Последнее, что человек может сделать - это гигантское действие: в воображении построить целый мир, остаться жить в этом мире, и победить саму смерть. Михаил Веллер «Все о жизни» Приветствую вас, дорогие «жители Гринландии»! Так или почти так планировала я начать свой обзор, когда соглашалась на участие в работе жюри. А знаете, какой первый вопрос я задала своим коллегам, прочитав первую двадцатку? Где гриновские тексты? Ждала рассказы о всепобеждающей любви, о торжестве мечты и о верности светлым идеалам юности. Друзья мои, по мере прочтения текстов, погружалась я в уныние. Наконец, оставив в покое собственные ожидания и предвкушения, я решила сосредоточиться на том, что есть. Не обессудьте, но вялые, «заштампованные» тексты, я оставляла недочитанными, бросала, споткнувшись на очередном «оригинальном» высказывании о «лазурных небесах», «завывающих ветрах» и «горючих слезах». С сожалением отложила, прочитанный мной не без удовольствия «Палатин» Леонида Рабиновича – большой объем! С грустью отметила, что вполне уместное по теме произведение Эллы Ольхи, явно не вмещает историю ее героини в рамки рассказа, а так и просится в более крупный формат, а иначе – синопсис, и только. Не то! Рассказ автора с категоричным именем «нет» «Сказать вам честно?», с удовольствием переместила бы на конкурс философских размышлений «мысли в пути» - что нет такого? Жаль, рассказ хорош! Тоже могла бы сказать о большинстве из прочитанного мной. Ну не вписывается в тему конкурса, хоть плач, даже если рассказ и хорош. Я думаю, прежде, чем помещать текст на конкурс, надо очень хорошо протестировать его самому – точно ли мой рассказ об этом? Смирившись и согласившись со многими отступлениями от темы заявленной, я категорически запретила себе отбирать в десятку лучших рассказы, где присутствуют описания: пьяных драк, романтики суровых тюремных буден (с элементами ненормативной лексики и фени), а также возбужденных чресл как порочных, так и непорочных тел. Романтику, хорошенько настроившись, можно обнаружить и там? Возможно! Но, не романтику Грина, согласитесь. В итоге, я составила десятку «из того, что было», из того, что осталось. По мере продвижения к номеру десять моего списка, «тучи сгущаются». Но все же теплится надежда, все же есть мечта о прекрасном, даже в последнем из десяти отобранных мною рассказов. Я судила, как могла, теперь судить вам, дорогие друзья. Читайте. Всем участникам конкурса желаю творческих радостей и успехов. Позволю себе в конце процитировать А.Грина: "Сочинительство всегда было внешней моей профессией, а настоящей, внутренней жизнью являлся мир постепенно раскрываемой тайны воображения" Богатой внутренней жизни вам желаю и неустанного постижения тайны воображения! А теперь, мои десятки: 1. Анна Семироль «Конь на белом принце» Я просто «отдохнула» на этом тексте. Это действительно сказка! С элементами мистики, ироничной философии и фэнтезийными наворотами. И сам Герой и его Леди - яркие и выпуклые образы, на фоне придуманного царства. Исполнено мастерски, читаешь просто на одном дыхании. Рекомендую! 2. Kira_Lyss «Загляни в Зазеркалье». Долго думала, чья мечта разместится на втором месте в моей десятке, кого выбрать, Kira_Lyss или Лару Галь? Но, учитывая то, что слишком мало «света в конце тоннеля» нам предложили участники конкурса, я отдала предпочтение «Зазеркалью». Ну, где еще, если не в этом конкурсе, побеждать автору, написавшему о победе любви? Трудный путь испытаний и сомнений, верность себе и своей мечте, и, уже почти на грани, он – любимый и долгожданный. К тому же написано хорошо, читается легко, чувства пробуждает светлые. 3. Лара Галь «Вираж». Не смотря на то, что финал трагичен и наполняет грустью, грусть моя светла. И этот свет примиряет меня с весомостью и зрелостью героини (а кто знает, какой стала красавица Ассоль годам эдак к сорока?) и с печальным финалом любви, которая, сказочно возникнув, покинула героиню, вместе с нечаянно возникшим возлюбленным. Ну, а о мастерстве и художественном вкусе Лары говорилось уже много. Я лишь соглашусь, будучи давней поклонницей ее таланта. 4. Наталья Черемина. «Кийя». К сожалению, автор снял произведение с конкурса, и не оставил читателям ни одного шанса прочитать его и составить собственное мнение. Могу предложить свое: написано хорошо, удачно, на мой взгляд, переданы звуки, запахи и цвета времени, о котором мы узнаем в рассказе. И, хотя я привыкла к несколько другой версии жизни и судьбы Кийи - недолгой соперницы прекрасной Нефертити и супруги Эхнатона, возмечтавшей стать для него выше лучшей из жен, я поверила Наталье и «оплакала» судьбу маленькой наложницы. Если автор нам позволит, я рекомендовала бы почитать этот рассказ любителям исторических экскурсов и экспромтов. 5. В.Бенрат Вот, обещала же не включать в свою десятку эротические изыски! Но, Владимир, будучи талантливым певцом страсти, сумел таки рассказать нам полную очарования и трагизма историю любви! И сделал это с присущими ему чувствами такта и меры. И это стоит отметить. 6. Дед Мазай без зайцев. «Все по закону». Дед Мазай – новый для меня автор. Рада знакомству! Этот рассказ, безусловно, достоин прочтения, у меня возникло ощущение абсолютной реальности происходящего. Этот мир существует, живет по своим ужасным законам. Но, и в темноте, во мраке этой выдуманной жизни, остается жить любовь. 7. Ольга Зверлина. «Кукла или Театральные Сны» Я очень люблю читать подобные истории, хотя, скорей ассоциации со сказками Андерсена, а не Грина, возникают при прочтении. Финал порадует любителей историй про «черную-черную комнату...». Страшно! Но, очарованная языком изложения и изяществом сюжета, я беру эту театральную арабеску в свой список. 8. Эмилия Галаган. «Китайский шелк» Рассказ Эмилии знаком мне, приветствую, Эмилия! Качество текста определенно стало выше. Эпиграфом рассказа автор выбрал слова Андре Моруа, которые вполне можно было разместить и на страничке нашего конкурса: « В мире всегда будет существовать романтика для тех, кто ее достоин» Вот только что-то мне постоянно мешает отнести героиню рассказа к числу тех, кто «достоин». Возможно, ее мысленный монолог в начале рассказа? Слишком много реваншизма и агрессии в этой хорошенькой головке, слишком неясный переход от материального к возвышенному. На мой взгляд, не достаточно мотивирован этот переход, то ли времени не хватило, то ли пространства событий. Думаю, что Эмилия еще поработает над этим рассказом. А возможно, он перерастет в более крупные литературные формы? Красное платье из китайского шелка полощется на ветру. Удачи, Эмилия! Пусть все будет! 9. Елена Шуваева-Петросян. «ФЕВРАЛЬСКОЕ СОЛНЦЕ» Рассказ вызывает противоречивые чувства, реалистичность сурового быта беглянок за счастьем, контрастирует со светлым февралем. Надежду ласкают лучи солнца, и убивает грубая реальность. Вот этим построением на контрастах, пожалуй, и понравился мне рассказ Елены. 10. Лидия Паша «ЧЕРТОВА ЭСТЕТКА» В плену собственных иллюзий и комплексов проходит жизнь героини. Мечта стала не явью, а наказанием неисполнимостью своей. Боль одинокого брошенного судьбой человека. Безнадега! Но задело, зацепило чем-то. Вот только, определенно не названием, ну не нравится мне название рассказа! Свет в конце тоннеля есть, как и путь к нему, но это, к сожалению, путь из жизни в смерть, к любимым людям и неисполненным мечтам. |