Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта): Конкурс/проектВсе произведения
Произведение |
|
Объем: 5991 [ символов ]
|
|
|
|
«Слово и дело» – на новом гуманистическом интернет-витке. |
Эссе-нция, полученная по юбилейному случаю Грянуло на днях моё пятидесятилетие. Возраст, как и всё в жизни, неожиданный. И сочинила я п`арное двустишие – эдакий лаконичный итог прожитого: одно – романтическое «Весы лиры», другое – чуть шутливое «Лира весов». Согласитесь, всего четыре строки в юбилейныё день необременительны для случайно зашедшего «на огонёк» читателя-гостя? Меня лично краткость всегда только радует… :) Почему два? Потому что романтика и ирония в моих скромных литературных трудах всегда идут рука об руку. Опубликовала, сочтя достойным читательского внимания: – двустишие – форма, достаточно редкая (как, впрочем, и одностишия, в чём лично убедилась недавно, читая конкурсные работы на «Философии жизни»); – в стихе заложен каламбур: я – Весы по гороскопу; – и ещё мини-эксперимент с формой: в каждом стихотворении ровно пятьдесят букв – по числу прожитых лет. И зашёл ко мне гость. И начертал в ответ, на одном стихе своё, нетленное: Полсотни раз висячие усы Качнулись, дорогу носом отмеряя… Не скрою: стало мне несколько грустно… Согласитесь: на романтическом тексте, да ещё даме, товарищу по цеху, да в юбилейный день… Уж лучше бы никакого отклика, чем такой… Да и на другом стихе – письмена не хуже… (Или – не лучше? :)) Кстати, и экспромтики-то слабенькие, с явными огрехами формы, что особенно обидно: были бы «литые», звенящие – я бы хоть как читатель удовольствие от них получила. Я считаю: сатирическая пародия на стих, по определению, должна быть лучше самого стиха. Она должна быть СОВЕРШЕННА. Иначе, она просто БЫТЬ не должна – права на существование не имеет, потому что её цель – показать автору не очень хорошего стиха как пишутся очень хорошие. Если же автор пародии сам очень хорошо писать не умеет – не стоит пытаться поучать других. Но вернёмся к нашим баранам. Вернее – к моим «висячим усам». Скажете: надо мне на душе корку наращивать, защитную броню. Оно и хорошо бы – да как же тогда этой, очерствелой душой к миру поворачиваться? Как творчествовать? :) Я в жизни много разного повидала, к странностям интернет-поведения почти привыкла, и решила пропустить этот случай «мимо усов», по принципу: «по усам текло, а в душу не…». Короче, Бог с ним, с экспромтщиком! Может, читал невнимательно; может, у него принципиальный внутренний протест против всех юбиляров и всех весов… И всех, вообще, двустиший. НО… Обнаруживаю вчера, в разделе портала «Литературно-критические статьи», аж две статьи моего, не в меру весёлого, визави. Имён называть не буду – это ведь не вендетта, а писательская попытка осмысления. (Тем более что тот, кому интересны подробности, может найти информацию на моей авторской странице, в «Новых произведениях».) Итак, две статьи о нас с вами – сочинителях-читателях, критиках и рецензентах. Там и о внимании, и о чуткости… О том, что дурно, зайдя на авторскую страницу, не оставить там своего отзывчивого слова… О разном. Статьи отменные, со многими вещами, не моргнув, согласилась бы. НО… Возникает естественный вопрос: почему же мой конкретный случай выпал из этой блистательной вереницы заявленной чуткости? Значит, к себе, любимому – уже другие мерки? Или именно чуткость и, главное, отзывчивость, мне, тупоголовой, в оставленных для меня недрогнувшей рукой экспромтах усматривать и следует? Заглянула в написанные сим автором рецензии – пишет, в основном, доброжелательно, зачастую – весело… Что же произошло с моими несчастными двустишиями? Осмысливая человеческое поведение – (а это мне лично всегда необходимо и крайне интересно, потому что писать могу только о том, что понимаю; всегда стараюсь сама стать на место своего героя) – я зачастую прихожу к выводу, что у многих поступков осознанный мотив отсутствует напрочь: «так, накатило чё-то…» Смотрю – и на литературных порталах, как в жизни, читателем-сочинителем порой руководит чистый импульс: «глянул по-диагонали» – «рецензнулось» – «в печать!!!» НО… Мы же работаем со словами. Недобрым словом, при определённом стечении обстоятельств, можно убить человека. Слова, текст – это информация. Информация накапливается, количество переходит в качество – мы коллективно влияем на информационную основу мира, частью которого сами же и являемся. А потом, кстати – или некстати, получаем от мира и отдачу, «по полной»… И на судьбу очень обижаемся… :) И где же элементарная ответственность сочинителя за пущенное в мир слово? Она существует только «на словах», в призывах, в публицистике – короче, для широкого круга публики, как выходной костюмчик? Где пресловутые «гуманистические ценности»? Прибраны бережливой рукой в писательский тайничок, «на чёрный день», дабы озарить своим сиянием очередной, выстраданный и выношенный литературный опус творца? Куда девается нормальная человеческая реакция на открытое миру беззащитное и искреннее чувство? Или – о, страшное подозрение! – выходит: нормальная – она, как раз, именно та, под которую попала в роковой час юбилейная голова недоумевающего автора? Нет, нет и НЕТ! Как сказал бы наш любимый реформатор театра «НЕ ВЕРЮ!» Века проходят, цивилизации гибнут, возникают новые – но человеческая сущность пока не стала принципиально иной. Так же, как и в душе древнего шумера, египтянина или грека, в душе каждого нашего современника идёт борьба – борьба за себя, будущего. И это борьба только с самим собой. Или мы, каждый индивидуально, пытаемся изжить собственные «гнилости»: жадность, зависть, злоязычие, нетерпимость. Или идём у них на поводу… Только это уже инволюция личности, увы! Есть смех, юмор, желание повеселить, порадовать ближнего – а есть безответственный «стёб ради стёба»; есть желание деликатно помочь советом тому, кто нуждается в твоих знаниях – а есть высокомерная издёвка ослепших, но того не ведающих. Есть грустная ирония – и есть злобная насмешка. Есть вежливость в общении – и есть, как его витиеватыми словесными оборотами ни лакируй, – обычное скучное хамство. Кстати, разница всегда очевидна… |
|
|
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | хех... на меня вот, душа моя, тоже периодически эти страшные подозрения накатывают, да... типа - где эти "пресловутые" и где ответственность. и были ли вообще в проекте. но потом ничего так - стоит только зайти на любую из твоих страничек все становится на свои места - и вера в "нормальную человеческую" и в "открытое миру беззащитное и искреннее". так что, спасибо Весам :) *) | | Это тот самый случай, когда слово лечит - я имею в виду (кроме твоего, разумеется, приятного мне визита и поддержки!) моё слово, в смысле - моё эссе. Я погрустила-погрустила от визита этого ХАМО сапиенса - потом сочинила статейку, формулируя свою точку зрения - да и успокоилась. И даже вовсе не собиралась публиковать - я так часто делаю - да увидала на портале "Литературные" статьи моего развесёлого визави - и удивилась очень даже! "Ни фига себе вам!" - думаю, - "А судьи кто за давностию лет?" :))) А, кроме шуток, тема сурьёзная - общество всё больше болтает, всё больше и больше... Мозги зашкаливает... Процесс идёт широким фронтом. Слова обесцениваются, затрёпанные в конец - и я на полном сурьёзе считаю, что это основная причина трансформаций языка, обильно входящего в речь жаргона... Меня, вот, постоянно то на архаизмы тянет, то - на словоизобретательство - хочется найти реальные эквиваленты в языке тому, что хочешь сказать. А многие обычные слова уже никакими эквивалентами ничему не являются. Им нужно дать отстояться. Или отлежаться какое-то время... ( В отпуск их, в отпуск!!! |
|
| | Оля, бывают вещи, на которые просто не стоит обращать внимания - не из толстокожести, а просто из чувства юмора. И подвергать из-за них сомнению те ценности, которые Вам дОроги, тоже едва ли имеет смысл. И протестовать против этих вещей - только PRить таких авторов. Право, судя по Вашй странице, у Вас столько интересных дел, что жаль отрывать время от них на такjое бездарное мелкотрепье. Удачи Вам. | | Да это так - немного выпустить пар из паровоза... :) Чтобы не рвануло - и с пользой для небольшой части общества. Просто эти гадостные мелочи почти всегда безошибочно бьют в цель, потому что их производители имеют стопроцентное звериное чутьё - кому и когда, и в какой форме отписать. Вот и мне в очень трудный час подвалило... Кстати, он в этот день был не единственным "поздравителем". :) А я ведь в ответ всего лишь скромно высказалась на своей странице, не разводя вселенских диспутов в обществе. Но сама тема, тем не менее - злободневна весьма. Просто ещё не оценены её истинные масштабы: расхождение между "творчески болтаемым" - и действительным. Это не только литературных опусов касается. А, по сути, вся наша "творческая" болтовня ничего не стоит в сравнении с реальными поступками. Болтовня в статьях о чуткости и внимании - не более чем болтовня. А реально сделанная гадость - это уже поступок, да. С чем его автора и поздравляю... :) Он, кстати, и без моих скромных усилий не сходит с главных страниц портала - уж очень ему неймётся. Сейчас классиков старательно переписывает - капремонт в классиках затеял, видимо. :) А эссе это повисит-повисит, может, кому-нибудь с пользой на глаза попадётся, - да и последует в мусорную корзинку, конечно. :) | | Оля, так и творчество - у одного поступок ("О, если б знать, что так бывает, когда пускался на дебют ..."), а у другого - болтовня. Я бы не стал бытовое поведение с творчеством сравнивать, хоть и не отрицаю жизнетворчества. Думаю, что отчасти дело в том, что в ЛИТО, на лит. сайте, в Союзе Писателей мы не очень осознанно ищем материализации сказки о "своей" среде. Но обязательно находится кто-то, кто залепит комом грязи в физиономию и бодро проорет: "Добро пожаловать в жизнь!". С грязью в физиономию - нехорошо, конечно, но орет правильно, напоминает, что здесь тоже жизнь, которая такова, какова она есть, и никакова более. И даже более такова, чем в реале. Но есть у нас одно, точно схваченное Е. Евтушенко счастье: "И что тебе рука царёва {от себя добавлю: смердова, тем более - КВ}, когда в своей ты келье скрыт, и, как лиловый глаз циклопа, в упор чернильница глядит?!" (Препинашки - по памяти). | | Существует один тонкий нюанс в этой ситуации: побудительным толчком к моей «писанине» послужила не: - литературная критика, вполне уместная на этом портале - сатирическая пародия, частое и весьма любопытное явление - дружеский шарж, проявление чисто человеческого внимания, а грубое нарушение элементарных этических норм в литературной среде. Из такого разряда, как если бы я отправилась на страницу упомянутого автора, и в ответ наваяла нечто – в стишках или прозе – упоминающее, весьма некорректно, вполне возможные возрастные изменения в его сознании, рифмующиеся с именем «Эразм». Я, собственно, сначала к этой категории и отнесла действия автора – и смолчала. :) Но, прочтя чуть позже его широкомасштабные литературные труды, пришла к выводу, что в отношении меня имело место самое заурядное хулиганство. А хулиганов стоит одёргивать – если не лично, то как явление в обществе. А то уж выходит из нашей с Вами переписки, что хулиганство – норма, а попытка от него корректно защититься – дурной тон. Я ведь рассматриваю всю ситуацию достаточно отвлечённо, исследовательски, как если бы речь шла не обо мне, а о некоем третьем лице, и привычки таить обиды и мстить украдкой не имею – тут ничего личного :) – а просто делаю свой скромный "воспитующий" вклад в общественное сознание - авось, прорастёт. | | Хулиганство - не норма, защита от него - не дурной тон. Ну, так дайте в морду хулигану - спокойно, с удовольствием и посильнее. А Вы так расстраиваетесь и принимаетесь его воспитывать. :) Не хотите в морду дать - неженственно? Залепите хорошую звонкую почёщину, сделав раскраску его физиономии асимметричной. Но только делайте это с удовольствием, чтобы рука не дрожала. | | Насчёт «расстраиваться». Расстраивалась я лично не более получаса. Я достаточно быстро нейтрализую в себе ненужные состояния. А вот причина поразмыслить – осталась. Но это ведь – я. Многие люди переживают сильнее, острее и дольше. И даже плачут. Я знакома с подобными историями в среде моих друзей. А не расстраиваться в подобной ситуации – не в человеческих силах. Любой живой человек, получив внезапный «тычок» в бок, обязательно испытает негативные эмоции – просто разной интенсивности и длительности. И, в зависимости от уровня сознания: --- либо, по горячим следам, тут же даст обидчику в рожу (тупиковый вариант – вместо 1 тупого драчуна становится сразу 2 :), --- либо ответно обхамит (тупиковый вариант – вместо 1 хама становится 2 хама :) --- либо охладит голову и ответит в спокойном состоянии (что, кстати, часто даёт весьма позитивные результаты. Недавно в подобной же ситуации мне удалось установить нормальный человеческий язык общения с оппонентом, нахамившем в запальчивости, достаточно случайно. И, уверяю Вас, этот человек стоил терпения и снисходительности. Думаю, ему было потом о чём задуматься. Ещё один вариант – смолчать: тоже личный выбор индивидуума; кстати, во многих ситуациях это мудрый выход. И я собиралась так поступить сначала, и поступаю часто - ведь здесь речь не идёт о серьёзных битвах на выживание, а о мелких покусах «мосек». Но чуть позже меня поразила до крайности громогласная общественная позиция моего странного «гостя», в корне расходящаяся с его собственным поведением, что и явилось мотивировкой моего «эссе»: не хамство этого читателя, а ДВОЙСТВЕННОСТЬ его поведения. Вы, кажется, упорно не хотите увидеть того факта, что мой опус не направлен лично против кого бы то ни было: это НЕ СВЕДЕНИЕ СЧЁТОВ (у меня весьма острый язык, и, при желании, я могла бы хлёстко «отбрить» в пять минут – но я не хочу. Верьте – не верьте, но по природе не мстительна и мне это совершенно неинтересно. :) Это эссе – просто попытка, на одном конкретном обезличенном примере осмыслить процессы, на моих глазах уже не первый год происходящие в общественном сознании: абсолютное расхождение слова и дела (как в этом случае), немотивированная агрессия (как в этом случае), безответственный трёп и высокопарное словоблудие (как в этом случае). Именно – попытка осмыслить в тексте. И возможно, познакомиться с чьей-то любопытной точкой зрения на этот вопрос – для меня как автора текстов и автора пьес это интересно. Вот Ваша, задорная, мне уже понятна: надо было бить в ответ. :) Ну, и что бы это изменило? Мой собеседник ещё раз убедился бы, что его стиль поведения единственно возможный. Да и не о нём, собственно, разговор: его лично, в любом случае, перевоспитывать уже поздно. Нет мне, не сочтите высокопарностью, ближе личная позиция Христа: он всё-таки пытался что-то изменить в людях. В тех, кто хочет услышать. |
|
| | Ольга, очень интересно! И статья, и дебаты после нее. Я разделяю ваше мнение "Мы же работаем со словами". А статья ваша нужная. Напоминать всегда требуется! Потому как вредные привычки и безнаказанность приводят к забывчивости о нормах, не только литературных, но и поведения тоже. "Века проходят, цивилизации гибнут, возникают новые – но человеческая сущность пока не стала принципиально иной. Так же, как и в душе древнего шумера, египтянина или грека, в душе каждого нашего современника идёт борьба – борьба за себя, будущего. И это борьба только с самим собой!. - под этим абзацем готов подписаться сам! Успехов! :) | | Как приятно быть услышанным и понятым! Честно говоря, я это "эссе" с самого начала вешала здесь временно, собираясь позже удалить, но именно из-за дебатов оставила - авось, пригодится (мне или кому-нибудь из читателей). А битвы в сети происходят действительно нешуточные. :) Забавно наблюдать: причиной может послужить окончание в предложном падеже существительных на "-ие" (допустимо ли "ьи", как у Пушкина) - или количество слогов в строке эпиграммы Бернса. :) |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |