Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Ирина Ларина
Объем: 16585 [ символов ]
\"Момент силы. Глава четвертая\"
Глава четвертая. «Работа или жизнь – что выгоднее?»
I
Когда привык видеть человека лишь с одной стороны, совершенно невозможно и нереально пред-ставить его таким, каким ему не свойственно быть. Так и Ирину Романову, вечно спешащую и деятель-ную трудно увидеть спокойной и задумчивой, какой она бывает лишь в моменты, когда, забираясь на кресло с ногами, берет в руки спицы. Во всей ее спокойной сосредоточенности, в быстром звоне спиц есть какая-то особая прелесть, какая бывает только после чего-то великого и непостижимого. На нее можно смотреть часами, не отводя взгляд.
Что же касается манер, то Ирина была вполне раскрепощена и все ее жесты и движения, то резкие, то плавные создавали особое впечатление, намекающее (а равно и подчеркивающее) все достоинства ее фигуры. Я видела ее такой лишь однажды –настоящим человеком, женщиной, вовсе не обличенной ни властью, ни строгими рамками общества. Я видела ее такой, но, сколько потом я ни пыталась увидеть в ней эти черты, Ирина Романова жестоко ставила между нами свою любимую стену забвения –стену об-щественных предрассудков. Она желала играть роль, навязанную обществом…. Мне нечем было возра-зить…
II
- Где мой зонт?! Где-мой-зонт?!
Ирина Романова, ее мама Елена и дочь Настя стояли в квадратном коридоре их квартиры с недо-уменными лицами.
- Зачем тебе зонт? – удивилась мама Елена
- Ты на улицу посмотри!
- Да там же снег!
- С дождем! – парировала Ира.
Обмахиваясь какой-то газетой, в распахнутом пальто кораллового цвета, Ирина поминутно смот-рела на часы, а заодно и по сторонам. Куда пропал зонт?
- Мам, да иди ты без зонта! – посоветовала дочь Настя, направляясь к двери. – Так что пока!
- Да где же он?! – не выдержала Романова. – А!
Она мгновенно как-то потянулась вверх, схватила зонт с полки и выскользнула в закрывающуюся за дочерью дверь.
III
Завуч Ирина Романова по должности должна была бы быть человеком холодным и немногослов-ным. Но ее работа, должность и жизнь переплелись в состояние души, а потом во что-то привычное и обыденное. Различала ли она в себе все эти начала? Нет. Но она ставила между собой и другими часто стены, нерушимые стены… Я часто не мола понять, почему. И так же я не могла понять ее характе-ра….
Ее работа начиналась рано утром, продолжалась днем, возвращалась с ней домой и засыпала от ус-талости. Две сестры – Ирина Романова и ее работа.
Ира жила с дочерью, родителями и братом Олегом в получасе ходьбы от Кремля и пяти минутах от метро «Чкаловская», с окнами, выходящими на здание Курского вокзала и на железнодорожные пути. На Верхней Сыромятнической улице в длинном доме, стоящим перпендикуляром к магазину «Людми-ла», что на Садовом кольце. Курский вокзал служил неплохим снотворным - засыпала Романова под стук колес, проносящихся мимо электричек.
Тем не менее, путь на работу был достаточно удобен. Метро совсем близко, да и ехать приходи-лось против направления движения большинства работающих. Ведь Романова жила в центре, а работала на Юго-востоке столицы. Все обстоятельства были «за».
И, даже не смотря на все эти обстоятельства, работу в то утро она опоздала. Я вообще не пони-маю, почему она все время везде опаздывала? Странное создание… Было уже без пятнадцати девять, когда она ракетой влетела в здание школы и поднялась на четвертый этаж. Коралловое пальто было вто-ропях брошено на стул, как обычно в компании сумки и пакета.
IV
Каждый день Романовой - маленькое представление. Особенно если это касается уроков физики. Ей в театре сатиры выступать.
Где-то в полдень она, написав задания для контрольной работы на доске, села что-то писать.
«Ж-ж-ж…» - жирная черная муха, которую в полете едва держали два тонких крылышка, спикиро-вала прямо перед Романовой и упала на классный журнал. Ирина вздрогнула от неожиданности, поко-сившись на муху. А та, не чувствуя конечностей, проползла по странице журнала и, достигнув края, упала на учебник физики.
Лежит, крылышками не шевелит, умерла, значит. Романова смахнула ее с учебника и снова приня-лась что-то сосредоточено писать.
«Ж-ж-ж….» - полетела ожившая муха.
- Ой, муха! – удивился кто-то из десятиклассников.
- Дети малые! Мух не видели! – усмехнулась Романова, не поднимая глаз.
- Она живая! Она ноги моет на учебнике! – голос из класса.
- Ой, она, кажется того! – вторил еще один голос.
- О, господи!… Да смахни ты ее! – посоветовала Ирина, засмеявшись.
- Кажется, она умерла, - подытожил кто-то.
- Боже царя храни… - пронеслось по классу.
- Аминь, - с серьезным видом сказал Ира. - Может, хватит? Пишите работу.
V
- Насть, что ты смотришь… - Ира включила настольную лампу. Звуки, доносившиеся с экрана те-левизора, никак не давали Романовой уснуть.
- «Сэйлормун» - отозвалась Настя.
- Сделай потише, я спать хочу. Как будто другого времени нет!
- А ее теперь поздно показывают, - парировала дочь Романовой, но все же убавила звук.
«Лунная призма! Дай мне силу!» - доносились до Ирины слова главной героини мультсериала.
- Лунная призма…лунная клизма… - прошептала Романова, засыпая. – Бред какой-то…
VI
И приснился ей странный сон. Ну, очень странный сон!
Господи, какие же сны порой нам снятся. Сначала и непонятно что это – следствие усталости или тонкий намек? Особенно если в них присутствуют наши знакомые (коллеги, родственники…)
У Романовой было достаточно много приятельниц. Некоторые на работе, некоторые за ее предела-ми. Но, как правило, мы находим знакомых там, где проводим больше времени. Так вот, с работы Рома-новой можно выделить три-четыре человека, с которыми она более или менее общалась.
И первая из них, Кира, плотного телосложения, с хорошим чувством юмора была тем самым чело-веком, который держит в шкафу скелет и четко знает в какой момент выпустить когти. Жаль только, что вы не всегда к этому готовы. Она готова на безрассудства, но только за компанию. Кира прятала свои серые глаза за холодный блеск стекол очков и порой внушала жутковатое желание оказаться там, где ее нет. Впрочем, обладая особым чувством юмора, она могла запутать любого человека так, что он и не знал: бояться ее или обожать… Эта самая Кира, Кира Львовна Киселева, внешне была достаточно ми-ловидная и. кроме холодных глаза обладала короткой стрижкой темно-рыжих волос.
Так вот, Ирине Романовой приснилась эта самая Кира, про отношения с которой она как-то сказа-ла: «У нас более дружественные» (Это после того, как ее пытались обвинить в том, что она всем позво-ляет сеть себе на шею. И прежде всего, Кире). При чем во сне она оказалась…джином, который жил в обыкновенном эмалированном чайнике! А выглядело это примерно так:
Она, Ирина Романова, оказалась в кабинете Киры. Кабинет, в котором всегда было холодно и тем-но, оказался пустым. Ни Киры, ни других коллег-знакомых. Только на учительском столе стоял стран-ного вида чайник. Эмалированный, в синий цветочек.
И во сне Ирина была точно уверена, что Кира по обыкновению сидит в этом чайнике, как джин…
- Кира, долго ты будешь в нем сидеть? Это уже не смешно! – сказала Романова пустым стенам и чайнику. – Я себя странно чувствую! Разговариваю тут со стенами!
В этот же момент из носика чайника показалась сине-зеленая струйка дыма и почти сразу, словно бы из неоткуда, явилась женщина, чуть выше по росту Романовой, с короткой стрижкой и в узких пря-моугольных очках.
- Чего ты хочешь? – обижено пропела она, отряхивая свою кофту кирпичного цвета. – Я может, от-дыхала!
- А я, может быть, хотела чаю! – съязвила Романова, покосившись на чайник. – Я же не могу…
- Прежде чем туда воду наливать, сначала убедись, что там нет меня!
- Именно это я и хотела сделать, - отозвалась Романова, направляясь к чайнику. – Я тебе вазу при-несу – вот и живи в ней!
- А мне в вазе неудобно, - обиделась Кира. – И вообще, что тебе не нравится?!
- Да мне все нравится, но в чайниках я не живу! – парировала Ирина.
И проснулась.
VII
- Ты мне сегодня снилась, - сказала она утром следующего дня Кире. Та удивленно посмотрела на Романову и покачала головой.
- Ой, ну что бы это значило?
- Не знаю, не знаю… Ты во сне была джином, который жил в эмалированном чайнике!
Романова зевнула. Было десять часов утра, на улице непонятная мгла и настроение такое, словно это вовсе и не последний учебный день перед весенними каникулами.
- Это после чего тебе такое снится?
- Это после работы такое снится! - съязвила Романова.
С минуту они сидели молча. Кира вспоминала, что она хотела спросить у Романовой, а Романова - что она уже сделала, и что предстояло.
- Послушай, я все спросить хотела, как ты думаешь…
Кира долго и занудно объясняла Ирине свою проблему. Та слушала ее в пол-уха, а потом как-то невпопад дала совет. Впрочем, весной часто так бывает.
И началась карусель!
Всем резко понадобилась Романова, которой понадобилось куда-то звонить… Так и не дозвонив-шись она начала отвечать на вопросы, разрешать ситуации, одновременно что-то писать, слушать, ис-кать… Потеряла ключи от кабинета, потом тетради, потом часы…
Когда вспомнила, где оставила тетради, забыла, куда положила розовую папку с документами. Тут пришла Кира с новым вопросом, касающимся каких-то бумаг, потом «завис» компьютер. В итоге, Рома-нова пошла пить чай и ее еще долго искали, потому что все разом забыли, куда она собиралась.
Через пятнадцать минут по школе прошел слух, что Романова куда-то уехала. Все разом бросились к телефону, пытаясь дозвониться сначала ей домой, а потом на мобильный. Ни там, ни там ее не было.
Когда Ирина вышла на глаза общества, все очень удивились. Начали расспрашивать, куда она ез-дила и когда успела вернуться. А она сама понять никак не могла о чем это они.
Так как по школе началась генеральная уборка, в коридорах образовались лужи. То и дело сновали ученики со швабрами, ведрами и тряпками, учителя, вопрошающие: «Где Ирина Анатольевна?» и «Ро-манова не проходила?» и она сама с документами, папками, дискетами…
Бедная Ирина Романова!
VIII
Арина Григорьевна Сизенова в свои 67 лет выглядела достаточно хорошо.
- Знаешь, - сказала она мужу, вернувшемуся с работы из телецентра, - я сегодня с Ниной разгова-ривала, вспоминали, как мы вместе с ней работали…
Целыми днями она только и делала что читала, смотрела телевизор, разговаривала с подругами по телефону. Жизнь не пощадила даже ее, человека, прошедшего долгий путь – наградив тяжелым заболе-ванием, благодаря которому она редко выходила из дома.
- Как она там? – муж принялся за ужин.
- Да так.… Многих мы с ней вспоминали. Знаешь, я Иру вспомнила что-то.
На их квадратной кухне было довольно уютно. И широкое окно во всю стену, и круглый стол, и искусственные цветы на стенах, только все время чего-то не хватало.
- Иру? Это кто такая?
- Ну, Ира. Ирочка Романова, я ее учила, а потом еще вместе с ней работала, не помнишь что ли? – Арина Григорьевна подвинула стул и села.
- А-а-а.… Эта… такая светленькая, с голубыми глазами!
- Она! – Сизенова вдруг замолчала, опустив глаза. От чашки, в которую она налила мужу чай, ис-ходило приятное тепло.
- Знаешь, я ее так часто вспоминаю… Ирочка, она…
- Это ты мне про нее рассказывала! Она одна растит дочь! – вспомнил муж.
- Да, она, - Арина Григорьевна посмотрела в окно. – Она, Ирочка Романова….
IX
- Ир, - Кира перебирала документы, которые держала в руках. – Ты просила напомнить про это, - она протянула Романовой тоненький листочек.
- Ага, спасибо, - Ира, схватив белый бланк, снова куда-то побежала.
В первый день каникул, который для нее, тем не менее, оставался рабочим, она была в бело-голубом свитере собственной вязки и черных брюках. Успокаивая нервы посредствам вязания, она раз-нообразила свой гардероб оригинальными свитерами.
- Романова не проходила? – спросили у Киры. Та молча показала на лестницу. Но Ирины там уже в помине не было.
- А она вам зачем? – полюбопытствовала Кира.
- Ее какая-то женщина искала.
X
- Вы уверены, что она сегодня здесь? – пытала Арина Григорьевна охранника, у которого глаза уже стали квадратными от возмущения.
- Уверен, собственными глазами ее видел! – не выдержал он. – Вон она, идет!
Романова быстрым шагом, на ходу, что-то читая по тому самому белому листку бумаги, прибли-жалась к Арине Григорьевне.
- Боже мой, господи, - прошептала она, сделав шаг вперед.
Романова, не поднимая глаз, машинально поздоровалась с охранником и Сизеновой.
- Ирочка! – не выдержала последняя.
Ира вздрогнула и остановилась. Подняла свои серо-голубые глаза от бумаг и внимательно посмот-рела на Сизенову. В первый момент в ее взгляде не было эмоций, только недоумение, но вдруг, словно бы из подсознания, стали появляться искры воспоминаний.
- Нет, не может быть… - она недоверчиво смотрела на Арину Григорьевну. – Мне кажется или…
Сизенова, с навернувшимися на глаза слезами, быстро отвернулась. Ира, положив свои бумажки на край стола охранника, шагнула навстречу.
- Господи, боже мой! Это вы? – она схватила Арину Григорьевну за руку. – Нет, не может быть!
- Ира… - Сизенова подняла на нее глаза и долго-долго всматривалась в эту повзрослевшую жен-щину. Она словно бы пыталась увидеть в ней юную и веселую Иришку и ту молодую преподавательни-цу, жизнерадостную и полную планов. – У тебя все такие же глаза… - сказала она, наконец, проведя ру-кой по щеке Романовой. – Что ты плачешь?…
Глаза Ирины блестели от слез, переливаясь каким-то особым светом.
- Время, - тихим срывающимся голосом прошептала Романова. – Как оно нас с вами потрепало… - и опустила глаза. По ее щекам текли слезы.
Романова, будучи человеком сильного характера, волевой и стремящейся могла расплакаться от фильма, от новости, от чего угодно. Все, может быть, в ней объясняла та отзывчивость и готовность прийти на помощь, а может быть просто внутренняя трепетная натура, обрамленная закаленным харак-тером. Бриллиант в золоте.
XI
Они сели напротив друг друга в учительской, что-то невпопад говоря, вспоминая… И как удиви-тельно блестели глаза Романовой, которая как-то странно и тоскливо улыбалась.
- Какая же ты стала… - Арина Григорьевна внимательно смотрела на свою ученицу, - Почему ты плачешь?…
Ира опустила глаза. Она словно бы пыталась скрыть свои слезы, словно бы пыталась улыбнуться…
- Да так… - и внезапно взглянула на Арину Григорьевну прямым, пронзительно устремленным взглядом. – Я вот такая стала!
- Красивая, - закончила Сизенова. – У тебя глаза остались прежними…. Они похожи… - она замол-чала, потом протянула руку, смахнув со щеки Иры слезы. – Они похожи на голубые топазы. Такие же переливающиеся, искрящиеся… Красивые… Тебя надо было назвать Селестой.
Ира встрепенулась.
- Меня же так ученики называют! Селеста! Откуда…
- Селеста означает «кристально-чистое», «небесно-голубое», - засмеялась Арина Григорьевна. – Это испанский. А вообще, дети редко ошибаются…
Перед Ариной Григорьевной Сизеновой сидела взрослая Ирина Романова, сложив руки на коленях, опустив глаза. Такая странная, такая сильная, такая…
- Ира! – воскликнула внезапно Сизенова, бросившись к Романовой и обняв ее. Может быть, она только теперь почувствовала, сколько времени прошло…
XII
День быстро догорел, оставив только странное сладко-горькое впечатление. Ветер, едва шевеля верхушки тополей, упиравшихся в самое небо, внезапно падал к самой земле и взмывал вверх, унося с собой пыль и обрывки тонких веточек.
Романова никуда не спешила. Какая-то странная полутьма, окутавшая улицу, внезапно осветилась светом вспыхнувших фонарей. Их лучи, запутавшись в переулках, в ветвях тополей, в силуэтах домов, едва пробивались к земле.
Она даже не обратила внимания на то, что доехала до дома, вышла из метро, поздоровалась с кем-то, зашла во двор дома, открыла ключами дверь…
Дата публикации: 07.12.2003 12:05
Предыдущее: "Момент силы.Третья глава"Следующее: "Момент силы. Глава пятая"

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Михаил Беркович[ 21.02.2004 ]
   "Арина Григорьевна Сизенова в свои 67 лет выглядела достаточно хорошо". Извините, г-жа автор, но мне эта фраза ничего не говорит. Это во-вторых,а во-первых, ее написать может и ученик четвертого класса.
   Толькео Вы не сердитесь на меня. Я указываю на мелочи. И... могу ошибаться.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта