Куликово Вступление Прими молитву страстную мою И ниспошли мне силы и уменье Я, оробев, в преддверии стою И мной владеют тяжкие сомненья. Молю благослови мое перо На это многотрудное свершенье. И пусть несовершенное оно Правдиво излагает откровенье. Направь путями истины его Чтобы сломалось, прежде чем посмело Солгать самонадеянно стило. Итак, я помолясь возьмусь за дело. Смиренно речь я поведу о том Кто был по праву первый среди равных. Чье гордое и мудрое чело И дух суровый в златоглавых храмах Среди святых хранителей Руси Кому бог даровал победу над врагами Чьи имена обязаны мы чтить Заслуженное место занимает. Одно из первых среди христиан Сподвижник веры воин православный Безбожных сокрушитель агарян Причина их погибели бесславной. Часть 1. Княжество Московское и Княжество Суздальское Глава 1. Князь Константин Васильевич Нижегородско-Суздальский Нижегородский князь, слабея, умирал. Природа, совершая ход извечный Осенним увяданием созвучна Была закату угасающей в нем жизни. Тревожных мыслей череда не оставляла В преддверии Господнего престола. И перед взором его мысленным вставало Что ранее содеяно им было. Он правил мудро справедливою рукою: Ослушников карал, вершил суд правый И Нижний Новгород покорный воле князя Был стольным градом Суздальской державы. Теперь покоя он желал – не стало силы Дела мирские прежние тревоги Толпились у одра его тенями Последний путь собою заслоняя. Игумен Дионисий был невдолге - Вошел и подле стал благословляя И ведал Константин, о чем испросит Его не усмиренная гордыня. «Достойно ли - князь думал - его сана Деяний многотрудных и свершений И подвигов на поприще духовном Желать себе иного – мирской славы? …» Рёк Дионисий им речённое и прежде - Пылая взглядом грозно вопрошая: - Зачем Нижегородские пределы Для Северной Руси лишь пограничье?! Зачем не станет князь Нижегородский Великим князем, взяв себе Владимир?! Зачем не он глава Руси во славу Бога!? … - Зачем не ты ей – пастырь православный? … - Ответил князь. Умолкнул Дионисий. - Равны Москва и Суздаль ратной силой Но на Москве – престол митрополита В ее руках мирской меч и духовный… Князь вовсе ослабел. Игумен вышел Его, благословив не усмирённый. Настал черед детей отцовской воле Быть может раз в последний покориться. -Три сына. Три судьбы. Одна забота. Андрей Борис и Дмитрий… Ладно ль будет Их княжеством совместное правленье? Ведь главное наследие – единство С собой во мрак могилы забираю. А по себе им, что могу оставить? Ведь над землею призрачно владенье Не мы ей, а она владеет нами… Святая Русь должна быть неделимой. Кому по силам? Кто сие возможет? … Того не ведаю, а вам я завещаю - Врага не помышляйте лишь друг в друге… Глава 2. Князь Нижегородско-Суздальский Дмитрий Константинович Летели годы. Божьим изволеньем Вершилось преходящее земное - Людские судьбы всё в Господней воле - Меняет он оплавленные свечи Дабы сияние не меркло в Храме Жизни Однажды на земле Им сотворенной. Рождение и смерть цивилизаций – Покорно мудрой воле Проведенья. Князья и люди – все под Богом ходим Но смерть земных правителей волнует Гораздо больше чем простолюдина. Ведь путь земной их значимей и ярче. Они лишь стрелы лук тугой – народы Десница Божья ими управляет. Одно неотделимо от другого: Их судьбы назначение - едино. Свой путь земной во цвете лет закончил Великий Князь Московский Иван Красный До срока призван к высшему престолу Последний сын Ивана Калиты. Наследником остался юный Дмитрий: Девятилетний отрок несмышленый Стал в одночасье князем и мужчиной. Такое было время. Так и жили. Пророчил Константин на смертном ложе – Князь Дмитрий за Великое Княженье Вступил на путь с Москвой кровавой распри. Содеял князь, что Богу не угодно. Днесь и игумен рек ему: « Великий жребий Земле Нижегородской был ниспослан Владимирской Руси и русских княжеств По лествичному праву быть главою. «Древнее Суздаль – стало быть, правее И Бог ему подмога в правом деле…» Лишь весть пришла, он в дальний путь пустился – Искать в Орде Великого Княженья. Как сон дурной – дорога дни и ночи. Костры привалы тягостные думы… «Что уготовано, начертано в грядущем?» Безмолвно небо полное знамений. Искали многие – судилось одному Пути Господни неисповедимы: Князь Дмитрий был пожалован Неврусом Ордынским ханом на Великое княженье. |