МОНТАЖНИКИ ЕДУТ ОТДЫХАТЬ Пастухов ел гуляш и нахваливал: — Чудесно! Великолепно! Восхитительно!— Казалось, что он дает оценку не гуляшу, а по меньшей мере первой атомной электростанции. И, обращаясь непосредственно к Игорю, с иронией произнес: — Теперь я понимаю, почему вы не спешите с окончанием строительства линии. Солнце, воздух и такие гуляши... Нет, определенно я бы и сам не стал спешить... — Правда? — воскликнула Светлана, внимательно следившая за разговором.—Вы серьезно? Вам понравился ужин? Пастухов тотчас повернулся к девушке. — Бог свидетель, Светлана Ивановна, такой гуляш я ем впервые в жизни. Да неужели мой аппетит не говорит об этом?! Светлана победно взглянула на Игоря, «мол, вот что говорят знающие люди», а Пастухов продолжал: — Обязательно возьму у вас рецепт приготовления. Привезу его своей жене и скажу: учись! Дадите рецепт? — Это же просто, Илья Матвеевич, — смутилась Светлана, — я и сама не знала, Гриша научил... — Что за Гриша? Это еще кто такой? — Бровь у Пастухова приподнялась. — Волков. Разве вы его не знаете? —- А-а-а , Митрич. Замечательный парень, золотые руки, но у него так не получится, уверяю вас. Ученик всегда превосходит своего учителя. Закон жизни. Игорь взглянул на Пастухова — подшучивает или серьезно? Но на лице начальника ничего прочесть было нельзя. «Наверное, серьезно», — решил Мартьянов. Он давио заметил в Пастухове такую черту: интересоваться абсолютно всем — тунеядцами и проблемой озеленения улиц, международной валютной таблицей и охотой на зайцев, колхозной самодеятельностью и, вот сейчас, гуляшом. — Для этой цели лучше всего подходит баранина... — раскрывала Светлана «секреты» походной кухни. Она села напротив Ильи Матвеевича, и Пастухов весь обратился в слух. — Мясо режется кубиками и обжаривается с жиром... — А лук?! — спросил нетерпеливо Пастухов. — Я люблю, чтоб луку было побольше. — Лук потом. Вначале мясо нужно залить горячим бульоном, добавить томат-пюре, потушить час-полтора, а вот тогда-то можно класть и лук, репчатый, рубленый... Мартьянов с интересом прислушивался. Оказывается, приготовить простейший гуляш, которым Светлана пичкает их чуть ли не каждый день, тоже наука. И он уже с гораздо большим уважением стал тыкать вилкой в тушенное по всем законам мясо. И работа поварихи стала ему казаться более значительной. Ведь сказал же кто-то, кажется, Наполеон: «Путь к сердцу солдата лежит через его желудок». Стало быть, желудок играет не последнюю роль в любом деле. Чем черт не шутит, возможно, часть процентов перевыполненного плана корнями уходит в Светланин котел?! И Мартьянов, съев гуляш, сказал: — Спасибо, Светлана Ивановна, ужин сегодня действительно превосходный. А на завтрак приготовьте, пожалуйста... Скрипичкина, Пастухов и Мартьянов еще сидели за столом, ведя гастрономические разговоры, когда показался Олег Синельников. Одет он был по-праздничному. Кремовая, в чуть заметную елочку, рубашка приятно контрастаровала с темно-синим цветом брюк. Наваксенные «стиляжьи» полуботинки таинственно поблескивали. Столь же таинственно он спросил, обращаясь к Мартьянову: — Какой сегодня день? — Суббота, — ответил вместо Игоря Пастухов. — Правильно,—подтвердил Синельников.— Что мы делаем в субботу? — По-видимому, отдыхаете, — пожал плечами Пастухов. — Правильно, — снова подтвердил Олег, — по субботам мы всегда выезжаем отдыхать. — И на здоровье, — сказал Пастухов. — Требуется машина,—сказал Синельников. — Машины нет, — вмешался Мартьянов, — Илью Матвеевича надо подкинуть на вокзал. Так что.. — Нас ждут в колхозе, там же сегодня концерт художественной самодеятельности, — перебил Синельников, — Жора просил обязательно быть. — И танцы, — умоляющим голосом продолжила Светлана, обращаясь прямо к Пастухову, — Лукьяненко говорит, что у них по субботам всегда танцы. — Лукьяненко говорит, значит, все правильно, — засмеялся Илья Матвеевич, — лично я против танцев ничего не имею, — и, повернувшись к Мартьянову, таким же жалобным, как у Светланы, голосом попросил: — Игорь Николаевич, разреши, суббота ведь... — А вы? Вы же сами говорили, — Игорь провел ладонью по горлу, — вот так вам надо быть сегодня в Евпатории. — Я говорил? — притворно удивился Пастухов. —- Я говорил, к утру надо быть. Ты меня просто не понял. — Может быть, — усмехнулся Игорь и закричал, повернувшись в сторону палатки, — Гена! Сафонов! — Чего?! — тотчас откликнулся Сафонов. — Заводи машину! Едем к Зозуле. Подпрыгивая, несется по степной дороге автомашина. Свет фар вспугивает зайцев, и те сломя голову несутся сами не зная куда. Шум двигателя пугает все живое: торопливо улетают степные журавли, недовольно покряхтывая, как сварливые тещи; из-под колес вылетают хохлатые жаворонки, устроившие ночлег прямо в пыли дороги. — Улю-лю-лю, — несется им вслед из кузова, — держи, лови, хватай за хвост. За хвост, говорю, держи! В кузове гомон и смех — марьяновцы едут в колхоз. На танцы! На концерт художественной самодеятельности! На Жоркин концерт! — Посмотрим, посмотрим, что он там натворил, — смеется Мартьянов, — если плохо, то назад заберем. — Так его Зозуля и отпустит! — отвечает ему Олег Синельников, — наш Жорка теперь деятель культурного фронта. Зозуля держится за него обеими руками. — Обеими руками, говоришь? Это хорошо. Так и надо. Пусть знают севастопольских монтажников! Синельников ему на это ничего не ответил и, наклонившись к окошку кабины, прокричал: — Светлана! А ну —- песню! — Что?! — высунулась из кабины Светланина голова. — Запевай, говорю. Скрипичкина не стала отказываться запевать, так запевать: Огней так много золотых На улицах Саратова. Парней так много холостых, А я люблю женатого... Синельников сморщился, как от зубной боли. Ну и певица! Ну и голос — отрава! — Светлана! — У? — прервалась Скрипичкина «на любви к женатому». -— Ты когда-нибудь в своей жизни пела? — старался перекричать шум мотора Олег. — В школе. В хоре. А что? — Вот и подожди. Когда запоем хором, тогда и вклинишься. Поняла? — Ну и пожалуйста, — надулась Светлана. — Митрич! Давай! И поплыла над степью песня... Вырос парень крепкий душой, Едет парень в город большой... — Подхватывай! Ты, брат, молод, кровь — как вино. Счастье в руки всем нам дано... Слушает песню маракутская степь. Звонкую. Задорную. Не успела она отзвучать, как хор, не сговариваясь, подхватил знаменитую «Тачанку-ростовчанку, все четыре колеса». Песня сменяет песню. Тут и «Удар короток, и мяч в воротах», и «Ехал я из Берлина», и «Севастопольские улицы вечерние», и... Да разве все песни можно перечислить!! А спидометр на машине продолжает наматывать километры. Зайцы в страхе мечутся по степи. Вот бы сейчас сюда Пастухова с его ружьем! И снова из-под колес в темень ночи взлетают короткопалые жаворонки (бедные пташки, не дают им спокойно подремать!), и снова в кузове гомон « смех — молодость ищет раавлечений, молодость едет веселиться. ...Наверное, за всю историю своего существования клуб не вмещал сразу столько людей. Сегодня здесь танцы, концерт и снова танцы. Танцы без ограничения времени. До упаду! Так могут танцевать только в сельских клубах. Куда там нашим облегченным городским танцулькам до деревенского размаха! Разве могут выдержать сравнение городские танцпятачки, где «мероприятие» полностью заканчивается в 23-00, с настежь распахнутыми дверьми колхозного клуба?! Нет, конечно. Монтажники сразу же по достоинству оценили это. Работать так работать, а танцевать так до утра. Светлана не давала своим ногам ни минуты отдыха; казалось, что сегодня она хочет оттанцевать за целый месяц. И в этом ей шли навстречу — в партнерах недостатка не было. На зависть деревенским красавицам, Светлану ни на минуту не оставляли в покое. То и дело слышалось: — Светлана Ивановна! Разрешите! Этот вальс вы обещали мне. — Следующ.ий танец за мной! Не забыла, Светочка? — Жо... то есть Светка, сбацаем? Светлана внимательно оглядела Жорку с головы до ног и небрежно проронила: — С тобой не буду, не заслужил еще, товарищ худрук. — Ну и не надо! Не больно и хотелось, — обиделся Лукьяненко и, поправиз «бабочку», с независимым видом отошел в сторону. Скрипичкиной не дают скучать. Нет, что бы кто ни говорил, но много значит на сегодняшний день красивая внешность! Игорь с Зозулей стоят у бочонка с пивом и ждут, когда освободятся кружки, захваченные более предприимчивыми монтажниками. В ильф-петровские времена пиво выдавалось «только членам профсоюза», а сегодня этот напиток пили в первую очередь на правах гостей монтажники да Зозуля, которому сделали исключение как председателю колхоза. Впрочем, местные хлопцы не особенно страдали от этих ограничений. Колхоз «Гигант» был зажиточным, и почти в каждом доме было вдоволь наварено своего пива. Вот Зозуля ухитрился завладеть кружками, и Игорь получил возможность оценить напиток по достоинству. — А ничего, — похвалил он, — напоминает рижское. — Лучше, уверяю тебя, лучше!—воскликнул Зозуля. — Ты пей, пей. В Севастополе такого пива не бывает. Сами варили. Пил Игорь пиво и сдержанно похваливал. Похваливал и наблюдал за Волковым. «Эх, Гришка, Гришка!» А великан, ничего не замечая, прислонился к стенке и следил за Светланой. В его взгляде скользила ничем не прикрытая ревность. Говорят, что ревность на данном историческом этапе является пережитком проклятого прошлого, а вот сейчас тень прошлого витала над вполне современным человеком и скалила зубы. Митрич ревновал в открытую (вот что значит не посещать лекций на морально-этические темы!). Светлана держала себя со всеми ровно, и, на Игорев взгляд, поводов для ревности у рыжего «мавра» не было. Мартьянов взглядом отыскал Скрипичкину и внимательно посмотрел на нее. Скрестились взгляды, и Светлане сразу же сделалось жарко, должно быть, от выпитого пива и танцев. А может быть, и не от пива, потому что никто не видел, чтобы она его пила. Встретились взгляды и тотчас разошлись. Светлана небрежно повела плечами, — дескать, нечего за мной наблюдение вести. «Чего это она, — подумал Игорь, — неужели рассердилась на меня за что-нибудь? По-моему, за последнее время у нас никаких столкновений не было. Ничего не понимаю!» — О чем задумался, Игорь Николаевич? — ворвался в мысли Зозулин голос. — Выпьем еще по кружечке, чтоб дома не журились, и, пожалуй, можно один разок станцевать. Да, можно! Зозуля допил пиво, крутнул ус и помчался к Светлане. — Пожалуйста, танго! — попросил он баяниста. На полуноте оборвался вальс, и раздались звуки замедленного танго — персональная просьба председателя колхоза. — Разрешите, — Зозуля остановился перед Скрипичкиной. — Пожалуйста, — протянула ему руку Светлана. Танго — единственный танец, в котором Зозуля умел кое-как передвигать ноги, и этот танец он хотел станцевать с некоронованной королевой вечера Светланой Скрипичкиной. Конферанс вел Жора Лукьяненко. Он с завидной непринужденностью держался на сцене. Его нисколько не смущали сотни глаз, устремленных на него. Было ясно — он рожден для эстрады. — Бетховен. «Крейцерова соната», — объявил он. -— Исполняет на скрипке тракторист Гоша Сапегин. Партию фортепьяно ведет агроном Петр Дмитриевич Машаркин. Сапегин выходит на сцену и неумело раскланивается. На его лице написаны робость и смущение. Жора подбодряет его взглядом. Но вот смычок коснулся струны, и словно порывистый ветер ворвался в зал-. Страстная, полная мужества музыка наэлектризовала людей. На секунду застонала скрипка, словно умоляя о чем-то, и снова маршевый победный взлет. Мелодия скрипки привольно разливается по залу, за ней повторяет мотив фортепьяно. Бурные вспышки и мимолетная грусть — все воплощено в «разговоре» двух инструментов. — До чего замечательно, — шепчет на ухо Волкову Гена Сафонов, — прямо-таки артист... — Отвяжись,—бросает Волков односложно. Музыка расстроила его. Да и Светлана сидит рядом с Игорем, это тоже не ускользнуло от его взгляда. Будет после этого хорошее настроение! А музыка продолжает петь о жизни, о счастье, о радости всего земного. Музыкантам хлопали долго — ладоней не жалели. Гоша Сапегин засмущался и, кивнув торопливо головой, покинул сцену. Это было первое в его жизни публичное выступление, и; он еще не привык к аплодисментам. — Минуточку внимания, — Жора поднял руку и подождал, когда установится тишина. — Даю справку. Гоша Сапегин заканчивает десятый класс вечерней школы. Тракторист по специальности, скрипач по призванию. В нашем колхозе все свое. Свои музыканты и свои поэты, свои композиторы и сваи лекторы... — Жора, — протяжным голосом спросил Машаркин, вставая из-за фортепьяно, — при чем же тут лекторы? — Как при чем?! — повернулся к нему Лукьяненко. — Свой лектор в колхозе просто таки необходим. Как, Сергей Федорович, поддерживаете идею насчет лектора? — обратился Лукьянеико к сидящему а зале Зозуле. — Поддерживаю, — ответил председатель колхоза, хотя и не сообразил еще, для чего колхозу собственный лектор. «Ну уж наверное Жорка что-нибудь придумал». — Вот видишь, — обрадовался Лукьяненко, — все за. - А-а-а, понимаю, — поднес палец к голове Машаркин, — это для того, чтобы мы умели не только слушать лекции, но и понимать? — Совершенно верно. Это просто необходимо. Помнишь, как нам недавно читали лекцию—- «Мораль и эстетика»? — Помню, конечно. И Машаркин, надев на нос пенсне, менторским, тоном произнес: — Товарищи члены общественного коллектива, именуемого колхозом! Чтобы рассмотреть данный вопрос с точки зрения диалектики, то диалектическая концепция анализа, в связи с примитивной эстетикой, будет являться идейной базой данного вопроса. Итак, товарищи члены общественного коллектива... Зал вздрогнул от хохота. Машаркин снял пенсне -и спрятал его в карман. — Вот так, примерно, нас просвещал городской лектор. —- Но наш сторож, дед Кузьма, ему тоже здорово ответил, — улыбнулся Лукьяненко а отыскал глазами деда. — Что дед Кузьма?! — прокричал с места сторож и заерзал на стуле. — Я говорю, правильно вы тогда выступили, — через головы сидящих повел с ним разговор Жора. — Что я ему сказал?—.насторожился дед.— Я ж ни на какой лекции не был. Но зрители уже не слушали деда Кузьму и торопили Лукьяненко. Что он там сказал?! Лукьяненко откашлялся и скрипучим голосом деда Кузьмы произнес: — «Товарищи! Оно пошто поди конешно, ежели дескать, так сказать. В самом деле почему? То оно не што- либо как, и не как- либо што, а то случись иное дело и — пожалуйста. У мене — все». — Вот что сказал наш дед Кузьма. Выступил не хуже городского лектора. И снова не может успокоиться зал. А дед Кузьма тычет в сторону сцены пальцем и, смеясь, кричит: — Ах шельмец! Поддел-таки деда. — Здорово! Волков, верно здорово? — спрашивает Сафонов. Волков мычит в ответ что-то невразумительное. — Митрич, Митрич... — Да замолчишь ли ты наконец! — Волков ткнул Генку кулаком в бок, и тот с недовольным видом отодвинулся подальше. «Не иначе, как с ним что-то стряслось, — думает про себя Сафонов, — на глазах испортился человек». А Лукьяненко, поправив «бабочку», объявляет следующий номер: — Старинная русская песня... исполняет... — Каким он был пижоном, таким и остался, — наклонилась к Мартьянову Скрипичкина, — «бабочку» нацепил! — Я ему говорил, чтоб снял, да Зозуля против, — засмеялся Игорь. — Чтоб у меня было, говорит, как в Большом театре. На них недовольно шикнули, и Светлана с Игорем поспешили замолчать. После песни снова появился на сцене Лукьяненко и торжественно объявил: — Поэт-монтажник Григорий Волков! Стихотворение «Мы сломим волю Маракута». Исполняет... Разрешите мне исполнить, как старому монтажнику. Зрители рассмеялись и милостиво разрешили. И зазвучали в зале стихи бригадного поэта: Мы не приходим на готовое, Хоть и такие есть нередко... Мы сами, сами строим новое В нелегких буднях семилетки! Что ж, нам порой бывает круто: Открыты солнцу и ветрам, С трудом мы движемся, как будто Не по степи, а по горам. Мы сломим волю Маракута, Зажжем в ночной степи огни. И в жизни новые маршруты Нам будут освещать они! Хлопали исполнителю. Хлопали автору. — Я давно знала, что Гриша стихи пишет,— шепчет Светлана Игорю на ухо. — Еще какие! — восклицает Игорь. — Я ж говорил, что Волков замечательный человек. — Гриша очень хороший, — подтвердила Светлана, — он мне всегда помогает. Я просто не знаю, как бы я без него справилась на кухне. На них опять шикнули. — Давайте слушать, Светлана Ивановна. Концерт продолжался. На крыльцо вышли трое — Скрипичкина, Мартьянов и Волков. Вышли подышать свежим воздухом и полюбоваться звездами. — Хороша ночка, даже спать жалко,—сказал Игорь. — Ничего, — согласился Волков. — Ночь просто замечательная! — подтвердила Светлана. — Есть предложение прогуляться по степи, — предложил Игорь, и глаза его хитро блеснули, — впрочем, в темноте этого никто не заметил. — Я — за, — тотчас же согласилась Свет¬ лана, — идемте, Игорь Николаевич. Туда. — А Митрич не против? — Мартьянов посмотрел на Волкова. — Пойдешь в степь, Гриша? — спросила Светлана в надежде, что Митрич откажется. Митрич не отказался. ... Идут трое по степи. Как хорошо и спокойно сейчас на сердце у Светланы. Как удивительно легко дышится. Какими трелями заливаются неугомонные цикады. Как прекрасен их ночной концерт! Ох как тяжело на душе у Волкова. Безжалостное солнце так раскалило за день землю, что и ночью нечем дышать. Нахальные цикады не умолкнут ни на минуту, как будто без них и верещать некому. Все раздражает Митрича — сказываются недели работы под палящим солнцем, трудной, мужской работы. «Уехать бы сейчас в Севастополь, — думает Митрич, — в городе сейчас хорошо и...» Додумать Волков не успел, он услышал голос Мартьянова: — Чуть не забыл! — Что случилось, Игорь Николаевич? — испугалась Светлана. — Совсем из памяти выскочило! У меня же свидание. — С кем?! — Светлана не услышала своего голоса. — Есть тут одна хорошая девушка, — усмехнулся Игорь, — мне она очень понравилась. Я пошел. А вы гуляйте, гуляйте, — торопливо сказал Игорь, видя, что Светлана тоже собирается уходить, — день завтра выходной — выспитесь... Остались в степи двое. Двое и должны оставаться. Третий — лишний! — Как концерт, Светлана? Понравился? — Угу, — отвечает Скрипичкина. Голос у нее какой-то дребезжащий. Чужой, противный голос. — Мне тоже понравился, особенно Жорка. Замолчали. Слышен только стрекот кузнечиков и рулады цикад. Молчание затянулось. Неужели они все время будут молчать?! Нет, заговорили. — Утром назад. - Да. Праздные, ни к чему не обязывающие вопросы — ответы. И снова молчание. Волков! Нельзя отмалчиваться. Волков, скажи что-нибудь существенное. Ты же мужчина, Волков! Мужчина должен быть смелым. Ты же ее любишь! Скажи ей то, что тебе хочется сказать. Не зря ведь Мартьянов устроил это свидание. Ну! — О чем задумалась, Светочка? — Так, ни о чем. Волков осторожно взял девушку за руку. Светлана вздохнула, но руки не отняла. — Пройдемся еще? Светлана согласно кивнула головой. Что ей еще оставалось делать? Она вышла прогуляться по степи, вот и гуляй себе на здоровье. Повеселел Волков. Вот оно, счастье! А впереди — даль! Невидимая, неясная, волнующая даль. Идут двое по степи и приближают даль. Остановились. Удлиненные луной тени приросли к жухлой траве. Утонула Светланина ручка в руке Митрича. Светлана улыбается, но своему воспоминанию. Улыбка у нее виноватая-виноватая. И вдруг Волкову до боли стало жалко ее, так же, как тогда, когда он впервые ее увидел. Захотелось прижать ее к сердцу крепко-крепко. Рука потянулась к плечу. Светлана, словно проснувшись, вздрогнула, и горестная гримаса исказила ее лицо. Она всхлипнула. Митрич испугашю отдернул руку. — Что с тобой, Светочка? Кто тебя обидел? — Ничего, ничего. Так, пустяки. Волков вытирает ей платком слезы, гладит ее по голове. Она тихонько, но настойчиво отводит его руки. — Не надо, Гриша. — Что же с тобой? — Все. Больше я не плачу. Ты видишь, я уже не плачу. — И вдруг неожиданное признание слетело с ее уст. — Не люблю я тебя, Гриша. Ты очень хороший, Гриша. Ты все поймешь. Рука отдернулась, как от удара электрическим током, — Кто он? Игорь? — Не знаю. Ничего не знаю. — Давно ты его любишь? — спрашивает Митрич, как будто это столь важно сейчас. — Не знаю, не знаю. Ничего не знаю, — твердит Светлана. ...Тяжело, устало, нерадостно дышит степь. Какая духота — дышать нечем. Не иначе, будет дождь. Давно не было дождя, дождь просто необходим. — Пойдем спать, Света, поздно уже. — Да. Поздно. Надо идти спать. Грустные человеческие тени скользят по земле. Луна по прежнему на своем месте. Она равнодушно смотрит с высоты на людей—видно, привыкла за миллиарды лет своего существования к удачным и неудачным объяснениям. Этим ее не удивишь. |