Слышали когда-нибудь шутку: "Что такое телеграфный столб? - Это хорошо отредактированное дерево!" С какой стати это всплыло из глубин моей памяти именно в эти дни? Все просто. Очередной обзор. И очередное подведение итогов, что, как известно всякому творческому человеку, представляет собой не самое благодарное занятие, и причиной тому пресловутая субъективность оценок, от коей и себя застрахованным не считаю. В общем, если что не так, пишите, критикуйте. Постараюсь ответить на все возможные вопросы. А пока, думаю, надо бы начинать. На сей раз - разбор полетов в номинации "Гражданская лирика". Если говорить об общих впечатлениях от того, что прочитал, то, одним словом, "неплохо", очень даже неплохо… Впрочем, следует заметить, что легче от этого задача по отбору "самых-самых" не становится. "Гражданская лирика" - номинация, собравшая литературные детища, затрагивающие подчас очень больные вопросы нашей жизни, затрагивающие тонким намеком и резкими выпадами, бунтом против существующего порядка вещей в той или иной сфере обыденного, творческого и так далее. Посему, отбирая "топ" хит-парада, я решил принимать решение о включении в обзор не просто лучших с точки зрения художественной формы и оригинальности, но и обязательно напоминающих об изъянах нынешнего бытия произведений, произведений, отражающих подлинные проблемы общества, индивида, бросаемого общественной же жизнью от берега к берегу, из крайности в крайность… Так, что же приглянулось? Обратите внимание. В этом что есть… Взгляд с высока. Ироничный, надо сказать… Прекрасный образец путевых заметок. В стихах, разумеется… Высоцкому… Чертовски напоминает о нашей, "человеческой" жизни… Ох, и нелегко же делать выбор среди стольких достойных… Перо таланта! Прочитайте - не пожалеете! Теплое… Бунтарство, скажете? Отнюдь! Гражданская позиция! И я такую позицию уважаю! О детстве впоминаете? Так чего же ждете?! Быстренько жмите на ссылку… Мне лично вспомнился "Дядя Арли" Эдварда Лира. По стилю и настроению. Но это оригинальности не убавляет. Честно… Если бы не некоторые художественные огрехи, я бы не десять, так девять баллов поставил точно! Стихотворение "Чужая" меня, по правде, огорчило. Неужто, мы, люди, способны на такое?.. Хотя, чего удивляться… В этом мире нет чудес - есть лишь маловероятные события… В прошлом году побывал в столице Европы. Знакомые впечатления… "Возвращаюсь в другого кого-то", - за этими строчками - точка из… подлинных многоточий… И где Вы, журналисты?! Такие "вещи" надо эпиграфами ставить… Или эпилогами… Вам нужны комментарии? Нет смысла в них… И здесь комментарии излишни… Ну, как? Многовато претендентов? Это далеко не все… Есть еще "Мертвый берег" Марии Бродской, "Блажь" Виктории Можной, "Изборск" Ольги Королевой, "В тесноте" Чека, "343*" Семена Венцимерова, "Над Бабьим Яром" Александра Шапиро, "Из Израиля с любовью к России" Александра Альта, "Высоцкому" Дар Ветра (не того ли, что из "Туманности Андромеды" И. Ефремова?) и многие другие… Мало того, лучшее на мой взгляд я приберег на последок. Итак. Бой барабанов, овации и… дружное щелканье по ссылкам на семерку лучших произведений, мною избранных! "Август просит подаяния у двери, Но за утро не наплакал и полушку - Ведь народ слезам Москвы уже не верит, Только взглядом и одарит побирушку…" Так оно начинается. И на этот раз, поверьте, я Вам не самые сильные строки процитировал. В "Августе", строго говоря, афоризмов и тому подобных "загогулин" нет. Стихотворение целостно отражает… А что? - прочитайте! Петр, все-таки знака вопроса в конце произведения не хватает. А, вообще, люди, если Вам так уж нужны эти самые "загогулинки", ай-да к Петру на страничку с "Надо ли?". Уж, одна-то "загогулинка" там есть. В финальной части. Но, чур, читать с самого начала, а то будет похоже, что я всех на выхватывание "золотых строк" подбиваю! Когда подобное пишет девушка со звездным именем, становится грустно. От того ли, что суровые порядки земные способны вырывать почву из-под ног у самих звезд (сразу же извиняюсь за "пустоватую" метафору)? От того ли, что и нам похожие минуты, часы и даже дни жизни светят? "…Мама, это не крест, а свастика. Мама, это не солнце, а лампа…" Что скажете?.. "…Парк культуры, музыка, лето. Чей-то голос: "Подай, родимый". И летят скупые монеты, Не в колодец желаний… мимо…" Раньше думал, что глубокая печаль свойственна философской, любовной, да иногда пейзажной лирике… А сейчас гражданская для меня перестала быть сплошным недовольством и бунтом, появилось в ней что-то от безысходности. Вечность, просочившаяся в свет сквозь мрак. Мир, обнаженный, знакомый не всем. Русь, открывшая душу как книгу. Это не мои слова - это слова Валентины Бондаренко. И ее же словами о стихотворении "Родное" скажу: "Уменье любить Россию". Вот и все. Чего же боле?.. "…А в сетях мегаполисов славный улов. В рык‚ мычанье и вой превращенная речь. Миллионы голов миллионами ртов Жадно воздух хватали и падали с плеч. Бомбы веры слепой разрывали предел Злодеяний и горя. Багровым дождем Выпадали куски человеческих тел Вперемежку с железом‚ асфальтом, стеклом. Этот дождь не щадил никого под собой. Им пропитана насквозь сырая земля. Там‚ в одном общем склепе‚ жизнь значила боль. Там‚ под грудой развалин‚ раздавленный я…" И это не еще все. Не этими строчками автор начал повествование. И не этими закончил… Уважаемый Борис, Вам блестяще удалось сшить в единый ковер стихов философский и гражданский подход к жизни! Так держать! "…То черен день‚ то ночь светла. Как разобрать‚ что-быль‚ что-сказка? С глаз Правосудия сползла Веками гнившая повязка…" Невольно вспомнились слова Альберта Эйнштейна: "Что в действительности меня интересует, так это то, был ли у Бога выбор, когда он решил сотворить все сущее…" Вот и все. Прощаться не буду. Скажу лишь… Пока! Всегда Ваш, Д.К. 29.02.2004 |