БЛОК, ЕВТУШЕНКО И ПУШКИН — Пи-ить, пи-ить,—просит какая-то пичуга. Игорь свинчивает пробку с фляжки и жадно глотает тепловатую воду. На какую-то долю секунды становится легче. — Пи-ить, пи~ить, — не унимается пичуга. Пить? Да, надо пойти и дать напиться этому пижону. «Пижон», Жорка Лукьяненко, просто-напросто забыл свою флягу в палатке, а без воды попробуй в такую жару! Игорь из-под ладони всматривается в квадраты вырытых ям. Где-то здесь должен быть Лукьяненко. Третий день возится он со своей ямой и никак не может ее одолеть. То ему помешала мозоль, которую он натер ровно через пять минут после того, как взял лопату в руки, То грунт, который в его яме оказался крепче, да казалось, что голос светится. так исполнять Блока мог только талантливый артист, а что это был Блок, Игорь ни на секунду не усомнился, он узнал поэта по строю мысли, по душевной интонации. Чтец продолжал: Женщины с безумными очами, С вечно смятой розой на груди! Пробудись! Пронзи меня мечами... Игорь заглянул в яму и встретился глазами с Лукьяненко. Одну секунду длилась пауза, я совсем другой голос, словно в яме находился второй человек, ядовито и насмешливо спросил: — Подглядываете, товарищ начальник. Неэтично с вашей стороны. — Да нет, я слушал, — словно оправдываясь, ответил Мартьянов и в свою очередь спросил: — Блок? Раннего Блока читал? — Блока. А вы, товарищ техник, даже знаете, что на свете существовал такой поэт? — В школе проходил, — ответил Игорь, пропуская иронию мимо ушей. — А ты знаешь, чьи вот эти стихи? И он без всякого перехода продекламировал: Выходи на балкон. Слышишь — гуси летят. Как тогда? Как тогда! Время к старости, брат... Нет, я в старость не верю, на крыльях держись! Верю в жизнь, верю в смерть и опять снова в жизнь... - Чьи? Говори быстрей! — Маяковского, — Неуверенно произнес Лукьяненко, угадывая знакомую со школьной парты поэтическую лесенку. — Не знаешь. Владимир Луговской. — Не знаю, — передразнил Лукьяненко, — я вам сейчас столько стихов наговорю, что и вы знать не будете. — А ну, давай! — Даю. Живописцы, окуните ваши кисти В суету дворов арбатских и в зарю, Чтобы были ваши кисти, словно листья, Словно листья, словно листья к ноябрю. Игорь еще раз подивился мастерству исполнения Лукьяненко. Что-что, а подавать слова Жора умел. — Булат Окуджава. — Он самый, — удивился Лукьяненко быстрой разгадке, — а это? Ты мерцаешь многие сотни веков, Марс, планета мечтателей и чудаков. Марс — обитель таинственных Аэлит... — Роберт Рождественский, — без всякого труда назвал поэта Мартьянов. — Теперь слушай ты. Ваш выход, артист. Ваш выход. Забудьте усталость и робость. Хотя не для вас ли вырыт зал, бездонный, как пропасть? И вам по краю, по краю, по очень опасной грани, по грани, как по канату, с улыбкой двигаться надо... Ваш выход, артист... Нравится? — Здорово. Кто? — Тоже Рождественский. — А я почти ничего не читал Рождественского, — признался Лукьяненко. — Попадется, обязательно прочту. Здорово он об артистах... — А что ты вообще читаешь? — полюбопытствовал Игорь. — Недавно «Трех товарищей» прочел. Мировецкая книжка. — А Толстого, Паустовского, Пушкина ты любишь? — Пушкина? — Лукьяненко задумался. Когда-то давно, года три назад, вот так же, как и сейчас, зашел разговор о литературе. О поэтах. И .кто-то спросил тогда Жору: — А Пушкина ты любишь, артист? «Артист» ничего не успел ответить, вместо него вмешался Кирюха и безапелляционно заявил: — Пушкин — это пройденный этап. Евтушенко — сила, Окуджавка (он так и сказал — Окуджавка) — сила, Вознесенский — сила,—и тут же процитировал: Я — семья, во мне, как в спектре, живут семь «я», невыносимых как семь зверей, а самый синий свистит в свирель! По всему было видно, что Пушкин обществом тунеядцев и стиляг не принимается. Видно, останется Александр Пушкин во веки веков мерилом чистоты душевных устремлений и побуждений. Как насыщенность химического раствора проверяется на лакмусовой бумажке, так и человек проверяется на Пушкине. — Не знаю. Когда-то любил. А сейчас привык считать, что Пушкин не современен. Белль, Хемингуэй, Ремарк, все, но только не Пушкин, — ответил Лукьяненко. — А ты знаешь, — сказал Мартьянов, — ты не одинок. Это довольно распространенное мнение среди... — Игорь хотел сказать «среди таких, как ты», но, смягчив удар, сказал,—-среди некоторой части нашей молодежи. Знаешь, я переписываюсь с одной девушкой. В общем, кто и что она, тебе знать не обязательно, а вот кусочек ее письма я тебе дам прочесть. Как раз об этом пишет. Хочешь почитать? — Конечно, — сказал Лукьяненко и протянул руку за письмом. — Вот отсюда читай, — показал пальцем Мартьянов. «...Прочла с интересом «Слово о Пушкине» Твардовского на юбилейных торжествах, — читал Жора. — Хорошо было сказано, без юбилейного слюнтяйства и патоки, с настоящей живой тревогой за литературу. Недавно был у меня разговор с одним молодым парнем (однаконе зеленой молодости). Он с горячностью сказал, что последние годы читает только современное, преклоняется перед Ремарком, потому что этот писатель будто бы помогает очень многое понять в его сегодняшней жизни. «А вот за Пушкина меня не заставишь взяться!» А я во время этого нашего разговора повторяла про себя: «Фонтан любви, фонтан живой, принес я в дар тебе две розы...» И это — как музыка, как мелодия, которая приходит сама по себе, с которой иной раз встаешь утром. От нее невыразимо хорошо, даже сердце замирает! И еще, знаешь (в который раз!), поразилась я гению Белинского. Этот человек —- душа мне до боли близкая. Каждое движение его мысли мне по-человечески понятно, даже его заблуждения, но как он понимал все, до чего могуче мыслил! Подумать только: он сказал, что Пушкин никогда не умрет потому, что он — явление не статичное, а вечно развивающееся; каждое поколение, каждая эпоха будут в нем нуждаться. Он родился на века вперед. Беливежий — тоже. Читать его спокойно невозможно. Я, например, не могу. На меня со страниц его статей смотря!' его горящие глаза. Поразительный человек...» — Хватит читать, — отобрал Мартьянов письмо, — дальше не о Пушкине. — Да, здорово пишет девушка, — поднял на Игоря глаза Лукьяненко, — мне таких писем никто никогда не писал. И вообще серьезно о литературе разговаривать не приходилось. Все как-то с шуточками,—словно о чем-то сожалея, произнес Лукьяненко. — Умная девушка. Игорь Николаевич, -— неожиданно сказал он. — А в театре ваша девушка разбирается? - Наташа? Конечно! Ни одного нового спектакля не пропускает. А что? — Хотел бы я знать ее мнение об одной вещи. Весной приезжал театр. Симоновскую пьесу ставил.,. — Ну так в чем дело, — обрадовался Мартьянов, — я могу тебя с ней познакомить. Заочно. Напиши ей. Она будет рада. А то я, признаться, не люблю отвечать на письма. А она обижается. — А если я какую-нибудь глупость в письме отколю? — задумался Лукьяненко. — Я ведь не особенно того... Литфака не кончал. — За глупость побьет,—совершенно серьезно ответил Игорь. — Как побьет?! — Вот так, как меня, — засмеялся Игорь и вновь протянул Жоре письмо, — вот здесь читай, после P. S. «...Скажу тебе, что нельзя «над чем-то поспорить», как ты пишешь, а можно «о чем-то поспорить» и «над чем-то задуматься». Кстати, о таинственной власти слов. Знаешь новую песню на слова Евтушенко «Хотят ли русские войны»? У Евтушенко в стихах: «...Солдаты падали в бою на землю грустную свою». Слово это в том именно контексте неожиданное и завораживающее, то единственное, замены которому нет. А поют что угодно, только не это: и «землю славную», и «землю гордую» и еще бог знает что. Как это не чувствуют люди... Наташа». — Н-да, серьезная она... — задумчиво произнес Жора. — Так давать адрес — Уж не знаю, что и делать, — замялся Лукьяненко, — давайте на всякий случай... Может, когда и надумаю. Игорь Николаевич, — внезапно сказал он,—в Евпатории сейчас находится московская труппа. — Ну и что? — насторожился Игорь. — Когоута ставят, — вздохнул Жора. — Семнадцатого числа. Нельзя ли как-нибудь в город смотаться? — Семнадцатого? Сегодня же только второе! — Игорь пошевелил пальцами, что-то высчитывая. -— Нет, семнадцатого не могу — это ведь четверг! Поедешь в субботу, после работы. Сафонов как раз за продуктами поедет. Поможешь ему погрузить, а в воскресенье вместе с ним и назад вернешься. Договорились? Жора промолчал. Игорь, вспомнив, зачем пришел, протянул ему флягу с водой. — На пей, жарища лютая. Лукьяненко взял флягу, подержал ее в руках и вернул обратно. — Не надо. У меня есть, — и он ногой выковырнул из земли флягу, — холодней вашей будет — в холодильнике хранится. — Ты ж говорил, что забыл ее в палатке? — Я пошутил. Нате, пейте мою, Игорь Николаевич. — А ты? — Да уже обед. Я свежей наберу. — Верно, — спохватился Игорь и взглянул на часы, — обед. А как же яма?! Проболтали мы с тобой. Синельников теперь задаст нам обоим, он ведь у нас вроде парторга на заводе. — Не задаст. Я эту ямину после обеда добью., — Честно? — Честнее некуда. И они побежали навстречу машине. Настало время обеда, и Генка Сафонов собирал монтажников но степи. |