Произведение |
|
Объем: 6070 [ символов ]
|
|
|
|
Пусть доставляет радость ( отклик на статьи «Я, древних изучив, открыл свою дорогу...»(ответ Семену Венцимерову) – Елены Шуваевой-Петросян и «О «пользе» критики или в защиту молодых поэтов» - Натали. |
Как-то не дают покоя две небольшие статьи, опубликованные здесь «Я, древних изучив, открыл свою дорогу...» (ответ Семену Венцимерову) – Елены Шуваевой-Петросян и «О «пользе» критики или в защиту молодых поэтов» - Натали. Ведь тоже самое постоянно волнует, приходит в голову и ни единожды передумано. Сначала хотелось бы сказать о подражании. Ах, пишем по штампам, ничего нового, копируем, подражаем,… а как иначе, внести что-то новое в то, что прошло века довольно сложно и мало кому удавалось, и уж тем более это сложно «молодым» поэтам, тем, кто только начинает пробовать силы, кто впервые начинает показывать написанное. У каждого ценящего и любящего поэзию есть свои любимые авторы, свои идеалы в поэзии, иначе просто не может быть, нельзя любить все и всех без исключения. И тут невольно возникает подражание. Хорошо это или плохо - мне кажется, это не слабость «молодого» поэта, а скорее дань своему кумиру. И что такое подражание, стихи, написанные так, как писал или пишет твой кумир, твой Учитель в поэзии, использование его приемов, его стиля, а почему бы и нет, если автор при этом вкладывает в стихи свою душу, свое видение и восприятие мира, свои чувства. Ах, вот эта тема позаимствована у…. Правильно сказано Еленой, а позаимствовано ли, или просто совершенно неожиданно совпали и ассоциации и чувства и восприятие. Есть у меня стихотворение «Войди в мой сад. Не торопись, иди. Запущен он. Садовника рука уже давно к нему не прикасалась. Он дик и буен, но цветут еще кусты, Средь трав цветы свои головки к солнцу тянут, Небесной влагой и росою утоляя жажду, И в ожиданье замерли, цветут, не вянут, Надеясь, что придешь однажды», написанное под каким-то впечатлением, настроением, уже и не вспомнить даже в связи с чем, но с вложенными собственных чувствами. У нас в Якутске, есть на сайте литературная страничка на «Рулез». Выставляю сразу туда и неожиданное получаю отклик «Ах, простите это же Рильке». Для меня автор незнакомый, читать не приходилось. Поиски по инету, нахожу у Мошкова, большой раздел, множество стихотворений, пытаюсь задавать поиск, читать все подряд, но увы не нахожу ничего похожего. Хотя автор рецензии утверждает, что читал именно у Рильке что-то очень похожее. Или вот явно позаимствованная тема мной у Милюдовой.Л. «Я хочу тебя любимый» - стихотворение слишком уж откровенное, оголенное. В рецензии к ее стихотворению я попыталась объяснить, что я вижу не так, как она, почему мной стихотворение не воспринимается. А после невольно родилось собственное стихотворение, в принципе о том же, только в моем видении, с моими чувствами, с моим отношением « Я б рук своих кольца не разжимала». Поэтому наверно подражание, а не копирование, неизбежно и должно быть, точно так же как и продолжение или свое изложение темы, момента, предложенной кем-то другим ассоциации. И права Лена, говоря, что иначе мы бы никогда не сохранили формы «ода, сонет, триолет, рондо» и многие другое. Именно поэтому бывает обидно за авторов, которых вдруг обвиняют в том, что они подражает тому или иному поэту, почему бы и нет, ведь от этого стихи написанные «молодыми» авторами не теряют своей индивидуальности. Жарко, эмоционально выступила в защиту «молодых» авторов Натали, и по существу очень правильно. Критика, критике рознь. Если человек пишущий рецензию, не задевая личности автора, пишет замечания в адрес его произведения, это довольно серьезная помощь, даже если и бывает иногда, что замечания в чем-то задевают самолюбие автора. Но ведь нет безгрешных, все имеют и свои ошибки, и свои просчеты, и очень часто просто не видят их. Ну, заметили их, сказали о них, если в корректной форме, не передергивая и высмеивая, какие могут быть обиды. Если автор не согласен с критикой, наверно стоит отстаивать свою точку зрения, свое видение, право автора. Но совершенно недопустимы в критических замечаниях переходы на личность автора и оскорбления его. Здесь наверно надо учиться быть взаимно вежливыми и корректными. Подражание, заимствование темы, схожесть все это, на мой взгляд, и допустимо и практически неизбежно, это не плагиат, с чем приходится встречаться не только на страничках литературных сайтов, но даже в изданиях. Был у меня случай, разговариваем на ICQ о стихах. Собеседница говорит, что купила сборник стихов. «Просто потрясающих», читает и перечитывает и предлагает - «хочешь почитать»? Соглашаюсь и жду, когда она наберет текст. Имя автора стихов совершенно незнакомо, мне объясняют, что это молодой автор, даже фотография на обложке есть в книжке выпущенной, кажется, в Саратове. Читаю… да хорошие стихи, но впечатление, что где-то уже читала. И вдруг неожиданно до боли знакомое, читанное и перечитанное неоднократно… одно, второе, третье… переспрашиваю имя автора и не розыгрыш ли это со стороны моей собеседницы. Она приводит знакомые стихи Вероники Тушновой. Потом Цветаева. Были ли в сборнике стихи истинного автора, я даже не стала выяснять, было довольно мерзкое чувство. Собеседнице объяснила, что и как, дала ссылку на стихи в инете в электронных библиотеках. А бывает и такое. Мой собеседник вдруг с восторгом говорит: «Знаешь, мне тут молоденькая девочка такие стихи шлет, читаю и изумляюсь… И вдруг приходит стихотворение твоей дочери, как может такое быть?» Что ответить, не знаю и выяснять как-то противно, хотя знать то знаю, конечно -были ее стихи выставлены и на якутском сайте, и на «Народе» в моей страничке, но становится обидно за дочь. Посеяны семена сомнения. Если с изданными произведениями авторов, можно пытаться привлечь хотя бы к извинению человека, поступившего бесчестно, то с тем, что выставлено в сети… – а попробуй доказать, что ты не верблюд. Мы все учимся на стихах прошедших и века, и годы, учимся на том, что принимает наша душа, учимся у авторов, которые публикуют свои стихи на сайтах наравне с нами, учимся на собственных ошибках, на ошибках других. Так пусть все такие этот процесс обучения будет доставлять радость, а не горечь обиды, когда тебя просто высекли, как маленького мальчика или превратили в мальчика для битья… |
|
|
Дата публикации: 06.02.2004 13:11 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Несомненно, подражание необходимо, в том случае, когда оно становится преемственностью. Ахматова, Пушкин брали из чужих стихов целые строки ("памятник нерукотворный"), давая им совершенно новое звучание; Ахматова прямо говорила о том, что не только можно, но и нужно брать у других. | | Спасибо и за понимание и поддержку. |
|
| | Лара, Ларочка, спасибо за поддержу и главное - понимание! Да... и самое обидное, Вы правы, когда критики переходят на личность автора! С уважением, | | Леночка, написать захотелось сразу, как прочла вашу статью, ведь наверно многих это волнует, многим приходится сталкиваться со всем этим, но не решилась, одно дело сказать это в беседе, другое попытаться написать отклик. Потом статья Натали и червячок уже настойчиво стал где-то внутри грызть. Первый опыт изложить свои мысли в статье, очень рада, что к ней отнеслись с пониманием. |
|
| | Согласна с вами. | AI | [ 06.02.2004 ] |
| Великолепная, добрая и взвешенная статья. Совершенно правы, Лара, в том, что касается подражания. Но мне представляется, что все мы немного путаем подражание и штампы. Одно дело подражание, а другое дело - штампы, от которых воротит. Что я имею в виду. А вот что: если стоять, то обязательно на вахте, если купать, то обязательно в шампанском, если дарить, то обязательно розы (скажем спасибо, что не миллион алых роз) и тому подобное. К сожалению, штампованные образы - не редкость в стихах и прозе, публикуемых на этом портале. Мне кажется, если автор сам этого не видит, требуется подсказка со стороны читателей. Если автор действительно стремится к совершенству. И еще о подражании: мне глубоко импонирует Ваш подход: Вам сказали "Рильке", и Вы пошли читать. Другое дело, что не нашли. Замечу, что насколько я понял, Вы не обиделись, не обозвали сказавшего каким-нибудь страшным словом, короче говоря, избрали нормальный, взвешенный и конструктивный путь. Вот у меня однажды был другой опыт: ПОКАЗАЛОСЬ произведение по духу похожим на произведение известного автора. Сказал об этом. Даже не сказал, а спросил, НЕ ПОКАЗАЛОСЬ ли мне? Ну а уж что я получил в ответ - догадайтесь. :-) | | Штампов много встречается, тут должна согласится, и как бы не показалось странным часто у людей давно пишуших их не меньше. Избежать их ведь тоже не всегда удается, и наверно это больше относится к стихам, рифма вещь коварная, подбираешь, подбираешь, а ведь так и просится розы-морозы, любовь-морковь.... как избежать этого я не знаю, мне не всегда удается - и бьют за это, и правильно бьют, но все равно воевать с штампованными рифмами, особенно когда стихотворение пишется на одном дыхании очень сложно. В прозе наверно штампов избежать легче, хотя могу сказать, что в моих попытках писать прозу, мне это не всегда удается. А вот догадаться о том, что вам ответили наверно не могу, могу только предполагать... | AI | [ 07.02.2004 ] |
| Вот наша печальная переписка: обвинение в юродствовании и предложение писать о том, что, по впечатлению указанного автора, мне доступно. Лично мое внимание привлекло мнение автора о себе: сначала (кавычки) любой труд вознаграждается опытом (кавычки). Следует, по всей видимости, понимать, насколько сложным и весомым видится автору его произведение, ну а затем - усугубим: (кавычки)Не видите леса из-за деревьев? Печально... (кавычки) http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=2990 То есть, с точки зрения автора, он написал глубоко философское произведение, доступное далеко не каждому. Куда там Кастанеде и прочим Шопенгауэрам. А если вам не понравилось, так тут не вина автора, просто читатель близорук. Кстати, можно порассуждать об элементарном уважении к читателю, а также о том, что уж если ты и правда написал что-то эпохальное, как тебе кажется, по всей видимости, стоит написать также и конкретные комментарии для самых тупых, но пытливых читателей, а не отвечать загадочными штампами о том, что человек (кавычки)не видит из-за леса деревьев (кавычки) или, как было сказано тем же автором, но другому читателю о пресловутом непримеченном слоне. |
|
| | Прекрасная статья!!! Лара, большое Вам спасибо!!! | | Вика, тебе спасибо за то что прочла и согласна, значит мне удалось сказать то, что хотела. |
|
| | "и уж тем более это сложно «молодым»" - в корне не согласен нам-то как раз сам Бог велел, нам проще =). Стремление к новизне и свежести должно быть скелетом, на который наслаивается все остальное, иначе стагнация и творческая смерть. " совершенно неожиданно совпали и ассоциации и чувства и восприятие" - как это верно, не стоит также забывать, что мы все современники. Недавно сам пострадал от таких "совпадений": 3 года назад начал писать повесть и в названия глав вставлял путь к файлу и его имя. Очень рад был, раньше ни у кого такого не видел, а тут на тебе окрываю Пелевинское ДПП и вижу Витька тоже до этого додумался =). | | Чем проще? Начинающий автор привнося что-то свое как правило оказывается бит, разве не так? Хотя радует, что много авторов, кто переступает через страх быть выпоротым и осмеянным. Экспериментирует, пробует что то новое. Не всегда это воспринимается, но это процесс поиска и это здорово! | | Тем и проще, что цензура лишь внешняя, а вот у "бывалых" товарищей она внутренняя, они сами себе крылья подрезают. В себе тоже недавно обнаружил личнку вируса CensorInside, и в ближайшее время планирую ее "грохнуть" какой-нибудь задорной вещью. ЗЫ пока писал даже придумал, что это будет =) |
|
| | Лара, я предложил администрации рассмотреть тех. возможность для создания игнора ( чёрного списка) думаю это шанс уменьшить давление некоторых авторов на своих коллег в недопустимой форме. Наглядный пример, стихи. ру. Очень удобно не мудрствуя лукаво помещать в игнор шибко "умных" специалистов от поэзии. А статьи друзья мои, вы пишете умные, но они понятны только вам, мне и другим молодым авторам, но никак не таким как господин Венцимеров. На каждую вашу реплику он выдаст вам контр довод и на этом всё закончится. Практика игнора только может поставить точку в этом вопросе. Я согласен, что помощь чего-то добившихся авторов просто необходима, но эта помощь должна быть плодотворной, щадящей самолюбие, корректной и даже может быть дружеской. Только доброе слово может повлиять на конечный результат. Извините если я повторился за кем-то. Спасибо от всех нас, кого называют молодыми авторами. С теплом. | | Саша, спасибо. Знаешь, наверно игнор это не выход. Я понимаю, что нападки вещь весьма неприятная, но надо просто спокойней к ним относится. Мне кажется, что на сайте "Творчество для всех", найдена очень интересная форма, когда рецензии и отклики совмещены, их можно все просмотреть, внести свои реплики, когда получается своеобразный круглый стол, произведение обсуждается и все обсуждение видно сразу. Если бы здесь было бы примерно так же, наверно, было бы меньше недоразумений, ведь то, что видно в рецензии видно всем, а все остальное, только если ты возвращаешься на страничку с произведением. Кстати, это неудобно еще и тем, что вернуться часто не удается, когда стараешься читать как можно больше выставленного здесь, и просто не удается отслеживать, как отреагировали на ту или иную твою рецензию или оценку. Будь доступно чтение и возврат к рецензиям, наверно и в критике и в нападках были бы более корректны и сдержаны многие. Правда это дело создателей портала, но мне кажется, это было бы удобно и авторам и тем, кто читает произведения. |
|
| | Ну, Лицимеров! Как прославился то среди авторов! Сколько тем-то нужных затронул! Оставил таки свой след на портале! И теперь попробуй скажи, что нет пользы от "критики молодых авторов"! :))))) Лара, мысленно с вами! | | Дмитрий, на мой взгляд все эти темы должны быть в обсуждении на портале. У меня есть несколько предложений и мыслей, которые я постараюсь изложить и выставить , скорее всего именно в этой номинации, для обсуждения. |
|
| | Добрый день, Лара! У вас - две темы: критика и плагиат... Доморощенные критики давно намозолили мне глаза... Многие из них действуют по принципу, описанному в притчах Соломона: "Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум." 18,2 У меня есть лицензия "на отстрел грубых критиков путем встречных стихотворных рецензий", но ко мне давно не обращались по этому поводу :) О плагиате. По моему опыту, мало кто решается опубликовать под своим именем известный стих буквально. Чаще стараются что-нибудь изменить, чтобы при попытке критики сказать: Да, созвучно, ну и что! Но, "длинные уши под тюбетейкой не спрячешь"! :) Когда вдохновенья несется знак, с манерой письма крутою... пишу: слово в слово, как Блок, Пастернак... Но, с лишнею запятою... :) При отсутствии собственной мысли и переживаний, такие "правки" могут только испортить оригинал, не прибавив ничего нового... А, при сегодняшней технологии книгопечатания, любой может издать Пушкина под своим именем... при условии, что не будет заниматься широким распространением :) | | Александр, спасибо за то, что зашли и прочли. Ведь в принципе на портале вся система замечаний и оценок держится на том, что авторы читают сами себя. Редко кто может серьезно оценить прочитанное произведение, в основном все держится на эмоциях от прочитанного. Понравилось – не понравилось, где-то заметил явные огрехи и или высказал свое мнение об этом, или промолчал, но уменьшил при этом бальную оценку. А часто сама по себе бальная оценка основана на том, понравилось или не понравилось, и читающий не вдается в технику написанного, и даже явные ошибки просто при этом не замечаются. Немного пока автор получает серьезных разборов написанного им. А вот когда кто-то имеющий опыт вдруг начинает явные нападки на кого-то из авторов, причем с переходом на личность, это и видеть, и читать не очень приятно. Доморощенные ли это критики, или нет… как сказать, ведь в своем большинстве авторы сами и становятся этими доморощенными критиками. На мой взгляд на портале должна быть какая-то служба серьезной критической оценки написанного, по желанию самого автора. Причем работа критика должна как-то вознаграждаться, поэтому наверно надо вводить какие-то и платные, взносовые, создающие фонд портала, услуги. Что касается плагиата, как прямого заимствования, так и в слегка переработанном виде, само по себе неприятно, но я высказалась по этому поводу только, как отклик на статью Елены. В вот сталкиваться с этим приходится и как уже показала жизнь, не только на небольших, да и больших тоже, литературных сайтах, но и в издании, когда автор может издаться и при этом ни частное издательство, ни сам автор не несут ответственности, по крайней мере мне не приходилось слышать о том, что кого-то привлекли за это. Допустимо же у нас пиратство во многом, видимо и здесь, тоже самое - пиратство…. С уважением Лара |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |