(о Марине Цветаевой) Знакомство с поэтом начинается с его стихов. У меня — со всеми — знакомство, знаковость — с имени. С Цветаевой — тоже. Весною 1981 года на фестивале творческой молодёжи Витебской области после моего поэтического выступления ко мне подошёл человек, и с восхищением выдохнул: - Ваши стихи похож на цветаевские!.. Со всем юношеским максимализмом я — даже не зная стихов этой Цветаевой: ну, серебряный век, ну, на стыке эпох, ну и что? — заявила: - Я — просто я. Потом по возвращении в Витебск, в котором я тогда училась, а когда-то жил Марк Шагал, моя подруга Галя Красильникова читала нам по ночам стихи Цветаевой (томик в то время был большой редкостью — в ротапринте, и естественно, из-за границы, а также всего лишь — перепечатка у нас). В волны увлечения Цветаевой были подхвачены все наши друзья (кроме меня). Ещё одна подруга, Наташа Туркина, замечательная гитаристка, художница из Бобруйска, положила на музыку 2 стихотворения Цветаевой, из цикла «Комедьянт». И только тогда я — прозрела, услышав музыку цветаевской поэзии: 1 Я помню ночь на склоне ноября. Туман и дождь. При свете фонаря Ваш нежный лик — сомнительный и странный, По-диккенсовски — тусклый и туманный, Знобящий грудь, как зимние моря... — Ваш нежный лик при свете фонаря... И ветер дул, и лестница вилась... От Ваших губ не отрывая глаз, Полусмеясь, свивая пальцы в узел, Стояла я, как маленькая Муза, Невинная — как самый поздний час — И ветер дул, и лестница вилась. А на меня из-под усталых вежд Струился сонм сомнительных надежд, — Затронув губы, взор змеился мимо... — Так серафим, томимый и хранимый Таинственною святостью одежд, Прельщает мир из-под усталых вежд. Сегодня снова диккенсова ночь. И тоже дождь, и так же не помочь Ни мне, ни Вам, — и так же хлещут трубы, И лестница летит, — И те же губы — И тот же шаг, уже спешащий прочь — Туда — куда-то — в диккенсову ночь. 2 ноября 1918 6 Вы столь забывчивы, сколь незабвенны. — Ах, Вы похожи на улыбку Вашу! — Сказать ешё? — Златого утра краше. Сказать ещё? — Один во всей вселенной! Самой Любви младой военнопленный, Рукой Челлини ваянная чаша. Друг, разрешите мне на лад старинный Сказать любовь, нежнейшую на свете. Я Вас люблю. — В камине воет ветер. Облокотясь — уставясь в жар каминный — Я Вас люблю. Моя любовь невинна. Я говорю, как маленькие дети. Друг! Всё пройдёт! — Виски в ладонях сжаты, — Жизнь разожмёт! — Младой военнопленный, Любовь отпустит Вас, но — вдохновенный — Всем пророкочет голос мой крылатый — О том, что жили на земле когда-то Вы, — столь забывчивый, сколь незабвенный! 52 ноября 1918 Оба эти стихотворения (и ещё — "песочница") до сих пор мои самые любимые из Цветаевских. Летом 82 года в Одессе Юра Кондратюк, замечательный поэт-фантазёр, с которым меня познакомила Галя (так начинал складываться поэтический дружеский круг, — круговая порука), протянул мне два пожелтевших листка из журнала «Огонёк» начала шестидесятых годов. Такой оттепелью пахнуло от строк: "Цветаева. Из непечатавшегося". Это и было стихотворение, которое я для себя называю "песочницей": Времени у нас часок. Дальше — вечность друг без друга! А в песочнице — песок — Утечёт! Что меня к тебе влечёт — Вовсе не твоя заслуга! Просто страх, что роза щёк — Отцветёт. Ты на солнечных часах Монастырских — вызнал время? На небесных на весах — Взвесил — час? Для созвездий и для нас — Тот же час — один — над всеми. Не хочу, чтобы зачах — Этот час! Только маленький часок Я у Вечности украла. Только час — на Всю любовь. Мой — весь грех, моя — вся кара. И обоих нас — укроет — Песок. 27 апреля 1920 А дальше пошли годы, время от времени в разговорах всплывало имя Цветаевой. Меня с ней сравнивали разве что за глаза, зная о моём отношении к Поэту с большой буквы. Поэт — личность, он поэтому и поэт — что — неповторим! Но имя Цветаевой напоминало мне о цикле «Комедьянт», и в очередной раз оказывалось, что этих стихов ни у кого — нет. Прошлой весной (почти двадцать лет спустя), — а я уже знала, что этот цикл посвящён актёру Юрию Завадскому, в которого Цветаева была влюблена — да можно ли так о поэте — влюблена!? — в которого Цветаева выплеснула душу. — Зима 1918 года. «— Посвящение — Комедьянту, игравшему Ангела, — или Ангелу, игравшему Комедьянта — не все равно ли, раз — Вашей милостью — я, вместо снежной повинности Москвы 19 года несла — нежную.» и моё: *** И это — ангел? Господи! Это — ангел! Как облик чёрен, как ясен контрастом свет, из глаз его исходящий двумя лучами, двумя потоками, словно двумя истоками двух ипостасей, оставивших в сердце след. И этот ангел, — как грусть его мимолётна, — как взрыв вселенной, как нового мира звезда, из двух потоков сплетает тугую плётку и месяцем вёртким, как меж пальцев вода, проскальзывает, протекает проистекает, и крыльями-волнами ласково градит вихры спасённого мира. Господи! Как он легко управляет снами, как просто он справляется с нами! — Как Ты — создаёшь миры... 26.05.01 (13:37) Так вот, прошлой весной звонок: привезли очередную книгу Цветаевой. (Инга в Питере передала). — Ой, я вашу поэзию не люблю, но — начала читать в поезде... Можно, дочитаю? Это оказалась «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой. Открываю, как всегда, конец, где приложением — стихи, а там: цикл «Комедьянт». И я пила взахлёб стихи, но к повести не прикасалась. К тому времени была уже прочитана проза Марины «Мой Пушкин», подаренная Юрой из Одессы, у которого уже была дочь — Марина!? Уже прочитаны воспоминания сестры Цветаевой, но Марина для меня — это прежде всего — стихи! и ещё прежде — цикл «Комедьянт», который впервые: полностью — мне и мой! Предисловие, сейчас листаю: всего 16 страничек, а тогда читала н е д е л ю. Останавливалась на «точностях». После месячного «подступа» к повести, её отобрала у меня Валентина Галышева (поэт, яшница, моя стародавняя подруга), отобрала, прочла и в разговоре, затянувшемся на целый день, заявила безапелляционно: — Я же тебе давно талдычу, да только ты всегда пропускаешь мимо ушей: Ты — Она, но — сейчас. Я не слушала её объяснений о каких-то кармических наследованиях, о желании Поэта совершенствовать свой дар и многом другом. Так можно было договориться до того, что Юрка из Одессы — это дух Юрия Завадского, воплотившегося и т.д. и т.п. Потому что наш Юрка-одессит вечно фиглярствует, пишет об актёрах и актрисах, драмах и пьесах, даже мыльные пузыри лопаются в его стихах театрально. Я зарывалась в себя и, как когда-то Марина о себе: «Кто я?.. Я не дворянка — (ни гонора, ни речи) и не хозяйка (слишком веселюсь), я не простонародье... и не богема (страдаю от нечищенных башмаков, грубости их радуюсь, — будут носиться!) Я действительно, абсолютно, до мозга костей, — вне сословия, профессии, ранга. — За царем — цари, за нищим — нищие, за мной — пустота.» — Оглядывалась, чувствуя эту пустоту за спиной. Здесь была вторая остановка при чтении предисловия. Дальше: «Цветаева пишет не только пьесы. Ещё, разумеется, и стихи. Море стихов!» — Это уже Ирма Кудрова, составитель. А у меня: ступор разума, сердцебиенье/ учащённое: до двадцати/ в день рождается стихотворений./ Не иду, а лечу по пути... — Это уже не она-тогда, а я-сейчас. А самый первый Stop — на первой же странице (дважды!): «В тысячу первый (или в миллион первый?) раз — о любви... В сущности, вся мировая литература — о любви, за немногими исключениями. Разгадать любовь нельзя, потому что тайна её бесконечно многолика и всякий раз неповторима — как неповторима человеческая личность. Сколько людей на свете, столько и особенностей любовного чувства. Но даже один и тот же человек может любить по-разному разных людей, встретившихся ему на жизненном пути... Цветаева прирождённо обладала необычайно развитым и мощным эмоциональным миром — при тонком проницательном уме и страсти к самонаблюдению. Плюс к тому это был человек беспощадной искренности . —это опять Ирма. И я уже не слушала Валю, потому что я-сейчас — это и она-Марина, и она-Сонечка, — воедино — я, я — любящая всех: «Любить было «её призвание — и назначение», говорит о ней Цветаева. «Как я люблю — любить!» — повторяет Сонечка снова и снова. И настаивает: именно самой любить! И тут нас подстерегает (по мнению Ирмы) самое интересное. Сонечка — несомненное alter ego Цветаевой... Впервые на это обратила внимание Анастасия Цветаева. «Я точно то же слышала о любви, что говорит в повести Сонечка, от самой Марины!» — говорила Анастасия Ивановна. Спутать она не могла хотя бы потому, что с Сонечкой сама никогда не встречалась. В цветаевской биографии поражает чуть ли не непрерывная череда её влюблённостей. Это неизбывная потребность её сердца. «Я, когда не люблю, — не я», — записала она в свою тетрадку всего за год до конца жизненного пути. » И ещё один Stop, — Это уже Сонечка в повести: Как я вас тогда испугалась! Как боялась, что вы его у меня отымете! Потому что не полюбить — вас, Марина, не полюбить вас — на коленях — немыслимо, несбыточно, просто (удивлённые глаза) — глупо? Потому я к вам так долго не шла, потому что знала, что вас так полюблю, вас, которую любит он, из-за которой он меня не любит, и не знала, что мне делать с этой своей любовью, потому что я вас уже любила, с первой минуты тогда, на сцене, когда вы только опустили глаза — читать. А потом — о, какой нож в сердце! какой нож! — когда он к вам последний подошёл, и вы с ним рядом стояли на краю сцены, отгородившись от всего, одни, и он вам что-то тихонько говорил, а вы так и не подняли глаз, — так что он совсем в вас говорил... Я, Марина, правда не хотела вас любить! А теперь — мне все равно, потому что для меня его нет, есть вы, Марина, и теперь я сама вижу, что он не мог вас любить, потому что — если бы он мог вас любить — он бы не репетировал без конца «Святого Антония», а Святым Антонием бы — был, или не Антонием, а вообще святым... — Юрием. — Да, да, и вообще бы никогда бы не обедал и не завтракал. И ушёл бы в Армию. — Святым Георгием. — Да. О, Марина! Именно Святым Георгием, с копьём, как на кремлёвских воротах! Или просто бы умер от любви. И по тому, как она произносила это умер от любви, видно было, что она сама — от любви к нему — и ко мне — и ко всему — умирает; революция — не революция, пайки — не пайки, большевики — не большевики — всё равно умрёт от любви, потому что это её призвание — и назначение. — Марина, вы всегда меня будете любить? Марина, вы меня всегда будете любить, потому что я скоро умру, я совсем не знаю отчего, я так люблю жизнь, но я знаю, что скоро умру, и потому, потому всё так безумно, безнадёжно люблю... Когда я говорю: Юра — вы не верьте. Потому что я знаю, что в других городах... — Только вас, Марина, нет в других городах, а — их!.. — Марина, вы когда-нибудь думали, что вот сейчас, в эту самую минуту, в эту самую сию-минуточку, где-то, в портовом городе, может быть на каком-нибудь острове, всходит на корабль — тот, кого вы могли бы любить? А может быть — сходит с корабля — у меня это почему-то всегда матрос, вообще моряк, офицер — всё равно... сходит с корабля и бродит по городу и ищет вас, которая здесь, в Борисоглебском переулке. А может быть просто проходит по Третьей Мещанской (сейчас в Москве ужасно много матросов, вы заметили? За пять минут — все глаза растеряешь!), но Третья Мещанская, это так же далеко от Борисоглебского переулка, как Сингапур... (Пауза.) Я в школе любила только географию — конечно, не все эти широты и долготы и градусы (меридианы — любила)...И самое ужасное, Марина, что городов и островов много, полный земной шар! — и что на каждой точке этого земного шара (у вас есть глобус? Я бы показала) — на каждой точке этого земного шара — потому что шар только на вид такой маленький и точка только на вид — точка, — тысячи, тысячи тех, кого я могла бы любить... Марина, кто изобрёл глобус? Не знаете? Я тоже ничего не знаю — ни кто глобус, ни кто карты, ни кто часы. — Чему нас в школе учат?! — Благословляю того, кто изобрёл глобус (наверное, какой-нибудь старик с длинной белой бородой...) — за то, что я могу сразу этими двумя руками обнять весь земной шар — со всеми моими любимыми! «Ни кто — часы»... Однажды она у меня играла песочными часами, детскими, пятиминутными: стеклянная стопочка в деревянных жёрдочках с перехватом-талией — и вот, сквозь эту «талию» — тончайшей струечкой — песок — в пятиминутный срок. ...Так она играла — долго, нахмурив бровки, вся уйдя в эту струечку. (Я — в неё). И вдруг — отчаянный вопль: — О, Марина! Я пропустила! Я — вдруг — глубоко — задумалась и не перевернула время, и теперь я никогда не буду знать, который час... О, Марина, у меня чувство, что я кого-то убила! —Вы время убили, Сонечка: «Который час?» — его спросили здесь, А он ответил любопытным: «Вечность». — О, как это чудесно! Что это! Кто этот он и это правда — было? — Он, это с ума сшедший поэт Батюшков, и это, правда, было. — Глупо у поэта спрашивать время. Без-дарно. Потому он и сошёл с ума — от таких глупых вопросов. Нашли себе часы! Ему нужно говорить время, а не у него — спрашивать. ...Но, Марина, представьте себе, что я была бы — Бог... нет, не так: что вместо меня Бог бы держал часы и забыл бы перевернуть. Ну, задумался на секундочку — и — кончено время. ... Какая страшная, какая чудная игрушка, Марина. Я бы хотела с ней спать. И ещё —55 стр.: — Марина, вы думаете, меня Бог простит — что я так многих целовала? — А вы думаете — Бог считал? — Я — тоже не считала. ...А главное, я всегда целую — первая, так же просто, как жму руку, только — неудержимее. Просто никак не могу дождаться! Потом, каждый раз: «Ну, кто тебя тянул? Сама виновата!» Я ведь знаю, что это никому не нравится, что все они любят кланяться, клянчить, искать случая, добиваться, охотиться... А главное — я терпеть не могу, когда другой целует — первый. Так я по крайней мере знаю, что я этого хочу. — Марина, я никогда не могла понять (и себя не понимаю), как можно — только что целовавшись — говорить молитву. Теми же губами... нет, не теми! Я, когда молюсь — никогда не целовалась, и когда целуюсь — никогда не молилась. — Сонечка! Сонечка! От избытка сердца целуют уста ваши. Я останавливаюсь, потому что теряюсь: я говорю сама с собой, нет, это Марина с Сонечкой, но я так делаю, так считаю, так веду себя сейчас, как они — тогда... И так — всю книжечку в 216 страничек. С остановками, чтобы не разорвалось сердце, чтобы не сойти с ума: можно ли сначала, чтобы тебя написали, а потом — ты есть? Сначала (19 век) — образ, а потом (в 20-м) — человек? Всегда было наоборот: сначала прототип, затем только — образ. Или же Цветаева летала так высоко, что с высоты своей души летящей видела весь двадцатый и меня — в середине (или же с краю?) — не люблю сравнений, как и не люблю впадать в крайности. — Бред. — Кто я? Просто я. Книжку прочла только к зиме, радуясь, когда находила явные (явленные) неточности "моего" образа и меня-сейчас. Но в глубине души понимала, что несоответствие — только внешнее: стиль одежды, а отсюда и привычки, диктуются веком. Конец 20-го века. Марат Тарасов, прочитав мои стихи: — Слишком много перьев и крыльев, оторвано от реальности, сплошная любовь... Начало 20-го. Маринины облака, звёзды до «стихов, как драгоценных вин» (1913) и после: — О, летящие в ночь поезда! — Я была для Вас Тающая легче снега... — И яблони — что ангелы — белы, И голуби на них — что ладан — сизы... — Снежный лебедь Мне под ноги перья стелет. Перья реют И медленно никнут в снег. Так, по перьям, Иду к двери, За которой — смерть. или: — Когда над головой блеснут Два пламенных крыла!.. — Имя твоё — птица в руке... или: Думали — человек! И умереть заставили. Умер теперь. Навек. — Плачьте о мёртвом ангеле! ...О, поглядите — как веки ввалились, тёмные! О поглядите — как Крылья его поломаны! Все крылья Марины — не перечесть, а любовь, любовь — красная нить — как кровавый след её жизни — в каждой строке. Мать называла её в детстве — лебедёнок. Любимый герой, Маринин образ — Наполеон, орлёнок. Душа потому и летает, что — любит. Душа потому и не может жить без любви... Люблю дыханье робкое ночей, ......................................... И всё — и руки — это уже — крылья, и окрылённая любовью — ввысь! И здесь, в этом стихотворении, образ был изначален, до прототипа. А Евгений Евтушенко прошлым летом, услышав, завёлся с пол-оборота, полчаса бился над последним четверостишием и протянул мне исправленное: Люблю забыться на кровати смятой между забытым и желаньем знать, что вновь меня швырнуло на кровать, где я летаю, став на ней распятой. Евтушенко — наша гордость российская, а — не увидел, что здесь не эротика, не пух и перья перин и подушек, но — улетающая от всего обыденного (даже от обычного представления о любви!)душа. Он увидел грамматику: — Нельзя!!! — закричал он, — быть распятой на кровать, — это всё равно что на лестница, здесь должен быть творительный падеж — т в о р и т е л ь н ы й падеж (ну не дико ли: творить, падая?). Нет, Евгений Александрович! Здесь есть акт творения, а не падения, а падеж винительный (заданный вопросом, и управляющий предлогом). Ибо женщина — с яблока райского — виновна в падении. А моя героиня — не женщина в постели, на постели, моя героиня — душа, и она творит, как и сотворена по образу и подобию Божьему. Это для вас, Евгений Александрович, поэзия — езда в незнаемое, а для женщины это — полёт. Но я говорю это сейчас, а тогда на все его нападки, — трижды — с улыбкой: Нет, Евгений Александрович. Любить любимого любовью, что лишь любовника достойна, Любить и любоваться на Любимый облик у окна. Любить… За что так больно словом Мы прямо по сердцу сурово Царапаем и сургучем Скрепляем чувства, и мечом На части разрубаем, словно Непримиримы мы с любовью? Любить, люблю, влюбленный, люб… О, как грубы слова для губ, Что тянутся лишь к поцелую! Но почему «тебя люблю я» Они вышептывают вновь, Ведь это меньше, чем любовь… ........................................... Кто определит, где больше, а где — меньше? Это также неопределимо, неотделимо, как Добро и Зло, жизнь и смерть. Это — две руки или два крыла. Маринино: Как правая и левая рука — Твоя душа моей душе близка. Мы смежены, блаженно и тепло, Как правое и левое крыло. Но вихрь встаёт — и бездна пролегла От правого— до левого крыла! 10 июля 1918 Моё: ***** Я всё чаще нелепо взмахиваю руками, но не взлетаю, и слезливые капли смахиваю: жалко, что не святая. А на голову мне напялили колпак с бубенцами криво. «Хорошо ещё, не распяли», — улыбаюсь счастливо. А когда меня спросят в старости: — Чего тебе не хватает?» Я отвечу: «Конечно, святости» и — растаю... 22.06.01 (10:30) и ещё: ***** Крыльев порой не хватает, чтоб в небо взлетать, Слов не хватает сказаться — куда и откуда. Белое облако — будто Твоя благодать. Тёмное облако — видимо, чья-то причуда. Голубь-сизарь завершил свой вчерашний кульбит, Света голубка беззвучно, как лада, выходит. Что-то сегодня душа никуда не летит, — Оба Завета ей, видимо, не по погоде. 23.05.01 (9:50) Поэт всегда стоит в центре противоречий, состоит из противоречий, которые разрывают его надвое: на тело и душу, на мирское и духовное. И поэт всегда — Человек, а не женщина или мужчина, он независим от пола. Я говорила своим друзьям-поэтам, что мы недоженщины и недомужчины. Каюсь, меряла по себе. Каюсь потому, что Цветаева-поэт — больше, чем женщина. Поэт-женщина всегда больше, чем женщина. Её любовь кажется страстью, но это всего лишь безудержность желания обрести гармонию двух начал: Маринино: Чёрным вихрем летя беззвучным, Не подругою быть — сподручным! Не единою быть — вторым! Близнецом — двойником — крестовым Стройным братом, огнём костровым, Ятаганом его кривым. Поэт проходит испытание, мужчина — на смелость, стойкость. Женщина — в умении сохранить искру своего чувства: ***** Я прошла испытание чувством до последней ступени, до края; и любить, как и жить, не боюсь я. Как светло эта флейта играет! Как легки её звуки, и трели поднимают до неба созвучий душу осени в спайке с метелью, — им чем выше обеим, тем лучше. И яснее становятся взгляды, и на сердце спокойствие ляжет: я смогла, пролетев листопадом, так в любви убедиться, что даже я поверила в счастье земное, пусть до дна не испила я чашу; и неважно, что ты не со мною, я лечу, упоённая, дальше, и попутчики мне не помеха, и союзники счастья надёжны. Я прошла испытание смехом издевательским, также, как ложью. Я глотала сомнений печали, уподобила слово металлу. Но мы оба с тобою не знали, что конец приведёт нас к началу. 22.02.01 (07:56) А ещё через три дня у меня выдохнулось: ***** Когда мы вместе — Дух Святой нисходит на нас двоих, и тройственность видна любому, кто любил, любим и будет... И ты поймёшь, любовь испив до дна, что Дух Святой к нам нисходил когда-то... И я люблю лететь в твои глаза, в которые теперь глядеть нельзя, которые по-прежнему так святы, что я молюсь на эти образа и постигаю молчаливость песни, когда мы вместе... Были ли мы вместе? Но жизнь — любовь, и в гневе жить нельзя. Так уподобься ты Святому Духу и снизойди до верности моей, а ты молчишь: тебе всегда видней, с кем хочешь ты во тьме идти под руку, кого ты хочешь в губы целовать... Ах, милый мой, мне ль этого не знать... Ведь Дух Святой сходил на нас тем летом... Молчу, молчу... И стоит ли об этом... 25.02.01 (19:54) Мой сегодняшний рассказ— не сравнительно-сопоставительный анализ творчества Марины Цветаевой и моих опусов, и не поэзия Цветаевой в призме моего миропонимания. Это всего лишь начало разговора о душе, о изначально крылатой душе, всегда возвращающейся (улетающей) к Тому, кто вдохнул её в образ свой, чтобы появился Человек. Сумеет ли каждый из нас осознать в себе лёгкость, невесомость души, сумеет ли сохранить её чистый свет — это уже вопрос не литературы, но жизни. |