--- --- --- --- --- --- --- --- …Вступили в «Клуб одиноких сердец»? Что ж, отныне Вы не так одиноки… --- --- --- --- --- --- --- --- автор настоящей работы должен заметить, что несмотря на свое удовлетворение тем, как прошел конкурс (качеством работ претендентов на победу и призовые места), жесткий характер некоторых его отзывов может не понравиться иному читателю… посему просьба проявить понимание того, что конкурс есть конкурс, и для него необходима здоровая толика цинизма… :) Стартовавший более месяца тому назад литературный конкурс «Одиночество как способ» предложил обитателям портала «Что хочет Автор» поделиться мыслями о том, что для Артура Шопенгауэра было символом свободы, Элеоноры Дузе – силы, Поля Валери – дурного общества, а для Станислава Ежи Лец – причиной тоски о толпе. * Тема проекта вызвала просто-таки бурный приток идей, облаченных в художественную форму. Только за первые шесть дней приема произведений в рамках проекта было размещено в общей сложности 174 работы, из которых 53 были представлены в номинации «Проза» и 121 – в «Поэзии». Уже тогда мне стало очевидно, что номинальный конкурс в проекте, инициированном Валерием Белолисом, должен быть если не незаурядным, то совершенно точно – выше среднего. Тогда же в пух и прах рассыпались мои нескромные «мечтания» прокомментировать ВСЕ выставленные работы. «Неужели такое намерение имело место?» - спросите Вы. Именно так. Приглашенный Валерием в жюри я поначалу действительно сделал попытку начать работу по подготовке комментариев к каждому конкурсному произведению. Все-таки честь официально «пожюрить» выпала мне впервые, и ощущение серьезной ответственности за обоснование своего выбора, способного повлиять на окончательные итоги проекта, ощутимо стимулировало. До поры, до времени… :) На 117-м по хронологии размещения произведении у меня стало прямо-таки барахлить воображение. Огромное количество работ, размещенных уже в первую неделю их приема на конкурс, поставило в тупик. «Что толку писать комментарии всем подряд и дальше?» - спросил я себя и коллег по цеху (остальных членов жюри). Как это чаще всего и происходит, перед взором много слабых и не дотягивающих до хорошего качественного уровня произведений, обладающих значительным численным превосходством над имеющими высокую пробу. Абсолютное большинство недочетов и ошибок в слабых работах укладывается в стандартный их набор, а копировать собственные мысли n-ое количество раз ради написания комментариев к очевидно неконкурентоспособным виршам тяжело и для тела, и для души. В добавок к тому постоянно всплывающий вопрос: «А оно надо?» Ведь маловероятно, что таким всеобщим «разбором полетов» можно добиться серьезного повышения качества творческого продукта на портале. «Не буду же распыляться!» - пробурчал автор сего обзора, сосредоточившись впоследствии на рассмотрении наиболее интересных работ. В конечном итоге, как мне кажется, ради последних и существует проект «Одиночество как способ». Уверен, что желающий СЧИТАТЬСЯ Победителем конкурсант примет эти «правила игры» - остальные и без этого СЧИТАЮТ себя Таковыми. Недаром Хосе Ортега-и-Гассет в своей работе «Восстание масс» однажды написал: «Массовый человек ощущает себя совершенным. Человеку незаурядному для этого требуется незаурядное самомнение…» :) Однако, чтобы не пропали даром плоды моего труда (все-таки сотню с лишним комментариев не так легко для все той же души «обработать» клавишами «Delete» и «BackSpace»!), мною было решено «не обижать», что называется, первенцев проекта и таки опубликовать всеобщий разбор полетов в отношении работ самых расторопных авторов-конкурсантов (тех, кто по-фронтирски срегагировал на старт проекта и разместил свои произведения в первые же дни). Сколько их, думаю, Ты, Читатель, уже догадался: первые 50 поэтических и 50 прозаических работ. Итого круглое число – сто. ** О них и пойдет разговор. На их примере и предлагаю Тебе, Читатель, попробовать разобраться, многие ли первые действительно лучшие, и прав ли я, предположив, что подобный опыт «всеобщего описания», вероятно, станет для меня последним в биографии. Well… Мое субъективное мнение уже готово разразиться фейверками и… грозами… :) So… В добрый путь! --- --- --- --- --- --- --- --- ПРОЗА --- --- --- --- --- --- --- --- 1. «ДОЖДЬ» (Владимир Безладнов). …А вы видели когда-нибудь мир через дождь? Дождь через cтекла, ритмическая мозаика капель, водопад воды, стекающей вниз – на раму, на подоконник, на землю… Улица, дома, мокрая мостовая, редкие прохожие, бегущие куда-то или пережидающие дождь в подъездах – все, расплываясь в этом водопаде, кажется волшебным, нереальным, тающим в дожде, в лижущих стекла сумерках. А голос дождя? Вернее, бесконечное множество голосов, звучащих в его тихом, мерном, убаюкивающем шуме. Прислушайтесь внимательно к одному из них, и вы, возможно, услышите самую сокровенную сказку жизни человека, который в другое время совершенно незаметно прошел бы мимо вас, никогда не рассказав вам то, что рассказал дождю… Первая же работа, прочитанная мною, - «Дождь» Владимира Безладнова – внушила чувство значительного оптимизма. Очень уж понравилось. И стиль: поэтическая миниатюра. И форма: что-то похожее на калейдоскоп из лоскутов пейзажа, мыслей, снов. Все ярко и не то, что метко, но отточенно акцентировано: обрывки монолога, детали сюжета. Читается от первой и до последней буквы на одном дыхании. 2. «С днем рождения!» (Кирилл Дубовский). Одиночество вовне. Об этом история, изложенная пером Кирилла Дубовского. Должен заметить, изложенная неплохо. И все же без изысков литературной кухни. Естественно написано, но традиционно, в общепринятом ключе. А это минус в свете конкурсного характера проекта «Одиночество как способ». 3. «Шоколадно-клубничное мороженное» (Дьяченко Нина). Трудно понять почему же все-таки «Шоколадно-клубничное мороженое»: данный десертный продукт упоминается вскользь, мало соприкасаясь с канвой сюжета. Непросто и выяснить идею произведения. Если это просто констатация видения проблемы одиночества героиней, то слишком прямолинейная и субъективированная, чтобы затронуть читателя, ищущего отражения сложных миров. 4. «РОДНЯ» (Виктор Корсуков (Алекс)). Казалось бы незавершенный рассказ. Но только казалось бы! Потому что именно то, о чем говорят последние строчки, и происходит с читателем: задумываешься о людях. Хорошая работа. 5. «Есть хочется!» (Таволгин). Не верится в реалистичность. Не получается максимально проникнуться. А ведь текст выразителен. Мешает вовсе не странное безразличие второстепенных лиц (с подобным приходится сталкиваться), но очень уж неестественная (необоснованная) беспомощность героя – нежелание бороться, которое как раз и не стыкуется с тем его внутренним миром, как он описан. 6. «Совиный Новый Год» (Villon). …Тут фамильные часы забили полночь, я спешно наполнил два высоких бокала лимонадом и, чокнувшись с елочкиным, торжественно возгласил: «С Новым Годом, Сова! Всего тебе самого наилучшего! И даже – лучше!» – и осушив бокал, принялся за пирог, хлопнув перед этим хлопушку. Воцарилась тишина. Только согревшаяся елочка поводила легонечко ветвями, шары звенели, и я подумал, что елочка гораздо воспитаннее меня, в любом случае. Она, по-моему, меня поздравила, я же ее – нет. Я извинился, вновь наполнил бокал и провозгласил: «И тебя, елочка, с Новым Годом!», решив, что завтра же посажу ее рядом со своим деревом, а на будущий год вновь приглашу ее к себе… Очень хорошая и… грустная сказочная фантазия. О новогоднем одиночестве. Если Вам кажется, что ничего удивительного в подобном подтексте быть не может, рекомендую быть разубежденными благодаря данной истории работы автора, назвавшего себя Villon. Легкий слог и неординарный сценарий. 7. «Разлука» (Окунев Игорь). Почти 9 тысяч знаков прощания. Увы, недостаточно хорошо проработанных с точки зрения стилистики или вернее – языка. Встречается непоследовательность в описаниях взлета самолета: то элегантная женственность, то буйная агрессивность… Тишина шелеста… Уклад губ… И иные перлы. В дополнение должен заметить, что оригинальности не обнаружил ни в сюжете, ни в манере изложения, что нередко «спасает» любой сюжет от краха. Так-то… 8. «Гениальный писатель» (начинающий). Что же посоветовать начинающему писателю?.. :) Не зазнаваться, как его герой. Усерднее работать над изложением мыслей, чтобы не проскальзывали ляпы вроде «после выхода книги он был гением в лице всех девчонок…» И верить в успех, в случае прихода которого не брать пример все с того же героя… 9. «Фильтр длиною в жизнь» (Карен Агамирзоев (Tulli)). …фильтрация. Обычное техническое слово. Слово «фильтрация» в последний год войны было новым, пугающим, но очень понятным словом для большинства советских граждан, оказавшимся в немецком плену. Фильтлагерь... Сам «фильтр» начинался с хождения бывших военнопленных – живых скелетов в разномастной военной одежде всех стран Европы, по лагерной площади по кругу вереницами друг за другом. По внутреннему кругу, но навстречу внешнему, тоже двигалась вереница пленных. Между кругами через равные интервалы стояли офицеры и солдаты НКВД, которые зорко наблюдали за поведением пленных. Цель хождений –взаимное выявление предателей и изменников… Непростое. Об одиночестве, взрывающемся (именно так: взрывающемся!) на закате лет. Дважды. Ржавыми минами страшного прошлого. Руша основания внутренних сводов человеческого Я. Со снайперски выверенными временем интервалами длиною в годы. Разлетаясь осколками, поражающими в затылок… 10. «Каждую ночь одиночества» (Нэйл). …Тасую крапленую дождём колоду холодных листов историй странствую в лабиринтах лабораторий по архивным cтраницам и лицам по струнам натянутых тетивой строк и следам ныне отпущенных стрел по рунам старинных скриптов к источникам отточенных иероглифов Раскладываю пасьянсы сеансов трансов в казенном доме призрения козыряю зарницами отражений снов иллюзий и грёз призраков… Расценивать это как прозу или как белый стих? Лично я склоняюсь к тому, чтобы принять то, что написал автор Нейл, за первое, то есть так, как и было размещено автором. Все-таки думается, ритмичность здесь не совсем под поэтическую функцию подогнана. Скорее этим самым автор выделил в отдельные строки отдельные образы и (или) их сочетания, чтобы добиться некоторого эффекта, так сказать – обострить восприятие каждого элемента (условно – строки). При этом отметил бы сомнительность ряда «метафор» и образов с позволения сказать… «Жертвую быстро и медленно пешие и конные новости…», «…блуждаю по анфиладам обозримых зеркал…» На что и обращаю внимание автора. 11. «ПОЧЕМУ я их НЕ ЛЮБЛЮ!!!» (Такой-то-Сякой). Размышления регионального классика и «злыдня Портального» (не я придумал! это все он!!!) об одиночестве. Точнее «записки одинокого человека», как следует из подзаголовка. Обрадовался фразе «Как вообще можно считать себя ученым, не имея представления, что такое «мизер в темную, под тройной бомбой»?» Неужто мне дорога к кандидатской в ближайшие три года заказана?.. :) Однако о сути… И в ученом сообществе бывает одиноко. И ненавистно. И при всем при том оно необходимо, такое положение вещей… спасательный круг в окружающем со всех сторон океане одиночества… Понравилось. Но приоритета (читай – «отличной» оценки) не отдаю. Есть произведения, затронувшие сильнее: вероятно, за счет эмоционально более туго натянутой «тетивы одиночества». 12. «Одиночество: безотцовщина, единение?» (Эрнест Стефанович). Несомненно, на пользу поднят вопрос. Тем не менее должен сразу же заявить о том, что рассматриваю это произведение как некий очерк с преобладанием публицистики над художественным вымыслом. Факт этот не свидетельствует против автора, но ставит меня как члена жюри перед вопросом: необходимо ли в этой связи говорить (писать) не только о художественном качестве (образность, качество работы с текстом, изобразительная новизна и пр.), но и о качестве публицистическом (актуальность, новизна концепции и пр.). И будучи автором ряда научных публикаций, должен признаться, не могу отступить от оценки именно публицистической составляющей.))) А она все-таки только удовлетворительная, не более: страдает новаторская компонента. Таково мое мнение. 13. «Дождь» (ninniku). Пейзажные зарисовки. Довольно обыкновенный сюжет. К тому же автор местами перемудрил с уменьшительно-ласкательными, да и с другими изобразительными средствами не все в порядке («бесстыжая красно-бурая глина», «Среди угрюмых старцев веселился молоднячок…» и др.). Не контрасты они обеспечивают, а диссонансы. 14. «Человек, как исключение ритма жизни» (Арнольфини). «Попытаемся представить себе…» После этих слов я уж было начал ожидать если не большого и комплексного, то по крайней мере содержательного эссе. Однако автор остановился, обманув мои ожидания. От приведенной мною фразы до «фундаментального» завершения словами «во веки веков» - один абзац. Тривиально! 15. «Да здравствует одиночество!» (Наталия Шауберт). Обычная история. Не к счастью. Не к сожалению. Просто обычная: с обычным сюжетом, со среднестатистическими образами (звучит жестоко, но это так!), с обветшавшими идеями (и с ординарной их подачей). 16. «***» (Сорский Марк). Многоточиями вытесненный смысл. Слишком много диалогов, их обрывков даже. Без подтекстов, без идейности. Просто так для наполнения. Что ж, переполнил автор чашу необходимого. И в этих глубинах потерялась суть. 17. «C белого листа» (Сергей Дигурко (asada)). Автор поспешил с описаниями. Много лишних деталей (в том числе грамматических и иных ошибок) и не меньше - упущенных, из-за чего во многом склонен расценивать данную работу как не в полной мере относящуюся к тематике проекта. 18. «НЕЗАБУДОЧКА - ЦВЕТОЧЕК» (Михаил Лезинский). Одиночество не как способ… Как итог… А может, я не прав. И оно все же способ… понять неподъемную цену (а есть ли она?) и ценность прошлого… Трудно сказать. Однако много сюжетных переходов в тексте, петляющих вокруг да около и совсем не обязательных для изложения задуманного. Это более похоже на сентиментальный очерк без претензий на изобразительную изощренность и эмоциональность реакции читателя. Это скорее для другого адресата… 19. «Я ЕДУ В ЛИФТЕ» (ИрЧи). «…И было лето, и была ночь, и были звезды» Ничего не напоминает? А ведь подобное здесь не однажды. Впрочем, не это главное. Главное в том, что одиночество в произведении выглядит как-то массовито-затейно. Не то, что банально, но уж точно не как способ. Недоступно оно как способ для такого главного действующего лица, как оно изображено. Разве что «с пробками» разобраться (см. текст произведения). 20. «Плохие стихи» (Наталья Черёмина). Еще одна куча деталей, плохо к тому же прорисованных. Некачественно. В чем? - спросит возмущенный автор. Да хотя бы в этом: «Она в голос расхохоталась…», «Вечерами пристрастилась к телевизору…» и т.д. Уже этого достаточно, чтобы заметить авторскую мягкость по отношению к своим словам, которые как раз и не стоит щадить. Таким образом, констатация: необходима более серьезная редактура. И менее предсказуемая сюжетная линия. 21. «А дождь лил» (Попутчик). Невыразительно. Это зарисовка, не раскрывающая тему одиночества. Просто зарисовка. 22. «ОДИНОЧЕСТВО» (Роман Литван). Широко трактуя, не назвал бы я это одиночеством. Самоизоляцией – да. Но не одиночеством. Трактуя уже, должен признать: что-то в этом есть. Что-то вынужденное – в одиночестве как следствии изоляции. И все-таки даже с учетом этого – не прорисована личность главного героя так, чтобы финал стал оглушительным, чтобы именно одиночество просквозило. А без этого – банальная концовка. Скажу откровенно, именно такой я и ожидал уже после слов «Но чего вы сказали - все это помнят, - сказала Ниночка. — Не забудем. Н-да… 23. «Быль. История одиночества» (Злата). Одиночество вдруг. Внезапное. В окружении родных. Но все же одиночество, к которому автор подводит, ставя перед фактом. Одиночество как невозможность встретиться взглядом с той, чья близость удерживает (ла) от старости. Одиночества как невозможность скрыться от взглядов тех, кто осудит. И все. Остальное – домыслы и многоточия. Хорошее произведение-миниатюра. Но… это пресловуто «но»! Не конкурентоспособное в сравнении с оцененными мною более высоко: слишком сжат момент одиночества. И в этом ситуация напоминает ту, что мною отмечена при рассмотрении работы под номером 22 в текущем списке. Нет глубокой и (или) достаточно контрастной прорисовки личности героя, его чувственного мира – правильнее говоря. 24. «ГОРОД ЗА ОКНОМ» (АЛЕКА). Финал удручает. Неужели, произведение только анонс full version? Впрочем, даже и в таком случае не вижу ничего, что могло бы позволить назвать это серьезной историей «одиночества как…» 25. «Мистер Одиночество» (Хельга Янссон). Заурядное начало. Интересный экватор. И плоский (именно плоский!) финал. Другими словами, не выдержан «градус» на протяжении фундаментального этапа развития линии рассказа - развязки. Необходимо было что-то более сильное. 26. «Пропала собака или вампировы страсти» (Дмитрий Аркадин). Еще одно произведение с нераскрытой по-хорошему темой одиночества. Показано временное расставание с домашним любимцем. Без накала. Да и только. Так что подробнее не останавливаюсь. 27. «Соната тоски» (Виктор Быков). И это не одиночество. Тоска зеленая… Не более… Почему я так думаю? – спросит и этот автор… Потому что просто не верится в такой спектакль, а точнее – игру… пера… 28. «ОДИНОЧЕСТВО – ПРИГОВОР ИЛИ СТИЛЬ ЖИЗНИ?!» (Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН). Эссе? Размышления. Изложение точек зрения. Интересное, но читается без того внутреннего азарта, который сопровождает развертывание глубоких многозначных миров, рождаемый фантазией и талантом нарисовавших подлинно свою картину одиночества. 29. «Взгляд на одиночество» (Елизавета Полонская). «Мы выходим на берег одного океана, но в разное время. Волны успевают зализать следы, поэтому каждому кажется, что он в необитаемом месте.» Да, так кратко это своеобразное мнение (собственно, это и есть все произведение целиком)! В нем есть глубина. Однако, не назову ее рекордной. 30. «НЕ УМИРАЙ, НАДЕЖДА» (Элла Ольха). Изоляция и вынужденное одиночество. Неплохая работа. 31. «Она» (Юлия Чиж). Назревшее и добровольное одиночество, если считать началом оного факт разрыва с человеком. Сам автор подчеркивает эту добровольность завершающими предложениями. 32. «очень грустная сказка» (Влад Копернин). Слабость плохого поэта (в терминологии автора). Имеющий друзей в душе (!), мне кажется, уже не одинок. Для него возможны расставания, но не более. К чему сие? Да к тому, что слабо прорисовано, вот и рождаются каверзные сомнения. 33. «БОЛЬ» (Иван Мазилин). Бессмысленные попытки «раскалить до красна» сюжет, вроде «Мир должен был бы содрогнуться и время побежать вспять…» Много мишуры. И нигде ничего кроме горьких ощущений, облаченных в словесную оболочку. Кроме финала, где боль проходит, а Ваш покорный слуга закрывает файл с ощущением того, что ничего нового об одиночестве не узнал: только боль… 34. «БУДИЛЬНИК И ВСЁ, ЧТО БУДИТ, ИЛИ БУДЬ, ЧТО БУДЕТ» (Александр Каа-Александров). …У этого чурки были грязнейшие волосы, как и у его шлюхи, к которой он обращался. Чурка он и в Африке чурка. Я сломал ему нос. И к чёрту политкорректность. И к чёрту разжигание национальной розни. И к чёрту национализм и ксенофобию. Я просто не люблю немытые волосы. А его сука поцарапала мне подбородок… Не буду скрывать, меня огорчили вышеприведенные слова Вашего героя, уважаемый автор. Надеюсь, это не Ваши слова. Поверьте, я выражаюсь очень политкорректно. На деле меня возмущает любая риторика (безотносительно того, в каких целях: изобразительных или идеологических), подобная той, что прозвучала в рассматриваемом творении. Отстраняясь от этого «шершавого» момента, отмечу и то, что воспринимаю работу как в слабой мере соответствующую контексту проекта «Одиночество как способ» по той причине, что Ваш герой скорее принадлежит к субкультуре и одинок лишь по отношению к «массовому» обществу – таков корень сомнительности подтекста. 35. «Физическое тело Луки Фомича» (Дима Клейн). Н-да… Рад был бы узнать, где же мощный заряд идей об одиночестве. Ведь на вспышку, не более, походит. Не продолжилось бы сие и далее!.. 36. «Жена и Толик» (Михаил Близнец). В «корзину» бы выбросил, не закрадись сомнения! Я снова о тематике… 37. «БЕГСТВО НАЛЕГКЕ» (Анна Семироль). Признаюсь, был настроен скептически на протяжении первой трети текста. И очень рад, что ошибался в своих опасениях. Есть недостатки редактуры. Но они строго говоря не столь существенны. Существенны достоинства, суперпозиция сил которых выражается одной хорошо донесенной автором идеей: одиночество порою обманчиво, отчего не следует превозносить его. Я не ошибся, уважаемая Анна? 38. «ДЕНЬ БЕЗ ЛЮБВИ» (Golos Kaspiya). Расставание. В тему. Но мягко… :) 39. «Душа, занесённая пылью с небес» (Айлен). Одиночество как состояние внутреннего мира, столкнувшегося с интересом окружающей реальности в лице ее безымянной героини… Как поверхность блестящей свинцовым лоском воды, подернутая порывом теплого ветра – признаком смены сезона… Прекрасный слог. Прекрасное произведение. Рекомендую. 40. «С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ МАМА!!! (ОТРЕДАКТИРОВАННОЕ)» (Наталья Бацанова). Короткий рассказ, иллюстрирующий уже кажется вечную проблему – одиночества многих стариков. Неплохая работа. Огрехи в основном не сильно ощутимые и все – в плоскости художественной корректуры: ряд образов диссонирует с настроением (а точнее – отличается излишней резкостью), как то «оттаявший «глазок», «горячая игла пронзила все ее существо вонзившись в черепную коробку»… 41. «Имиджмейкеры одиночества (отрывок из романа)» (Yana). Также неплохая работа. Но и только. Не проникновенно. Слишком много «косметики» в сюжете. Слишком приукрашены тернистые тропинки жизни «on air», как ее можно было бы назвать («в эфире», то есть напоказ). Неестественно. Или недорисовано. Одно из двух. 42. «АЛЬБИ CПАСАЕТ ЛУЛУ» (Валентина Черняева). Сказка, в которой об одиночестве только упоминается, без раскрытия какого-либо его аспекта, какого-либо видения одиночества. К тому же итог – свадьба и «совет да любовь», что называется! 43. «Пуганая птица» (Шухаева Ирина). …Одиночество – теперь это твой удел, твое наказание и твой козырь. Ведь нельзя даже замахнуться на тебя. Ведь ты ТАК одинока!.. Интересная мысль, выловленная в глубине «Пуганой птицы». Не так ли?.. …В конце жизни птицы умеют плакать и не умеют летать. И не умеют бояться, слышишь, птица. И ты не бойся, хоть сейчас не бойся. Я не могу вернуть тебе красоту и силу, но просто согрею тебя, даже если не пойму. Это ведь много, птица, если кто-то может тебя согреть. А у меня еще есть дерзость и, Слава Богу, нет одиночества. Добрая миниатюра-монолог, обращенная к одинокому созданию. 44. «Городская» (Илана Вайсман). Не одиночество с книгами. Не одиночество с новым другом. Что-то иное… Но уровень очень хороший. 45. «От всей души. Татьяне Тайгановой (Открытый литературный конкурс «Поэзия»)» (Киричников). …Погоня за красотой слога может ввести в заблуждение тех, кто идет сзади. Обмануть доверившихся тебе - равносильно убийству… Одиночество как невозможное, как иллюзия… Еще одна прекрасная работа, которую очень приятно читать. И даже перечитывать… 46. «Неотправленное письмо» (Инна Мень). Откровение героини, оказавшейся в одиночестве, передано, безусловно, проникновенным слогом. Но этот слог не тот, что притягивает к себе во второй раз… перечитать… 47. «МИНИАТЮРА (ОДИНОЧЕСТВО)» (А. Невишневский). Только слово «одиночество» и ничего более. Тему все-таки необходимо раскрыть. Так или иначе. Или подвести к осознанию авторского видения какой-либо стороны (сторон) одиночества. Что впрочем равноценно раскрытию темы… 48. «Уха» (Тажбулатов). Эпизод из Одиночества. Грустный. Просто, но так мозаично-изысканно поданный, что ощущение сопереживания не покидает вместе завершением прочтения. 49. «Внезапный Портрет Мастера» (Finnegan). Не пытаясь делать глубинных изысканий на предмет исходных побуждений автора, отрежу: одиночество раскрыто сомнительным образом. 50. «Нож в сердце» (Павел Отставнов). Жестокая шутка. И одиночество как способ… нет, как последствие нового удара… по старой ране… Вот название вызывает сомнение. --- --- --- --- --- --- --- --- ПОЭЗИЯ --- --- --- --- --- --- --- --- 1. «стихотворение без начала» (Marinika). Сентиментальное окончание поэтической фразы: …Но... Грусть целует ласковей, чем ты. И Одиночество теплей твоих объятий... - могло бы стать хорошим завершением всего произведения в целом. Однако этого-то произведения в целом нет. Не потому, что нет начала… Нет новизны, нет необходимого шарма, а присутствует лишь довольно распространенный набор образов и сентенций. 2. «Я покинула дом, убежала вдогонку за ветром» (Эллахэ). Я покинула дом, убежала вдогонку за ветром. Непокой облаков в мое сердце ворвался дождем. И теперь до утра мне скитаться в безвременьи где-то И смеяться с грозой под раскатистый сумрачный гром… Хорошая работа. Сомнения вызывает по большому счету пара моментов: предложение автора небесам расплескаться грозою и рифма «грозою-танцую». В остальном имеющиеся шероховатости относятся к восприятию: «Словно крылья большие вдруг были подарены мне…» - необязательное и не самое стройное из возможных завершение одного из предложений, «Призывая ветра…» появляется в тексте после упоминания танца с ветром в единственном числе. 3. «одиНОЧЕства (приметы осени)» (Вероника Сергиевская). Дни все короче, как рукава детских курточек, - Время бежит… Даже думать об этом не хочется. Дни все короче (так, по чуть-чуть - на минуточку) Только длиннее становятся сразу все ОдиНОЧЕства... Две трети сюжета обескураживают при такой более-менее непохой завершающей части, приведенной мною выше. Уж очень «ни к селу, ни к городу» и без смысла словосочетания «обалдевшие лужицы», «полная осень» и фразы вроде той, где упоминается игра веток и ветра на раздевание. Да и работа с ритмикой не на должном уровне. Взять хотя бы процитированное четверостишие. Вторая и четвертая строки очевидно разной длины. 4. «Что лучше?» (Олёна). Просто ничего особенного. Произведение, в котором нет искры. Авторский поиск по сюжету чересчур размыт: неясны мотивы, выводы, вопросы противоречивы и сомнительны в смысловом аспекте. Ощущение, что автор не осознает даже того, что есть для него точка старта, не то, что цель. Плюс качество на уровне начинающего. 5. «От пятницы до пятницы...» (Таволгин). Бросаются в глаза логические странности, которые заключаются в том, что автор говорит о периодах «от пятницы до пятницы», «от вторника до вторника», о среде и при этом в разных эмоциональных тональностях, хотя эти периоды очевидно должны пересекаться друг с другом. С этими загадками связана непонятность и окончания. А возможно ли оно? Пусть рассудит читатель. На мой взгляд, помимо упомянутого есть и другой фактор оценки – в целом невысокий уровень стихописания (к слову, очень напоминающего попытку подражания перу Сергея Есенина в известном произведении). 6. «Выдыхаю одиночество» (Игорь Тогунов). Выдыхая одиночество, Заполняюсь добротой… Не впечатляет. Набор слов, призванных выразить эмоции. Но не конкурентоспособное произведение. 7. «Одиночество» (Шрайк). Эксперимент мне показался интересным. Думаю, можно рекомендовать прочитать это (и включить в сборник). Искорка и смысл здесь определенно есть. И исполнение на хорошем уровне. 8. «Безрассудный творец моего одиночества...(совместно со Stray Cat)» (Вир Вариус). За исключением безрассудного тремоло, которое вскоре нажмет на курок, едущей крыши и многократной утопленницы Му-Му :) данное произведение определенно «цепляет», чему способствует и добротный уровень пера. Следовательно, также можно рекомендовать к прочтению (и, вероятно, к публикации в бумажном сборнике). 9. «Одиночество» (Thorix). Ничего особенного. Четвертое и пятое предложения – не более – составляют соль сказанного. Так что записываю в «пассив». Без обид… 10. «Я всех любил...» (Евгений Вермут). …Я всех любил. Кто уходил, прощаясь И даже не прощаясь, убегал. Я память обо всех оберегал, В тяжелый миг в поддержке их отчаясь… Опять-таки интересный эксперимент. Хороший слог. Но при чтении можно и занозу заработать: «…цепляюсь за бугор…», «…жизнь – это жизнь…», «…слегка помят, но все же не развален…» 11. «... как способ УБЕЖАТЬ ОТ СУЕТЫ И ФАЛЬШИ» (Яковенко Екатерина). Просто мысль, положенная на гармонию стиха. Не более. «Город в ранах» никоим образом не сопрягается с тем, что видит читатель. Автору это, вероятно, известно. Но ведь и читатель не любит столь ненужных неопределенностей (именно ненужных)… С сожалением констатирую: не затрагивает, как хотелось бы; поверхностно. 12. «О, мы, ведомые тоской!» (Дьяченко Нина). …И телефон терзаем мы, Чтобы излить кому-то душу. Чтоб не отдать концы и сны, Покой и счастья не разрушить… Повторение пройденного. Да и сам «материал» сырой, не обработан как следует. 13. «ТОМЛЕНИЕ» (Андрей Глухов). Сплошная череда нелепых понятий плюс тавтология в финале. Кое-что годится для моей коллекции ляпов, которая создана как раз для забавных «абстракций». Но вот идея… ничего… 14. «КРЕДО ВСЕЛЕННОЙ ПЕЧАЛЬ И ОДИНОЧЕСТВО» (Сергей Дигурко (asada)). Размер «гуляет». Неуклюжие инверсии (вроде «Синие с поволокой чудесные рядом глаза…» и «Как научиться оценить ближних бесплатно своих?..»). Утро, которое стучится в окно воробьями. Избыток сомнительных образов и мыслей (вроде «испарилась между стеклами соль» и «классики чуждые врут»). В общем, не рассматриваю как претензию на победу. 15. «Старое костровище» (Сергей Ворошилов). …Вот и новый огонь дрожит, Лижет пламя снежинок стаю. И снежинки летели жить, А приходится просто таять… Процитированные выше строки – аргумент в пользу потенциала автора. Но должен заметить, что и это стихотворение не без шероховатостей. Взять хотя бы «Веткой ели моргая…» и «Шапку тискает в хруст кулак…» Или то же процитированное: лизать стаю – оригинально, да загадочно уж очень. 16. «О.» (Ю. Силин). …И как легка, горька, чиста, хмельна, Полынь в букете этого вина! Завершающие строчки отражают очень хороший и сильный творческий запал. Действительно, написано выдержанно, без очевидных ошибок. Но все же не на «отлично». В чем убеждает наличие странности «впивал душой». Но в целом, нос по ветру… :) 17. «Ненужный стих...» (Иван Купала). Не читабельно. Ритмика как разбитая лестница – труднопреодолима. 18. «Был ли ты, как бомжи, одинок?» (Марк Львовский). То ли я так требователен ныне, то ли просто чересчур желаю чего посложнее, но в этом стихотворении для меня нет никаких открытий: ни маленьких, ни больших. Выглядит как упражнение в стихотворчестве, а суть и порядок слов – не примечательны. 19. «Настроение» (Злата). Элегантная зарисовка. Одиночество как настроение. 20. «Ты шептала неистово» (Lady Godiva). …И просить нужно многое, требовать невозможное: Всё, что Богу угодное, Всё, но только надёжное… Признаюсь, хотел бы, чтобы не встретились некоторые ритмические сбои и ошибочное «на береге», исправление которого грозит уходом от рифмы. А мысли интересные есть!.. 21. «ПОРТАЛ НАЗНАЧЕНИЯ» (Леонид Марголис). Не затронуло. Хоть и о портале… 22. «Попытка огня» (Олег Анс). …Но есть ещё - огонь невидимый- Прикосновения - ожогами… Покончим с прежними обидами И разговоро-монологами… Очень интересная работа. Мне кажется, в этом что-то есть. Как минимум осязаемые аллегории, обостренные финальной строкой об одиночестве соперников… 23. «Душа моя» (Нэйл). В данном случае очень не хватает музыкального сопровождения. Все-таки «инструментальное» происхождение вдохновения, очевидно, дает о себе знать. Очищенная же от звуковых ассоциаций работа, думается, не столько новаторская, сколько эмоционально несамостоятельная (от музыки). Чувствуется это и требует понижения ранга. 24. «Жизнь моя - одинокая женщина...» (Эрнест Стефанович). …Так и льнешь, умоляя о новых исканиях, Умолчаниях жадных, сведениях рук. Что могу? Разве вправе Простыми руками я Прикасаться к чему-то Святому округ?.. Думаю, мне не изменяет чутье: это действительно новаторское произведение. И качественно «сконструированное»: рифмы, ритмика, чувства. Прекрасный пример – но не для подражания!.. ;-) 25. «Одиночество» (Лидия Паша). Откровенно переборщив с пафосом, автор потерял Дух, ограничившись Эмоциями. Таков мой лаконичный комментарий к стихотворению, похожему более на набор апелляций за Одиночество перед кем-то третьим. Скучно. 26. «Зимнее воспоминанье» (Марк Луцкий). «Коробит» факт того, что у автора заблудилась одна орбита. Последняя вроде бы лишь траектория, а не некий самостоятельный движущийся объект (прошу не путать со смещением / изменением орбиты!). В добавок - не очень выразительная зарисовка, совсем не очевидно и (или) неэффектно, приводящая к профилю автора строк «Свеча горела на столе…» 27. «Тонкий рисунок вен. Острая грань бокала...» (Svetlana Os). Отмечу неплохую работу с образами. Заметный сбой в размере в восьмой строфе. 28. «так далеко, где ты есть...» (kOTя). …Какой месяц самый мерзкий в осени?.. Аппроксимирую длины наших встреч К ровной, гладенькой …и такой прямой ломаной… Вся жизнь просто сводится к жизни спичек и свеч… Необычные стихи, нестандартные обороты и ассоциации. Сдавленным голосом произносимое откровение. Даже не хочется влезать в тонкости техники. Если что-то «не то» и есть, для меня оно поглощается накалом приотрытого чувства автора. 29. «О, одиночество...» (Елена Текс). Нелюбимый мною род пафоса… И кроме того ошибка в рифмовке первой и третьей строчек, а также ритмический сбой на седьмой «ступеньке»… 30. «Луна (из цикла "Виной моей наполнена слеза")» (Хельга Янссон). «Небосвод» и «приговор» - это жестокий эксперимент с рифмой. Не совсем одиночество (ведь идет диалог с Луной). Во втором четверостишии автор неуклюже отходит (а не уходит) от диалога («Как и ты, Луна, я в тоске… И грущу я в ночи под Луной…»). Ничего особенного я не вынес из этих опытов. Кроме страшного количества соседствующих у экватора сего творения оскомин-местоимений «я». :) 31. «Одиночество» (Felicity). Сентиментально? Да. Ново? Я бы не сказал. Интересно? Несомненно… Больше добавить нечего. Понимайте как хотите… :) 32. «ОДИНОЧЕСТВО» (Тамара Ростовская). Забавная поэтическая миниатюра. Заставляет улыбнуться. Не знамо отчего… :) Похоже, форма действительно многое значит. 33. «На мутной заводи эстампа» (Татьяна Орбатова). Не знаю, право, что и написать по поводу данного. Всякие вирши бывают. Эта из числа тех, что с одной стороны неплохо проработаны, но как-то нейтральны. Легкий ток эмоции ощутим только перед самой финишной ленточкой. Но слишком слаб он. Не виною ли тому то, что я не Она?.. 34. «Очередной очерчивая круг» (Вера Никольская). Опять-таки должен признаться, не понимаю… всего этого многословья… подводя черту под коим, непросто выработать (!) мысль о генерации нового мира. Скорее мерещатся старые миражи… 35. «Всё равно...» (Макаров). А это понравилось. Про него можно сказать: «Просто, но со вкусом!» Похвалю автора: «Очень хорошо!» 36. «Одиночество» (Эдуард Филь). …не вернётся, не взглянет, не скажет, не обнимет и не позвонит... ночь холодная мажет мир сажей, ноет ветер и сердце болит... Несколько «размазано» (что ли?) читаются строчки катрена про СтихиРу и иже с ними. Однако, в остальном: работа вызывает редкий по характеру отклик, и хочется сказать: «Что ж, таков он, мир сетевых соединений и внесетевых разлук»… 37. «Хоть воздуха глоток…» (Наталья_Радуга). «Не до конца разжавшаяся пружина» – это о стихах, пронумерованных мной как 37-ая работа. Не сомневаюсь, могло получиться более сильное произведение, поработай автор лучше с сюжетным наполнением. 38. «Иллюзия `99» (КОСС). О любви к предмету обсуждения (одиночеству): иносказательно ли, не совсем ли… Довольно-таки неплохо. Но все же только «удовлетворительно». Нет новаций. И не так стройно, как хотелось бы. 39. «В шелковистых складках платья» (Евгений Михальченко). Избитые фокусы: остановившееся время, бездна грез и др. менее явные, - кажется, главным образом лишь ради соблюдения рифм. Идейная глубина не обеспечена. Вот и все. 40. «Я был» (Леонид Рабинович). Растянул автор размер как пластилин. Почитайте – убедитесь! 41. «СЛАВА ОДИНОЧЕСТВУ» (Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН). Слава? И ладно. Нет новизны. А значит, не вижу и шансов на победу… 42. «Удел поэта» (Виктор Быков). Что-то есть. Однако – вскользь. 43. «Размышление об одиночестве» (Юлия Чиж). Заломаные руки… Слезы на подушке… И все… 44. «Нюансы тишины» (Лада Пузыревская). …Но лабиринт всемирной паутины тем уже, чем темней от небылиц, доставшихся в наследство, как проклятье, как вещий сон, как привкус той войны, когда весь мир смотрел – со стороны… и гибли опрометчивые братья, не выдержав объятия страны, где душит не маньяк, так ворот платья… В этом какая-то магия и завораживающий танец огоньков-слов. Прекрасная аллегоричная мистерия. 45. «Поэт» (Юлия Теодорова). Не символизм ли то? О котором автор и пишет… Похоже же. Жаль, бледно. Не красота блистает, а вычурность - сквозит. 46. «Одиночество» (Семен Венцимеров). «Компромата-промашка» - это, что рифма такая, уважаемый Семен? «Как каждый на Земле, я малость -- с креном: Все графоманю, ныне, как допрежь...» Графоманьте и далее, если не хотите побеждать. Если же желаете оного, пишите меньше – да лучше! Такое вот «кино». 47. «ОДИЧАЛ...» (Поэт-песенник). «Вечеру-люблю» рифмой считать – это экстремизм. :) «Самоубийственная» апологетика. Точка без какого бы то ни было «многоточия». 48. «Время плясать на костях...» (Сергей Матросов). «Ты не у бога в горстях», автор! В Ваших стихах не удар по дых «вражине», а щелчок языком. Ибо чувство проявленное в произведении – желание укусить, а кого, за что… Не суди, да не будешь судим! :) 49. «Дорожная звезда» (Влад Копернин). «Догнать стремительный бег моего вагона», - это Вы чересчур растянули строчку, Влад. Поработайте над размером и над метафорами построже. А то лес мечется (!) не по делу… 50. «Жизнь моя...» (Tatiyana Malikova). «И если слишком жестоким вдруг станет конвой», - бессмысленно. Жестоким. Да еще слишком. Да еще конвой… А не мстит ли автор стихами некоей даме-конкуренту? Задумаемся… --- --- --- --- --- --- --- --- РЕЗЮМЕ --- --- --- --- --- --- --- --- Что же, дорогой Читатель, в данном обзоре в общей сложности было рассмотрено 100 конкурсных работ. Оценив каждую в уме по 10-балльной шкале и сделав простейшие статистические выкладки, я получил средний ранг (численную оценку качества) представленных работ, равный 5,34 балла. Иными словами, генеральную совокупность произведений склонен рассматривать в целом как удовлетворительную по уровню, но отнюдь не достаточно конкурентную (в рамках приведенных 100 работ, разумеется! – о том, что конкурс в целом удался, я уже высказался!). Можно судить о соотношении количества и качества… Из 50 прозаических произведений: 1) 3 оценены мной на 9 баллов; 2) 3 – на 8 баллов; 3) 6 – на 7 баллов. Следовательно, на мой взгляд, в среднем лишь одна из четырех прозаических работ (24%) заслуживает оценки «хорошо» или более высокой. Из 50 стихотворений: 1) 2 оценено мной на 9 баллов; 2) 2 – на 8 баллов; 3) 5 – на 7 баллов. Следовательно, на мой взгляд, и здесь невелика доля «хорошистов» и «отличников»: такую оценку заслужили только 18% конкурсных произведений (в среднем каждое пятое). Это к слову о резонности моего отказа от дальнейшего «всеобщего разбора полетов»… Как бы и кто бы не сокрушался… С уважением и пожеланием Удачи претендентам на Победу, Д.К. --- --- --- --- --- --- --- --- Продолжение следует… --- --- --- --- --- --- --- --- ПРИМЕЧАНИЯ: * «Кто не любит одиночества – тот не любит свободы» (А. Шопегауэр) «Самый сильный человек – самый одинокий» (Э. Дузе) «Одинокий человек всегда находится в дурном обществе» (П. Валери) «Ненавижу одиночество – оно заставляет меня тосковать о толпе» (С. Лец) ** В настоящем обзоре рассмотрены 100 первых по времени размещения поэтических и прозаических работ, относящихся к конкурсным (т.е. за исключением работ членов жюри). Их порядок может не совпадать с порядком в ленте произведений, что связано с иной последовательностью прочтения мною данных творений. Более того, так как мною были в один прием сохранены на своем жестком диске все работы за первые дни их размещения, несколько произведений могут относиться к более поздним (за рамками первых 50-ти в каждой из номинаций), а вместо них быть нерассмотреными несколько более ранних (в рамках первых 50-ти в каждой из номинаций). Причина? Нет желания перепроверять ради нескольких, а может, и нуля работ целую их сотню… :) |