слепо вслед за обезумевшим вконец человечеством, поощряя и воспевая власть пороков всеми доступными изобразительными средствами. Если хотите, миссия России в том и заключена, чтобы показать миру новые, перспективные пути развития цивилизации. Именно духовный потенциал русского гения способен указать человечеству иные пути. И я уверенно заявляю, что без любви к талантливому и одаренному человеку у всех у нас нет будущего, увы.
 
ЭПИЛОГ
 
У меня к сегодняшним событиям и наметившимся путям развития общества отношение очень непростое, я вижу, с какой яростью сталкиваются силы тьмы и силы разума, даже на политической сцене. И мысль моя основная, показать в этом коротеньком эссе, не случайно названном "Свет печали", что самым главным я считаю для нас всех, это создание условий для развития ЛИЧНОСТИ, условий для сохранения и приумножения творческого потенциала человека. Возможно, облеченные властью люди тоже озабочены этим, возможно. Но еще больше они озабочны тем, чтобы заставить служить одаренных людей корыстным и сиюминутным их интересам, отлично понимая шаткость и временность своих позиций.
 
И все так же, с не меньшим, до боли знакомым, остервенением идет непрекращающаяся война с инакомыслием, которое теперь уже оправдывается борьбой с теми, кто желает вернуть общество в маразм прошлого. Всякое здравое зерно рассуждений становится обличительным и гибельным для предателей всех мастей, ныне двигающих нашим обществом с ловкостью Чубайса и с беспринципностью Табунса.
 
И, наверное, не одна душа разочаровалась, не одно сердце смирилось со злом, с предательством, с силой этой воинственной наглости обличенных деньгами и властью людей. И, пожалуй, в торжестве этой распоясавшейся нечисти наметилась печать безысходности для жаждущих правды и справедливости. Но стоило ли тогда бы мне марать бумагу ради пустых слов и во имя безнадежности?
 
"Не хлебом единым жив человек, а всяким словом, исходящим из уст Божьих..." - говорится в Писании. В великой силе нашего слова открывается нам наше спасение, я уверен в этом. И конечно же в том, чего не видят глаза наши, не ощущает слух наш, не улавливает разум наш, в вечном и кропотливом труде Господа нашего во имя нашего спасения. А Его пути хоть и неисповедимы, но праведны. На том стояли и стоять будем.
 
2005.06.07.
Дата публикации: 07.06.2005 21:24
Предыдущее: Наступление ночиСледующее: Моя первая рыбалка

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта