О ризоматической логике РИЗОМА – грибковое корневище, как бы являющееся и вершками, и корешками самого себя. Энциклопедия Ризома – это свежее мироощущение, ее заглавная роль – компас в жизни человека. Ризоматическая логика создает основу нового миропонимания и включает реальный эффективный механизм действия нового метода управления социальными, техническими и научными процессами. Трудно, но нужно найти в себе смелость признать, что в начале 21-ого века на наших глазах происходит смена научной парадигмы – реализуется переход от техногенной (библейской) цивилизации к новой системе построения человеческого сообщества. Нам, простым смертным, не дано детально, в режиме «on line» описать смену эпох, но некоторые новые принципы уже приобрели вполне определенное содержание или, как минимум, четкие контуры. Понятно, например, что нужно срочно найти способ одновременно управлять множеством параметров различной размерности. Надо научиться сопрягать несопрягаемое: тонны и километры, духовное и телесное….. Вот для этого принципиально неарифметического сопряжения может оказаться полезной новая ризоматическая логика. Предстоит отказаться от привычной логики Аристотеля, в основе которой лежит процедура выбора «вектора цели» путем построения «древа цели». Задача управленца в этом случае сводится к определению главного ствола этого «дерева» и отсечению боковых веток, «отвлекающих от главного направления». Более 2000 лет эта логика весьма эффективно использовалась для управления обществом, государствами и его структурами, в том числе науками и научными сообществами. Но любым авторитетам, даже древним грекам, рано или поздно приходится «уходить на заслуженный отдых». В XXI веке все острее ощущается необходимость в поиске новых способов управления развитием и техники и общества. Очень вероятно, что таким способом станет РИЗОМАТИЧЕСКИЙ подход к построению «ТЕНЗОРА ЦЕЛИ» – «многомерного вектора». Вместо одномерного «древа цели» теперь нужно будет строить N-мерную численную матрицу для расчета оптимального пути развития в пространстве, содержащем огромное количество переменных факторов. Это эффективное средство для многофакторной оптимизации, в том, однако, нетривиальном смысле, что факторы здесь могут иметь абсолютно разную природу и размерность (и технарскую, и духовную одновременно…). Но прежде предстоит сделать поистине «героический» для «настоящих ученых» шаг – отказаться от одного из самых главных и «абсолютно верных» научных принципов 20-ого века – «закона сохранения размерности». Для многих ученых и инженеров он архиважен, вероятно, даже важнее закона сохранения энергии. Именно принцип сохранения размерности сыграл огромную созидательную роль в развитии техники. Но в 21-ом веке в этот закон почти наверняка будут внесены существенные поправки, изменяющие границы его применимости. Нынче физики убеждены в «очевидной» целесообразности вечной консервации принципов инвариантности, многие из них кажутся им нерушимыми. Но, чу! – уже нельзя не видеть, что через бастионы «нерушимых истин» прорываются животворные ростки нового… Сегодня «компас Аристотеля» должен быть заменен на «камертон ризомы». Новому управленцу, как путнику в поисках оптимального пути, теперь надо «звучание своих шагов» периодически проверять на фальшь с помощью камертона – источника идеально правильных, калиброванных звуков. Примерно по такой схеме работает сапер с миноискателем. Но хватит мрачных аналогий нашей жизни с минными полями Пора вспомнить приятную для всякого русского патриота легенду (или быль?) о том, что российские математики еще в 30-х годах прошлого века разработали соответствующий математический аппарат для внедрения ризоматической логики. В частности, эта математика успешно применяется в так называемых «квантовых компьютерах», где вместо обычного, тривиального перебора вариантов используется схема одновременных параллельных расчетов cразу по множеству путей с периодическим «схлопыванием» промежуточных результатов между собой. Легко представить, какие сказочные прикладные перспективы имеют такие «резома-компьютеры». Сказки, однако, раздражают практиков. Тем более что в ризоматитической логике много противоречий, можно сказать вся она состоит из противоречий – в этом ее суть. Это оружие обоюдоострое. Сначала оно порождает или, точнее, обнажает проблемные ситуации, а потом решительно их рассекает, извините, решает… Самое время прагматикам потребовать «инструкцию по применению» нового метода управления. Что тут ответить? Ну, во-первых, это лишь заметки об ориентирах развития ризома-метода, а детальные «инструкции», как известно, не входят в этот жанр. А во-вторых, великие мира науки уже многое сделали для решения этого вопроса. Например, Пьер Кюри еще 100 лет назад фактически предложил конкретную математическую процедуру применения ризоматической логики для описания внешних воздействий на кристаллы [П. Кюри «Избранные труды», Изд. «Наука», М-Л., 1966 г., с.60-112]. Ученый, классик науки, как среди них принято, опередил время: «дисимметрия по Кюри» – по сути ризоматическая логика – позволяет изучать многие физические взаимодействия и прогнозировать их результаты. Лучшие представители творческих специальностей (музыканты, художники…) также используют в своем искусстве ризоматическую логику, здесь они намного опередили «технарей». Всемирно известная группа «Роллинг Стоунз» – тому яркий пример, название их группы «перекати-поле» – это вариант ризомы – растения без вершков и корешков. А их музыка, как мне кажется, замечательно гармонизирована как бы с помощью того самого «камертона», о котором сказано выше. Некоторые философы и искусствоведы предпринимали попытки исследовать феномен ризоматической культуры. По их мнению любая упорядоченность cо временем непременно приобретает древовидную конфигурацию. Деревом проросла, как полагают Деленз и Гваттари [G. Delenze, F. Guanttari «Rhizome: introduction», Paris, 1976], вся западная культура, что значительно ограничивает ее спонтанность, творчество и свободу. И вообще "у многих людей дерево проросло в мозгу", их решения и действия страдают одеревенелостью. В отличие от дерева, ризома (rhizome) являет собой множество беспорядочно переплетенных отростков и побегов, растущих во всех направлениях. Не имеет она и связующего центра в виде какого-то единого корня. Это непараллельная эволюция полностью различных образований, происходящая не за счет дифференциации, членения, ветвления, а благодаря удивительной способности перепрыгивать (переползать) с одной линии движения (развития) на другую и черпать силы из разности потенциалов. Как трава, пробивающаяся между камнями мостовой, ризома всегда чем-то окружена и растет из середины, через середину, в середине. Ризома в постмодернизме уподобляется растению (например, «перекати-поле», кордицепс, 1000 видов папортников и т. п.), которое стелется и переваливает через препятствия (борозды, канавы, ямы) именно из-за того, что его теснят, ограничивают, обступают со всех сторон так называемые культурные» растения. И чем сильнее это давление, тем шире радиус действия данного «сорняка», тем дальше он выбрасывает свои щупальцы-отростки, тем больше периферийной земли становится его жизненным пространством. Место ризомы там, где трещины, разломы, пустоты, бреши и другие провалы природного ландшафта и человеческого бытия. Она их легко преодолевает. Для нее нет непроходимых границ, какими бы – естественными или искусственными – они бы ни были. Ризома учит нас двигаться по "пересеченной местности" нашего бытия. Она умножает стороны, аспекты, грани исследуемой реальности, превращает круг в многоугольник или шар в многогранник. Важно отметить еще одно судьбоносное, репродуктивное свойство ризомы. Даже самая малая часть этого растения содержит полную информацию обо всем организме. Здесь на практике природа демонстрирует уникальный ГОЛОГРАФИЧЕСКИЙ метод передачи информации и наследственных признаков. Если дерево – символ порядка, целого, то ризома – символ хаоса, а точнее, хаосмоса [хаоса + (кос)моса]. Ризоматическая логика работает в многомерном мире, она идеально подходит для проведения многофакторной оптимизации и помогает сопрягать «несопрягаемое», обеспечивает КОНВЕРГЕНЦИЮ традиционных наук и духовных заповедей. Не скажу за все человечество, но передо мной, смертным, впервые открывается реальная перспектива – шанс с пользой и моральным комфортом потратить остаток своих жизненных сил ВО БЛАГО. Выбор правильного – праведного пути мне, уверен, гарантирует РИЗОМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА. |