Помнится, в одной из рецензий обещал написать обзор где-то в середине января 2004-го года. Каюсь: написал раньше. Спросите, почему? - Потому что страсть у меня есть одна - итоги подводить. То ли экономическое образование влияет, то ли еще что, но так или иначе… вот Вам новый, свежеиспеченный обзорчик. На сей раз - миниатюр и подборок афоризмов. Хотите знать, чем мотивиую выбор объекта? - Новогодним настроением! Странно? Быть может и так, но, господа и дамы, леди и джентльмены, сеньоры и сеньориты (стоп!)… кто же из нас в первые минуты Нового Года не любит выпить за что-нибудь этакое, этакое, обрисованное в коротком, но емком тосте. В общем, продолжать не буду, иначе все станет похожим на пошаговое доказательство теоремы "о неизбежности выбора в качестве объекта обзора произведений-миниатюр и подборок афоризмов". Думаю, и без того ясно: захотел - написал! И баста! Теперь, собственно, о декабрьском урожае кратких и емких (хотя это еще как сказать) прозаических творений. Аж двадцать шесть авторов успели "засветиться" на портале за период с конца ноября по 27 декабря включительно (день, выбранный мною как время подведения первых итогов), заявив свои кандидатуры в обозначенной номинации 3-го этапа литературного конкурса "Вся королевская рать". Сбор же произведений (говоря в терминах аграрной науки) отнюдь не плох - 59 единиц. Итак. Двадцать шесть авторов к 27.12.2003 и 59 произведений, ими представленных… Еще цифры нужны? Пожалуйста! На предмет добротности проверку прошло 31 творение (52,54 процента вышедших в свет) двадцать одного автора (80,76 процента). Как Вам статистика? Но это не все. Надо же что-то отобрать, положить на полочку, чтобы гордиться сетевой литературой, обзор написать, в конце концов, и т.д., и т.п. Получилась подборка из семнадцати произведений, размещенных пятнадцатью авторами: один автор "засветился" аж трижды. Критерием этого самого отбора в который уже раз стало мое собственное чутье (на большее пока сподобиться не могу)! Так-то… Чувство голода, кстати, не мучает? Если да, ничего страшного: Иван Петрович Павлов считал это признаком здоровья. Так что откиньтесь на спинки своих кресел и стульев, возьмите в руки чашечку чая, кофе или ещё чего и… запаситесь терпением. Мы начинаем… И сразу же вопрос. Откуда Вы, господа авторы, творения свои берете? Что за источник: непонятно откуда берущееся вдохновение или, как по Ницше, накопленный опыт? Уверяю Вас, это не праздное любопытство. О подобном задумываюсь не я один. Взять, к примеру, творчество человека по имени Дмитрий Руж и, в частности, его миниатюру "Опять о влюбленных". Думаете, не о том это? Так почитайте… Что-то в его (Дмитрия) размышлениях есть. Если продолжить уже сказанное, любовь снова стала (и останется в будущем, в чем не сомневайтесь) одним из центров, к коим творческие силы пишущей братии устремляются раз за разом. Произведения, прямо или косвенно затрагивающие данную тему, всегда можно выделять в отдельный блок: и материала достаточно, и пишут порой неплохо, оригинально (хотя частое зачитывание подобных текстов кого-то может и разочаровать: приедается, видите ли…). "Мои подъезды. Набросок первый" - миниатюра, принадлежащая перу Елены Гедюне. Тема - вышеупомянутая любовь. Воспоминания о ней. Какие (кстати, не заметили, что многовато вопросов я начал задавать, пора бы мне умерить порыв к энтому познанию?) - прочитайте сами. "В парке" Вячеслава Скалова из тех, что называется, "о любви и не только". Смело утверждаю, одно из лучших произведений нынешней подборки. Грустно только от одного: очень уж минорное настроение у большинства авторов отобранных мною творений. Прямо как-то не по-новогоднему… Но, хватит! Взяли себя в руки и в бой! Кстати, в качестве новогоднего пожелания. Вячеслав, пишите еще! Хорошо пишите! Как уже написали! И, надеюсь, это не к Вам вопрос, что в финале "В парке". Если да, желаю, чтобы через год он перестал быть актуальным! А мы продолжаем. И на сей раз у нас в гостях Антарес - человек, между прочим, со звездным именем. Произведение Антарес "Снежный лабиринт", на мой пока не слишком искушенный взгляд, представляет собою пример (заметьте, прекрасный) миниатюры, составленной из миниатюр, когда как в кинофильме происходит быстрая, но отнюдь не резкая смена кадров, являющихся логическим продолжением друг друга, кадров, исчезновение одного из которых означает потерю смысла всей картины, кадров, запечатлевших домашний уют и снегопад за окном, плач ребенка и тихую зимнюю ночь, бесполезный ритуал кружения снежинок и многозначительность первых лучей восходящего Солнца, маленькую девочку, растрепанную и свободную, и заблудившуюся в оставшихся далеко позади лабиринтах пожилую женщину… В тон пессимистичному (а, быть может, просто созерцательному и неизбежному) настроению большей части "избранных" авторов (чур, с героем "The Matrix" не путать!) пишет и Елена Петухова в миниатюре "Аутотренинг для пессимистов". Комментарии в данном случае излишни. Лучше прочитайте. Также без комментариев оставлю и "Фрагмент авторецензии на диссертацию" (я бы добавил "по философии"). Позвольте только пару цитат из этой "вещи" Баха (не Иоганна Себастьяна, а просто Баха - одного из авторов портала). "…Надо изойти, отразиться в тысячах зеркалах, растратить себя с безумной щедростью нищего, чтобы твое молчание после всего этого обрело силу и вес, способный перевесить Вселенную…" "…Но если немота и бессилие сковывают тебя с самого начала и до конца, если ты даришь свой голос добровольно кому-то другому, то что есть твое молчание?.. Отблеск изначальной неизреченности мироздания, издевка его над человеком или же величайшее смирение перед Единственным Словом, заключающим в себе все тайны мира, в том числе самую мучительную и жуткую - тайну Времени?" Artur и его "Китайская миниатюра" не нуждаются не только в комментариях, но и в цитировании. Четыре строчки - бездна смысла и выводы, которые, правда, ничего или почти ничего в нашем мире не меняют… Проскуряков Д.Л. (Дмитрий, судя по всему, а тезка - это приятно!) разместил на сайте нечто, названное "Водила". Скажете, известный уровень и т.п.? Ну-ну… Только вот развязка сего короткого и столь оригинально озаглавленного сюжета, а скорее - эпизода, не лишена какой-то магии (впрочем, слово я неверно подобрал) что-ли… В который раз советую просто прочесть. Лучиком света в темном царстве настроения приспущенных флагов, царящего на просторах директории, хранящей в себе миниатюры и подборки афоризмов, выдвинутые на оценку в третьем этапе главного конкурса портала, стало творение за подписью Моха (если Мха, извиняюсь заранее). Это, столь близкое по характеру сюжета к сказке, произведение ума человеческого называется "Тор-ро", и, как вы уже догадались, повествует о всемирно известной испанской забаве. С удовольствием увидел бы этот короткий рассказ (sic!) в очередном сборнике "Вся королевская рать". Хотя бы потому, что улыбнуться человек имеет право (не все ж грустить!), да и для детей (не самых маленьких, но все-таки) по жизни льется не столь уж обильный поток прозы. Кстати говоря, не я один падок на частые вопросы. Вот Вам другой пример. Валерий Белолис, автор снова гостящий в моем обзоре (и не с одним своим произведением, что особенно приятно), и его composition на тему "Когда начинается боль?" Почитайте и подумайте, когда же… Стоп. Раз уж сказал, что Валерий не с одним новогодним подарком пришел, поговорим о других его "гостинцах". И один из них из той же, как говорится, "оперы", что и уже приглянувшееся мне ранее (в прошлом обзоре) "Особое чувство" ("опера", а правильнее - цикл, названный "Диалоги"). "Ревность - причина" называется. С готовностью повторю почти все, что говорил об "Особом чувстве", и в отношении "Ревность - причина". Великолепный образец! Точку бы поставить на этом, но сначала цитата из Валерия: "…Каждый живет так… и там, где ему нужно, где он может, где ему хорошо. Мне кажется, что, тем не менее, в таких мирках с женскими проблемами, как ты говоришь, всё достаточно гармонично. Плачут, ласкают свою боль, мечтают, ждут, надеются…" Отгадайте, кто это сказал. Мужчина или женщина? Наконец, "Улыбнись" все того же Валерия Белолиса. "Отпусти себя на волю. Один раз. Только раз. И произойдет... Не знаешь что. Не сможешь сказать, нужно ли то, что произойдет. Узнать себя после этого будет сложно. Ты ли это? Сможешь ли ты себя узнать?" - так и начинается это самое "Улыбнись". Жаль только, не до улыбок главному герою… Без описания оставлю "Последний звонок" yahmos. Потому что… Собственно, к чему все объяснять?! Снова и снова повторяю: "Читайте!" Вот насчет "Часы-часики" Пизанской башни, наоборот, позвольте молвить слово. Точнее четыре слова, по-моему более всего характеризующих данную миниатюру: - сюрреалистичность; - freestyle (что особенно приятно); - насыщенность тропами; - "магнетизм" (в хорошем смысле этого слова). И, наконец-то, последняя из миниатюр, но какая… "Спор". Автор - Александр Питерский. Тот самый случай, когда последнее предложение, фраза, абзац "вытягивают" все произведение, ставят его на высокую планку. Чур, только не читать завершающую часть этого прозаического творения. Пожалеть - не пожалеете, но уделить внимание предшествующему сюжету стоит. Наступил момент для оваций! Долгожданные афоризмы! В лидеры тут выбились Клодия ("Черный день на чужой улице") и ~Zlaia@ ("Г.С.М. (#000001 -#000017)"). Характеризовать подборки афоризмов на предмет особенностей творческого замысла и прочего нет смысла: на то они и подборки, тем более афоризмов. Так что закругляюсь прямо сейчас. Тянуть нет никакой необходимости, разве что… С НОВЫМ ГОДОМ, УВАЖАЕМЫЕ АВТОРЫ!!! УДАЧИ И ВСЕГО, ЧТО ТОЛЬКО СОСТАВЛЯЕТ СЧАСТЬЕ!!! До встреч! Всегда Ваш, Д.К. |