Письмо CXVI (О страстях) Луцилия приветствует Сенека! Поговорим сегодня о страстях... Они - как дань душевного огреха, Что неприлично подымать на стяг. Достаточно ли страсти нам умерить, А может, нужно строго изгонять?- Тем, кто в себе не может быть уверен, К чему на страсти зеркало пенять? Я только избавляю от порока, Ничто не отнимая у тебя: "Не жаждать, но желать!"- Таким уроком Не отпугну, об истине трубя? Чтоб страсть не превратилась в наважденье... (Написано об этом столько книг!) И остроты добавить наслажденьям, Будь, не рабом - хозяином для них. "Как тяжелы любовные страданья... Как огорчает чуждых мнений ложь..."- Любой порок находит оправданье, Особенно сперва - он так хорош! Затем, он разливается широко, Позволь ему возникнуть - ты пропал. Как половодье, гонят нас пороки, Хотя, лишь край у дамбы раскопал. "В любых страстях - естественный источник, Душа всегда заботами полна." - Не стоит потакать заботе, точно Мы - для нее, а не для нас - она. Природа подмешала наслажденья К вещам необходимым: мир и труд - Как сласти за столом еженедельным. А, если чаще?- Люди раньше мрут. "Позволь мне горевать, позволь бояться, Чуть-чуть!"- Прости: пока ты - не мудрец... Поэтому, нам лучше не пытаться Идти вперед, не зная, где конец. Один юнец (умом он был ребенком) Спросил: А, мудрецу дана любовь? Панэтий отвечал изящно-тонко (Запомни, или перья приготовь): "Как будет с мудрецом - спроси другого, Я - не мудрец... но, если гонит страсть, Душа - олень, что мчит навстречу гону, Чтоб бить копытом и ушами прясть. Любовь легка?- Легко мы плен попали, Любовь трудна?- Идем мы в бой... и в плен... Отвергнутый - надменно хочет в пару, Ту, перед кем, не смеет встать с колен. Так, лучше оставаться нам в покое... Не доверяй нестойкости души Бокал вина и деву с красотою, Что нас влекут - спиваться и грешить." То - о "любви"?- Подставим "страсти" вместо нее в словах рассказанного им: От скользкого подальше встанем места: И на сухом - нетвердо мы стоим. "Нас увлекает страсти паутина, Не в силах мы принять твоих даров!" Предлог - "не можем", "не хотим" - причина! Дух напряги - и сможешь! Будь здоров. ====================================== Письмо CXVII (О мудрости и мудреце) Луцилия приветствует Сенека! Твое письмо доставило хлопот: «Мудрец и мудрость – благо?»- Жаль, мне не с кем Все обсудить, пробил холодный пот... Считает стоик: «Мудрость – это благо, Быть мудрым – нет.» А, знаешь, почему? (Нет, погоди – сначала я прилягу: В чем тут секрет – и сам я не пойму). Согласен ты, что польза – признак блага? В бездействии - от блага пользы нет, И мудрость – благо… (Начинаю сагу, Как надоест читать – смотри в конец.) «Вы мудрым быть хотите непременно?»- Что «непременно» – входит в список благ… Применим здесь понятия подмену: «Непреминуем» - результата знак. (Я сам об этом думаю иначе, Но, не могу отвергнуть аксиом... От стоиков я рассужденья начал – Не значит, что закончу их на том) Все знают: есть обычай побежденных Взывать о милосердии к толпе , Я – со своим оружьем убежденно, Иду на бой по правильной тропе. «Бег» и «бежать» - различные понятья, Хотя - происхождение одно. «Красивым быть» – знак «красоты» объятья, «Бесстыдство» – зло, и «быть бесстыдным» - дно. Есть благо, зло, и третье – безразлично. Пусть «Мудрым быть» - не благо... Ни к чему Мне спорить. Зло? – и думать неприлично, Сказать так – оскорбление уму! Так, что же? – «Безразлично» остается? Но, «безразличье» - всем подряд дано, А «мудрым быть» - немногим достается! Кто видел «зло и мудрость» - "два в одном"? Перипатетик правильно считает: Мудрец и мудрость – в сущности одно. А диалектик – слабо причитает, Что различать их нужно, все равно: Возьмем «владенье полем» и «владельца» - В них общность и различия даны... (О, диалектик! – От тебя - не деться! Как многим... ты добавил седины!) Мудрец и мудрость – от одной природы, А в «поле»и «владельце» - сути две! Так сравнивать – скорей подходит сброду, Чем разум сохранившим в голове… Без примененья, мудрость - блеклым флагом Висит! Я не устану повторять: То, что без пользы быть не может благом - Не может в деле благо потерять. Поверь, что я давно себя ругаю, Ввязавшись в этот длинный разговор... Жизнь – дело! В слове есть черта другая: Часы крадет, как беспощадный вор! В душе - простор для самых дальних странствий, В чем суть богов, движенья дальних звезд? И, отчего, вдруг, сидя в странном трансе, Увидишь мир неясный – светел, прост? Зачем нам расточать свои старанья На суд о бесполезных нам вещах? «Мудрец иль мудрость?»- загадай желанье, И бросим жребий... Хватит, натощак... Мне мудрости дорога – утешенье, Закалка для ослабленной души. Покинуть жизнь? – Приму свое решенье! Когда? – Когда пойму: Пора спешить! По-моему, постыдны зовы смерти! Ты хочешь жить? – Зачем ее зовешь?! Не хочешь? – Много способов, поверьте, Доступных… Для чего тогда живешь? "О если бы мне умереть скорее!"- На днях я прочитал у одного... Уж лучше б он повесился на рее... Подумать можно: держит кто его... О чем он так сомнительно хлопочет? Пусть уточнит - когда назначил срок? Кто просит смерти – умирать не хочет! Кто хочет – тот и в смерти видит прок. «Что мудрость?» – Масса дел перед тобою, Ты их решил?! А, думаешь о чем?! Не глупо ли, сигнал услышав «к бою», Немедленно размахивать мечом? Так в мудрости нам правильно откажут, Когда в уме такие пустяки... Над теми, кто в словах безмерно важен, Смеются люди вслед из-под руки! Вопрос есть: «Благо ль будущая мудрость?» «Есть общий смысл у «блага» и «блажить»?» Возможно ли сказать, что будет утром, Для тех, кто ночь не может пережить? Я – будущий мудрец? – Когда им стану, Мне – будет благо, прежде – ни за что! Коль вовремя болтать не перестану, Я превращусь в «полнейшее ничто». Когда я говорю, что «это будет», Понятно всем, что «этого здесь нет»! Все знают: обещать - привычно людям… Один поэт сказал: "Пишу сонет... Он «будет» так божественно прекрасен... В нем оживут любовь и чудеса..." А что - в итоге? – Результат мне ясен: Он никогда сонетов не писал... Пока что я – не мудр… А был бы мудрым, Поверь – не примирился бы со злом... Не может лик, что светит перламутром, Быть, на поверку, "праведным козлом"... Оставим пустяки - поищем помощь: Кто при пожаре думал об игре? Раз дочь рожает – ты об этом помнишь, И, не считаешь птичек на заре. К тебе со всех сторон приходят вести: Пожары, наводненья, смерть детей... Неужто, в размышлениях на месте, Ты будешь ждать дальнейших новостей?! Как мало жизни нам дано природой: Болезни, сон, дела – отнимут все! Минутами - уходят дни и годы, Уходит жизнь! Ты – сам себя спасешь?! На деле помоги мне стать мудрее! Я чувствую, как тянет смерть багром! Я стану мудрым? Я - умру скорее? Хотелось бы - стать мудрым... Будь здоров. ====================================== Письмо CXVIII (О честности и благе) Луцилия приветствует Сенека! Ты требуешь, чтоб чаще я писал... А, помнишь уговор? Не покраснел? Как мне обещал: письмо вперед бросать? Я не прижимист: в долг тебе поверю… И, я – не Цицерон... Тебя спасать Мне нужно! Тот же - Аттику доверил: Все, что тому на ум придет, писать... Мне в темах для письма нет недостатка, Не буду я писать, как Цицерон: Кто к должности пришел, имея хватку, А, кто – за деньги обошел закон. Полезнее, чужого не касаясь, У зеркала присесть на полчаса: На многое мы в жизни притязаем, Но, редко собираем голоса... Приятней – ничего не домогаться И выборы фортуны обойти, Чем, ради них, с соперником ругаться... И, глупо с избирателем шутить... Один всем обещает денег кучу, (Не сам – при нем посредников орда), Другой – всем дамам расцелует ручки (Потом - и руку не захочет дать...) Пусть консулов и преторов избранье Проходит, как азартная игра! Пусть кто-то победит, кого-то ранят, А нам с тобой – задуматься пора: Велик душой не тот, кто в мраке спален Ждет результат, от счастья голосит: Ватиний - избран, а Катон – провален: Мне не о чем фортуну попросить! Об этом можем век писать друг другу, Не занимаясь прочей ерундой! Пусть тысячи людей бегут по кругу... От бед? – Нет – за погибелью, с бедой! Имеем счастье – жалобы и пени: Нам птицу счастья хочется поймать! Что ты считал вершинами – ступени, И нужно выше ноги поднимать… Вперед! За благом? – Да, за ним, по слухам… Боимся, что другие... Не успеть... А прибежим, и видим: вот так плюха! Большое – благом кажется толпе. Чтоб мы впустую благо не искали, Поймем: что благо?! Как его найду?- «Суть блага в том, что души привлекает, Зовет к себе.» - А, если – на беду?! Взгляни: порок - секунды не скучает! Правдоподобье – с правдой не в ладу, А благо – только с правдою встречают, Кто встретил раз - уже не отойдут. «Стремленье к благу – только от природы, Поэтому и тянет нас к себе!» - Получше... Дом, заслуживая входа, Заведомо не принесет нам бед. Заслуга – в том, что честно, совершенно - Стремление «быть честным» взять на флаг!. От честности, не может отрешенно Быть благо, честность – корень всяких благ. Пусть – ты судья, начальник легиона: То – должности, не благо и не зло. Но, все решая честно, по законам, Внесешь в них благо - людям повезло. Из прошлых зол - и благо прорастает, А честность – не рождается во зле! «Согласие с природою»- считают,- «рождает благо, в нем природы след». Естественности блага не оспорю, Но, благу – не хватает естества: Настал отлив – на пенный берег моря Выносятся и мусор, и трава. «Согласие с природой – важный признак! Как можно это свойство отменять?!»- Величина существенна! Как призрак Через века увидите меня... Наоборот: ребенок станет взрослым, Был неразумен - стал чуть-чуть умней, Глядь: перестанет задавать вопросы: Как звать Сенеку? Луций ли? Анней? Ведь многое, благодаря приросту, Становится и больше, и... другим. Мед, в бочке и на ложке, тот же – просто! Но, ломит шест усилье на изгиб... Надвратный свод - понятен всем, пока мне И незачем искать другой пример: Как клином связан свод последним камнем, Пусть даже не велик его размер. Последний штрих – мы видим завершенье! А, есть и непрерывность смены свойств: Вот движется чуть-чуть, вот нет движенья... Ты видел остановку? – Нет. – Изволь... Величина меняется – и нечто, В ладу с природой, видит блага кров! Так души понимают бесконечность – Отсутствием предела. Будь здоров. ====================================== Письмо СXIX (О богатстве) Луцилия приветствует Сенека! Я научу: ты станешь богачом Без кредиторов - и ругаться не с кем! Найду тебе надежное плечо… Припомни, что указано Катоном: «Бери все в долг у самого себя!». Иметь и не желать – одно и то же, Итог один – не мучиться скорбя. Я не учу отказывать природе: Она во всем потребует свое! Но, то, что за предел ее выходит – Бесцельный займ, не нужный для нее. Я голоден – набью свою утробу! А чем набью? – Природе все равно. Из чаши золотой, из горсти пробуй: Вода – всегда вода, вино – вино. Смотрю на цель, ее под носом вижу - Здесь промахнуться ни за что нельзя. Нам голод шепчет: «Глянь, что есть поближе! Я сделаю все вкусным, что б ни взял!» Я вижу: ты расстроен, щеки бледны... Ты думаешь: «Так гнусно обмануть: Сулил богатства – предлагаешь бедность, В которой... только ноги протянуть!» Один имел - все, что ни захотел он... Другой имел - богатства полон дом... Кто был богаче? – Первый. В чем же дело?- Простая мысль доходит к нам с трудом... Дом – полной чашей?- Что-то не хватает... Бедняк доволен – на столе есть хлеб, И зависть рядом с домом не витает: Тщеславье не живет в печной золе. Нет голода, нет холода, нет жажды – Юпитер не имеет сверх того! А Македонский, побледнел однажды, Узнав, что Дарий обогнал его! Он шлет к границам мира флот за флотом, Сорвал запоры мира, победил! Но, посмотри: он грустен... Отчего так?- След алчности - он разум повредил! Кто, в золоте купаясь, стал богатым?- Он стал жадней до денег – вот и все... Красе – богат был? – Больше виноват он: От мародера - мертвых не спасешь! Весы богатства – в вечном перекосе: Желанья – слева, справа – все что есть... Что перевесит? (Думал: ты не спросишь... В желаниях, конечно, больший вес.) Желания разгул, до твердой меры, Непросто сократить, и бедняки (Синоним есть сейчас – пенсионеры) Зачем-то припасают медяки. (Хотя... уже до смерти недалече, А нужно ж, чем-нибудь прикрыть глаза! Одних – за счет страны бесплатно лечат, Других – бесплатно схоронить нельзя.) С богатыми - толпой желают дружбы, Проедет свита – все кричат: Смотри! Все счастье богачей глядит наружу, А мудрые – счастливы изнутри. В богатстве – все для бедности загадки... Излишествами полон гордый Рим... Богатство – разновидность лихорадки, Всех треплет... Только вслух не говорим... Как мерить все естественным желаньем, Чтоб не платить излишествам оброк?! В пяти словах прими, как упованье: К желанью не подмешивай порок! Ты спросишь: как прислугу подбирают, Какой тарелке - выше всех цена? Не важно. Я одно сказать стараюсь: Природе - только пища и нужна! Гораций: «Жажде дела нет до чаши, Ей все равно - какой рукой налить.» Кто в глине не возьмет, рукою машет - Воображает и не хочет пить. Из всех даров природы наилучший: Что нужно нам – не может надоесть! На хлеб вчерашний сноб глядит колюче... Кто голоден, тот предпочтет доесть. Создатель мира предписал законом: Здоровье, не излишеств баловство! Упрек Его с намоленной иконы Как голос: вы забыли Божество. Природе по заслугам воздадим мы За то, что алчем праведных даров: Ищи - не роскошь, а необходимость - Для жизни и здоровья. Будь здоров. ====================================== Письмо СХХ (О происхождении блага) Луцилия приветствует Сенека! Откуда честность, благо входят в нас? Из книг, что мы прочли в библиотеках? Из опыта души, что дал ей глаз? В чем честности и блага сердцевина? Полезно благо: значит приложить Его названье к лошадям, и к винам, И к обуви? – Нет, низость – хуже лжи. В чем честность?- В пониманьи чувства долга?- В заботе о стареющих отцах, В готовности покинуть дом надолго И биться за победу до конца? Скажу одно: что благом называют – Негодно к злу! Как этого не знать… Ты замечал, как злоупотребляет Богатствами и властью наша знать? Вернусь к вопросу: В чем источник блага И честности? – Природа не могла Нам знанье дать, чей плод для многих лаком… Но, семена познания дала. Я не могу поверить, чтоб случайно, Вдруг... добродетель встала в полный рост! Лишь «ищущий обрящет» эту тайну, Пусть, он и «не хватает с неба звезд». Как наши полагали, добродетель – Посредством «аналогии» дана. Как слово появилось – не свидетель, Теперь же – общепринято, признай. Я поясню (не делая уступки потомкам - мы беседуем одни): Нас поразили смелые поступки – Знак совершенства видели мы в них. Мы преклонили перед ними главы, Не замечая спрятанный порок: Закон природы – всякий видит славу, Где блеск поступка он заметить смог. Не взял Фабриций золота от Пирра: Он царские богатства презирал. Затем, предупредил отраву пира, И совести своей не замарал. Не давший победить себя богатствам, И ядом не умевший побеждать – Вот в чем величье духа, образ братства, Что сквозь лохмотья светит, как звезда! Сказал: Живи – моим благодеяньем, Так прежде опечалившим тебя! Мне, не в богатстве славы, изваянье - В том, что богатых пожалел, любя!» Гораций (тезка знатного поэта) Один с врагом сражался на мосту, Разрушив сзади мост. (Не видев это, Возможно, не поверите мне тут...) И крикнув, когда брусья затрещали: «Кто хочет, пусть идет моим путем!» Он прыгнул в реку... стрелы вслед пищали, Он вышел цел, с мечом, и со щитом. Такие, и подобные деянья Нам образ добродетели дают. На фоне зла – прекрасней изваянье Отважного и честного в бою. Пороки - маскируются под благо: Ленивый - порицает честный труд, Себя считая смелым... Это – наглость! Хоть глупому и кажется: Он – крут… Пусть щедрым притворится расточитель: «Дарить» и «не беречь» - нам не равно! Он – собственных пороков обличитель, Вернувшийся с прогулки без штанов. Труслив перед собраньем храбрый воин: Он не врагов боится – площадей... Кто в бедности и весел, и спокоен - Боится поношения людей… Такое сходство нас и заставляет: Не внешнее, а суть всего взирать! Как часто мы поступок прославляем, А, человека - стоит презирать! Представь себе другого человека: Терпим к врагам, и добр к своим друзьям, Что сделает – то сделано навеки: И в мелочах не сыщется изъян, Хорош не «по намеренью» - «по делу», Мудр, терпелив, разумен, смел и щедр, В нем дух - всегда царит над слабым телом, Порок - не нанесет ему ущерб, Он постоянен в мыслях и поступках, Что начал – все доводит до конца… (Нарисовал я образ недоступный?- Но... шевельнулись слабые сердца?!) Увидев добродетели сиянье, Частями примеряем на себя: Нам следует обуздывать желанья И относиться к ближнему - любя! Забыть про страх, спокойно делать дело, Раздать долги, поменьше людям врать, Учиться жить: полжизни просвистело – Готовься - не готовься: умирать! Так мы поймем: что значит жить блаженно, Не требуя от жизни ничего... Кто выбрал Сам - Голгофы униженье, Тому не страшен крик: Распни Его! Пожертвовав Собой, других заставил Понять Свое сияние во тьме. Он кротостью на путь добра наставил, Хотя, и чудеса творить умел. Когда душа настолько совершенна, Мы говорим: в нем виден Божий дух. Кто видит смерть - в спокойном отрешенье, Тот видит жизнь - как нимба ясный круг. В душе есть признак появленья свыше: Ей тесно в теле, и не страшно – вон. Мы от знакомых ежечасно слышим Их жалобы: болит со всех сторон! Желудок, печень, сердце, голова и Так далее... Все плачут и скорбят: Нас донимают, гонят... Так бывает Со всеми, кто живет не у себя! Мы рождены... в таком тщедушном теле, Что не понять: В чем держится душа? А жить в нем больше века захотели, Не думая о смерти и греша... Подходим к смерти, с каждым днем - все ближе, Чем ближе – тем сильнее жизни страсть, И, каждый час, доволен ты, обижен, Влечет туда, где суждено упасть... Как слеп наш ум! Не зная, что осталось, О смертном часе горько голосим! Все дни пути - добавили усталость, В последний день – лишь падаем без сил. И если мы увидим в ком-то стойкость, Что подлинным величием полна, Его душе приписываем свойства, Которым не известна нам цена. Все истинное – строго неизменно, А в ложном – краткосрочности налет. Есть люди, что всю жизнь попеременно, Срываются то в лужу, то в полет: То им Фабриций кажется не бедным, То Туберон – не скромен и не строг... Потом - затмят Апиция обедом, И - Мецената превзойдут порок... В больной душе заметны даже детям - Как волны, колебания ее: То, напоказ - нужна ей добродетель, То, по любви – к пороку пристает. И – все мы таковы... Желаний смена Нам, видно, уготована судьбой: То - тянет на жену, то – на измену, То – быть царем, то – хуже, чем рабом, То раздуваться в жалком самомненье, И ненависть от ближнего снискать... То рвать одежды, исторгая пени... И деньги – то транжирить, то искать... Тем - безрассудство душ изобличаем, Позорней быть не может ничего... Одною ролью - мудрость лишь венчает, А прочим – сто ролей на одного. Каким ты был – таким и оставайся, Не будь, как флюгер - в воле всех ветров, В разумной похвале – не зазнавайся, Всегда будь узнаваем. Будь здоров. ====================================== 07.11.03 |