ГРАНД-ЛИТЕРАТУР. Тема 1 - ПИСАТЕЛЬ - в ОБЩЕСТВЕ. Не знаю французского - только предполагаю, как звучит и произносят название. Но я пишу на русском, для русского читателя - название понятно. Идеология играет важную, подчас руководящую роль. Не только в тоталитарных образованиях и странах с деспотическим управлением. Даже в демократических обществах . О национализмах помолчим! Прожорливая, ненасытная идеология накачивает пропаганду. Имеет целью - сломить активных борцов. Воздействует на аудиторию. Отупляет массы. Идиотизирует нестойких, непонятливых. Часто национальные правительства осуществляют абсурдные действия. Высоко оцениваемые политиками. Действуют по нотам - выработанным идеологами. Дорого обходится содержание "клик" даже при видимости "демократического устройства" общества. Не приученные к самовластию клик, свободе люди, общества - воспринимают государственные учреждения за фетишь. Не принимают другого существования! При всех диктаторских режимах - структура отношений строится по типу административно-командному. Для масс выработано дозволенное поведение. Только как форма беспрекословного подчинения - бюрократическим ставленникам. Народ-раб должен пройти подготовительный этап раскрепощения. Затем ученичества, взросления. К свободе ведет очень долгий, мучительный путь - сомнений, терзаний, находок. Свобода проходит определенные стадии. Лепит личности, группы, партии, общества. Мучительно проходит процесс избавления от категорического мышления, злонамеренных поступков. Зловредной деятельности, мстительных побуждений. Вражды, суеверий, корыстной лжи. Литература подобна журналистике. Часто аналитически оценивает состояние семьи, общества. Отражает многолосье общественного мнения. Обнаруживает изначальные тенденции развития. Направленность в будущее. Отражает настроения, веяния. Противоборство зарождающегося нового - с утвердившимся, пустившим глубокие корни, занявшим прочные позиции. Прогрессивного, деятельного, энергичного - устремленного в будущее. Противостояние, борьба происходит изначального слабого, часто сумасбродно-разрушительного - с консервативным. Подчас медлительным, флегматичным. Не готовым к переменам и реформам. Новое, прогрессивное - противостоит жуткому конгломерату. Идеологической власти - привыкла к силовым приемам реакционного отражения. "Пристроечная литература" отражает социальный заказ власти. Это первопричина ее примитивного свойства. Художественной некачественности. Безвкусия, ущербности, бездуховности. Физического бессилия, импотенции. Литература социалистического реализма (примитивизма) - идеологически нашпигована. Полностью подчиненная политической власти. Долго загнивала. Издохла прежде благодетелей. Тоталитарные власти покушаются на святую святых любого творчества. На свободу самовыражения. Превращенные в слуг, проституирующие писатели вели довольно обеспеченную жизнь. Пользовались всеми возможными благами. Их издавали массовыми тиражами. Но кто сейчас помнит их имена? Кто читает их книги? "Культура" семидесятилетия провалилась в пропасть. Исчезла навечно. Словно ничего не было. Россия все еще крутит по телеку "образцы" исчезнувшей бездуховной системы коммунистического варварства. "Учителя" и "вожди", пуще монголо-татар - ввергли в уродливо развившуюся, "опухолевую цивилизацию". Обширно-пространственное государство (страны, народы) оказались в состоянии долговременной прострации. Сколько еще времени, десятилетий, а то столетий продолжится деградация? Прежде чем начнется очистительное, действительное поступательное развитие. Движение в сторону оздоровления, обновления, прогресса - на тех обширных просторах? Свободомыслящий, честный писатель в тоталитарных государствах, обществах заведомо занят самоцензурой. Иначе не пробьется к читателям. Он чаще вынужден молчать. Предается мыслительскому одиночеству. В "стол" пишут рисковые. В надежде на будущее признание. Молчащие писатели намеренно себя обрекают на мучительные наказания. Затворничество в сущности равноценно самоубийству. Нетерпеливые, тщеславные, рисковые оказываются репрессированными. "Счастливцам" удавалось скрываться в изгнании. Часто они оказывались в материальной нужде. От читающей публики оторваны. Для нее продолжают творить. Все жертвенные поступки равноценны сотрясению воздуха. Писательство является проявлением подвижничества. Это жертвенность самоотдачи. Писатель экспериментирует со словом, стилистикой. Стремится к сокровенному желанию - получить удовольствие в процессе работы. Поиск идеального. Потребность самоутверждения. Радуется процессу творческого дерзания. Возможным случайным находкам, успехам. Не всегда уверен в возможности опубликовать свое произведение даже после смерти. Писатель постоянно пользуется особым инструментарием (вовсе не подсобным средством): словом, словами! Еще знаками препинания. Всем этим комплексом выражает математические, физические закономерности. Философские понятия. Поэтические ощущения. Определяет явления. Смысловые категории. Логические связи. Духовные характеристики. В сочетании слов выражает скользящую амплитуду тональности. Порхающую легкость наброска. Устремленную ввысь, к звезде - чисто звучащую ноту. Естественную, живую мелодичность голоса солиста. Легкое на ветру дрожание осинового листка. Различимый ухом посвист в соловьином пении. Радостное, иногда всплакивающее, взывающее к жалости журчание ручья. Барабанный бой, артиллерийский грохот камнепада. Скрежет тормозов. Описывает зримо фонтанирующий ручеек крови из открытой раны. Беззаботное детство. Беспредметное сновидение. Утраченные годы, но приобретенный жизненный опыт. Интуитивное умение предопределять чужие поступки. Назревающие события. Непредсказуемо чередование веселья с легкой грустью. В момент удачи - осознание морального удовлетворения, душевного покоя, счастья. В архитектурные построения словесной ажурности входят описания, сравнения, состояния, желания, намерения, мысли, фантазии. В каждом конкретном слове заключена - собственная емкость, энергия, воля, тембр звучания. Подчас двоичное понимание. Из сочетания слов, составляющих фразы, языка, самого доступного, популярного и лучшего средства общения - извлекают магические свойства неземного и мистического уровня. Никто лучше писателей, поэтов не умеют пользоваться словами. Иногда создают афористические фразы. Изящные, наполненные философским смыслом. Лучшие изделия словесного совершенства. Словесность через чувственные центры -проникает в читательское сознание. Производит огромное влияние. Вклиняется в мировоззрение. Иногда становится даже его основой. Чаще всего проявляется в ищущем, нетерпеливом юношеском возрасте. Словесный соус, гарнир или десерт - определяют структуру нравственных ценностей. Волевой настрой. Наполнение характера. Жизненный путь. Писателям, наравне с отдельными творческими личностями, учителями, наставниками искусства, техники, выдающимися политиками - дано право выходить за национальные рамки. По праву мировых достижений входить в круг общения людей других национальностей. Даже до сего времени изолированных цивилизаций. Отдельным из них позволено забросить далеко удочку. Дано перекинуть мост между настоящим и будущим. В неискаженном виде -дойти до потомков. Повлиять даже на их мировоззрение. Насыщаемый сленгом язык - подвержен постоянным разносторонним влияниям. Из национально-народного, вневременного фактора - оказывается часто разделительной чертой. Противостоит узнаванию и общению народов. При овладении им в совершенстве творческой личностью - язык начинает играть молодым вином. Ярче других средств способствует общению народов. их сближению. Его конечной заботой, смыслом, целью - является установление между народами прочного мира на длительные времена. Общению культур, взаимопониманию между народами способствуют качественные, художественные переводы лучших произведений близких и далеких соседей. Переводы помогают преодолевать рамки языкового и культурного своеобразия. Географическую отдаленность. Резко стирается острота былой вражды. Отстраняют из обихода и массового сознания суеверия, заблуждения, ошибки. Начинают культурный и торговый обмен. Конструктивный диалог. Сближение схожестей. Стыкование единства. Выработка компромиссных точек зрения и политик. Медленно, постепенно гасят былую вековую вражду. Сближение на государственном уровне обгоняет более консервативные общественные шаблоны. Уходят в небытие чувства национальной исключительности. Шовинизм. Неумело отбивается расизм. В многонациональное мировое сознание входят «научные точки зрения» об историческом возникновении наций. Гуманном, едином процессе народообразования. Идентичности людских структур. Разнятся только условия обитания. Неравномерно экономическое, культурное развитие. Отличны политические системы. Истинно художественное произведение - редкая находка, шедевр! Мы видим в завершенном виде творение гения. Проходит стадии, этапы. Результат каторжного труда - совокупность поисков, интеллигентности, интеллекта. В нем заключены множественные знания, открытия. Моральность. Духовные ценности... В ярком, глубоком, аккуратном, точном срезе жизни литературные персонажи в избранный момент действия - зеркально отражают нравы, культурный уровень. Истинное отношение к материальным ценностям, духовным заботам. Время, эпоху. Источник сияния. Сгусток преображающей энергии. Литературный процесс предполагает полную самоотдачу. Отстраненность от материальных выгод. Творца меньше всего заботит наличие правительства, его политики. Он несомненно подпадает под влияние и действие государственной власти. Талант мастера слова, его профессионализм - позволят сотворить нечто необычное. Ему суждено сохраниться во времени. Пройти по пространству. Влюбить в себя массу благодарных почитателей. Творческий вымысел - соразмерим с правдой жизни. Честный взгляд - предполагает наличие аналитического мышления. Умение соразмерять с чувственностью. Психологическую выверенность поступков - с математической точностью апробированной жизнью формулы. Необходимо изучить, затем представить индивидуальность во всей полноте характеристик, черт. Использовать разные описательные приемы, методы - для достоверности. Нужно вовсе не фотографическое сходство, не астрологическая характеристика. Узнаваемость по типологическим критериям. По возможности представить массу радостей и огорчений. Извилистость жизненного пути. Разные моменты ученичества, становления, восхождения, испытаний, тупиковые ситуации, встречи, знакомства и диалоги. Исследования характера, тайников Души. Проверка - чувственная, моральная, волевая, стойкости. Испытание - соблазнами, семейными драмами. Радостями обретений. Огорчениями потерь. Болью утрат. Временем. Болезнями. Страданиями. Трагедиями. Смертями. Литература - открытая дверь в жизнь. Ее критерии аналогичны по категориям значимости бытовым. Оценки емки, четки. Не столь категоричны. Поднимаются до уровня философского обобщения. Особую ценность обретают индивидуальные характеристики двух видов: авторские и персонажей. Если бы удалось сопоставить! Так случается часто: литературные портрет является отслоением от авторской сути. Его двойником или антагонистом. Творчество распределяет авторское «Я» по множеству ячеистых вздутий. Становятся персонажами, участниками повествования. В этом смысле ТВОРЕЦ отчасти ПОДОБЕН Б-ГУ. ГОСПОДЬ РАЗДЕЛИЛ АДАМОВУ ДУШУ на МНОЖЕСТВО ЧАСТЕЙ. ДУШИ НУЖДАЮТСЯ в ОЧИСТИТЕЛЬНЫХ МАНИПУЛЯЦИЯХ, УДОВОЛЬСТВИЯХ. Литературные персонажи - продукты творческих бдений. Это - живые, обычные телесные оболочки. Ведут свою игру - в реальном мире. Отдельные литературные мастера дотрагиваются до МИСТИЧЕСКИХ МАТЕРИЙ. Называют их более употребительным понятием - СОВЕСТЬЮ. Это вовсе не одно и то же. Несомненна между ними связь. Человек наделен МЫСЛЬЮ, ПОНИМАНИЕМ. Способностью САМООЦЕНКИ и КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Размышления и чтения расширяют горизонты познания, самопознания. Отдельные люди с рождения наделены лирическими ощущениями. Легче воспринимают музыку, поэтику. Взаимосвязь слов и чувств. Ощущают гармонию, красоту. Цельность, структуру всеобщего мира. Каждой конкретности. Сознание воспринимает реальность. У мыслящей личности постоянно возникает сомнение: мир действительно первичен? Он первичен - при сравнении с индивидуальным сознанием. Но он ВТОРИЧЕН - при сравнении с МИРОВЫМ СОЗНАНИЕМ. С ВОЛЕЙ СОЗДАТЕЛЯ и ПОВЕЛИТЕЛЯ. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРЕОДОЛЕЛО "НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ". Прежде он преодолел ВУЛЬГАРНУЮ РАЗНОВИДНОСТЬ. Цикл прошел свой оборот. Вознес на новую высоту. Человечество подросло. Отдельные представители поумнели. Средний уровень остается невысоким. Даже заметны попятные движения. НАЗАД - к ВАРВАРСТВУ! ТЕРРОРИЗМ - является самым ЖУТКИМ ОТСТУПЛЕНИЕМ от ГУМАНИЗМА. Всплеск еще не достиг ВЫСШЕЙ ТОЧКИ. За ней обычно следует затухание. ТЕРРОРИЗМ еще СЕБЯ ПРОЯВИТ. Даже возможно, в самом БЛИЗКОМ БУДУЩЕМ. Литература общедоступные истины превращает в достояние гласности. По наитию ищущих авторов способствует распознанию достойных идеалов. Возвышает над суетностью. Помогает распознать хрупкую грань между логикой правды и удобством лжи. Призрачное деление на моральную правоту и всесилие безнравственности. Литература отражает жизнь в нескольких измерениях. Для развлечения читателя заимствует смешные ситуации. Писатель является внимательным наблюдателем. Благодаря повышенной наблюдательности, чувствительности он прежде других замечает тенденции развития. С помощью логического мышления, интерполяции - в его сознании возникают картинки будущего. Словно реально видит и осмеливается предсказывать. Предвосхищает эпохи - через времена, расстояния. Дальновидный писатель - пророк в своем отечестве. Обывательская тупость направляет усердия в приносящие видимую прибыль занятия. Писательство потеряло былой престиж. Писатель в современном торгашеском обществе должен становиться комбинатором, махинатором. Иначе он не продаст свою печатную продукцию. Не найдет достатоно читателе и почитателей в Сети Интернета. Писатель остается малообеспеченным. Превращается в нищего, побирушку. Его нужно "раскручивать". Как любой товар: рекламировать! Не просто сообщать о его существовании и новой работе. Нужно привлечь потенциальных покупателей. В торгашеском обществе литература, творчество превращены в товар. Не всегда приносят материальную выгоду и моральное удовлетворение. Литературная среда, как любая творческая и около творческая - нашпигована уродливыми моментами. Здесь проявляется во всю ширь ячество. Творцы - люди чаще всего неcкромные. Часто не знают шкалы самооценки. Теряют контроль. Возносятся в самомнении. Летят вперед - без тормозов! Происходит непрерывная личная (чаще: чисто шкурная) и творческая борьба. Жестокая конкуренция. Культурная инстанция в данном случае должна находиться на отдаленной дистанции. Не вмешиваться в ссоры. Не растягивать драчунов по углам. Наше ВОСПИТАНИЕ, УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ, ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ ПОБУЖДАЮТ ОТКАЗЫВАТЬСЯ от ВОЗМОЖНЫХ ВЫГОД. ЗАПРОГРАММИРОВАННЫ УСТУПАТЬ не только СИЛЕ. НАШИ ПОЛИТИКИ-РУКОВОДИТЕЛИ ПРЕНЕБРЕГАЮТ ВАЖНОЙ СОЗИДЕТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ. НЕВОЗМОЖНО СЛЕПИТЬ ОБЩУЮ СИЛУ. СУДЬБА каждого "РУССКОГО" СКЛАДЫВАЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО. БОЛЬШИНСТВО ПРЕУСПЕЕТ. ПРОЙДУТ по ПУТИ ЛИШЕНИЙ, СТРАДАНИЙ. ПРЕОДОЛЕЮТ ПРЕПОНЫ. СРЕДНИЙ СЛОЙ ОБЩЕСТВА в ПОДАВЛЯЮЩЕМ ЧИСЛЕ СЛОЖИТСЯ из "РУССКИХ". МЫ СВОЕ ПОЛУЧИМ! По ЖЕСТКОМУ ЗАКОНУ ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. Поэтому СЕГОДНЯ НАСТОЯТЕЛЬНО ВАЖНО СОЗДАНИЕ АМУТЫ (АССОЦИАЦИИ) "РУССКОМУ ЯЗЫКУ - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС". Эта НАША ИДЕЯ ИМЕЕТ ЧЕТЫРНАДЦАТИЛЕТНЮЮ ДАВНОСТЬ. ПРИШЛО ВРЕМЯ ВОПЛОТИТЬ. ЗЛОБОДНЕВНА. Имеет СМЫСЛ, ЦЕЛЬ, НАДОБНОСТЬ. Предложение ОТКЛИКАЕТСЯ на СОВРЕМЕННОСТЬ. НАЙДЕТ ОТКЛИК, ЗНАЧЕНИЕ в ПРЕДВЕРИИ БУДУЩЕГО. Особенно, учитывая БЕЗДУМНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ОБНАГЛЕВШИХ ПСЕВДОИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ. ЗАЦИКЛИЛИСЬ на ИВРИТЕ. Необходимо с ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА УМЕЛОЕ, ДОХОДЧИВОЕ, ДОКАЗАТЕЛЬНОЕ, УБЕДИТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО, ЭСТЕТИЧЕСКОГО, ДУХОВНОГО ВОСПРИЯТИЯ. Одновременно "ЗАКАЛЯТЬ СЕРДЦА". Прививать умение ОТКЛИКАТЬСЯ на ЖЕСТОКОСТИ. Для САМОСОХРАНЕНИЯ НУЖНО УМЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ВОСПРИНИМАТЬ столь часто в СМИ показываемые ЭПИЗОДЫ ЖЕСТОКОСТЕЙ, НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ ВОЙНЫ. ОБНАЖАЮТ ЧУЖУЮ БОЛЬ, СТРАДАНИЯ, ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА, ТЕРРОР, УБИЙСТВА. НАУЧИТЬ ВОСПРИНИМАТЬ ПРОИСХОДЯЩЕЕ не НЕПРЕМЕННЫМ ЗЛОМ. СОПУТСТВУЮТ ДВИЖЕНИЮ (НИКОМУ не НУЖЕН ТАКОЙ КРОВАВЫЙ ПРОГРЕСС!). ОТКЛИКАТЬСЯ на ВАНДАЛИЗМ ЧИСТЫМИ ПОСТУПКАМИ БРЕЗГЛИВОСТИ. ПРОТЕСТА ПРОТИВ ДЕМОНИЗАЦИИ МИРА. ОДИЧАНИЯ НРАВОВ. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ и ВАРВАРСТВА для ПОДРЫВА СЕМЕЙНЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ и ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСТОЕВ, РАЗРУШЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ. АМЕРИКАНЦЫ ПОЗДНО СПОХВАТИЛИСЬ. 11 сентября 2001 года на СОБСТВЕННОМ ТРАГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ УБЕДИЛИСЬ в НЕВОЗМОЖНОСТИ "МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ" ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДНОГО ТИПА с АРАБСКО-ИСЛАМСКИМ и прочим ТЕРРОРИЗМОМ. В тот день НАЧАЛСЯ НОВЫЙ ВЕК, ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ по ХРИСТИАНСКОМУ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЮ. ХРИСТИАНСКИЕ НАРОДЫ ВПЕРВЫЕ так ЖЕСТОКО были МОРАЛЬНО УЯЗВЛЕНЫ. ПОТЕРПЕЛИ СОКРУШИТЕЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ от СОБСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ. ЗАГНАННЫЕ в ТУПИК США - ОПЕРАДИЛИ ЗАПАД. ПРЕДПРИНЯЛИ РЕШИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ против ОДНОГО ОЧАГА ТЕРРОРА. Не ВЕРИТСЯ: ЗАПАД не в СОСТОЯНИИ ЗАПУГАТЬ, ПРИОСТАНОВИТЬ и даже ИСКОРЕНИТЬ ТЕРРОР. Любая ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИЯ -РАЗРАСТАЕТСЯ по ВОСХОДЯЩЕЙ. Иногда АМПЛИТУДА ЗНАЕТ ЗАТУХАНИЯ. Как правило - ВРЕМЕННЫЕ. Еще предстоят ВСПЛЕСКИ. ПРИНЕСУТ РАЗРУШЕНИЯ. МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ЖЕРТВЫ, ТРАГЕДИИ. ХИРУРГИЧЕСКИМ ПУТЕМ МОЖНО ВЫРЕЗАТЬ АКТИВНО ДЕЙСТВУЮЩУЮ РАКОВУЮ ОПУХОЛЬ. В БОЛЬНОМ ОРГАНИЗМЕ ОСТАНУТСЯ МЕТАСТАЗЫ. ПРОЯВЯТСЯ НОВЫЕ РАКОВЫЕ ОЧАГИ - при БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ. ПЕРВЫЕ УСПЕХИ ВСКРУЖАТ ГОЛОВЫ "ПОБЕДИТЕЛЕЙ". ПРОЯВЯТ БЕСПЕЧНОСТЬ. ЗАБУДУТ о ПОСТОЯННОЙ БДИТЕЛЬНОСТИ. И тогда... ТЕРРОР - ВОШЕЛ в ОБИХОД. СТАЛ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ ПОСЕДНЕВНОСТИ. ЕГО НЕВОЗМОЖНО ИСТРЕБИТЬ! ИТАЛЬЯНСКО-РУССКАЯ ЗАРАЗА ДВУХ ПРОШЛЫХ СТОЛЕТИЙ РАЗМНОЖИЛАСЬ, РАСПОЛЗЛАСЬ по МИРУ. Не ПРОКОНТРОЛИРУЕШЬ ВСЕ МЕСТА ОБИТАНИЯ, ПРОЖИВАНИЯ ТЕРРОРА. + + Писатели часто любознательны. Не всегда открыты в общении. Наделены самостоятельными мышлениями, твердыми характерами. Чаще знают себе цену. Не всегда! Представляющие литературное сообщество писатели - заполняют свои сердца непомерным количеством тщеславия. В их среде постоянно происходит часто беспричинная борьба. Сердце почти каждого творца заполнено соревновательным духом. Наблюдают строго друг за другом. За всеми действиями соперников - предполагают коварство, недоброжелательство. Зависть преобладает. Довлеет ревность к чужому труду, достижениям. С обидой воспринимают любое замечание. Не терпят критики, как им кажется, совершенного своего произведения. Сами резко критически отзываются почти о любом авторе. Его манере письма, стиле. Творческих достоинствах бдений, пробы пера. Компьютерного набора, редакторской, издательской работы. Обложки и переплета. Не обходится без мелких шпилек и крупного разноса. Писатель – часто не идеальный человек. Мыслящий, чувствубщий -подвержен слабостям. Даже страдает комплексами. Он не всегда хороший читатель. Недобросовестный ценитель чужого творческого труда. Почти анекдотического свойства происходят столкновения. Теряют выдержку. За борт выплескивают амбиции. Умеряют гордость, самомнение в единственном случае - при выбивании почестей, дотаций. Преображаются! Не скрывают корысти при исполнении роли оптового и мелкого торговца. При всех личных недостатках, пороках морального свойства - писатели откликаются на современность. Подготавливают приход будущего. Ушло время: писатели больше не являются трибунами. Выразителями дум, народных чаяний. В прежние эпохи заслуживали не просто уважения - поклонения! Тоталитарные системы относили писателей к государственным преступникам. Наказывали со всей садистской строгостью. Как социально опасных врагов народа. Писателей считали лично ответственными за государственную безопасность. Правители -за свою судьбу. Виновными при негативном воздействии их произведений на судьбы отдельных читателей. Правители любых систем, особенно тоталитарных - постоянно ищут оправдание своей политики. Легче всего обвинить в провалах критически настроенных писателей. Отражение действительности в художественном творчестве объявляют подстрекательством. Самих творцов врагами общества и власти. Наказывают чаще административно, внесудебным произволом. Отдельные писатели, дополнительно к совестливым потугам, побуждаемы болезненным тщеславием. С целью самовосхваления намеренно выбирают жертвенный путь общественного служения. Между писателем и его читателем возникают незримо доверительные отношения. Писатель в процессе творческой работы перевоплощается в персонажей своих произведений. Так и читатель познает частицу писательской сути. Видит ситуацию, людей -писательским зрением. Воспринимает нравственные позиции. Художественные мотивы. Поведенческие побуждения. Литература описательством, диалогом оживляет часто вымышленные личности. Показывают их в самых невероятных ситуациях и столкновениях обыденной жизни. Литература умно учит желающих познать добродетели, совершенствоваться. Не поучает, а учит! Не наставляет, а научает! От вдумчивого чтения хороших произведений получаешь больший заряд мысли, бодрости, информации, чем от просмотра телевидения. Другая форма восприятия. Слова научают быстро распознавать глубинные процессы, душевные качества. Действенно воздействие за чувственные центры, видение, представление. Посредством зрительного действа, музыкального восприятия. По жанру вторичных, спроектированных видов искусства. Литература расширяет познавательные интересы. Углубляет нематериальные, духовные занятия. Отражает широкий спектр запросов и потребностей. Потребность массы непритязательных людей в чтиве - превращает литературу в форму коммерческой деятельности. Писателя превращает в дельца, торговца и популяризатора продукции собственного творчества. В погоне за прибылью - многие писатели бегут вослед читательскому интересу. Паразитируют на скандальных сюжетах, непристойностях. Легко, непринужденно пропагандируют половые извращения, животные инстинкты. В натуралистической форме. С привлекательным настроением и апофеозом живописуют кровавые сцены. Не только корриды - и жестокости. Расчленения трупа при зверских убийствах людей в момент скандалов, преступления, войны. Некоторые писатели не щадят читательских нервов. Даже наоборот - щекочут воображение. Позволяют полнее раскрыться садистским устремлениям. Достаточно емким. Часто власть и деньги предержащего общественного меньшинства. Писатель по нескольким причинам обречен на одиночество. Особый этот вид творчества нуждается в специфических условиях проявления. В рабочий момент не терпит шума и музыки. Приходится углубляться как можно глубже в подсознательную сферу. "Сознательное творчество" годно для журналистики. Для писательства приходится повторно отворять неосознанно клапаны для выпуска потока "творческого сознания". В нем присутствует логика, обычное сознание. Для творческого воплощения замысла любой сложности приходится черпать ресурсы из другого источника. Поворачивать сюжетную линию по настоятельному требованию жанра. Выплескивающаяся наружу сила произвольно принуждает творца следовать по необычному направлению. Создавать избирательную судьбу, необычное сочетание волевых свойств, индивидуальных качеств. Тем занимателен творец: в простом видит необычное. Особыми методами разбрасывает словесные сочетания. Завораживает, убеждает. Оживляет словесную оболочку -вместо телесного существа. Литературное творчество, почти как любое другое, бескорыстно, альтруистично. Писатель раскрывая свою Душу. Редко думает заранее о тираже издания и возможном доходе. Не всегда имеет возможность свое произведение увидеть опубликованным при жизни. Получить отклики читающей публики и критиков. В состоянии полного одиночества - писателю дано творить узорчатое полотно духовного содержания. Пользующийся роскошью творчества, писатель вынужден думать о хлебе насущном. Часто продавать свои деловые качества, творческие способности. Да и результаты творческой деятельности. Мистического свойства творчество - дополнено трудом, старанием. Создает материальный товар в виде книг или других публикаций. © Бельферман Моисей, 2005 Дата публикации: 11.02.2005 13:52 ГРАНД-ЛИТЕРАТУР. Тема 2 - ПИСАТЕЛЬ, ТВОРЧЕСТВО. Лучшая награда творцу - признание! Не всегда оно застает его здоровым, живым. Что тут поделаешь: Творец чаще не пытается впутываться, включаться в мышиную возню торгашеских интересов, мелочных амбиций. Является непризнанным современниками: опережает свое время . Остается одиноким даже при наличии семьи. Скромность не позволяет рассчитывать на чью-то помощь. Не может, не пытается себя рекламировать. Часто бесталанные используют рекламные трюки для популяризации авторства и произведения. Скромный в творчестве не может, не должен искать чьей-то помощи. Не станет с кем-то делиться результатом своих стараний. Писательство - это призвание судьбы. Первоначально обреченной на непризнание творческой личности. Приходится преодолевать препятствия. Бороться с непониманием. Отторжением-косностью, непонятливостью-дуростью -безразличных современников. Самоутверждаться. Прежде всего напряженно искать и постоянно трудиться. Творить! Результат обязательно придет! Очень хочется дождаться. Пусть случится раньше! Еще при жизни попользоваться плодами стараний, упорства, бесконечных бдений. Самому успокоиться. Без беспокойства не может обходиться ни один поиск. Особенно творчество. Изначально предполагает блуждание по неизведанным местам, нехоженым тропинкам. Сотворение новой по структуре материи! Литература с научной тщательностью, во всем объеме - изучает современность. Все направления, течения, отдельные потоки, веяния. Не сами по себе. Каково их влияние на отдельные личности, общество в целом? Изучает влияние личности на окружение, общество. Отдельный человек, семья, общество, государство находятся в невыясненных зависимостях. Никто не сомневается: существует довольно тесная связь между этими отдаленными категориями. Литературе - первой, наравне с социологией - удастся подойти к заповедной теме. Часто литература с социологией работают параллельно. Оказывают взаимовлияние. Писатель-исследователь вникает в прошлое. Его анализирует. Стремится не просто вывести связи - понять пути развития. Отдельные общества, все человечество - мало учатся у прошлого. Да и у настоящего. Постоянно наступает на перевернутые грабли. Не заимствует исторический опыт. Люди чаще откликаются на события. Мало или совсем не думают о будущем. Часто наши представления о будущем превратные. Как и о недалеком прошлом, современном. Ленивый ум, слабая любознательность, отсутствие времени, достаточной, правдивой информации - не позволяют человеку стать личностью. Личности развиться - в полном объеме. Писатель обязан развиваться. Много думать. Иначе не в состоянии высказать своеобразный, новый взгляд на мир. Высказаться об отдельном человеке не проще, чем обо всем мире. Просто это разные, слабо стыкуемые категории. Емкий интеллект часто слеп, глух и глуп - в условиях бурного напора потока бесполезной информации. Из всей массы выудить самую важную. Понять тенденцию развития. Для этого нужны многие старания аналитически мыслящего ума. Простим обычных людей. Они предназначены - для трудовой деятельности, семьи, воспитания детей. Утоления отдельных способностей, личных интересов, пристрастий. Обретения признания. Авторитета - в узком кругу семьи, двора, коллектива. В научных кругах определенной специальности. При рождении ребенка изначально память дается в виде инстинктов. Кратких кодов прошлого. Наполнение памяти происходит параллельно становлению характера. К моменту взросления - личность полностью формируется. Почувствовала потребность к творчеству - личность обращается прежде всего к жизненному опыту и памяти. Иногда это одно и то же. Не всегда!. Они предлагают сюжеты. Питают творчество. Выискивают последовательно места расположения находок. Заполняют их в памяти. Качественное наполнение памяти - в дополнении с аналитическими способностями - являются предпосылками активности, продуктивности. Творческого роста, плодотворных результатов. Интеллект производит цикличные всплески. На их гребнях. Особенно при вдохновении - заметны достижения творца. Публика пользуется. Благодарит за узнанное, усвоенное. Привычки, поведение, деятельность человека нельзя изучить научными методами. Не узнать без въедливого включения пытливого писательского взгляда, ума. Овладевший принципами психологии, другими тонкими методиками - писатель является единственным исследователем комплексного явления. Названного человеком. Интересны наблюдения - за каждым персонажем отдельно или всей массой. Существенны выводы. Писатель учит наблюдать и видеть. Вслушиваться и слышать. Ощущать и понимать. Характеризует явление и человека точным, емким понятием. Писатель срывает покрывала с негативных явлений. Он приводит к видению происходящего, роли действующих лиц. К пониманию результата. Плодотворно развивается жизнь - на основе последовательного возвышения, вознесения. Нужен, ценен плодотворный рост. Ведет к духовному преображению. Накопление массы - не приносит пользы. Часто вредно воздействует. Коль происходит не в растущем возрасте. Творчество советует. Право каждого прислушаться к совету. Поступить по свободному выбору и собственной воле. Творчество не управляет! Оно свободно в своем развитии. Отвергает над собой попечение, управление. Не признает руководящих советов, давления. Идеологического диктата, цензуры. Даже по необходимости - во чье-то благо. Существуют государственная безопасность, международные законы. Запрещают пропаганду расизма, идей войны. Плотоядное описание кровавых сцен, порнографии. Писатель должен стать общественным посредником. Не писать в стол! Прежде всего должен предполагать последствия собственного творчества. Яаков пишет для нормальных людей. Не в ответе за неверную интерпретацию. За чужие проявления сумасшествия. Должен укладываться в рамки собственной совести. При ее наличии сбои не произойдут. Морального свойства творчество способствует развитию самого писателя, читателя и общества. Культура получает новую порцию живительной энергии. Развитие экономики, улучшение материального уровня жизни происходит благодаря творчески развитым личностям. Становятся эталонами роста. Взывают к вознесению. Писатель никогда не должен терять скромности, здравомыслия. Не возноситься над обычными людьми. Ему полагается развить свой природный дар - больше ничего не причитается! Оставаться альтруистом. Нести подвижнически свою ношу. Только в творческом процессе проявлять заносчивость, эгоизм, значимость. Ни в чем другом. На обозрение не выставлять свою особую роль, избранность. Даже в ранге Пророка - писатель не должен собой восторгаться. Перед массой выставляться, красоваться. Господь Б-г Наделил, Поручил! Призовет! Он Спросит! Загодя успей подготовиться к Ответу и Отчету! Не проморгай важнейшее в Судьбе Заключительное Событие! Окажись перед открывающимся Новым Миром, Последующим Существованием. Писательская судьба не ограничится малочисленными читательскими конференциями. Обладать мужеством предстать перед обычным читателем. При встрече с Верховным Судьей Всех Времен и Народов -сконцентрировать еще большее мужество. Писатель должен проявлять мягкость, терпимость, снисходительность, гуманность. При критических свойствах характера. Не слишком взыскательно относиться к реальности. Считать ее вместилищем адских извращений, жестокостей. Понимать: общество пока малокультурно. Технические удобства сильно опережают развитие сознания и духовности. Больше приложить стараний для воспитания живущих. Их приближения к нормам. Затем продвижения к идеальному. Это долгий, страшно медленный, утомительный процесс. Развеивать смертоносную скуку. Наполнять жизнь радостями. Стремиться к бодрости. К живительному оптимизму - не дурацкого типа. Пользоваться "услугами" природы. Не разрушать при этом ее цельность. Не покушаться на первозданность строения. Отвергать разрушителей. Протистоять их лозунгам соблазна, порочного действия. Умерять ненасытные потребности человека и общества! Не жадничать по побуждениям широко раскрытых глаз, других органов. Писатель показывает никчемность, даже опасность иллюзий. Побуждает отказываться от несбыточных мечтаний. Внимательный взгляд с трезвым умом помогает разобраться в стечении обстоятельств. В превратностях происходящего. Не хватать чужого, не распалять аппетиты. Критически, с чужой позиции оценивать собственные поступки. Не пасовать перед трудностями. Самые сложные проблемы возникают под давлением внешних обстоятельств. Уметь собраться волей, сосредоточиться. Проявить стойкость. Удастся наверняка благополучно выскочить из-под гнетущего груза. Серьезно относиться к интригам, другим пакостям. Бороться с ними с не меньшим упорством и стойкостью, чем с силами внешними. Защищать достойно свою честь. Человеческое достоинство. Прощать невольные обиды, слабости. Не прощать гнусностей, злонамеренностей. Не потакать жестокости, цинизму. Опьяненным бесконтрольной властью, силой - номеклатуным чинушам. Самодурствующим временщикам. Не предаваться самосозерцанию - в жестокие исторические моменты. Писатель может использовать чудесный свой дар. Воздействовать на общественное мнение. Только самым выдающимся, гениальным удается открыть, затем обнародовать отдельные истины. С помощью своего творчества воздействовать. Очеловечить древние нравы. Привычки, верования. Вековые традиция. Совершить потрясение, социальный переворот - в обществе. Писатель часто выступает первооткрывателем. Пропагандистом нового. Вызывает симпатии к прогрессивным событиям. К неординарным людям. Представляет литературные образы с сильной волей, твердым характером. Не для подражания. Как редких феноменов. Образцы физической и духовной чистоты. Писатель способствует освобождению от разных оков: бытовых, суеверных, вероучения, групповых, классовых, общественных, государственных… В свободной, спокойной жизни будут чаще случаться радости, веселья, праздники. Рисовать не беззаботную жизнь. Литературным персонажам позволять вести жизнь яркую. Наполненную деятельностью. Дерзаниями. Существование других - с не очень частыми находками, достижениями, успехами. Только свободное творчество освобождено от любого контроля и уз. В руках таланта - из неведомых никому кладезей, далей - черпает немыслимые новшества. В руках вдохновенных творца - творит шедевры. На века! Представители "осередненного искусства" выступают с призывами к писателям. Оставаться свидетелями происходящего. Даже летописцами! Отказаться от функций пророческих. Словно претворение - в виде произведения природного дара. Последующее его восприятие находится в их руках. Следует усвоить очевидное: результаты творчества (рукописи, картины, партитуры) больших даже мастеров - сразу отчуждают от авторов. Они тленны, подвержены воздействию времени. Хочется думать, они вечны - не горят! Не сжигают! Становятся национальным достоянием. Только в течение короткого временного срока (до 25 лет) - наследниками сохраняют авторские права умершего. Отдельные произведения переживают века и эпохи. Входят в золотой фонд цивилизации. Имена авторов на века - становятся бессмертными. Творчество - не копирование действительности. Это способ поиска истины. Приблизительное воспроизведение - через личное авторское видение. Пропущенное через призму творческого сознания. За каждым творческим побуждением, как за поступком, - открыто, скрытно прячутся мотивы. Писатель растворяет свою подноготную. Творческое воображение распределяет частями собственные ощущения. Тайные помыслы. Наделяет ими разных персонажей своего произведения. При объединении их всех в комплекс - попытаться рассмотреть детально. Получим точную, полновесную схему. Фотографию или картину - изображает автора творческого эксперимента. Сам автор в этом творческом скелете, грязи - не разглядит свое лицо, внешность, характер. Он знает несколько, много правд. Каждая строится на своем фундаменте. Имеет прочное хождение. Со своей собственной логикой. У каждой логики - правда своя. И наоборот! Приходится придерживаться попеременно нескольких творческих методов. Какой, когда пристроен и выгоден? У большинства писателей много забот (другим - канитель) - с моралью, этикой, эстетикой... Жди вдохновения! В момент творческого выброса - фантазия вышвырнет абзац софистически закрученных сравнений. Готовый стать популярным афоризм или сравнение. Точнее и тоньше еще не высказано. Жизненная сила писателя - в художественной правде. В точности формулировок. Художество доходит до глубин совершенства. Возводит ажурные строения из вязи слов. Оно сопровождает полет мысли. Разоблачает ложь - самую хитроумную. Писатель должен в себя поверить. Полюбить литературных персонажей. Произведение - еще вчерне. Иначе оно не произведет на читательскую массу должного впечатления. В произведении в сконцентрированном виде представлен личный опыт. В переплетении с общественным и историческим. С помощью особого переплетения слов. В едином клубке - писатель соединяет общественные устремления. Доведенные до интуитивности - чувственность, философские мысли. Постоянно занят творческой телепатией. Передачей мыслей на далекие расстояния. Самое забавящее обстоятельство: многие люди - черствы, беспамятны, беспонятливы, ограниченны. Слов не понимают! Намеки не воспринимают. Остерегаются делать добрые дела! Не видят важное. Разбрасываются по пустякам. Их побуждает к действиям эгоизм, тщеславие, жадность и глупость. Не видят находящееся рядом счастье. Не дорожат имеющимся. Лезут в чужие владения! Отличны люди друг от друга. Остаются серой массой. Невыразительными, несамостоятельными людьми, личностями. Без совета-указания творят глупости, несуразности, абсурды. Они плоски, пошлы, коварны. Привыкли устраиваться за чужой счет. Никак не умерят свои инстинкты, побуждения. Не распорядятся собой: спешат властвовать! © Бельферман Моисей, 2005 Дата публикации: 18.02.2005 10:42 ГРАНД-ЛИТЕРАТУР. Тема - 3. ЛИТЕРАТУРА, ТВОРЧЕСТВО... По многим представлениям творец - сверхличность. Избранник и любимец судьбы. Единственно достоин считаться Б-жественным человеком. Сыном Б-жиим. Сумасброды-тщеславцы в роли правителей несут с собой страдания, общественные катастрофы. Cтановятся повелителями безвольных масс. Наше время демонстрировало много подобных примеров. Отдельные люди, общества добровольно, вынужденно признают государственное насилие. Жертвуют собственной свободой. Доверяют вооруженную силу бандитам. В уверенности: те - альтруисты! Утвердят социальную справедливость, ради народного блага. Б-жественным избранникам, творческим личностям мало доверяют. Кажутся слабыми, безвольными, терпимыми и миролюбивыми. Призывают к гуманизму, всепрощению, моральной чистоте. К отказу от насилия, кровопролития. Ведут скромный образ жизни. Презирают эгоизм: заносчивость тела - в противостоянии с Душой. Без соития этих частей невозможна нравственная личность. Очищенная Душа. Творец-писатель по психологическому складу и структуре мышления ближе всего к Пророку. Почти каждый писатель - не шарлатан, не приспособленец - наделен толикой пророческого дара. Б-жественной Сущностью. Является интерпретатором Б-жественной Воли. Летописцем своего времени. Исследователем, бытоописателем эпохи. Как живая личность, грешит ошибками. Улавливает тенденцию развития. Показывает волевую, умственную, чувственную структуру и психологическую стойкость личности - в противостоянии обстоятельствам. Во взаимоотношении с обществом. Иногда писатель своим творчеством и личным примером утверждает правила справедливости. Становится голосом народа. Чаще его голос слаб. Не может пробиться сквозь заслоны. Заглушает трезвон средств массовой информации. Писателю трудно достичь авторитета, признания. Доверительной формы общения с читателем. Честный писатель не связывает себя с партийной программой и дисциплиной. Выступает беспартийным. Говорит своим голосом - от собственного имени. Может оставаться честолюбцем. Редко кто становится энтузиастом собственного кошелька. Тем более крупным собственником. Зато во все времена, эпохи, особенно в советскую - хватало «на ухо доносеров». Сознательное, развитое общество умеет выловить из многоголосого хора одинокий честный голос. К нему прислушиваются. За ним идут. Избыточная политическая наполненность стала важной тенденцией созидательного литературного процесса. Литература участвует часто движущей силой происходящего процесса. Исполняет описательные функции. Вовсе не исчезла литература натуралистического свойства. Исследовательски-аналитическое, углубленно психологическое описательство еще изредка встречается. Уже давно противостоит фабуле детективной легковесности, развлекательству. Дилетанты угождают читательским интересам. Новаторы выплескивают на страницы собственные видения. Они редко творят ради заработка. Литературная профессия не кормит. Только чистое искусство имеет право на продолжительное существование. Книги однодневки, вся эта "литературная макулатура" - имеет право на существование. Не затмят отдельные удачи. Жемчужины творческого мастерства. Гениального проявления умения одухотворенной личности. Двадцатый век - убийца. Пресыщен совершенными массовыми убийствами. Ради диктаторских замашек, националистических апломбов, технического развития, творческого взлета. Легко приняты в обиход жестокости, кровавые жертвы. Положены на алтарь ненасытного Молоха. Не знаем ничего заранее о наступившем христианском тысячелетии. Можно только надеяться: не углубится противостояние религиозных цивилизаций. Пусть загодя здравомыслие сдержит порыв животных инстинктов. Ограничит, умерит аппетит жестокости. Удобства оскопят беспричинно злобу, животную агрессивность. Ублажают внутреннего хищного зверя. Неравенство, несправедливости - способствуют разделу общества. Углублению борьбы. Доведению ее до самых обостренных вспышек, кровавых фаз. Еще не иссяк порыв жестокости. Терроризм может вновь стать основой, двигающим рычагом развития. Существующие цивилизации разнятся по возрасту, пройденному пути стадийного развития. Между ними продолжится соперничество. Форма борьбы заранее непредсказуема. Неизвестно, сколько истребительных мировых войн предстоит пережить человечеству. Идеалисты верят в поступательный путь развития. Не мы! Суть творчества - в словесном выражении. Систематическое, постоянное, беспрерывное упорство, поиски. Нацеленный труд упирается в некую точку. За ней скрывается тайна. В последующих бдениях начинается постижение неведомого. Из расторможенного участка возникает невесомый летательный аппарат. Совершает полет к безбрежной, углубляющейся фантазии. Этому сопутствует ритмическая, связанная цепной последовательностью работа мысли, рук, внутренних органов. Сконцентрированное в комок созидательное, нервное, волевое состояние - влечет к продуктивной, новаторской деятельности. Выработке емкой по объему, содержательной, излучающей живые заряды мысли, чувственных импульсов. Подобие энергии полезной радиоактивности. По типу идеалистической продукции. Творческая, абстрактно-философская, афористичная мысль, откровение - недолговечны. Их нужно моментально записать. Улетучиваются! Теряются в извилистых коридорах подсознательного. Пропадают бесследно. Ничего не оставляют после себя. Уходят темы, необычного сочетания слов, граненной фразы. Возникает, остается ощущение сожаления - восстановить утерянное в первозданной форме невозможно. Писатель творческого склада - не копировщик. Бытоописатель. Наделяет вымышленные персонажи - собственными мыслями, ощущениями. Изобретает похожие на них жизненные ситуации. Характеризует персонажи - с психологических позиций. Сталкивает личности - в живом общении. Придумывает остро звучащие диалоги. Позволяет наладить отношения. Выстоять. Проявить интересы, характер. Показывает основу заблуждений, недоразумений, потерь, ошибок. Недопонимание, инакость логической направленности. Потерю теплоты общения. Черствость тона, заносчивость, усталость, вздорные мысли, ревность... Непараллельное развитие. Плохое настроение, несовпадение интересов, нестыковка характеров - влекут к разладу, разочарованиям, скандалам, разводам. У каждой личности неусыпно желание самоутвердиться. Путями не всегда честными. Часто устраиваются - за счет другого, других. Жизнь сочетает непомерное множество обстоятельств, факторов, событий, производственных столкновений. Общественных движений. Она перенасыщена движениями. Неведомо чем нашпигована. Приправлена специями. Пестро-красочна, многозвучна, разнообразна. Источает ароматы. Не всегда приятные запахи. Литература в основе своей - забава! Подхлестывает любознательность, интерес. Она - нравоучительна. Сохраняет народные традиции, вероучение. Шагает в ногу со временем. Подчас его опережает. Живописует современную жизнь "героев" и обывателей. Чаще всего в моменты отдыха. В "привычных состояниях семейных отношений". Больше чем прежде литература распадается на "жанры". Чаще процветает "рыночная литература". Приноровлен к "читательским вкусам". В любом случае, сетования справедливы: МАЛО ЧИТАЮТ! Не всегда пропадает интерес к чтению. В очень напряженной израильской жизни, особенно первых лет абсорбции, - репатриантам не до книг. Более доступные газеты, телевидение объемлют или пытаются "подстелить под себя" творческую литературу. Часто обесценены сами понятия "литература", "творчество", "творческий процесс". Появляющаяся на рынке продукция является суррогатом разных методов написания, жанров. Повседневность журналистики разбавлена литературными включениями. © Бельферман Моисей, 2005 Дата публикации: 18.02.2005 10:50 |