ВОЗМУТИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ Солнце взобралось на такую высоту и так немилосердно жгло, что трудяга-термометр поспешил спрятаться в тень, не забыв показать при этом + 35! Это в тени. А если с глазу на глаз со светилом? —- Мамоньки-девоньки, — жалобно пропищал Лукьяненко, — неужто быть нам заживо поджаренными ? — Брось хныкать, — отмахнулся от него Олег Синельников, — ешь лучше, а то ноги протянешь. Но хорошо сказать другому — ешь. Олег и сам больше вилкой тыкал в миску, чем ел. При такой жаре окрошечку бы со льдом, а не стандартный гуляш. — Олежек, — не унимался Жора, — ну придумай что-нибудь. Ты же мастер находить выходы. Но искать выход на этот раз Синельникову не пришлось. Мартьянов сам нашел его. — Вот что, хлопцы, — Игорь с неодобрением посмотрел на солнце, срывающее распорядок дня, — часика четыре отдохнем, а как спадет зной, наверстаем упущенное. Согласны? Края палатки приподняли, и создалась естественная вентиляция. Монтажники улеглись на кровати, и направленный ветерок заскользил по лицам, по голым животам. Дышать сразу стало легче. Но все равно не хотелось двигаться, разговаривать, даже думать не хотелось. Поэтому не прошло и пятнадцати минут, как парусиновые стены палатки закачались от дружного храпа. Один Лукьяненко не мог уснуть. Он полежал с полчаса, потом вдруг вскочил с кровати, достал из тумбочки зеркало и стал что-то мудрить со своим лицом . — Ты что? — лениво спросил Синельников, приоткрывая один глаз. — Не люблю массовые мероприятия, — презрительно проговорил Жора, — буду проводить свободное время по своему вкусу. — А-а, — промычал Синельников, — ну, действуй тогда, — и, повернувшись на другой бок, тотчас уснул. Но спать ему пришлось недолго. Вдруг с той стороны, где находилась палатка Скрипичкиной, раздался крик. Дикий крик перепуганного человека. Все вскочили со своих кроватей и прислушались. Кричала Светлана. Монтажники все как один ринулись на помощь. Митрич, делая бешеные скачки, достиг палатки первым. Светлана, вся съежившись, закутанная в простыню, сидела на кровати и всхлипывала. Ее била мелкая дрожь. Увидев Митрича, она вцепилась в его руку. — Что с тобой? — испугался Волков. — Не... не знаю, — ответила Светлана и еще крепче сжала руку Волкова. Палатка стала наполняться людьми. — Что же все-таки случилось, Светочка? — Волков, сам того не замечая, гладил волосы испуганно вздрагивающей девушки. — Говори, говори, — подбодрил ее Мартьянов. — Светлана обвела взглядом настороженные лица ребят и всхлипнула. Я легла отдохнуть... Только задремала, и вдруг входит — страшный, с бородой длинной такой... — Хоттабыч, наверное, прилетал, — высказал предположение Сафонов. Гена стоял слишком близко к Волкову, и тот успел ткнуть его кулаком в бок за неуместную шутку. — ...подошел ко мне и палкой стал щекотать пятки. — Приснилось, — засмеялся Мартьянов. — Нет, не приснилось, — упрямо тряхнула головой Светлана, — у него еще и усы были огромные, я хорошо запомнила. — Портрет Зозули, — снова вставил слово Сафонов. На него шикнули, и он замолчал. — ... я вскочила, а он сказал — «хурды-мурды — рыжие морды» и исчез. Мартьянов не знал, что и думать. Какое принимать решение. — Вот что, — наконец сказал он, — ты, Волков, подежурь здесь. Пусть Светлана успокоится. А мы пойдем. Всем нам тут нечего делать.. «Приснилось, — решил он про себя, — насколько я знаю, чудес на свете не бывает». - Игорь Николаевич, — окликнул его Синельников, когда они вышли из палатки Скри-пичкиной, — можно вас на минуточку? — Да. Что такое? — Скрипичкиной не приснилось, — зловещим шепотом проговорил Синельников. — Ты откуда знаешь? - Сам видел этого домового. — Где? — Только что у нас в палатке. — Что же ты молчал?—воскликнул Игорь. Олег подошел вплотную к Мартьянову и что-то тихо ему сказал. — Не может быть! А доказательства? Чем ты можешь это подтвердить? — Вам еще и доказательства нужны? — усмехнулся Олег. — Давайте пройдем к себе в палатку, может быть, он снова появится. Далеко он уйти не мог. Согласны? — Согласен. Мартьянов с Синельниковым вошли в палатку и легли на свои кровати. Ждать им пришлось недолго. Устало опираясь на суковатую палку, к палатке Скрипичкиной шел сгорбленный старик. Его длинная волнистая борода отливала белизной. Резко выделялся неестественно длинный нос, В руках у этого странного субъекта была внушительных размеров коробка. На черной коробке белый крест и какая-то надпись. Когда старик приблизился к палатке, Игорь и Олег сумели прочитать надпись — «АТОМИС БОМ-БАС». — Пусть заходит, — шепнул Мартьянов Синельникову, — его Митрич там встретит. —- Что ты, — не поддержал его Олег, — этого допускать нельзя. Будет мировой скандал. Старик внезапно остановился и настороженно стал прислушиваться. Несколько секунд он напряженно вглядывался в сторону «командирской» палатки и... неожиданно пустился наутек. — Спугнули! — воскликнул Синельников.— Говорил , надо тише. Притворяться было бесполезно. Заговорщики вскочили с кровати и бросились вдогонку. Догнали они старика метрах в трехстах от палаток: несмотря на преклонные годы, старик бегал , как Владимир Куц в расцвете своего таланта. — Стой! — закричал Мартьянов. — Кто такой? Видя бесцельность бегства, старик остановился. Подбежал Синельников и внимательно посмотрел на физиономию «деда». — Так и есть, — сказал он торжественно, — заслуженный артист республики... Простите, забыл фамилию. «Артист» молчал и только тяжело дышал — чувствовалось отсутствие постоянных тренировок. Игорь двумя пальцами потянул «старика» за бороду. Борода легко отделилась. — Пакля? — спросил Игорь, как будто это было так важно. —- Пакля, — подтвердил Жорж. — Здорово! — восхитился Игорь. — Ничего, — сдержанно похвалил себя Лукьяненко. — Я тебе дам « ничего »! — нахмурился Игорь. — Ему Митрич и без вас даст, — усмехнулся Синельников, — за Скрипичкину он из Жорки настоящего старика сделает, век будет кашлять и кланяться медицине. — Волкову бы не надо говорить, — попросил Жора. — Это почему же ? Боишься ? — Нет... Но все же.. — Предусмотрительность — качество завидное, — подковырнул Олег, — а раньше ты о чем думал? И с чего это тебя вдруг в старики потянуло? Молодость надоела? И оделся, как на Северном полюсе. А сам кричал: «Жара, жара, работать невозможно». — Искусство требует жертв, знаете такое изречение? Вот я и страдаю,—вздохнул Жора. — Деятель, — хмыкнул Синельников, — артист-на летчик... — Вот видите, — Жора повернулся к Игорю, — опять не верит. — Чему не верю? — насторожился Синельников. — Что артист из меня получится. Вот я и решил доказать... — Сообразил, — расхохотался Олег. — Мальчишка ты еще совсем, — удивился Мартьянов, — честное слово, мальчишка. Ребенок. — И, обращаясь к Синельникову, добавил: — А ты тоже хорош, разве над мечтой можно смеяться! — Да ведь мы... — И не оправдывайся, — перебил его Игорь, — виноват. Теперь надо исправлять положение. Для начала поступим так: ни слова Волкову. Раз. — А что — два? — заинтересовался Лукьяненко. — А что два, ты потом узнаешь. Я еще с тобой завтра поговорю как следует. А сейчас иди отдыхай. Набирайся сил. Рабочий день еще впереди. ...Не «завтра», а только через неделю между Лукьяненко и Мартьяновым состоялось продолжение разговора на артистическую тему. — А все-таки здорово у тебя тогда получилось! — сказал Мартьянов. — Умеешь перевоплощаться. По правде говоря, Лукьяненко ждал сейчас разноса в пух и прах, а тут вроде получается, что начальник и нахваливает еще. Случайно, не подвох? Надо быть осторожным. — Не думал я, что Скрипичкииа такая нервная, — на всякий случай стал оправдываться Лукьяненко, — больше не буду, Игорь Николаевич. . — И не надо, Жора. Ну ее к монаху, эту девицу, — с ней, кроме горя, ничего не наживешь. Ты бы лучше самодеятельностью занялся. — Какой самодеятельностью? — удивился Лукьяненко. — Уж не Олег ли Синельников собирается петь? Так ему лучше в цирк идти, тяжести поднимать. — При чем тут Олег. В нашем подшефном колхозе самодеятельность надо подтянуть. Не клеится у них что-то. — Кто меня туда пустит? !— оторопел Жорж. Такого поворота событий он, конечно, не мог ожидать. — Как кто! — небрежно ответил Игорь, как будто ничего неожиданного не произошло, а без слов все ясно. — Наша бригада может тебя туда направить. Поможешь колхозникам? — Не знаю, — ответил Лукьяненко , и с его лица исчезла скептическая улыбка. За долгие годы он сейчас впервые задумался над ответом. — Не знаю, дело серьезное. Как бы сказать, ответственное. — Конечно, ответственное. Но ребята тебе верят. Кстати, это инициатива Синельникова. Знаешь такого? — улыбнулся Игорь. Но Лукьяненко не спешил с ответной улыбкой. Он был серьезен сейчас как никогда. — А с работой как? С трудовой повинностью? -— Жора вопрошающе посмотрел на Мартьянова. — Работа от этого не остановится. Да за одного тебя Зозуля обещал мне пять человек дать, — засмеялся Мартьянов, — бизнес, как ты выражаешься. А что касается трудовой повинности, то мне кажется, что для начала ты поработал неплохо. Удовлетворительно даже, можно сказать. Да что ты мне о какой-то повинности говоришь, — вдруг разозлился Игорь. — Можешь заявление писать «по собственному желанию» — освободим, и перейдешь на другую работу. Через месяц домой едем, — сказал Мартьянов, уже успокоившись, — надо доказать колхозникам, на что способны горожане, пусть у них останутся о нас только хорошие воспоминания. По рукам?! — Ну что ж, я согласен, Игорь Николаевич. Так Георгий Лукьяненко, неожиданно для всех и прежде всего для самого себя, стал руководителем кружка художественной самодеятельности в колхозе «Гигант». |