Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Неустроев Олег
Объем: 13762 [ символов ]
НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА
Я обернулся. Дом горел. Горело все, что строил я. Пылал, наверное, подвал, где оставалось и вино, и водки пять сортов, и пиво в бочках небольших; в подвале стол бильярдный, с которого огонь сдирал зеленый бархат, горел, должно быть, хорошо; в гостиной комнате камин гудел на радостях, что все пылает так кругом, к чему стремился он всегда; дымил ковер огромный на полу и пузырился; а в спальнях наверху белье все больше тлело.
Дом разгорался все сильней. Поднялся ветер от реки и вскармливал огонь. Пока взбирался я на холм, огонь выглядывал в окно (я слышал - треснуло стекло), по внешним стенам полз и крышу обжигал. Вот фланги выдвинул пожар: на левом фланге был гараж, на правом - баня. Теперь по кругу все пылало. И только дворик внутренний стоял, под крышей полностью стеклянной,- там нечему гореть. Затем от жара затрещало и рухнуло стекло - на розы, зелень и деревья, на, в форме капли сделанный, бассейн. А дальше все валилось и трещало, и в гараже взрывалось все подряд.
Весь дом горел, быть может, час.
Я начал строить дом в пятнадцать лет. Сначала маленький совсем. В сосновом сказочном бору. Я долго место выбирал. И начал строить у реки, почти ручья, подальше от дорог, без всяких там удобств, одна лишь комната и печка, железная кровать и умывальник, из развлечений только книги. За лето полностью построил: среди густых деревьев мой дом был еле виден.
Я жил один. Мне было неуютно. И, стыдно вспомнить - я боялся темноты. Пугался леса темного, когда, ночами, выйдешь на крыльцо и видишь только контуры деревьев ближних, шуршание и треск за ними, и шум воды на перекате. Привык затем, обжился, и приспособился гулять по вечерам лишь мне известными тропинками в темнеющем лесу, когда вверху еще светло и розовеет небо на закате, и запах утренней росы, не появившейся еще, уже витает, испаряясь.
Промок однажды под дождем, вернулся в дом и печку растопив, и отогревшись, я понял ясно, что так и буду дальше жить. Но долго многого боялся: вдруг одиночество страшило; вдруг голоса в лесу ночные; то бесполезность бытия, а то вселенной бесконечность. Не может радовать жизнь, когда тебе пятнадцать лет.
Вот перед сном ходил по лесу - все так знакомо и привычно, так сумерки легки и окружение приятно и птиц ночные голоса, и краем глаза, зреньем боковым, я уловил деталь, которой быть здесь не должно. Она тотчас исчезла за деревья. Но я вернулся к месту, откуда это видел, и не ошибся, точно: к сосновой толстой ветке, шагах в пятнадцати всего, привязана веревка с петлею на конце. Тугим узлом. Прислушался, но только ветер слышал, и пенье птиц и белок перескок, не потревоженных никем. Не потревоженных ничем. Стоял и ждал чего-то тщетно. Недолго ждал,- петля манила. Веревка гладкая блестела, податливость попробовать звала. Кругом,- ни ветки сломленной, ничьих следов, ни запахов ничьих. Я ствол поваленный нашел и подтащил его к петле. С трудом. Уже темнело. Ногами встал на ствол и сунул голову в петлю. И так стоял, не слыша ничего, на фоне, в лунном свете серебристой, нешелохнувшейся сосны, таких как я десяток пережившей. И стало стыдно мне, неловко. Побрел домой.
А годы лепетали о себе. Вот вкралась мысль о предназначении своем. Такая мерзкая мыслишка, длиной с десяток лет. И сколько дней бесплодных и ночей я мучился над ней. И все, казалось, бесполезно. Проснешься ночью,- все черно, в трубу погреться ветер залетит и сипло взвоет, подует из окна, остынет печь к утру и в умывальнике вода, замерзнет зверь в лесу и псы в холодных городах,- такая к миру жалость и к себе.
Никто, я так жалел о том тогда, ко мне не приходил. А мне хотелось быть с людьми. Ночами на дорогу выходил с открытою душой и редких путников манил - о жизни говорить, о бесконечности, о звездах. Бежали все, меня завидев. Дурная слава понеслась о тех местах, где я живу. Дорога заросла. И только я умел по ней пройти, и дальше - к дому, шел один. Годами позже многие стремились приблизиться ко мне, но к времени тому,- я передумал.
Пока же мучился с собой. И принялся читать с тоски ночами напролет. Я бредил утром в полусне прочитанно-прожитым, и год спустя заметил за собой - любовных сцен не пропускал,- читал и перечитывал их. Учился разным быть в постели. От ласк моих девицы млели и распалялись все сильней. Но сам я распалялся больше и выходил на темную дорогу,- искать заблудших женщин. Они, конечно, где-то были, блуждали где-то в темноте, меня не замечая. И чтоб заметней быть для них я вышел в люди. Ранним утром.
Не так уж лес непроходим. Бежал почти, заметив деревеньку и разудалые, заслышав, голоса. Здесь пили водку в основном и я с нее же начал с ними. Где брали водку, я не помню; и многих за столом в теченье долгих лет - не помню; событий, проишествий - никаких. Одно лишь: все перепились. Одни уснули за столом, другие - где попало. А я полез на сеновал. Там кто-то спал уже, дыша тихонько в темноте. И по дыханью одному, по неглубокому, грудному, по нежности и мягкости его, я догадался
- баба спит: напротив за столом сидела, подмигивала мне и улыбалась пьяным ртом, бесформенным от пьянки, и знала, что я сплю на сеновале, но все ж сомненья,- а вдруг случайно забралась сюда она,- во мне не умолкали. Когда рука ее коснулась живота и, вроде как безвольно, меж ног моих упала. Она, конечно, не спала. Но знанья книжные мои - тотчас пропали. Она же потянулась и сказала:"Я мальчика хочу". И только после,- объятих пьяных, перегара, какого-то кряхтенья, одежд каких-то длинных, сопения, движений, слов, я понял: мальчик - это я. В такой тоске лежал затем, закончив дело, когда она спала. В такой тоске. Потом так всякий раз. Я не запомнил всех. Но бесконечную тоску, безмерную, пустую, как будто я внутри огромного воздушного шара, а все вокруг - за стенками его, я помню,- чувствовал тотчас после сближения; из них,- одна из десяти не оставляла пустоты, не оставляла сожаленья. И что же делать дальше - я не знал. Как дальше жить в свои семнадцать,- так много лет уже прожито.
Редки в семнадцать лет раскаянья о прошлом. Я дом почти не вспоминал. Лишь утром после пьянки иногда, когда похмелье не вмещает голова. С тем большим сожаленьем, чем больше выпил накануне. Но возвращаться было поздно. Блевотина прилипла к сапогам. Когда я утром вышел со двора,- еще и птицы не запели, еще и солнце не взошло, цветы к нему не повернулись,- мне было двадцать лет. Я думал, может быть в других краях - другие люди. Я сутки шел, затем вторые,- такая передышка всякому нужна,- и по дороге размышлял: раз я о жизни знаю столько, мне рассказать другим о ней необходимо. Так жажда творчества проникла в сердце мне. И отравила.
На третьи сутки я увидел город. Он растилался предо мной, расчерчен словно по линейке при взгляде с высоты. Курились трубы, скрывали дымом горизонт. Мелькали люди и прятались в домах. Огромных. На сотни человек. И жили там друг с другом, и ели-спали в помещении одном. И я построил также дом. Такой же точно, как у всех. Везде и все - одно и то же. Нашел работу - скучную, как всякий труд за деньги. Работал днями напролет. И вечерами только - отдыхал: на тесной кухне, в полу-тьме, курил без перерыва, творил без перерыва, искусство создавал.
Так год прошел. За ним по кругу год другой. Я в тайне холил гений свой. Я в одиночестве своем не распылял его впустую. Но невозможно одному своим искусством наслаждаться. Как будто, будучи богатым, копить еще, еще, еще, не наслаждаясь ни едой, одеждой, праздностью, комфортом, ни завистью других. А вдруг умрешь в вечерний час. Без славы, без любви, без всенародного признанья. Посмертное признанье хорошо, да только пользы не приносит.
И я метался по углам. Ночами. Закончив труд, из одного угла в другой, и, благо комната пуста, шагами мерил расстоянье в бездарной полной темноте, лишь зуб о зуб во рту скрипел
- от безысходности и злости и бесталанности своей. Так долго длится не могло. И, отдыхая от всего, я снова пил,- все больше, больше, затем почти без перерыва, без сна, без пробужденья,- одна лишь вязкость опьяненья сопутствовала мне.
Такая ночь ко всем приходит: ложишься спать и чувствуешь, что можешь не проснуться. Вот просто так, вдруг сердце заболит, или другое что, но ночь последней может быть. И не исправить ничего, и до утра не совершить. К чему же творчество тогда, сомненья, пьянки, вдохновенье мне,- все спутники его,- зачем?
За что?
Одно из двух - проснувшись, я решил: одно из них,- искусство только, и больше ничего. Оставил я его. Все вечера теперь свободны были, был предоставлен я себе, спокойно жил на благо метериального достатка и окружающих мещан. Женится только оставалось, и к этому все шло. И все?,- подумал я тогда. Мой дом в лесу глухом, ночные сосны, запах зверя, тоска и вой с волками на луну, убийственный мороз спокойный, прохлада в зной у маленькой реки, мечты,- забыть, прожить и околеть, как пес цепной, лишь на длину цепи свободный и лишь во сне, когда приснится он себе щенком и радости щенячьи ощутит, и засучит к свободе лапами, не просыпаясь - заскулит; завоет, пробудившись, на привязи своей. Его покормят и погладят - и он забудет сон.
В который раз собрался и ушел. Но в возрасте таком - гораздо все серьезней,- уже не так спокойно встретишь осень и желтых листьев запахи тревожней. Теперь я знал, куда иду: от города на юге есть река, большая, разная всегда, ее спокойное движенье пробудит иногда,- то грусть и сожаленье; на перекате, в мельканье хариусовых тел,- азарт и возбужденье; и смена этих настроений позволит мне - обманывать себя, когда не будет вдохновенья, что жизнь и так довольно хороша. И моего присутствия достойна.
Достиг реки не скоро. Затем ходил по берегу еще, все место выбирая, какое мне хотелось. Потом нашел и долго строил дом. В котором можно умереть. Он получился вот такой: фасад высокий, внутри без перекрытий, был предназначен для гостиной и кухни маленькой в углу; двухэтажных два крыла за ним, в которых комнаты и спальни, библиотека, кабинет; двор внутренний закрыт стеклом со всех сторон - там зимний сад, бассейн и баня; в подвале тир, бильярд и бар; котельная, гараж. Все сделал так, что мог не выходить из дома месяцами. Годами, если надо.
К предназначенью своему был полностью готов. И творчество мое,- тяжелый, тяжкий труд,- себе все подчинило и расписало дни, лишь воскресенье исключая, по минутам. А в воскресенье - божий день - я отдыхал, ходил по лесу, рыбачил на реке. Так время шло, что я его не замечал. Когда хотелось - выпивал, а то, все ближе к ночи почему-то, седлал автомобиль и, за пол-ночь уже, в пустынный город заезжал. По темным улицам его, неузнаваемым, кружил. У ресторана тормозил - немного выпить закусить, когда хотелось мне. Один любимый был: в подвале размещен и стилизован под охотничью избу. И обнаружил я пристрастие в себе к хорошей кухне и вину. На сцене крошечной в углу играли двое музыкантов, один на скрипке, на синтезаторе другой, и с ними девушка, высокая, с прямой и стройною спиной, мне пела только одному: "Заходите к нам на огонек...", и я все время заходил, уже не зная точно, почему.
Так познакомились мы с ней.
Уставшую к утру я провожал ее домой. Она конечно же молчала. Светало - понемногу, что даже края солнца за домами совсем не видно было. Я вспоминал и говорил, как хорошо на берегу в погожий день встречать рассвет, когда ничем не скрыто солнце и ты не скрыт ничем - наедине, вода парит, как молоко и искупаться - наслажденье, и плыть недвижно по теченью на спине и видеть небо с облаками и птиц парящих в вышине. Я приезжал потом домой и отсыпался. Бродил, проснувшись среди дня, по дому звучному, пустому, и каждый шаг мой отзывался. С закатом снова собирался, в который раз чтоб повторить: дорогу, ночь и ресторан, вдвоем прогулку поутру.
Вот только тут заметил я, что не работать мне нельзя: на третий день безделья с тревогой просыпался, нелепой, непонятной, безотчетной, и страх, как в юности, ничем не объяснимый, давно, казалось бы, забытый, с тревогой этой появлялся. Я болен был - все тело ныло, ломалось в пояснице, болела голова; бессилен был - с постели до обеда не вставал; пытался напиваться - лишь поначалу помогало, затем похмелье прибавлялось ко всему. Но стоило приняться, через силу, за работу, как все бесследно, постепенно, исчезало. И понял я, что я неволен, и выбора мне нет.
Спустя неделю, на закате, я въехал в город без сомнений. Конечно, мог не приезжать, не объясняя ничего. Когда совсем стемнело, спустился в ресторан. Решение исчезло. Я провожал ее домой. По серебристому шоссе затем мы ехали ко мне. И стали жить вдвоем. Она все понимала и оставатся позволяла, насколько нужно было, одному. На двое-трое суток запирался в кабинете, питался черным кофе и печеньем, работал с наслажденьем. Как никогда. Работа шла - без перерыва, без ожидания, пустого, вдохновенья,- само являлось в нужный час, добытое упорством.
Спокойно жили мы и просто. На лодке иногда перед рассветом к протоке плыли незаметной и далее по ней - к охотничьей заброшенной избе, в такую глушь, где птицы не боялись никого и грелась рыба в мелководье. Там жили, сколько нам хотелось, купались и лежали не песке, костер на берегу под вечер разводили и пили терпкое вино. Созвездья двигались бесшумно, без звука падала звезда, - мы загадать не успевали, да ничего не нужно было нам. Прозрачна ночь, когда легко и счастье призрачно само.
Признание пришло. Не изменилось ничего. И сам все знал о творчестве своем. Но путешествовать вдвоем себе могли позволить. И страны, города, какие знали мы по книгам; соборы, площади в старинных городах; мосты и реки и каналы; кафе и рестораны, - принадлежали нам.
Ее не стало. Так творчество закончилось мое и исчерпалось. И дом стоял пустой. Представил я: вот он заполнится толпой, с напрасным любопытством глазеющей на все, трудом что возводилось и годами, с тоской и счастьем вперемешку, лишь уложу продукты, снасти, вещи в лодку и отчалю.
И ничего я не оставил.
1998-1999
Дата публикации: 09.09.2004 12:53
Следующее: ЗИМА

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта